Подробнее
2 500 000
метров пробурено за 5 лет
существования компании
Правовые вопросы
Правовое регулирование вывоза золотосодержащей руды из Таможенного союза ЕврАзЭС

На сегодняшний день перед российски­ми золотодобывающими компаниями в России встает вопрос вывоза золо­тосодержащей руды (далее по текс­ту — руды) из Таможенного союза ЕврАзЭС.
Причем целью вывоза руды может являться не только продажа (экспорт) такой руды, но и проведение лабора­торных исследований руды за границей с целью выработки оптимальной техно­логии извлечения золота из руды, с последующим приобретением обору­дования под данную технологию у иностранных партнеров.
Золотосодержащая руда является товаром, ограниченным к перемеще­нию через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, и ее вывоз с территории Таможенного союза сопряжен с получением опреде­ленной разрешительной документации, в том числе лицензии на экспорт золо­тосодержащей руды.
Оформление разрешительной доку­ментации на вывоз золотосодержащей руды условно можно разделить на несколько этапов:

1. Оформление Сертификата хими­ческого состава руды в части содержания драгоценных метал­лов (далее — Сертификат хими­ческого состава руды)
2. Заключение с иностранным партнером контракта на экспорт руды.
3. Получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения дра­гоценных металлов из сырьевых товаров в РФ.
4. Получение в Минпромторге России лицензии на экспорт руды.
5. Совершение таможенных опера­ций в отношении руды.

Остановимся более подробнее на каждой из вышеперечисленных стадий.

Оформление Сертификата химического состава руды
Сертификат химического состава руды является обязательным докумен­том, представляемым российским пос­тавщиком в Минфин России для полу­чения согласования Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ (п.п. «а» п. 32 Положения о порядке ввоза на терри­торию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драго­ценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134. (далее — Положение о порядке вывоза драго­ценных металлов)).

Порядок получения Сертификата химического состава руды регламенти­руется Приложением № 1 к совместно­му письму Госстандарта России № 520/277 от 22.04.1994 г. и Роскомдрагмета № 30-088-351/747 от 19.04.1994 г. (далее — Совместное письмо), введённым в действие указа­нием ГТК России от 08 июня 1994 г. № 01-12/504 (данное указание ГТК России признано утратившим силу на основании приказа ФТС России от 20.05.2011 г. № 1023, но порядок полу­чения Сертификата химического соста­ва руды, утвержденный письмами Госстандарта России и Роскомдрагмета, де факто продолжает действовать).

В соответствии с п. 2.1. Совместного письма для проведения анализа про­дукции на содержание драгоценных металлов заявитель должен направить заявку в одну из организаций, аккреди­тованных в Системе аккредитации ана­литических лабораторий (центров).

Причем в заявке необходимо указать код ТН ВЭД, который заявитель хочет присвоить товару (руде). Если руда по своему химическому составу содержит золото, а также иные попутные драго­ценные металлы, то такой руде нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 90 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: прочие), если руда содержит только серебро, то нужно присваивать код ТН ВЭД 2616 10 000 0 (руды и концентраты драгоценных металлов: руды и концентраты серебрянные).
ГТК России для использования в рабо­те подготовило перечень испытательных лабораторий (центров), проводящих ана­лиз сырья цветных металлов, содержа­щего драгоценные металлы, и выдачу сертификатов химического состава (письмо ГТК России от 17.08.2001 г. № 07-20/33133). Потенциальный постав­щик руды за границу должен руководст­воваться данным письмом при выборе лаборатории, осуществляющей выдачу Сертификата химического состава.
Необходимо отдельно выделить, что отбор проб руды и подготовка их к ана­лизу осуществляются заявителем в присутствии представителя территори­ального органа Госстандарта России или другой нейтральной компетентной организации в соответствии с требова­ниями нормативной документации (п. 3.1. Совместного письма).
Результаты анализа оформляются протоколом испытаний с выдачей Сертифи ката химического состава заявителю.

Заключение с иностранным партнером контракта на экспорт руды.
На этой стадии с контрагентом заклю­чается контракт на экспорт руды. При чем, если целью вывоза является не ком­мерческая продажа руды, а, как было сказано ранее, — лабораторные иссле­дования, все равно должен быть заклю­чен именно контракт на экспорт руды вместе с контрактом на лабораторные исследования, независимо от того, вывозится за границу 10 кг руды или, например, 1 тыс. кг.

В контракте на экспорт руды в описа­нии предмета товара (руды) нужно ука­зать массу руды, содержание золота и иных попутных драгоценных металлов (серебра).
Кроме того, помимо указания фикси­рованной цены на товар (руды) целесо­образно в контракте отразить порядок расчета стоимости этой руды.

Вместе с этим в случае вывоза руды с целью проведения лабораторных иссле­дований за границей сроки оплаты за проведение таких лабораторных иссле­дований (в контракте на лабораторные исследования) предпочтительно привя­зывать к дате фактического получения иностранными партнерами руды. Это связано с тем, что российский постав­щик на дату заключения контракта на экспорт руды вместе с контрактом на лабораторные исследования пребывает в состоянии неопределенности, получит ли он лицензию на экспорт руды или нет и перечисление денежных средств в счет оплаты лабораторных исследований до получения вышеназванной лицензии несет в себе риски невозможности отправки руды за границу и трудности возврата уже перечисленных денежных средств от иностранного партнера.

Получение заключения Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ
Необходимость получения заключе­ния Минфина России о нецелесообраз­ности промышленного извлечения дра­гоценных металлов из сырьевых това­ров в РФ (далее — Заключение) опре­делена разделом IV приложения № 7 к Положению о порядке вывоза драго­ценных металлов.

Порядок выдачи Заключения Минфином России до настоящего времени не определён, хотя на сайте Минфина России (www.minfin.ru) выложен проект приказа Минфина России от 13.07.2011 г. Об утвержде­нии положения о выдаче заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленно­го извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации (далее — Проект приказа Минфина России).

Так, например, в соответствии с ука­занным выше Проектом приказа Минфина России обязанность по офор­млению Заключения возложена на Административный департамент Минфина России.
Перечень документов, необходи­мых для получения Заключения, а также критерии возможности и эко­номической целесообразности (нецелесообразности) промышлен­ного извлечения драгоценных метал­лов из сырьевых товаров (руды) определены п. 3 и п. 5 Проекта при­каза Минфина России.

В частности, такими критериями в том числе являются: количественное содержание драгоценных металлов в сырьевых товарах, стоимость драго­ценных металлов в сырьевых товарах (руде), указанных в контракте, и т.д.
Для расчета стоимости драгоценных металлов в сырьевых товарах (руде) можно использовать формулу, указан­ную в приложении № 1 к Проекту при­каза Минфина России.
Получение в Минпромторге России лицензии на экспорт руды.
Экспортёр руды из Таможенного союза обязан предварительно получить лицензию на экспорт руды в Минпромторге России (раздел IV при­ложения № 7 к Положению о порядке вывоза драгоценных металлов).
Порядок получения лицензии на экс­порт руды определён приказом Минпромторга России от 17 февраля 2012 г. № 135 Об утверждении админис­тративного регламента Минпромторга России по предоставлению государс­твенной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт (импорт) отдельных видов това­ров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий (далее — Приказ Минпромторга России).
Приказ Минпромторга России опре­деляет несколько видов лицензий на экспорт товаров (разовая, генеральная, исключительная). Вместе с этим, как правило, при экспорте руды оформляет ся разовая лицензия, пре­доставляющая право на экспорт этого товара в определенном количестве. Причем, период действия разовой лицензии не может превышать 1 год с даты начала ее действия.

Перечень документов, необходимых для оформления лицензии, определен п. 21 Приказа Минпромторга России, а также разделом IV приложения № 7 к Положению о порядке вывоза драго­ценных металлов.
В соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами к обязательным документам, требуемым для оформления лицензии на экспорт руды, в том числе относятся указанный выше Сертификат химического состава руды и заключение Минфина России о нецелесообразности промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ.
Отдельно следует отметить, что для получения указанной выше лицензии заявителю необходимо как участнику внешнеторговой деятельности (ВТД) предварительно зарегистрироваться в системе «non-tariff» на странице www.non-tariff.gov.ru/?node=120 и в Личном кабинете участника ВТД запол­нить электронную копию заявления на выдачу лицензии, подписав ее элект­ронной цифровой подписью.

За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление доку­мента, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в разме­ре 7 500 рублей (п. 34 Приказа Минпромторга России).
Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты подачи докумен­тов заявителем.

Совершение таможенных операций в отношении руды.
В соответствии с приказом ФТС России от 12.05.2011 г. № 971 О ком­петенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней обязанности по совершению таможенных операций в отношении руды возложены на Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни (код 10009130).
За таможенное оформление (декла­рирование) вывозимых для переработ­ки вне таможенной территории руды взимается таможенный сбор за тамо­женное оформление.
Размеры таможенного сбора за таможенное оформление утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».
Размеры ставок вывозных тамо­женных пошлин на товары, вывози­мые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754 (далее — Постановление Правительства РФ).
Указанным Постановлением Правительства РФ не предусмотрена уплата вывозной таможенной пошлины за вывоз руды (код ТН ВЭД 2616 90 000 0 и 2616 10 000 0).

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что юри­дическое оформление вывоза золото­добывающими компаниями золотосо­держащей руды из Таможенного союза ЕврАзЭС представляет собой слож­ный, достаточно длительный и много­ступенчатый процесс, сопряженный с обязательным привлечением госу­дарственных органов — Минфина России, Минпромторга России, ФТС России.

Намереваясь осуществить вывоз такой руды, золотодобывающая компа­ния должна предварительно определить планируемую к вывозу партию руды, содержание драгоценного металла в ней, произвести расчет стоимости такой руды, а также обозначить перед контр­агентами сроки оформления разреши­тельной документации на вывоз, которые влияют на сроки поставки в целом.

 

Добавить комментарий

Ещё из этого раздела
Правовые вопросы
Регионы
^ Наверх