Интервью с  Леонидом Николаевичем Ковалевым — Председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.

2016_2_kovalevyakut_foto-208x300.jpg

Леонид Николаевич, за последние пять лет финансирование геолого-разведочных работ в республике выросло в 1,7 раза, причем значительная часть получаемых ресурсов — это внебюджетные средства. С чем связана такая динамика, это предел роста? Что планируется предпринять в Правительстве Республики, чтобы поддержать и продолжить рост?

В соответствии с Законом РФ «О недрах», федеральной и региональной программами воспроизводства минерально-сырьевой базы ежегодное финансирование геолого-разведочных работ на территории Республики Саха (Якутия) составляет порядка 25-30 млрд руб., из которых средства федерального бюджета составляют около 10 %, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 1 %. Остальная часть обеспечивается собственными средствами недропользователей для развития минерально-сырьевой базы основных отраслей горнодобывающей промышленности республики (нефть и газ, уголь, благородные металлы и алмазы) и в целях формирования и развития отраслей по добыче нефти и газа, редких, черных и цветных металлов. Основной объем финансирования направлен недропользователями на развитие ресурсной базы нефти и газа на 70 участках недр для обеспечения нефтепровода ВСТО и газопровода «Сила Сибири». Так в 2015 году более 78 % объема годового финансирования геологоразведочных работ из внебюджетных источников были направлены на поиски и разведку месторождений нефти и газа, 17 % — на развитие минеральносырьевой базы алмазов.

В целях поддержки и развития горно-добывающего сектора и сохранения уровня финансирования геологоразведочных работ Правительством Республики Саха (Якутия) в адрес Роснедр ежегодно представляются предложения в федеральную программу геолого-разведочных работ, осуществляемую за счет средств федерального бюджета, и формируется региональная программа геолого-разведочных работ. Ежегодно проводятся встречи Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова с руководством Минприроды России и Роснедр, на которых рассматриваются проблемные вопросы недропользования на территории республики. Так же ежегодно предоставляется в пользование более 100 участков недр, где предусматриваются геолого-разведочные работы за средств недропользователей, в первую очередь на нефть и газ и полезные ископаемые для строительства газопровода «Сила Сибири» и обустройства месторождений.

В структуре финансирования геолого-разведочных работ Якутии доля средств местного бюджета крайне мала. Что сдерживает участие местных средств в финансировании геолого-разведочных работ и что планируется Правительством сделать для расширения масштаба этих работ?

В соответствии с полномочиями Республики Саха (Якутия) проводятся геолого-разведочные работы в соответствии с государственной программой «Геологоразведочные работы на территории Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», утвержденной указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23.06.2011 г. №760-ДСП.

При этом программа координирует все источники финансирование геологоразведочных работ (федеральный и республиканский бюджеты, собственные средства недропользователей). Ежегодное финансирование геологоразведочных работ за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) до 2019 года запланировано на уровне 175-180 млн руб. В рамках программы выполняются работы по составлению мелкомасштабных карт геологического назначения, по информационному геологическому обеспечению органов исполнительной власти и недропользования, по воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и другие работы.

В одном из своих недавних выступлений Вы назвали одной из важнейших проблем якутской геологии сохранение ее эффективности.

2016_2_kovalevyakut_ris1-1024x1022.jpgРис. 1. Минерально-сырьевая база Республики Саха (Якутия), составлена в ГУП «Сахагеоинформ»

В чем суть этой проблемы?

Основная проблема сохранения эффективности геолого – разведочных работ, выполняемых за счет средств государственного бюджета, связана с отсутствием четкого планирования основных показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы: это прирост запасов и ресурсов минерального сырья и достаточного стимулирования предприятий за выявления и открытие месторождений.

Отрицательно влияют на эффективность такие факторы:

  • сокращение финансирования федеральной программы геологоразведочных работ;
  • слабая адаптированность геологоразведочных предприятий к ежегодно меняющимся условиям выполнения работ за счет федерального бюджета;
  • низкая производительность труда на геолого-разведочных работах и отсутствие их индексации в госконтрактах, выполняемых более одного года.

Давайте перейдем ближе к золоту. По Вашим словам: «Существует дефицит в новых богатых и эффективных для освоения месторождениях рудного золота и запасов россыпного золота, что требует дополнительных средств на геолого-разведочные работы». А каков прогноз?

Минерально-сырьевая база золота распределена в 12 золотоносных районах (Аллах-Юньский, Верхне-Индигирский, Южно-Якутский, Адычанский, Куларс-кий, Селенняхский, Приколымский, Нижне-Колымский, Улахан-Тасский, Западно-Верхоянский, Анабарский, Южно-Янский), в которых учитывается 820 месторождений с запасами 1,7 тыс. т золота. 82 % балансовых запасов золота сосредоточено в 70 коренных месторождениях. Остальные 18 % запасов представлены 750 в основном мелкими россыпными месторождениями, интересными для организаций и предпринимателей малого бизнеса.

В крупных месторождениях учитывается около 50 % балансовых запасов рудного золота. Из них более 30 % балансовых запасов золота разведано на месторождении Нежданинское, около 20 % по месторождению Кючус и объектам Куранахского рудного поля. В настоящее время в распределенном фонде недр учитывается более 200 месторождений рудного и россыпного золота, содержащих 80 % всех учитываемых балансовых запасов по Республике Саха (Якутия).

В связи с истощением минеральносырьевой базы россыпного золота, неосвоенностью крупнейших Нежда-нинского и Кючусского месторождений золотодобывающая промышленность Якутии испытывает дефицит в новых богатых и эффективных для освоения месторождениях золота.

Выявление новых перспективных золоторудных месторождений осуществляется в основном геолого-разведочными работами, проводимыми за счет средств федерального бюджета. В 2015 году по результатам завершенных геолого-разведочных работ выявлено месторождение Гора Рудная, расположенное в Центрально-Алданском золотоносном районе на площади Лебединского рудно-россыпного узла. Снижение финансирования из федерального бюджета, выделяемого на поиски месторождений твердых полезных ископаемых, существенно замедляет процесс поисков рудных месторождений благородных, редких и цветных металлов.

2016_2_kovalevyakut_foto1-1024x470.jpg

А расскажите о планах якутских геологов по разведке месторождений золота на ближайшие годы?

Планы якутских геологов ГУГГП РС (Я) «Якутскгеология» в ближайшее время заключаются в продолжении поисковых работ на рудное золото в пределах основных горно-добывающих районов Республики Саха (Якутия) в целях выявление новых перспективных участков недр. В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) осуществляются поисковые работы на рудное золото по 9 контрактам федерального заказа. Подготовлены предложения по 5 объектам геолого-разведочных работ на рудное золото, по которым планировалось начать изучение в 2016 году, но в связи с сокращением объемов финансирования федеральной программы будут рассматриваться для включения в программу на 2017 год.

Известно, что для поисков месторождений золота на Колыме еще в советское время использовались данные космической съемки. Используются ли новые технологии разведки в Республике Саха (Якутия) сейчас и если да, то какие и с какими результатами?

Конечно, новые технологии приходят и в геологический процесс. Применение современного оборудования позволяет на новом уровне осуществлять полевые
исследования, обрабатывать и хранить полученные данные, представлять результаты, соответствующие современным требованиям. В большей степени новые технологии применяются крупными добывающими предприятиями, осуществляющими геологоразведочные работы для развития собственной минерально-сырьевой базы.

Несколько лет назад Якутские геологи жаловались на проблемы со строительством лабораторного корпуса. Удалось ли поправить ситуацию? Когда планируется достроить и аттестовать лабораторию?

Системное геологическое изучение недр посредством геолого-аналитических исследований — это неотъемлемая часть геолого-разведочных работ. Лаборатории ГуГГП РС(Я) «Якутскгеология» более 50 лет являются единственными на территории Республики Саха (Якутия) обеспечивающими проведение полного комплекса специальных исследований, необходимых для осуществления региональных геолого-разведочных работ и защиты запасов по большинству месторождений твердых полезных ископаемых, подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия). Строительство нового Лабораторно-производственного комплекса завершено в 2014 году. Проект был реализован за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Вместе с новым зданием Лабораторный корпус был оснащен новым современным оборудованием, что позволит качественно выполнять исследовательские работы на современном уровне.

Нежданинское месторождение является достаточно интересным с геологической точки зрения. По нему защищают диссертации. Какие бы Вы ещё отметили месторождения как геолог с точки зрения их нестандартности и почему?

В каждом золотоносном районе Республики Саха (Якутия), освоение которых началось с выявления россыпей золота, присутствуют специфичные для этого района формации. Их разнообразие позволяет прогнозировать на территории республики золоторудные месторождения основных известных в мире и новых типов.

Если отвлечься от уже исследованных запасов, каков оценочный потенциал Якутии по золоту. Какие ведутся исследования ресурсной базы?

Минприроды России ежегодно формирует государственный доклад о состоянии и использовании минеральносырьевых ресурсов Российской Федерации. По последним официальным данным, представленным Минприроды России в государственном докладе о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году, прогнозные ресурсы золота по территории Республики Саха(Якутия) оцениваются около 700 т на нескольких сотнях объектов. Ежегодно проводятся работы более чем на 80 участках недр для поисков золота.

Как следует из сообщений СМИ в республике проводится работа по анализу исполнения договоров в недропользовании, но детали не приводятся. Не расскажете об этом подробнее? В условия аукционов (конкурсов), проводимых в последние годы, включаются условия об участии победителя аукциона (конкурса) на право пользования конкретными участками недр в социально-экономическом развитии территорий, состоящее из следующих положений: «организация рабочих мест для населения, проживающего в районе работ»; «организация профессиональной подготовки населения с целью привлечения его к проведению работ, связанных с освоением Лицензионного участка»; «при прочих равных условиях привлечение предприятий Республики Саха (Якутия) и российских предприятий в качестве подрядчиков (поставщиков) по изготовлению оборудования, технических средств и выполнению различного вида услуг»; «до начала строительства возмещение потерь и убытков владельцев земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации» в разных вариантах по количеству и другие условия, не противоречащие законодательству о недрах.

По общераспространенным полезным ископаемым Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) включает в условия лицензионных соглашений следующие положения: «в течение 2 месяцев со дня государственной регистрации лицензии заключить договор (соглашение) с Администрацией… по участию в социальноэкономическом развитии муниципального образования. Копия социальноэкономического соглашения в течение 10 дней после подписания представляется в Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) и хранится в лицензионном деле»; «организация рабочих мест для населения, проживающего в районе проведения работ»; «организация профессиональной подготовки населения с целью привлечения его к проведению работ, связанных с освоением Лицензионного участка»; «участие в социально-экономических мероприятиях на территории района работ»; «компенсацию потерь государственного лесного фонда и убытков владельцев земельных участков, изымаемых для целей недропользования, в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации».

Основные недостатки действующих соглашений следующие:

  • сроки действия соглашений ограничены 2-3 годами, а не сроком действия лицензии, соответственно они не имеют стратегических целей и направлены на удовлетворение отдельных задач, таких как спонсорская помощь, финансирование тех или иных мероприятий;
  • основные направления по обучению, привлечению местных трудовых ресурсов не скоординированы с республиканскими программами профессионального обучения.

Анализ состояния взаимодействия муниципальных образований и компа-ний-недропользователей показывает отсутствие организованной системы взаимоотношений в этом направлении.

2016_2_kovalevyakut_foto2-1024x372.jpg

В одном из своих выступлений Вы говорили о необходимости создания законодательных условий для формирования малого геолого-разведочного бизнеса. Нами наблюдается несколько парадоксальная картина. С одной стороны, в профессиональном сообществе существует консенсус по этому вопросу — условия для ведения юниорного бизнеса в РФ отсутствуют, а очень нужны. С другой стороны, представители и специалисты регулирующих и иных отраслевых госструктур согласны: создание условия для юниоров — необходимость. Противоречий не видно. Из-за каких, на Ваш взгляд, причин нет движения в этом направлении. Или, быть может, какие-либо практические шаги, предпринятые регуляторами, не замечены профессиональным сообществом? Что бы рекомендовали сделать Вы в этом вопросе?

Одной из первых мер, направленных на активизацию поисковых и разведочных работ, выполняемых за счет средств недропользователей, было обеспечение свободного доступа к геологической информации. Введен заявительный порядок на предоставление в пользование участков недр, где отсутствуют разведданные и прогнозируемые месторождения. Но дополнительно для развития юниорного бизнеса необходимо создать возможность свободной реализации поисковых лицензий и особые экономические условия для компаний, осуществляющих стадию геологоразведочных работ, путем снижения налогов и платежей, контрольно-надзорных мероприятий.

Не секрет, что болезненной проблемой геолого-разведочных и добывающих компаний республики является бумажная волокита при отработке мелких и некондиционных запасов. В иных случаях для работы в поле на протяжении 3 месяцев предприятие тратит от года до полутора лет на всевозможные согласования. Намерены ли Вы как-то решать эту проблему?

В настоящее время остается актуальным вопрос вовлечения в промышленную разработку отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, что объясняется не только ценными потребительскими свойствами содержащихся в них полезных компонентов, но и высокой степенью их экологической опасности для окружающей среды.

Сырьевая база непромышленного россыпного золота в России представляется огромной и уникальной, которую необходимо использовать. Ресурсы золота в техногенных образованиях на территории России различными аналитиками оцениваются ориентировочно от 5000 до 10 000 т, в том числе на территории Республики Саха (Якутия) более чем в 200 т.

В целях ускоренного развития горно-добывающих отраслей промышленности в рамках государственной
программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона Главой Республики Е.А. Борисовым предложено принятие законопроектов, ранее подготовленных Магаданской областной Думой по внесению изменений и дополнений в действующие федеральные законодательства «О недрах» и Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие устранение препятствий и стимулирующие разработку техногенных месторождений, а именно:

  • отнесение техногенных месторождений к участкам недр местного значения;
  • предоставления в пользование техногенных месторождений без проведения аукционов и конкурсов на основании решения органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • определение порядка разработки техногенных месторождений, учета движения запасов Государственным балансом на условиях предпринимательского риска без затрат на разведку и подсчет запасов;
  • предоставление в пользование для добычи техногенные месторождения без проведения государственных экспертиз;
  • установления нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, добываемых из техногенных золотоносных россыпей, и другие налоговые льготы.

В свое время Вы предлагали ввести определенные послабления при лицензировании небольших месторождений россыпного золота путем отнесения их к участкам недр местного значения. К Вам прислушались? Как с этим сейчас?

К сожалению, законодательство о недрах носят императивный характер и не дают полномочия субъектам Российской Федерации устанавливать иное нормативное регулирование, чем которое установлено федеральным законодательством.

На рассмотрение Государственной Думы внесен ряд законопроектов о внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Закон Российской Федерации «О недрах», который предполагает предоставление права пользования недрами для добычи россыпного золота на участках недр с запасами россыпного золота, не превышающими 10 кг, по заявке индивидуального предпринимателя, являющегося гражданином Российской Федерации, без проведения конкурса или аукциона. Какова будет судьба этих законопроектов, узнаем в 2016 году.

Благодарим вас за беседу!

Опубликовано в журнал “Золото и технологии”, № 2 (32)/июнь 2016 г.