Сергей Шаповалов - Партнер Юридической компании «Налоговая помощь»

С самого введения НДПИ в 2002 году законодатель установил ставку 0 процентов для ископаемых, добываемых из техногенных месторождений, при условии отсутствия в России промышленной технологии извлечения такого золота (подп. 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ). Удивительно, но в судебной практике эта льгота не вызывает никаких споров. Вероятная причина тому, что ей никто не пользуется. А это в свою очередь может быть объяснено тем, что смысл подп. 5 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ непонятен налогоплательщикам.

Напомним, что указанный подпункт предусматривает налогообложение по налоговой ставке 0 процентов добычи полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Хотя норма сформулирована универсально, для целей настоящей статьи мы будем говорить только про добычу золота.

Из цитаты видно, что каждая из двух ее частей описывает два самостоятельных основания для льготного налогообложения добычи золота из техногенных месторождений:

  • добыча в отсутствие в Российской Федерации промышленной технологии извлечения такого золота;
  • добыча в пределах нормативов содержания полезных ископаемых.

ТОЛКОВАНИЕ 1: НЕПРОМЫШЛЕННЫЙ СПОСОБ ДОБЫЧИ

Если второе основание вполне понятно (и про него в настоящей статье речи не идет), то первое основание сформулировано недостаточно определенно. Если золото было так или иначе добыто, то можно ли говорить, что технология его добычи в РФ отсутствует? Это противоречие можно разрешить, если допустить, что законодатель подразумевал нулевое налогообложение золота, добытого непромышленным способом.

Однако что есть “непромышленный способ добычи”? Законодательство никак не определяет этот термин. Отсутствует строгое определение и в словарях.

Если рассматривать непромышленный способ как способ разработки непромышленных запасов, то мы приходим к противоречию: разработка непромышленных запасов золота законодательно не разрешается (хотя и прямого запрета так же не существует!), а льгота при этом есть. Следовательно, толкование первой части подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ должно быть иным.

ТОЛКОВАНИЕ 2: НОВЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ СПОСОБ ДОБЫЧИ

Кто-то может сказать, что в первой части подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ речь идет о нулевом налогообложении потерь. Но с этим невозможно будет согласиться, так как налогообложению потерь посвящен подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ. Следовательно, законодателю было бы бессмысленным дважды писать об одном и том же.

Иной вариант толкования сводится к тому, что законодатель желает освободить от налогообложения тех, кто добывает золото промышленных запасов, но способами, которые впервые используются в отечественной золотодобыче.

Слова «впервые» в тексте подп. 5 п. 1 ст. 342 НК РФ отсутствует, но как можно иначе связать факт добычи золота с условием отсутствия в Российской Федерации промышленной технологии его извлечения?!

Если золото добыто, то значит технология его добычи существует. Поэтому невозможно говорить о каком-то абсолютном отсутствии технологии в РФ. Но можно говорить, что ранее отсутствовала практика применения такой технологии.

Такое толкование неизбежно породит коллизии. Вот только некоторые из них:

  • как долго технология, применяемая пользователем, будет считаться новой?
  • могут ли претендовать на льготу недропользователи, которые стали применять технологию, ранее признанную новой для другого недропользователя?
  • как определить, что технология является новой, то есть ранее практика ее применения в России отсутствовала?

Последний вопрос является самым главным на сегодня. Какого-либо регистра технологий добычи в РФ не ведется. Соответственно, формального и простого способа понять, насколько нова та технология, что применяет недропользователь, могут лишь опытные эксперты.

И косвенным доказательством этого утверждения служит договоренность Федеральной налоговой службы (ФНС) с Ростехнадзором об экспертной помощи. Пункт 2 ст. 5 Соглашения о взаимодействии ФНС и Ростехнадзора  (утв. совместным приказом № САЭ-3-21/471 и № 685 от 27.09.2005) предусматривает обязанность территориальных органов Ростехнадзора информировать налоговые органы по их запросам об отсутствии промышленной технологии извлечения полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств.

Опубликовано в журнале “Золото и технологии” № 3(21)/сентябрь 2013 г.