29 марта 2024, Пятница02:49 МСК
Вход/Регистрация

Синяков Андрей Анатольевич

Данный материал является частью информационного проекта “Золотодобывающие регионы России” – “Золотодобывающая промышленность Республики Саха (Якутия)”

Данный материал является частью информационного проекта “Золотодобывающие регионы России” – “Золотодобывающая промышленность Республики Саха (Якутия)” 


2016_-2_sinyakovyakut_fotoАндрей Анатольевич, при оценке доли запасов золота Якутии в общероссийском потенциале цифры очень сильно различаются. Какая цифра близка к реальности? Насколько она актуальна в свете недавно произошедших перемен с ценой на золото в долларах (она резко упала и медленно восстанавливается) и рублях (она за прошлый год взлетела до рекордных величин)?

Республика Саха(Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горно-промышленным регионам Российской Федерации. Разнообразный ресурсный потенциал территории республики имеет не только российское, но и мировое значение, освоение которого находится в начальной фазе.

Удельный вес запасов полезных ископаемых Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевой базе России составляет: по алмазам 82 %, золоту 17 %, урану 61 %, сурьме 82 %, железным рудам 6,2 %, углю 40 %, олову 28 %, ртути 8 %. Имеются значительные запасы нефти, газа, редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка и т.д.

Повышение Центральным банком Российской Федерации с декабря 2014 года ключевой ставки с целью ограничения существенно возросших к концу года девальвационных и инфляционных рисков стало причиной увеличения размера процентных ставок по кредитам и ужесточения требований коммерческих банков к золотодобывающим предприятиям, получающим кредитные ресурсы для проведения подготовительных работ, связанных с добычей золота в 2015 году.

В связи с этим у золотодобывающих предприятий значительно был сокращен доступ к кредитным ресурсам, а также возросла их стоимость (до 25-30 %). Для сохранения размеров совокупного дохода и сохранения расходов в условиях сложившейся ситуации предприятия вынуждены были наращивать физические объемы производства.

С одной стороны, это продолжило стимулировать рост добычи золота, но с другой — это стало быстро приводить к сокращению и ухудшению остающейся минерально-сырьевой базы отрасли.

Благодаря тому что стоимость продаваемого золота рассчитывается от долларовой международной цены, многим предприятиям в 2015 году позволило увеличить уровень доходности и сохранить рентабельность производства.

Известно, что 22,6 % запасов золота Якутии находится в государственном резерве. Почему такая существенная доля отнесена «в резерв», о каких проблемах с их освоением идет речь и насколько актуальна эта цифра?

По состоянию на 01.01.2016 г. Государственным балансом запасов полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия) в целом учитываются 810 месторождений с балансовыми запасами 1,7 тыс. т золота.

В настоящее время в распределенном фонде участков недр по республике учитываются более 200 месторождений золота, содержащих 80 % всех учитываемых балансовых запасов по Республике Саха (Якутия).

При 20 % учитываемых балансовых запасов золота качество минеральносырьевой базы хуже за счет снижения среднего содержания золота и усложнения горно-геологических условий отработки.

Но по мере истощения минеральносырьевой базы действующих предприятий в скором времени будут вовлечены нерентабельные месторождения с вводом новых технологий добычи и извлечения золота из недр, обеспечивающие снижение себестоимости 1 грамма.

Как показывает анализ СМИ, достаточно чувствительным вопросом для Вашего региона является вопрос взаимодействия владельцев горно-геологических проектов с коренными малочисленными народами республики. Как удается находить компромисс между их интересами, что делается для сохранения и поддержания самобытного уклада жизни местного населения и что здесь еще могло бы сделать горное сообщество?

Несмотря на неустойчивую ситуацию в экономике страны, в Якутии планомерно продолжается реализация крупных инвестиционных проектов. При реализации на территории Республики Саха (Якутия) крупных инвестиционных проектов Правительством Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами совместно с хозяйствующими субъектами-инициаторами инвестиционных проектов заключается соглашение о сотрудничестве и совместной реализации инвестиционных проектов.

2016_-2_minpromyakut_foto1

Предметом соглашений является определение основных принципов взаимодействия между сторонами, условий сотрудничества сторон в области социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), в том числе исходя из потребностей производственной деятельности, взаимодействия при решении вопросов привлечения трудовых ресурсов.

В 2015 году Республикой Саха (Якутия) заключено 4 соглашения о сотрудничестве и совместной реализации инвестиционных проектов с 4 крупными хозяйствующими субъектами (ЗАО ГМК «Тимир», ОАО «НК «Роснефть», ООО «Газпром газомоторное топливо», ООО «Восток Инжиниринг»). При этом создание новых рабочих мест предполагается по 3 инвестиционным проектам (кроме ООО «Газпром газомоторное топливо»). В каждом из заключенных соглашений одним из обязательств со стороны компаний является привлечение местных трудовых ресурсов в рамках законодательства при прочих равных условиях.

Девять лет назад Правительство России одобрило «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Какое место в этой «Схеме» занимает золото? Что на данном этапе удалось сделать в рамках запланированного? Насколько соответствует реальное положение дел планам и к какому результату ожидается прийти к 2020 г.? Начата ли разработка «Схемы» на более отдаленную перспективу и если да, то кто из профильных организаций участвует сейчас в такой работе?

В 2015 году индекс промышленного производства увеличился в 1,8 раза к 2009 году, а без учета добычи алмазов — в 2,5 раза.

За период 2010-2015 годы реализованы такие знаковые проекты как строительство нефтепровода от центрального блока Среднеботуобинского месторождения до трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», 3-я очередь подземного рудника «Айхал», рудника «Удачный», карьера «Ботуобинский» Нюрбинского ГОКа, шахты «Денисовская Центральная (первая очередь)», участка открытой добычи Инаглинского угледобывающего комплекса, обустройство Эльгинского каменноугольного месторождения.

По итогам 2015 года добыто 25,1 т золота, что на 35,6 % выше уровня 2009 года и на 5,2 % выше уровня 2014 года. Рост обеспечен за счет месторождений россыпного золота и прироста запасов на месторождении россыпного золота Берендей и на месторождениях рудного золота Гросс и Таборное.

Известно, что на территории РС(Я) расположено очень много месторождений полезных ископаемых, начиная от алмазов и кончая нефтью и газом. Комплексная, экономически оправданная разработка каких именно ресурсов наиболее «интересна» в первую очередь, по мнению Правительства республики?

Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года определены структурные преобразования экономики, модернизация базовых отраслей (алмазо-, золото-, угледобычи), развитие нефтегазовой отрасли.

Какие изменения в местном законодательстве планируются в ближайшее время в целях поддержки и развития малого и среднего бизнеса в горно-геологической отрасли и поддержки золотодобывающей отрасли республики в целом?

В перспективе развития горно-добывающей промышленности Якутии по-прежнему значительной (на уровне 50 %) остается доля россыпных месторождений в общем объеме добычи драгоценных металлов.

За многие десятилетия отработки россыпных месторождений в Республике Саха (Якутия) сформировалась значительная сырьевая база техногенных россыпных образований.

Прогнозная оценка ресурсной базы техногенных россыпей Якутии как источника восполнения минеральносырьевой базы россыпной золотодобычи представляется своевременной и актуальной.

Существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база позволяет разрабатывать техногенные россыпи золота, однако в ее основе лежат принципы освоения крупных месторождений.

В Законе РФ «О недрах» отсутствует правовое определение понятия «техногенное месторождение» («техногенная россыпь»). В других законах и подзаконных актах, касающихся отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, используются термины «техногенные минеральные ресурсы», «техногенное сырье», «техногенные образования», «техногенные отходы» и др.

Предлагается внести изменения и дополнения в Закон РФ «О недрах» и другие законы и подзаконные акты — правовое толкование понятия «техногенное месторождение» («техногенная россыпь»).

Благодарим вас за беседу!

Опубликовано в журнал “Золото и технологии”, № 2 (32)/июнь 2016 г.

Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X