23 апреля 2024, Вторник22:27 МСК
Вход/Регистрация

Карьерные самосвалы — постоянное движение к совершенствованию (продолжение)

Представляем Вашему вниманию вторую часть аналитического обзора основных моделей выпускаемых в мире карьерных самосвалов на жесткой раме (ч. 1 была опубликована здесь). Использование этих самых большегрузных машин на горных объектах с большими объемами работ значительно повышает экономические показатели перевозки горной массы и снижает стоимость разработки месторождений. В этой части речь пойдет о китайский и итальянских производителях, а также о технике Hitachi и CAT.

П.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего Севера

Китайские компании расширяют своё участие на рынке карьерных самосвалов

После некоторого спада свои позиции начинают восстанавливать крупные производители самосвалов из Китая: NHL, XCMG, XEMC, SANY. Лидером среди них является NHL, особенно в производстве машин тяжелых классов. На российском рынке внедорожные карьерные самосвалы из Китая представлены недостаточно, хотя эти машины покупают ведущие горные компании всего мира.

Основным поставщиком карьерных самосвалов в Китае является созданное в 1988 году совместное акционерное предприятие с привлечением иностранного инвестирования «Inner Mongolia North Hauler Joint Stock Limited Company» (NHL); его основные акционеры — «Inner Mongolia North Heavy Industries Group», входящая в состав китайской межотраслевой военно­-промышленной корпорации NORINCO, и зарубежный партнер — компания «UK Terex Equipment Ltd». NHL создала значительные производственные мощности для выпуска по лицензии Terex более 300 карьерных самосвалов в год грузоподъемностью 20–360 т, а также другой специальной строительной и горной техники. Основной продукцией являются машины грузоподъемностью 28–91 т, выпускаемые по британским и американским лицензиям. Компания контролирует более 50 % местного рынка карьерных самосвалов и экспортирует их в страны Азии, Африки, в Австралию и Новую Зеландию. NHL также имеет еще одно СП по производству сверхтяжелых карьерных самосвалов North Terex — Unit Rig Co., Ltd., учрежденное совместно с компанией «Terex — Unit Rig Equipment Corporation» (США). В связи с продажей бизнеса Terex по производству самосвалов компании «Volvo CE» сделка предусматривает 25,2 % участия в уставном капитале компании NHL, так что для китайской стороны ничего не меняется в сфере производства.

Недавно появилось сообщение о том, что NHL отгрузила на урановый рудник Шушан в Намибии три новых карьерных самосвала­троллейвоза NHL NTE360AC. Самосвалы NHL NTE360AC грузоподъёмностью 360 т достаточно хорошо известны горнякам, поскольку представляют собой модернизированные карьерные самосвалы Unit Rig Lectra Haul MT­-3600, которые в 2000-­х годах компания «Terex Mining» продавала под своим брендом. После выкупа акций в 2005 году компанией «NHLNorth Haul Industries Group» машины начали переводить под бренд NHL. Как показали испытания, карьерный самосвал, запитываемый от контактной сети, в условиях намибийского нагорья оказался наиболее предпочтительным вариантом, что и позволило заказать многотонные машины. Удобство эксплуатации трудно переоценить, поскольку питание от внешней контактной сети позволяет снизить нагрузку на электрогенератор двигателя, который вырабатывает ток для встроенных в ступицы мотор­колёс. Система рекуперации при спуске машины в карьер позволяет вернуть в сеть электричество, от которого в забое также работают экскаваторы и буровые станки.

Терех TR-100.jpg

Рис. 1.  Карьерный самосвал Terex TR-100

«Уральская горно­-металлургическая компания» (УГМК) летом 2018 года провела с NHL переговоры о поставке самосвалов с электрической трансмиссией грузоподъемностью 220–330 т. Новую технику планируется использовать на предприятиях в Кузбассе. Речь шла о поставке самосвалов, которые УГМК хочет задействовать не только в Кузбассе, но и на других предприятиях своего сырьевого комплекса. В УГМК уже работают 91-­тонные самосвалы TR­-100. Ещё в 2011 году в Ростехнадзоре были оформлены разрешения на автосамосвалы китайского производства NHL — Terex TR­-50, TR-60, TR-­100.

Важной новостью для китайской компании стало известие о подписании соглашения между NHL на поставку 236­-тонных самосвалов NTE260 на рудник компании «Dragon Copper» в Тибете.

В Китае в настоящее время можно выделить ещё 7 компаний, уже выпускающих карьерные самосвалы на жёсткой раме с колёсной формулой 4х2. Наиболее крупные заводы по производству внедорожников принадлежат компаниям SANY, XEMC, BZK, XCMG, Liugong, Sinoway, Shougang.

Достойное место среди китайских самосвалов занимают машины марки XCMG.

В линейке внедорожных самосвалов XCMG представлены модели грузоподъемностью от 91 до 400 т. Следует отметить, что компания XCMG — одна из немногих в мире, которая производит карьерные самосвалы грузоподъемностью 400 т (таких компаний всего 5), это уже само по себе может служить доказательством высоких технологических возможностей компании в данном сегменте техники.

Внедорожный самосвал XCMG.jpegРис. 2.  Внедорожный самосвал XCMG

Характеристики карьерных самосвалов XCMG находятся на уровне лучших мировых образцов. Они оснащаются оригинальными двигателями Cummins или MTU. В комплектацию больших карьерных самосвалов входит автоматическая система оценки массы груза, автоматическая система смазки, система автоматического пожаротушения и др. Кабина машины имеет большую площадь остекления, оснащается эргономичным сидением, кондиционером, спроектирована в соответствии со стандартами пассивной безопасности ROPS/FOPS. Вращение рулевого колеса, нажатие тормоза и переключение коробки передач имеет электрогидравлическое усиление. Управление китайским карьерным самосвалом осуществляется с помощью двух LCD дисплеев и камеры заднего вида. Корпус машины выполнен из легированной высокопрочной стали, в местах повышенных нагрузок имеет дополнительное усиление. Кузов представляет собой армированную композитную конструкцию и имеет высокую износоустойчивость.

В числе ведущих машиностроительных компаний Китая по производству карьерных самосвалов — компания ХЕМС («Xiangtan Electric Manufacturing Corporation»), а самосвалы ХЕМС широко представлены на горных предприятиях страны. Так, на угольном разрезе «Джунгер» (Автономный район Внутренняя Монголия) эксплуатируется 59 ед. самосвалов ХЕМС SF32601 грузоподъемностью 154 т со средним «возрастом» 22 года и коэффициентом технической готовности в среднем по парку — 0,84. В 1978 г. XEMC первой в Китае осуществила сборку самосвала грузоподъемностью 108 т с дизель-электрическим приводом. В настоящее время ХЕМС стал признанным лидером среди китайских производителей карьерных самосвалов, обеспечивая около 40 % объемов в перевозках угольных и 80 % железорудных карьерах страны. В последние годы XEMC активно развивает поставки на экспорт, потеснив своих именитых конкурентов, в частности, на рынках Азии и Австралии. Настоящим прорывом в этом направлении стало подписание в конце 2014 году пятилетнего контракта на эксклюзивные поставки самосвалов XEMC SF33901 грузоподъемностью 220 т с одной из крупнейших горнодобывающих компаний мира — «Rio Tinto».

Специализацией компании XEMC являются карьерные самосвалы с электрическим приводом, производственная линейка которых состоит из самосвалов грузоподъемностью 108, 136, 154, 220 и 300 т. Для изготовления рамы и грузовой платформы самосвалов XEMC применяются оригинальные стали марок WELDOX 700 и HARDOX 450, обеспечивающие отличную свариваемость, прочность и ударную вязкость при экстремально низких температурах, что позволяет эксплуатировать самосвалы XEMC в условиях Крайнего Севера при самых низких температурах без ограничения полезной загрузки. На сегодняшний день из всей производственной линейки ХЕМС самосвал SF32500АС грузоподъемностью 136 т наиболее адаптирован для эксплуатации в суровых климатических и горнотехнических условиях карьеров России. В чем особенность этой модификации? Шасси самосвала изначально было спроектировано и использовалось для самосвала грузоподъемностью 154 т с соответствующим запасом прочности и надежности по всем системам и узлам. На самосвале установлена электромеханическая трансмиссия, позволяющая полностью реализовать мощностной потенциал в 1340 кВт электропривода General Electric GE150АС: самосвал XEMC SF32500АС с номинальной загрузкой 136 т способен без ограничения по времени подъема из карьера работать на уклонах до 12 % и в кратковременном режиме — на уклонах до 24 %, с учетом 2 % на сопротивление качению на стандартных карьерных дорогах.

Карьерный самосвал XEMC.jpg

Рис. 3.  Карьерный самосвал XEMC

На рынке карьерных самосвалов постепенно начинает завоёвывать свой сегмент компания LiuGong («Guangxi LiuGong Machinery Co., Ltd») — ведущая машиностроительная корпорация с 60­-летней историей, работа которой сосредоточена на производстве спецтехники с внедрением современных научных разработок. LiuGong занимает первое место среди производителей КНР и второе место в мире по объему производства фронтальных погрузчиков. В 2017 году компания заняла 12,2 % мирового рынка колесных погрузчиков, отпраздновала продажу 350 тыс. фронтальных погрузчиков. Основой качества машин LiuGong является использование оригинальных узлов и деталей от всемирно известных производителей. В производственной линейке LiuGong пока всего 4 модели карьерных самосвалов — 45-­тонный SGR50 и 50­-тонный SGR50А-­525, а также 2 модели с электроприводом — SGE150 и SGE190AC грузоподъёмностью 136 и 172 т.

Внедорожный самосвал компании SANY.jpgРис. 4.  Внедорожный самосвал компании Sany

Входящая в пятёрку ведущих машиностроительных компаний мира SANY («Sany Heavy Industry Co. Ltd»), основанная в 1989 году, к выпуску карьерных самосвалов приступила только с 2008 года. Самосвалы были целиком и полностью разработаны конструкторами фирмы и собраны без технологической помощи зарубежных партнеров. К настоящему времени серийно выпускаются внедорожники на жёсткой раме: 33-­тонный SRT33, 45-­тонный SRT45, 55­-тонный SRT55D и 95-­тонный SRT95C. Машины оснащаются двигателями Cummins, гидромеханическими трансмиссиями Allison с планетарными коробками передач, обеспечивающими получение 5–6 передач переднего и 1–2 передач заднего хода, гидравликой Rexroth. Кузова, мосты, рамные конструкции и кабины — собственного производства. Примечательно, что по соотношению грузоподъёмности к собственному весу эти машины превосходят зарубежные аналоги. К примеру, такое соотношение у SRT95C составляет 1,47, а у американского аналога Cat 777F — 1,32, ещё более впечатляющая разница у 30­-тонных самосвалов: SRT33 — 1,41, Cat770 — только 1,06.

В 2012 году Sany представила 230-тонную модель с дизель-­электрическим приводом SET230 с дизелем Cummins мощностью 2500 л.с. Эта машина с полной массой 393 т и ёмкостью кузова 146 м3 стала первой в ряду внедорожников с электрическим приводом, которую продолжил 290-­тонный SET300 с мощностью двигателя 2700 л.с. В 2013 году Sany впервые включила свои карьерные самосвалы в официальный каталог, представленный в России.

Компания BZK («Beijing Zhonghuan Kinetics Heavy Vehicles Co., Ltd») стала приемником пионера производства внедорожных самосвалов в Китае — BHDTP, которая за период с 1971 года выпустила более 4 тыс. карьерных самосвалов грузоподъемностью от 20 до 50 т. В 1984 году BHDTP заключила лицензионное соглашение с фирмой «Aveling Barford» (Великобритания) на производство карьерного самосвала модели RD30 грузоподъемностью 27 т. Так была создана основа будущего производства современных машин. BZK — совместное предприятие компаний «Singapore Technologies Kinetics» (STK, Сингапур) и «Beijing Heavy Duty Truck Plant» (BHDTP), которое было создано в 2003 году. BZK начала свои операции с апреля 2004 года на заводе китайского партнера в Тончжоу (Tongzhou), в 30 км юго-­восточнее Пекина. В марте 2005 года были пущены новые производственные линии, компания получила сертификацию ISO 9000:2000. Производственная программа завода включала внедорожные самосвалы с жесткой рамой грузоподъемностью от 20 до 50 т, в том числе модели  BJZ3364 (20 т), BJZ3380 (22 т), BJZ3420 (25 т), BJZ3530 (32 т). Эта техника оснащалась дизельными двигателями Cummins и трансмиссиями, которые производились по лицензии компании «Detroit Diesel Allison» (США) на заводе корпорации «Peking Construction Machinery Corp.» в Пекине. К настоящему времени BZK полностью обновила модельный ряд выпускаемых самосвалов, который включает пять моделей самосвалов на жёсткой раме грузоподъёмностью 20–52 т серии «D». Все машины комплектуются дизельными двигателями Cummins мощностью от 284 до 608 л.с. и автоматическими трансмиссиями Allison.

Малоизвестной в России является компания Shougang («Beijing Shougang Heavy Duty Truck Manufacture Factory»), входящая в состав многопрофильной металлургической корпорации «Shougang Group Corp», которая производит карьерные самосвалы. Это предприятие, созданное в 1991 году, приступило к выпуску моделей SGA 9650 (грузоподъемностью 30 т), SGA 3550 (32 т), SGA 5650 (40 т), SGA 3722 (42 т), SGA 7555В (55 т), SGA 75131 (130 т). Эти модели явились плодом сотрудничества китайцев с белорусскими машиностроителями. В дальнейшем конструкторы Shougang позаимствовали некоторые конструктивные особенности Komatsu. К настоящему времени Shougang модернизировала модельный ряд и выпускает 4 «гибридные» модели самосвалов на жёсткой раме: 42-­тонные SGA3722 и 50­-тонные SGR50 с гидромеханическими трансмиссиями, а также 136­-тонный SGE150 и 170-­тонный SGE170 с электромеханическими трансмиссиями. Модели комплектуются дизелями Cummins мощностью от 550 до 1800 л.с. Эти машины являются полностью самостоятельными разработками компании. В самосвалах применены самые современные технологии, они обладают высоким качеством сборки, надежной конструкцией и интересным дизайном.

На российском рынке карьерные самосвалы под маркой Sinoway малоизвестны. Sinoway («Sinoway Industrial (Shanghai) Co Ltd») была основана в 1996 году и принадлежит к VEC Group, чей бизнес охватывает морской транспорт, логистику, управление инвестициями и международную торговлю. Компания также является крупным поставщиком строительной и дорожно-строительной техники. Sinoway предлагает карьерные самосвалы на жёсткой раме под маркой «SWORT» (200R, 320R, 500R, 600R) грузоподъёмностью 20,32, 45 и 54 т. Встречаются также предложения о продаже 32–45­-тонных самосвалов под маркой Sinoway BZKD. Внедорожники SWORT стандартно для китайских машиностроителей оборудованы дизельными двигателями Cummins и гидромеханическими трансмиссиями Allison с планетарными коробками передач. Примечательно, что первые две модели предлагаются в стандартных жёлтых цветах окраски, а более мощные машины представлены в светлых тонах, присущих компании Terex.

Рассказывая о китайских карьерных самосвалах, нельзя не упомянуть о многоколёсном гиганте WTW 220E — продукции китайской компании «Wuhan Sanjiang Import & Export Company Limited» (WSIEC), основанной в 1998 году. Она является «дочкой» государственного авиакосмического гиганта «China Sanjiang Space Group» (CSSG), который производит, помимо карьерных самосвалов, многоосные мобильные ракетные комплексы. WTW 220E, флагман компании, был представлен в середине 2013 года, в том же году начал проходить первые испытания непосредственно в карьерах, а в конце 2015­-го начались первые экспортные поставки. Также самосвал можно встретить под названиями Sanjiang CASIC и М­HT5220. Самая характерная черта самосвала — 16 колёс, расположенные на 8­-ми полуосях. 12 из 16 колёс имеют собственный электрический двигатель мощностью 110 кВт (150 л.с.), получающий энергию от основного генератора. Грузоподъёмность машины — 220 т, ёмкость кузова 100 м3, она оборудована дизелем Cummins KTA38­CC и имеет внушительные габариты: длина 15 м, ширина 7,2 м и высота 6,7 м (с поднятым кузовом — 14 м). Собственный вес много-опорника в снаряжённом состоянии — 168 т.

Карьерный самосвал WTW 220Е.jpgРис. 5.  Карьерный самосвал WTW 220E компании Wuhan Sanjiang Import & Export Company Limited (WSIEC)

Многоколёсная схема позволяет решить две задачи. Во­-первых, более равномерно распределяется нагрузка на грунт, что позволяет работать в карьерах с мягкими грунтами. Во-­вторых, такая машина может разворачиваться практически на месте, то есть решается вопрос маневренности в труднодоступных зонах. Также автомобиль может продолжать движение даже при повреждении нескольких шин. В целом у много-опорника такого плана есть и недостатки — он более сложен в ремонте, а при работе в тяжёлых условиях риск выхода из строя сложных элементов ходовой части значительно выше. Тем не менее эта схема набирает популярность в Китае — WTW 220E уже не единственный карьерный много-опорник. Стоит заметить, что много-опорники делают многие компании и не только в Китае — но в основном для перевозки сверхтяжёлых грузов по ровным поверхностям. Примечательно, что на WSIEC работает только 60 человек — производство полностью автоматизировано. В России можно встретить предложения о поставках много-опорника под наименованием M­-HТ5220.

Неожиданный ход Perlini 

Продукцию итальянской компании «Perlini Equipment SpA» не часто встретишь в карьерах, даже на Апеннинах, хотя она стала законодателем карьерной моды на самосвалы с жёсткой рамой ещё в 1961 году, представив сначала 20-­тонный Т20, за которым до 1968 года последовали модели грузоподъемностью 15, 25, 32 и 40 т. Они оснащались дизелями FIAT или американскими Detroit Diesel и Cummins мощностью от 210 до 440 л.с., 5­- и 6-­ступенчатыми механическими или полуавтоматическими коробками передач, резиновой или гидро-пневматической подвеской всех колес и одноместной кабиной. В конце 1970­-х и начале  1980-­х гг. их сменили самосвалы DP255, DP405, DP705 и DP905 грузоподъемностью от 30 до 95 т. Всего за время деятельности предприятия было продано более 12 тыс. самосвалов. Продукция Perlini присутствует почти во всех странах Ближнего и Дальнего Востока, в Африке, в Океании, в Южной Америке и в ряде европейских государств. Самосвалы успешно завоевали рынок Китая, где в настоящее время работает более 2600 внедорожников Perlini.

Карьерный самосвал Perlini.jpgРис. 6.  Карьерный самосвал Perlini

С 2013 года Perlini начала запускать в производство новые версии карьерных самосвалов серии WD. Первой была представлена 65-­тонная DP705 WD с объемом кузова 30,5 м3 (при максимальной погрузке «с шапкой» — 42 м3). В самосвале переоборудовано рабочее место водителя, которое благодаря обновлениям теперь отвечает последним стандартам безопасности EEC 2006/42. Высокий уровень комфорта достигается за счет регулируемого кресла с двойной амортизацией и кондиционера. Руль самосвала можно настраивать в двух плоскостях. В машине снижен уровень шума: теперь этот показатель составляет 79 dBA. Независимая подвеска колес со специальными гидравлическими и пневматическими элементами повышает курсовую устойчивость самосвала, снижает пробуксовку колес, а также делает руль более легким. Силовая начинка модели представлена двигателем Detroit Diesel MTU 12V­-2000, имеющим мощность 812 л.с. Машина комплектуется 6-ти ­ступенчатой трансмиссией Allison H 6610. Максимальный угол подъема кузова составляет 53°. Гидравлика, производительность которой может достигать 400 л/мин, позволяет самосвалу DP 705 WD поднимать кузов с грузом до максимального угла за 16 сек. Тормозная система новой модели представлена дисковыми тормозами с диаметром 710 мм и трансмиссионным тормозом-­ретардерем мощностью в 1000 кВт.

Далее последовали новинки 95­-ти тонная DP905 WD и 40­-тонная DP405WD.

Perlini планирует потеснить другие компании на российском рынке карьерных самосвалов на жёсткой раме. Ознакомившись с опытом эксплуатации в России, Индии, Канаде и Аргентине, в компании пришли к выводу, что для удержания своего сегмента обязательны морозоустойчивые версии, комплектация которых отличается от серийной продукции. Таким образом, к сезону 2016 года был подготовлен арктический вариант полноприводного 40-­тонного самосвала Perlini DP 405 WD Artik Version с 550­-сильным дизелем MTU Detroit Diesel S.60. Это достаточно неожиданный ход, если учесть, что последние крупные поставки приходились на Бразилию.

В ближайшее время дилерские центры планируется открыть в некоторых крупных городах России. Уже сейчас в Якутии размещён основной склад запчастей, который активно пополняется. Первые 40­-тонные самосвалы DP405 успешно используются в компании ОАО «Алмазы Анабара».

Сегодня на карьерных самосвалах Perlini устанавливают двигатели Detroit Diesel MTU в 6-­рядном исполнении
с рабочим объемом 12,7–14 л на машинах мощностью 399 и 533 л.с., V­-образные в 12­ и 16-­цилиндровом исполнении с рабочим объемом 23,9 и 31,9 л на машинах 533 и 1049 л.с. Трансмиссии — гидромеханические фирмы Allison со встроенным гидравлическим замедлителем.

Perlini планирует организовать сборочные производства с партнерами в Бразилии, Китае и России. Это новый подход для итальянской семейной фирмы, которая хочет увеличения продаж тяжеловозов Perlini на растущих рынках. Сотрудничество с зарубежными партнерами итальянскому автопроизводителю видится таким образом: Perlini поставляет шасси, раму, подвеску, передние и задние оси. Далее — совместное изготовление на местном рынке корпуса, оптимальный подбор приводных узлов (двигатель, коробка передач, гидравлика) и шин. Окончательную сборку машины также будет осуществлять зарубежный партнер. По такому варианту уже началась деятельность итальянцев в Бразилии. Здесь Perlini совместно работает с компанией Randon. Местное СП собрало и продало 45 100­-тонных карьерных самосвалов. Кроме этого, получены заказы еще на 50 единиц. Но в России создание сборочного производства Perlini пока не получается.

Внедорожники Astra Veicoli Industreali S.р.A на горных предприятиях России пока не задействованы

ASTRA — итальянская частная компания, основанная в 1946 году Марио Бертуззи. С момента основания компании и до сегодняшнего дня специализацией компании является производство самосвалов, включая внедорожные самосвалы. Компания выпустила более 25 тыс. машин. В 1955 году Astra построила первый самосвал ВМ1 с колесной формулой 4х4, который не имел даже кабины. Более поздние машины обрели кабину, но крайне примитивную и одноместную. Агрегаты были сначала американскими (двигатели Detroit Diesel, коробки передач Spicer, мосты Rockwell), а затем европейскими (соответственно Fiat, ZF и Soma). В конце семидесятых Astra начала ставить на свои машины полноценную кабину от грузовиков Fiat, а в 1982 году стартовала серия ВМ300 уже с собственной кабиной. Особенностью самосвалов Astra являлись сверхпрочные рамы с лонжеронами толщиной 12 мм. В 1986 году Астру выкупил концерн IVECO, под эгидой которого компания заняла лидирующие позиции в Европе в производстве карьерных и шарнирно-­сочлененных самосвалов грузоподъемностью до 50 т. Astra постоянно работает над обновлением всего семейства карьерных самосвалов с жесткой рамой. В 2010 году были усовершенствованы модели грузоподъемностью 28 и 32 т, которые получили обозначения RD 28С и RD 32С. В качестве конструкционного материала несущих рам обоих образцов используется низколегированная высокопрочная сталь, которая обеспечивает восприятие высоких динамических нагрузок. Продольные лонжероны рамы имеют коробчатое сечение переменной высоты и соединены между собой мощными поперечинами замкнутого профиля, а в передней части расположен интегральный бампер. Большое внимание уделяется качеству сварных швов. В местах наибольших напряжений в конструкцию рамы вмонтированы литые упрочняющие элементы. Самосвалы комплектуются турбодизелями IVECO Cursor 10F3A: мощностью 299 л.с. для 28-­тонника и 381 л.с. — для 32-­тонной машины. Двигатели удовлетворяют современным экологическим требованиям, в том числе нормам Евро-­4. Самосвалы оснащены гидромеханической трансмиссией Allison HD 4560, включающей блокируемый гидротрансформатор и автоматическую 6­-ступенчатую планетарную коробку передач, переключаемую под нагрузкой. Управляют трансмиссией и производят ее диагностику электронные устройства. На ведущие колеса крутящий момент передается с помощью разнесенной главной передачи с встроенными в ступицы колес планетарными редукторами. На самосвалах используется подвеска с пневмогидравлическими упругими элементами и встроенным регулятором жесткости. Она обладает нелинейной упругой характеристикой, обеспечивающей необходимую плавность хода самосвала в груженом и порожнем состояниях. Кузова самосвалов изготавливаются из высокопрочной стали, а для работы с тяжелыми скальными породами применяется кузов усиленной конструкции. Большое внимание уделено внешней архитектуре грузовиков и комфортных условий для работы водителей. В конце 2011 года Astra обновила 40-тонный RD40, который выпускался с 1999 года. Новая модель с индексом «С» дополнила современный ряд карьерных самосвалов компании. На ней установлен двигатель Cursor 13 мощностью 500 л.с. и автоматическая 6­-ти ступенчатая коробка передач Allison H5610AR, применена подвеска с пневмогидравлическими упругими элементами и встроенным регулятором жесткости. Astra, как и Perlini, планирует закрепиться на рынках горнодобывающей промышленности нашей страны. Компания имеет хорошие показатели продаж в сегменте дорожной коммерческой техники и надеется с этой позиции создать интерес предприятий к внедорожной гамме, которая завоевала признание в Европе.

Карьерный самосвал ASTRA.JPG

Рис. 7.  Карьерный самосвал Astra

Весной 2015 года компания Iveco выпустила новый двухосный карьерный самосвал Astra RD32C, который был представлен официальным российским дилером Iveco Astra «Актио Рус» на выставке MiningWorld Russia. Внешний облик RD32C практически не изменился по сравнению с предшествующими представителями этой линейки, но большинство его технических характеристик стали объективно лучше. Новая модель получила новую инновационную мультиплексную систему, которая объединяет шину CAN, модуль управления двигателем, КП и ретардер, все это позволяет быстро и эффективно управлять рабочими агрегатами самосвала. Astra RD32C имеет независимую переднюю подвеску, задний мост самосвала закреплен на поперечной тяге и продольных рычагах, на колесах установлены сухие дисковые тормоза. Новый усиленный кузов с толщиной днища в 15 мм рассчитан под объем груза в 20,5 м3 (по сравнению с 18 у предшественника).

Силовой агрегат состоит из дизеля с непосредственным впрыском топлива Cursor 10 F3A (рабочий объем 10 л), развивает мощность 38 л.с. при 2100 об/ мин. Максимальный крутящий момент 1800 Нм при 1000 об/мин, сблокированный с гидромеханической коробкой передач Allison HD 4540 с шестью диапазонами переднего хода и гидравлическим ретардером в базовой комплектации. Дизель отвечает требованиям экологического стандарта TIER 3, имеет электронно-управляемые насос-­форсунки и тормоз­-замедлитель в выпускной системе. Модуль управления дизелем, коробкой передач и ретардером связаны между собой шиной CAN (Controlled Area Net work), интегрированной в новую мультиплексную систему, повысившую быстродействие и эффективность управления агрегатами. Коробка передач­ автомат двухрежимная — Eco и Power, на каждой передаче предусмотрена возможность блокировки. Передняя подвеска автомобилей — независимая, задний мост подвешен на продольных рычагах и поперечной тяге. Упругие элементы — гидроазотные пневмо­гидравлические с функцией амортизаторов. Кабина соответствует требованиям стандартов ROPS/FOPS.

Самосвал Astra от Iveco давно и широко применяется в горно­-металлургической отрасли, и довольно популярен в ряде стран с развитой горнодобывающей индустрией. Новинка от Iveco в силу своих усовершенствованных параметров способна привлечь к себе еще большее внимание горнодобывающих компаний.

Самый тяжелый самосвал в модельном ряду — RD50 — обновился всего после 2 лет производства. Двигатель той же модели, что и на предыдущей версии (Deutz TCD2015 V8 16­-litre), теперь выдает 680 л.с. вместо 653 л.с. до обновления. Грузоподъемность возросла на тонну и теперь составляет 50 т. Несколько изменились габаритные размеры самосвала, а также дизайн передней части. Так, вместо прямоугольных фар от дорожных грузовиков Iveco обновленная версия оснащается более эффективными круглыми прожекторами.

На российский рынок карьерных самосвалов Astra пробиться пока не смогла.

Hitachi Construction Machinery 

«Hitachi Ltd.» — одна из самых крупных мировых многопрофильных корпораций, была основана в 1910 году в японском городе Хитачи. По объёму продаж по данным «жёлтой таблицы» крупнейших мировых производителей строительной техники Hitachi в 2017 году заняла 3-­е место вслед за Caterpillar и Komatsu. В настоящее время главный офис компании находится в Токио. Название «Hitachi» дословно означает «рассвет», отражая основную философию компании — оказание помощи людям и обществу с помощью своих технологий. Эта философия помогла Hitachi стать одной из самых крупных корпораций в мире. В составе группы Hitachi находится в общей сложности 1100 компаний, более половины которых находятся за рубежом.

Производство карьерных самосвалов получило развитие в Hitachi с приобретением в 1994 году 10 % акций фирмы Euclid у концерна «Volvo Construction Equipment» (VCE), с последующим увеличением доли капитала до 40 % в 1996 году. В тот период для сохранения позиций на рынке большегрузных самосвалов для горнодобывающей промышленности компании Euclid необходимо было провести их широкую модернизацию. Новые инвестиции со стороны Hitachi позволили Euclid в короткий срок обновить программу карьерных самосвалов. Структурным подразделением корпорации Hitachi по выпуску карьерных самосвалов стала компания «Hitachi Construction Truck Manufacturing Ltd» (HTM), расположенная в штате Онтарио (Канада). С поглощением канадского производителя карьерных самосвалов «Euclid Heavy Equipment Inc» положение корпорации упрочилось и приобрело новый статус. В октябре 1998 года произошло окончательное присоединение компании Euclid к концерну Hitachi. Тогда же все производство было выведено из США в канадский город Гуэлф. В 2000 году Hitachi полностью выкупила активы Euclid и переименовала ее сначала в «Euclid­-Hitachi Heavy Equipment Inc», а в 2004 году — в «Hitachi Construction Truck Manufacturing Ltd». Полная линейка самосвалов Hitachi включала 9 моделей грузоподъемностью от 30 до 290 т. Марка Euclid исчезла не сразу, еще до недавнего времени новые самосвалы выпускали с эмблемой Euclid на радиаторной решетке. Знаменитый символ Euclid зелёного цвета был заменён оранжевым, тесно связанным с символикой брэнда Hitachi. Постепенно название Euclid было вытеснено из всей номенклатуры и торговых соглашений, ознаменовав собой конец 80­-ти летнего существования Euclid Company на рынке строительной техники.

EH3500 Hitachi.jpg

Рис 8. Карьерный самосвал Hitachi EH3500

Постепенно Hitachi сократила линейку выпускаемых карьерных самосвалов. Так, самосвалы EH1000 и EH1600 были унифицированы с EH1100 и EH1700, выпуск EH650-­3 переместился в Индию. Выпуск моделей EH1100, EH1700, EH4500 производится в Канаде и российскими дилерами не предлагается. К тому же, EH4500 в связи с проблемой производства шин для этого типоразмера самосвалов поставляется только клиентам, у которых он уже есть. В Японии выпускаются самые тяжёлые карьерные самосвалы Hitachi — 181­-тонные EH-3500, 221­-тонные EH4000 и 296­-тонные EH5000. На сайте российских дилеров Hitachi представлены только последние 3 модели.

Стоит отметить новые карьерные самосвалы EH1100-­5, которые компания Hitachi Construction Machinery впервые представила на широкое обозрение в 2014 году.

EH1100-­5 имеет множество уже проверенных временем особенностей, включая амортизационные стойки со специальной силиконовой жидкостью NeoconE, обладающей длительным сроком службы и отличным коэффициентом сжатия, прочную сварную раму коробчатого профиля, отличающийся высокой стабильностью продольный рычаг передней подвески, и надежный «плавающий» палец заднего шарнира крепления кузова.

В то же время новинка получила ряд улучшений на основе пожеланий клиентов, которые повысили удобство управления и технического обслуживания, увеличили номинальную грузоподъемность и добавили больше возможностей для удаленного мониторинга.

Новый самосвал может поставляться с одним из двух двигателей на выбор: либо рядным 6­-цилиндровым мотором Cummins QSK23, либо 12-­цилиндровым дизелем MTU 2000-­серии c V­-образным расположением цилиндров. Оба агрегата отвечают нормам Tier 2/Stage II на чистоту выхлопов. Трансмиссия представлена модернизированной коробкой Allison H6620A, которая характеризуется улучшенным качеством переключения и более быстрым троганием с места при езде порожняком. Изменения затронули и тормозную систему. Так, в задние дисковые тормоза самосвала был интегрирован стояночный тормоз жидкостного типа. Кроме того, увеличилась площадь трущихся поверхностей на тормозных механизмах задней оси, что в итоге повысило усилие торможения и эффективность тормоза­-замедлителя, заявляют в Hitachi. Номинальная грузоподъемность самосвала возросла с 60 до 63,5 т, вместимость кузова — 41,5 м3. Произошли изменения в плане удобства проведения ТО: клапаны тормозной и рулевой систем теперь располагаются не в средней части машины, а на так называемой сервисной площадке, фильтр системы рулевого управления выведен за пределы рамы и доступен с уровня земли, так же как и фильтр системы подъема/опускания кузова. Мониторинг всех бортовых систем, их предварительная диагностика и рекомендации по устранению ошибок доступны через многофункциональный дисплей в кабине. В электронику EH1100­-5 была добавлена усовершенствованная система управления тягой, которая значительно улучшила сцепление самосвала с грунтом во время пробуксовки на грязи или скользких участках. Также в базовой комплектации коробка передач снабжена электронной системой согласования работы, которая в тандеме с бортовыми весами при движении автоматически вырабатывает на основе текущей загрузки наиболее оптимальную стратегию переключения скоростей. Вся информация об эксплуатации самосвала регистрируются в блоке DLU и через спутник или Wi­Fi может передаваться на удаленные мониторы и сервера. В кабине ЖК-­монитор теперь находится правее от руля, что улучшает переднюю видимость оператора. За счет установки более совершенной шумоизоляции и мощной системы климат-контроля в салоне существенно снизился уровень шума и концентрация выхлопов.

Уже с 2015 года новые самосвалы начали закупать в странах бывшего СССР: так, в Эстонию для Нарвского карьера было поставлено 11 машин, а в Казахстан для компании АО «Шубарколь комир» — 25 машин с кузовами увеличенного до 68 м3 объема для перевозки угля. 

В 2010 году Hitachi включила в каталог своей продукции новый карьерный самосвал с жёсткой рамой, который получил индекс EH4000ACII. Его грузоподъемность составила 222 т. Фирма сообщила, что данный самосвал разработан на базе самосвала Hitachi EH3500ACII, выпуск которого осуществляется с 2008 года. Появление новой машины явилось для специалистов некоторой неожиданностью, поскольку ее прототип (EH3500ACII) морально не устарел, а состояние рынка не располагало к таким затратным экспериментам. EH4000ACII — оптимизированная машина под потребности бизнеса, занимающегося добычей полезных ископаемых в северных условиях. К потенциальным покупателям такой техники относится в первую очередь Россия. Новая машина унаследовала оригинальную схему электрогидравлической трансмиссии от прототипа, в которой электродвигатели моторколес работают от переменного тока. Такая схема дает возможность использовать частотное регулирование момента и частоты вращения привода колеса. По сравнению с прототипом подобная система усовершенствована с целью обеспечения плавного разгона и эффективного торможения, а все органы управления движением состоят (помимо руля) из двух педалей. На новой машине используется фирменный преобразователь постоянного тока в переменный на основе мощных биполярных транзисторов с изолированным затвором. Hitachi сообщила о таких изменениях, как незначительный «слом» осей продольных элементов и балок шасси, что создает необходимый наклон для слива воды и самоудаления просыпей. Швеллерные элементы балок расширены. Все это позволяет реже производить чистку и мойку самосвала и снижает эксплуатационные расходы.

EH5000.jpegРис. 9. Карьерный самосвал Hitachi EH5000

В 2015 году «Hitachi Construction Machinery» представила 2 новые модели самосвалов с жесткой рамой, предназначенных для крупномасштабных горнодобывающих работ — Hitachi EH3500AC­3 c номинальной грузоподъемностью 178 т и самосвал Hitachi EH4000AC­-3 с грузоподъемностью 221 т. Для новых моделей, по просьбам клиентов, предлагаются два варианта двигателей: Cummins или MTU.

Улучшенные технические решения и современная система тягового электропривода переменного тока Hitachi позволили создать самосвалы с отличными эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими стабильную работу и высокую производительность. Обе модели оснащены системой тягового электропривода переменного тока, которая разработана на базе технологий Hitachi Group, отлично зарекомендовавших себя на моделях самосвалов предыдущих серий. Конструкторам удалось создать систему, которая с высочайшей точностью управляет частотой вращения и крутящим моментом. Новая система привода обеспечивает оптимальное значение мощности, необходимое для стабильной и быстрой работы каждого тягового электродвигателя, независимо от того, трогается ли машина с места, движется ли она по подъему или выполняет поворот. Была усовершенствована система электропривода, за счёт добавления в нее различных датчиков, которые отслеживают условия движения машины. В результате появилась система управления приводом Hitachi. Эта система обеспечивает более точное управление приводом за счет снижения проскальзывания колес при разгоне и предотвращения их блокировки при торможении, а также за счет устранения раскачивания шасси в продольном направлении и скольжения шин при прохождении поворотов. В результате получены высокие и стабильные ходовые характеристики, благодаря которым обеспечивается более точное соблюдение рабочих циклов на объекте, что в свою очередь повышает производительность.

Улучшены условия труда оператора. Внутри широкой кабины имеется пространство для двух полноразмерных сидений. В центре приборной панели установлен большой цветной ЖК-­дисплей с мульти-язычным интерфейсом. Новая система контроля, разработанная Хитачи, выдает на дисплей информацию и диагностические данные, получаемые от всех бортовых систем и агрегатов, включая двигатель и тяговый электропривод переменного тока. Продолжительность простоев уменьшена за счет более быстрых и надежных процедур поиска и анализа неисправностей. Благодаря мощным электрическим тормозам для управления самосвалом требуются только педали тормоза и акселератора. Это позволяет снизить усталость водителя. Была усовершенствована и усилена конструкция главной рамы, включая основание кабины. Была усовершенствована система измерения полезной нагрузки. Самосвалы оснащаются удобной лестницей шириной 630 мм и четырьмя выключателями двигателя, расположенными за пределами кабины. Благодаря широкой кабине удалось увеличить пространство для ног и повысить уровень комфорта при работе. По заказу самосвалы могут оснащаться дополнительной системой кругового обзора, которая обеспечивает улучшенный обзор пространства для водителя. Новыми элементами конструкции, которые облегчают выполнение технического обслуживания, являются выпускной клапан всасывающего фильтра двигателя и электрический смазочный насос. К другим удобным стандартным особенностям конструкции относятся передняя подвеска с продольными рычагами, позволяющая снять стойку без демонтажа шины, централизованная автоматическая система смазки, доступная с уровня земли, отсек аккумуляторной батареи и реле в переднем бампере и помост для обслуживания в задней части кабины.

В 2012 году Hitachi представила улучшенную версию карьерного самосвала Hitachi EH5000AC­-3 грузоподъёмностью 296 т, который теперь оснащается новым приводом переменного тока. Машина комплектуется дизельным двигателем Cummins QSKTTA60-­CE мощностью 2890 л.с. (в предыдущей модели EH5000AC-­II устанавливали MTU16V­-4000C23 мощностью 2700 л.с.), отвечающим экологическому стандарту Tier II. Гидравлический привод тормозной системы машины обеспечивает точное управление торможением и быструю реакцию системы. Одновременно новый монитор Hitachi обеспечивает оперативное отображение информации и диагностики всех бортовых систем и управление ими. Самосвал EH5000AC-­3 — первая машина Hitachi, имеющая функцию Advanced Hitachi AC Drive System. Данная функция позволяет выводить управление машиной на новый уровень эффективности благодаря системе управления тягой, контролем за управлением машины в заносе на дуге поворота и др. Новая система имеет датчики на всех четырех колесах и дополнительную обратную связь от системы привода, передних колес, рулевого управления, подвески и др. EH5000AC­-3 имеет гидравлическую тормозную систему и систему мониторинга, оперативно сообщающую всю необходимую информацию о состоянии машины.

Последние три модели предлагаются к продаже российскими дилерами Hitachi.

Caterpillar нуждается в особом представлении

Многолетний лидер «жёлтой таблицы», Caterpillar, приступил к выпуску карьерных самосвалов в 1962 году. На протяжении более 50 лет своей деятельности по производству карьерных самосвалов Caterpillar поглотил множество компаний, что позволяло ему постоянно совершенствовать свою технику и расширять модельные ряды производимого оборудования. Глобализация компании в 2011 году достигла нового уровня — за 8,8 млрд долл. Cat взял под свой контроль компанию «Bucyrus International», в составе которой находилось мощное производство карьерных самосвалов с электроприводом Unit Rig. Благодаря использованию самых современных систем электропривода переменного тока и технологии IGBT, самосвалы Unit Rig отличались мощностью и долговечностью при выполнении работ. Под крылом Caterpillar эти машины утратили былое величие, оставив след в истории в виде 2-­х моделей, которые решено было полностью модернизировать и оставить в линейке карьерных самосвалов — MT4400D AC и MT5300D AC.

Карьерный самосвал Caterpillar MT 4400D.jpgРис. 10. Карьерный самосвал Caterpillar MT 4400D

В настоящее время типоразмерный ряд включает 13 основных моделей в диапазонах: по грузоподъемности — 36–363 т, мощности двигателя — 483– 4056 л.с. Применяются, как и все комплектующие, дизельные двигатели только собственного производства с рабочим объемом от 15 до 106 л.

Первая модель карьерного внедорожного самосвала Cat 769 увидела свет в 1962 году. Технические решения, принятые при проектировании, заложи
ли основу для последующих поколений самосвалов Caterpillar — механическая силовая передача с автоматической коробкой, пневмогидравлические амортизаторы подвески, масло-охлаждаемые тормоза, прочная рама. Эта модель оказалась долгожителем — она выпускалась под различными модификациями почти 45 лет. Первое поколение — 769 без буквенной индексации выпускали до 1967 г., в 1967–1978 гг. на конвейере стояла 769В, затем в 1978– 1995 гг. 769С, ее сменила 769D, производство которой прекратили в 2006 г.

Самосвалы Cat 770 серии успешно заменили автомобили 769 серии. Они комплектуются двигателем С15 ACERT мощностью 476–511 л.с., механической 7-ми ­ступенчатой трансмиссией и имеют вместимость двускатной грузовой платформы 25 м3. Общая масса автомобиля с грузом составляет 71 т.

В 2010 году Caterpillar запустил в производство новые карьерные самосвалы моделей 770 и 772, отличительной особенностью которых является центральное расположение водительской кабины. Идея о центральном расположении кабины взамен традиционно бокового для самосвалов этого класса имеет ряд преимуществ. Помимо лучшей обзорности упрощается работа водителей. Кабина на 8 % больше по объему, шире на 36 см, площадь стекол больше на 52 %. В ней также имеются двойные широко-обзорные и плоские зеркала с подогревом, а также удобное кресло с восемью степенями регулировки производства Caterpillar, расположенное в центре рабочего места водителя. Новое сиденье является более удобным, а его расположение оставляет достаточно свободного места для водителя, одновременно обеспечивая легкий доступ в кабину. Кроме того, машины имеют боковые лестницы, а также видеокамеру заднего вида WAVS с возможностью установки 18 сантиметрового ЖК-монитора.

772-­я модель заменила 771­-ю, производимую с 1992 года.

Самосвалы 773­-й серии интересны тем, что именно эту модель было решено собирать в России на заводе в Тосно в Ленинградской области. Доля локализации производства самосвалов — свыше 50 %, что подтверждено сертификатом происхождения. Но дальнейшая локализация весьма проблематична. Завод в Тосно сотрудничает с небольшим количеством российских компаний, основными из которых являются поставщики металла. Caterpillar находится в постоянном поиске потенциальных поставщиков, но стоимость компонентов российского производства оказалась выше зарубежных аналогов. Специалистами предприятия были оценены более 120 российских компаний. Российская модель 773Е отличается от аналога 773G, производимого на заводе Decatur (Декейтер) в США меньшей мощностью двигателя 3412Е (681 л.с. против 733 л.с. у дизеля С27) и меньшей грузоподъёмностью (55,5 т против 57,2 т у американского аналога). Основные комплектующие для сборки самосвалов в Тосно поступают из индийского завода Caterpillar около города Ченнай, который выпускает карьерные самосвалы 773Е и 777Е.

Самосвалы 777-­й серии пошли в производство в 1974 году (первыми были серии 777, 777В, 777С, их сменили 777D и F). 90-­тонные карьерные самосвалы Caterpillar 777-й серии используются в России с 1997 года на крупнейшем золоторудном Олимпиадинском месторождении (компания «Полюс») в Красноярском крае. Всего было поставлено около 50 машин — 33 модели 777D с двигателем 3508В мощностью 1000 л.с. и 15 — 777F с двигателем С32 ACERT мощностью 1025 л.с. Машины зарекомендовали себя великолепно, многие из них перешагнули рубеж пробега 1 млн км. В процессе эксплуатации выяснилось, что двигатель 3508В, установленный на 777D, не требователен к российскому топливу, а что касается Cat 777F и установленного на нем двигателя C32, опыт показал, что эти двигатели более прихотливы к качеству топлива и смазочных материалов. В остальном машина Cat 777F, которая пришла на смену Cat 777D — неплохая. Узлы и агрегаты, такие как коробка передач, редуктор заднего моста, бортовые редукторы практически идентичны с самосвалом Cat 777D.

Самосвалы серии G стали новым поколением машин Caterpillar грузоподъёмностью 90 т. Компания Caterpillar учла все отзывы клиентов и создала самосвал, который обладает надёжностью, экономичностью, точностью управления и обеспечивает комфорт и уверенность операторов. Выпускается новый 777G в США на заводе Декейтер.

В Индии и России производятся самосвалы Caterpillar грузоподъёмностью 90 т серии «Е». Характеристики моделей G и E в целом идентичны. На заводе в Тосно первый самосвал 777Е был собран ещё в 2014 году, но в серию пошёл только в 2017 году. Специалисты завода поясняют, что самосвал имеет лучшие в сравнении с предшествующим поколением эксплуатационные показатели. Инвестиционный вклад в запуск новой модели составил около 300 тыс. долл. 

Остановлюсь несколько подробнее на описании самосвала, собираемого в России.

Силовая передача — модернизированный двигатель Cat® C32 ACERT™ и мощный гидротрансформатор с трансмиссией с ECPC (электронная система управления давлением в муфтах коробки передач) обладают превосходными эксплуатационными характеристиками. Коробка передач с ECPC с управляемым перемещением дроссельной заслонки регулирует частоту вращения коленчатого вала двигателя, работу муфты блокировки гидротрансформатора и фрикционных муфт коробки передач, что обеспечивает более плавное переключение и увеличение срока службы деталей.



 Модель 
     Модель двигателя/ мощность (л.с.)Грузоподъёмность, тГод начала выпуска
    
Серия  Модель
 770G  C15 ACERT / 483  36,3  2006  2013
 772G  C18 ACERT / 557  45     2010  2013
 773G  C27 ACERT / 733  57,2       
 773E  3412E / 681  55,5     2004  2011
 775G  C27 ACERT / 768  65,7       
 777D  3508B / 1000  91     1974  1996
 777G  C32 ACERT / 1025  91     1974  
 777E  C32 ACERT / 1025  91     1974  2017
 785C  3512B / 1450  136     1984  
 785D  3512C-HD / 1450  136     1984  2014
 789D  3515B / 1900  181  2011  2011
 789D  3516C HD / 2000  181  2011  2011
 793D  3516B / 2415  218  1991  201
 MT4000D FC  3516C HD / 2500  221  2012  2012
 793F  C175-16 / 2650  227  1991  2009
 794AC  C175-16 / 3548  291  2016  2016
 MT5300D AC  C175-16 / 2800  290  2014  2014
 795F AC  C175-16 / 3400  313  2010  2010
 797F  C175-20 / 4000  363  1999  2009
Табл. 1.  Линейка карьерных самосвалов Caterpillar

Стратегии экономии топлива 777E позволяют выявлять способы сокращения расхода топлива и расходов на топливо:
  1. Экономичный режим двигателя изменяет характер работы двигателя для полного использования преимуществ ровной и наклонной поверхностей в целях поддержания показателей мощности и снижения расхода топлива;
  2. Ограничитель скорости автоматически выбирает наиболее экономичную передачу и скорость для текущей местности;
  3. Функция остановки двигателя на холостом ходу определяет, когда самосвал остановлен и работает на холостом ходу дольше установленного периода времени, в этом случае будет использована процедура выключения двигателя для экономии топлива. 
Электронная система управления коробкой передач определяет рабочие параметры двигателя и производит автоматическое переключение на более высокую передачу во избежание превышения частоты вращения. Если превышение частоты вращения происходит на максимальной передаче, выполняется отключение муфты блокировки и включаются тормоза. Рабочее место оператора всех новых машин имеет эргономичную планировку и представляет собой комфортную, удобную и безопасную среду. Удобное расположение органов управления, рычагов, переключателей и приборов повышает производительность труда и снижает утомляемость. Кабина обеспечивает прекрасный обзор дороги и участков вокруг машины. Большая площадь остекления кабины гарантирует превосходную обзорность. Удобно расположенные поручни обеспечивают три точки контакта для безопасного и удобного доступа и аварийного выхода оператора. Данные важных элементов силовой передачи, включая переключение передач, частоту вращения двигателя и расход топлива, расширяют возможности диагностики и позволяют сократить время простоя и снизить эксплуатационные расходы. Программа Electronic Technician (ET) — диагностический прибор Cat ET обеспечивает техническим специалистам легкий доступ к архиву диагностических данных через канал передачи данных Cat Data Link. Тормозная система Cat с передними тормозами сухого типа и задними масло-охлаждаемыми многодисковыми тормозами обладает высокой надежностью и обеспечивает управляемость машиной даже на самых плохих дорогах. Задние тормоза мокрого типа и ограничитель передачи при поднятом кузове входят в стандартную комплектацию. Если машина оснащена передними масло-охлаждаемыми многодисковыми тормозами, то замедление распределяется по всем четырем углам машины: 60 % — на задние колеса и 40 % на передние колеса. Это обеспечивает превосходную управляемость машиной при движении по скользким дорогам и снижает риск блокировки колес. Система автоматического управления замедлителем (ARC) (дополнительно) — ARC обеспечивает электронное управление торможением на уклонах, гарантируя сохранение оптимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, постоянное масляное охлаждение и улучшенную управляемость. Система регулирования тяги (TCS) (дополнительно) — Система регулирования тяги выполняет электронный контроль и управление пробуксовкой задних колес для обеспечения максимального сцепления и повышения производительности самосвала на рыхлых грунтах. Если скорость вращения при проскальзывании превышает установленный лимит, задние колеса начинают подтормаживаться. При этом крутящий момент автоматически передается на колесо, имеющее большее сцепление с поверхностью и оптимальную управляемость. Цельнометал лические оси задних колес обеспечивают увеличенный срок службы, а цилиндры задней подвески имеют обратную конструкцию для снижения риска загрязнения. Эти прочные и надежные амортизаторы имеют большой диаметр и заполнены азотом при низком давлении и маслом, что обеспечивает их долговечность и позволяет свести к минимуму потребность в техобслуживании.
  
Компания, год начала выпуска самосвалов   Страна             Модель самосвала, грузоподъёмность (т) - мощность двигателя (л.с.)      
 25–3540–50 55–65 90–100 110–140 160–210 220–240 240–260 290–320 Свыше 320
 Komatsu
(Komatsu Ltd)
1951
 Япония HD325-8
36,3-518
 HD405-8
40-518
 HD465-8
55-778
HD605-8
63-778
 HD785-7
91-1178
 HD1500-8
142-1598
 HD730E-8
181,6-1860
 HD830E-1АС
222-2360
 HD860E-1К
254-2586
 HD860E-1К
254-2586
 HD960E-2
327-3346
HD980E-4
369-3500
 Caterpillar
(Caterpillar S.A.R.L.)
1962
 США 770G
38-476
 772G
47-557
 773G
57-733
773E
55-672
775G
65-768
 777G
91-1025
777E
98-1025
 785D
136-1450
 789 D
181-1900/2000
 793 F
227-2650
793D
218-2415
МТ 4400D AC
221-2500
 — 794AC
291-3548
795F AC
313-3400
MT-5300D AC
290-2800
 797F
363-4000
БелАЗ
(ОАО «БелАЗ»)
1958
 Белоруссия 7540
30-360/405
75440
32-405
 7547
42-45-609
7545
45-609
75476
45-550 (на газе)
 7555
55-60-709
 7557
90-1065
7558
90-1065
 7513
110-136-1200-
1624
 7517
160-1875-2000
7518
180-2000
 7530
220-2300
 7531
240-2500
 75320
320-2850
 7560
360-3300-3750
75710
450-4600
(2х2300)
 HITACHI
1931
 Япония — — EH 1100-5
63,5-760
 EH1700-3
95-1050
 — EH3500AC-3
178-2028
 EH4000AC-3
221-2535
 — EH5000AC-3
296-2890
 —
 VOLVO
Construction
Equipment (Volvo CE)
2018
 Швеция и
Шотландия
 —R45D 41-533
 R60D
55-710
R70D
65-770
 R100E
95-1065
 — — — — — —
 BEML
(Bharat Earth
Movers Ltd)
1985
 Индия BH35-2
31,8-375
BH40
36,5-455
 BH50M
45,5-648
 BH60
55,3-675
BH70
63,6-715
 BH85-1
85-883
BH90
85-923
BH100
91,5-983
 MT3000
120-1220
MT3300AC
136-1900
MT3600
172-2054
MT3700
186-2054
MT3700AC
186-2535
BH205-E
205-2300
 MT4400
236-2536
MT4400AC
236-2739
 — — —
 Liebherr
(LIEBHERR-Holding GmbH)
1983
 Германия и
Швейцария

 —
 Т236
100-1217
 — — Т264
218-2700
 — — Т-284
363-3500
 PERLINI
1961
 Италия DP255
30-405
 DP405
40-541
 DP605
53-541
DP705
65-771
 DP905
95-1065
 — — — — —
 ASTRA
(Astra Veicoli
Industreali S.P.A.)
1955
 Италия RD28C
28,5-299
RD32C
32-381
RD35
36-450
 RD40C
40-500
 RD50
49-653
 — — — — — — —
 Компания, год начала выпуска самосвалов    Страна                     Модель самосвала, грузоподъёмность (т) - мощность двигателя (л.с.)
 25–35 40–50 55–65 90–100 110–140 160–210 220–240 240–260 290–320Свыше 320 
 Komatsu (Komatsu Ltd) 1951 Япония HD325-8 
36,3-518
 HD405-8
40-518

 HD465-8
55-778
HD605-8
63-778
 HD785-7
91-1178
 HD1500-8
142-1598
 HD730E-8
181,6-1860
 HD830E-1АС
222-2360
 HD860E-1К
254-2586
 HD860E-1К
254-2586
 HD960E-2
327-3346
HD980E-4
369-3500
 Caterpillar (Caterpillar S.A.R.L.) 1962 США 770G
38-476
 772G
47-557
 773G
57-733
773E
55-672
775G
65-768
 777G
91-1025
777E
98-1025
 785D
136-1450
 789 D
181-1900/2000
 793 F
227-2650 793D
218-2415
МТ 4400D AC
221-2500
 — 794AC
291-3548
795F AC
313-3400
MT-5300D AC
290-2800
 797F
363-4000
 БелАЗ (ОАО «БелАЗ»)  1958 Белоруссия 7540
30-360/405
75440
32-405
 7547
42-45-609
7545
45-609
75476
45-550 (на газе)
 7555
55-60-709
 7557
90-1065
7558
90-1065
 7513
110-136-1200-1624
7517
160-1875-2000
7518
180-2000
7530
220-2300
 7531
240-2500
 75320
320-2850
 7560
360-3300-3750
75710
450-4600
(2х2300)
 HITACHI 1931 Япония — — EH 1100-5
63,5-760
 EH1700-3
95-1050
 — EH3500AC-3
178-2028
 EH4000AC-3
221-2535
 — EH5000AC-3
296-2890
 —
 VOLVO  Construction Equipment (Volvo CE) 2018 Швеция и Шотландия



 R45D
41-533
 R60D
55-710
R70D
65-770
 R100E
95-1065
 —
 — — — — —
 BEML (Bharat Earth Movers Ltd) 1985 Индия  BH35-2
31,8-375
BH40
36,5-455
 BH50M
45,5-648
 BH60
55,3-675
BH70
63,6-715
 BH85-1
85-883
BH90
85-923
BH100
91,5-983
 MT3000
120-1220
MT3300AC
136-1900
 MT3600
172-2054
MT3700
186-2054
MT3700AC
186-2535
BH205-E
205-2300
 MT4400
236-2536
MT4400AC
236-2739
 — — —
 Liebherr (LIEBHERR-Holding GmbH)1983 Германия и Швейцария —

 — — Т236
100-1217
 — — Т264
218-2700
 — — Т-284
363-3500
 PERLINI 1961 ИталияDP255
 30-405
 DP405
40-541
DP605
53-541
DP705
65-771
DP905
95-1065
 — — — — — 
 ASTRA (Astra Veicoli Industreali S.P.A.) 1955 ИталияRD28C
28,5-299
RD32C
32-381
RD35
36-450
 RD40C
40-500
 RD50
49-653
 — — — — — — ——

Табл. 2.  Таблица по мощности и маркам выпускаемых карьерных автосамосвалов на 30.10.2018 г.

В линейке 136-­тонных самосвалов лидером стал новый карьерный самосвал Cat 785D, который разработан для обеспечения максимальной производительности и низких удельных издержек в строительстве и карьерных разработках. Грузоподъемность самосвала варьируется от 129 до 141 т в зависимости от конфигурации.

Машина оснащена двигателем Cat 3512C-HD мощностью 1450 л.с., который сертифицирован в соответствии с EPA Tier II. Для 785D компания Caterpillar представила Х­-образную конструкцию кузова, благодаря чему объем кузова теперь составляет 85 м3 вместо 78 м3 при двухскатной конструкции. Новая система привода насоса обеспечивает непрерывную фильтрацию заднего моста, таким образом, среди основных преимуществ можно выделить более чистое масло, снижение времени вынужденного простоя и увеличение сроков службы деталей. Увеличен ресурс и для дисковых тормозов, которые устойчивы к «засаливанию». Новая прокладка воздухозаборника и фильтров обеспечивает легкое обслуживание и ведет к снижению эксплуатационных расходов. Самосвал 785D оснащен механической трансмиссией Caterpillar, которая позволяет всем моделям серии 785 достигать высокой производительности и надежности при работе в сложных условиях, свойственных для
горнодобывающей отрасли.

В странах СНГ широкое распространение получили самосвалы предыдущей серии 785С.

Так, на Украине работает 120 машин этой модели, в том числе 45 — в ЗАО «Полтавский ГОК». Самосвалы, эксплуатируемых в карьере данного предприятия менее 10 лет, уже переходят миллионный рубеж пробега. Это очень важный показатель эффективности и экономической целесообразности использования техники. Надо отметить, что для горнодобывающих предприятий мира, в отличие от стран СНГ, такой пробег карьерного самосвала не исключение, а норма.

На смену 177-­тонному самосвалу Cat 789С в 2011 году пришёл 181-­тонный Cat 789D.

Новый карьерный самосвал отличается от предшественника повышенной производительностью, безопасностью и ремонтопригодностью. 789D сохранил множество технологий, проверенных временем на модели 789C. В движение самосвал приводится дизельным двигателем Cat 3516В мощностью 1900 л.с. или Cat 3516C HD с 4­-мя турбонагнетателями мощностью 2000 л.с. Он способен работать на высотах до 3660 м без потери мощности. Caterpillar также представил специальный кузов Combination для модели 789D. Он базируется на обычном самосвальном кузове, но предназначен для перевозки материалов с низкой плотностью. Стандартные самосвальные кузова доступны в версиях X, MSD II и Dual Slope для максимально полного удовлетворения задачам покупателя. 789D разрабатывался для использования с большими по размеру колесами 40.00­R57 и 42/90 R57, а в стандарте оснащается шинами размерностью 37.00­R57. Новый самосвал сохранил удачную систему тормозов с масляным охлаждением, которая объединяет рабочий, вспомогательный, парковочный тормоз и ретардер. 789D доступен в конфигурации XQ с пониженным уровнем шума. Он использует специальные шумопоглощающие материалы и приспособления, позволяющие значительно снизить уровень издаваемого шума. Был проведен также ряд изменений в конструкции с целью повышения надежности грузовика. Новый привод насоса обеспечивает непрерывную фильтрацию масла в заднем мосту. Тормозные диски увеличенного срока службы стали стандартным оснащением 789D. Они прослужат практически в 2 раза дольше, чем тормозные диски 789C. А новый воздушный фильтр проще и быстрее заменять.

В 2008 году Caterpillar продемонстрировал карьерные самосвалы 793 серии «F» грузоподъемностью 218–227 т, причём машина была доступна в обоих вариантах: механические (793F) и электрические (793F AC) версии. В настоящее время дилеры в России предлагают только механическую 793F. К серийному выпуску машин завод в Декейтере приступил с 2010 года. Этот самосвал считается самым быстрым среди аналогичных машин, легко обгоняя соперников на крутых подъемах. Также, как и предыдущие серии, эти модели самосвалов оснащены 6­-ти ступенчатой планетарной коробкой передач, бортовыми редукторами двойного понижения и имеют электронное управление.

В 2018 году компания Caterpillar объявила, что она завершила сборку пятитысячного карьерного самосвала 793-­й серии, который представляет уже пятое поколение CAT793, выпускаемой с 1991 года. Примечательно, что даже самый первый CAT793, введенный в эксплуатацию 27 лет назад, все еще находится в эксплуатации, обеспечивая лучшие в своем классе затраты на тонну. А один из «долгожителей» в семье CAT793 был построен в 1992 году и наработал 173 тыс. моточасов — почти 20 лет на карьере в США. Пятитысячный CAT793 доставлен на один из карьеров в Австралии. Самые большие популяции CAT793 работают на железорудных и медных рудниках, на угольных и золоторудных карьерах в Австралии, а также в Северной и Южной Америке.

Новые в линейке Caterpillar карьерные самосвалы грузоподъёмностью 313 т компания в соответствии с требованиями рынка оснастила электрическим приводом и приступила к производству опытных моделей в 2009 году. На 795F AC установлен двигатель С175-16 мощностью 3400 л.с. На Cat 795F AC реализованы такие усовершенствования, как внедрение четырех-точечной совмещенной системы рабочих тормозов и тормоза­-замедлителя на основе фирменных маслопогруженных масло-охлаждаемых тормозов и электрического тормоза­-замедлителя, что обеспечивает высокий уровень надежности тормозной системы и доверие водителя к машине. Внешний генератор — источник электропитания электродвигателей может быть подключен без съема каких-­либо компонентов машины. Тяговые электродвигатели колес установлены непосредственно в мостах, что обеспечивает их быстрый демонтаж и отделение от бортовых редукторов при техническом обслуживании. Защитные решетки спрофилированы радиально, что создает однородный воздушный поток, вследствие чего повышается надежность работы системы охлаждения.

В 1999 году Caterpillar впервые представил самосвал серии 797 грузоподъемностью 326 т и полной массой 558 т с габаритной высотой 9 м, который стал крупнейшим в мире 2­-х осным автомобилем с механической трансмиссией. БелАЗ­-75710, имеющий в настоящее время среди карьерных самосвалов самую большую грузоподъёмность в мире (450 т), механической передачи не имеет, а входит в класс дизель­электрических машин. Вторым поколением серии 797 стал 797B, введённый в эксплуатацию в 2002 году, как и предшественник, он был оснащён двигателем Cat 3524B мощностью 3370 л.с., но обладал более высокой грузоподъёмностью — 345 т. 797B оставался в производстве до декабря 2009 года, пока Caterpillar не начал полномасштабное производство преемника модели — 797F. Этот гигант массой 624 т обладает грузоподъёмностью 363 т, на нём установлен самый современный двигатель Cat C175­-20 ACERT мощностью 3793–4000 л.с. Махина высотой 7,44 м, шириной 9,53 м и длиной 15,09 м развивает скорость 68 км/час! 797F является одним из наиболее массовых карьерных самосвалов на планете и первым по популярности в США и странах западного полушария.

В числе последних новинок от Caterpillar стал самосвал 794АС с электроприводом, представленный на выставке в Лас Вегасе в 2016 году. 291­-тонный самосвал оснащён двигателем Cat С175­-16 мощностью 3548 л.с. Самосвал предназначен для эксплуатации в условиях, требующих использования машины с электроприводом. Как заявляют представители компании, система привода Cat AC «обладает лучшими в отрасли показателями замедления, торможения и управляемости. Модель 794, разработанная и изготовленная компанией Caterpillar, является усовершенствованным самосвалом с электрическим приводом переменного тока, надежность, безотказную работу, удобство обслуживания и низкие эксплуатационные расходы».

Особого внимания заслуживает объединение самосвалов семейства MT Unit Rig и семейства продуктов Cat. В рамках приобретения «Bucyrus International» в 2011 году ассортимент продукции компании Caterpillar пополнилась линейкой самосвалов с электрическим приводом. С 2011 года Cat вложила значительные средства в продукты Unit Rig. Результатом усилий стали две полностью интегрированные модели. Самосвалы новой серии D, входящей в семейство MT, имеют исключительно высокий уровень содержания компонентов Cat. Эта серия, которую планируется выпускать на заводе Decatur, обеспечена практически всеми традиционными для Cat средствами поддержки продукта и материалами непосредственно на месте производства. В декабре 2012 года Корпоративный совет компании Caterpillar по маркировке техники одобрил размещение наименования Cat и корпоративной гаммы цветовой окраски на самосвалах MT4400D AC и MT5300D AC. Модель MT4400D AC представляет собой интеграцию двигателя Cat 3516C HD и электронной системы привода Cat 240T AC в самосвал Unit Rig MT4400. В машине задействована высокоэффективная система Electro­-Motive Diesel’s (EMD) от Caterpillar. Другой особенностью MT4400D AC является мощный ретардер и задние дисковые тормоза с масляным охлаждением, которые дарят оператору уверенность и контроль над процессом работы. Выпуск был начат в 2013 году. В 2014 год, надеясь стать лидером в производстве эклектических карьерных самосвалов, Caterpillar выпустил 290-тонную модель MT5300D AC серии Unit Rig MT с двигателем C175-­16 и системой электрического привода Cat 360T AC. Новый самосвал занимает свое место в линейке между 227­-тонным 793F и 313-­тонным 795F AC. Все системы и компоненты MT5300D AC, включая шасси, гидравлику, электрическую систему, подвеску, двигатель и электропривод прошли миллионы часов испытаний и тестов, чем подтвердили свою надежность, выносливость и эффективность. Самосвал MT5300D AC спроектирован как высокопроизводительная, безопасная и надежная машина, простая в управлении и обслуживании. Кабина оператора с системой защиты при опрокидывании ROPS имеет улучшенную обзорность рабочей площадки.

В компании Caterpillar была разработана долгосрочная программа развития производства увеличения выпуска карьерных самосвалов с инвестициями в размере 700 млн долл., которая была успешно завершена в 2014 году. Всё производство самосвалов Caterpillar в США сосредоточено теперь на заводе Декейтер площадью 2,1 км2 в штате Иллинойс, мощности которого загружены на годы вперед. В этом же штате на других заводах выпускаются двигатели и узлы трансмиссии (табл. 1, с. 111). 

Карьерные самосвалы будущего

Горно-геологические характеристики большинства мировых месторождений за последние годы значительно ухудшились, и добывающим компаниям приходится постоянно наращивать объёмы перерабатываемых пород для сохранения объёмов добычи хотя бы на прежнем уровне. Основным средством перемещения пород на большинстве карьеров являются мощные самосвалы ультра­класса, которые постоянно совершенствуются, приобретая все новые и новые возможности. До настоящего времени самым большим в мире является белорусский карьерный самосвал БелАЗ­-75710 грузоподъёмностью 450 т. Надо отметить, что в январе 2014 года этот гигант установил достижение, внесённое в книгу рекордов Гиннесса, провезя по испытательному полигону груз весом в 503,5 т. БелАЗ-75710 является обладателем самого большого кузова в мире — его объём составляет 269,5 м3. Таких самосвалов, предназначенных для работы на горных предприятиях России, создано пока только три. Стоит машина около 10 млн долл.

В 2018 году в средствах массовой информации было опубликовано сообщение генерального директора ОАО «БелАЗ» П. Пархомчика о том, что БелАЗ готовится построить очередной мега самосвал. В белорусском Жодино начинают работать над машиной рекордной грузоподъёмности, которая сможет увезти на сотню тонн груза больше. Как и при создании 450-­тонной машины, одной из основных проблем стало отсутствие необходимых шин, которые бы выдерживали колоссальные нагрузки — в кузове нового супер гиганта планируется разместить сразу 9 железнодорожных вагонов горной массы весом 550–560 тонн. Сейчас разработкой новой шины занимается японская компания, которая может разработать её в ближайшие 2,5 года, еще год понадобится на испытания. После этого компания будет готова предложить ее белорусским машиностроителям. А в том, что БелАЗ сумеет построить супер мощный карьерный самосвал, можно не сомневаться — в этом убеждает солидная цифра выпущенных за 70 лет самосвалов — более 160 тыс. машин свыше 550 модификаций!

Некоторыми западными специалистами усиленно продвигается идея модульного карьерного самосвала, которая преподносится как настоящий прорыв в технологиях, позволяющий создавать технику будущего. У истоков создания этого мифического агрегата стоит голландец Эдди де Йонга — глава ETF («European Truck Factory GmbH»).

Возглавляемая им компания представила миру своего первенца, в процессе сборки которого была проведена полная переоценка конструкции шасси, трансмиссии и двигателя. Самосвал ETF имел в своей конструкции монорельсовую раму, которая заменила обычную раму, присущую существующим карьерным агрегатам. С помощью монорельсовой рамы, которая располагалась не поверх осей, а между ними, получилось достичь снижения центра тяжести, а значит, повысить устойчивость машины. Еще одной выделяющейся особенностью новой рамы стало присутствие дополнительных осей, благодаря которым самосвал ETF обладает от 8 до 16 точек перемещения нагрузки на колеса, исходя из его габаритов. Такая конструкция также равномерно распределяет действующие силы по всей раме, практически полностью устраняя эффекты кручения. Конструкторы пересмотрели действующую концепцию количества осей на самосвалах. Так, стандартный самосвал оснащен двумя мостами: передним и задним. Задний мост ловит крутящий момент, а также большую часть веса загруженного кузова, что в комплексе требует присутствия в конструкции шин внушительных размеров, которые, однако, изнашиваются с той же скоростью, что и их меньшие коллеги. А если учесть, что резина для их производства имеет достаточно высокую стоимость, то решение добавить большее количество осей и «обуть» их в шины меньшего размера было достаточно разумным. В результате самосвал ETF получил шины 24.00R35 вместо 56/80R63.

Кроме того, новый модульный карьерный самосвал стал обладателем полно-приводного механизма и системы рулевого управления, действующей на все колеса, плюс добавились АБС и контроль тяги, что, в свою очередь, позволило поворачиваться всем колесам на малых и средних показателях скорости, тем самым уменьшая износ шин. В новой модели все оси снабжены двумя рулевыми гидроцилиндрами дублирующими, при этом каждый из них оснащен индивидуальной замкнутой гидравлической системой, что позволяет в случае остановки одного из них полностью заменять его другим. Дополнительно предусмотрено электронное управление для оптимизации ускорения поворота и контроля состояния всей системы. Дополнительные оси также более равномерно распределяют общую массу машины на 20 колес. Предусмотрена и инновационная система, позволяющая автоматически поднимать оси, тем самым уменьшая контактирование резины с дорожным покрытием при движении холостым, и предотвращающая потерю машиной управления в результате возможной деформации одной из шин. На самосвале установлена гидропневматическая подвеска, самовыравнивающаяся, которая в тандеме с качающимися осями способствует минимизации общего крена кузова на буграх и снижению утери перевозимой породы. Также эта схема предотвращает возможность перенапряжения амортизатора во время мощных скачков на экстремальных участках/

Карьерный самосвал будущего ETF MT240.jpg

Рис. 11. Карьерный самосвал будущего ETF MT240

Двигатель самосвала питается от 4 до 6 независимых систем, за счет этого снижается износ тормозов и рулевой системы. Так, если самосвал движется пустым, два двигателя приостанавливают свое функционирование автоматически. Такое же действие сопровождает и случаи поломки мотора. Если в двигателе возникают проблемы, то благодаря модульному принципу он в состоянии продолжить движение на оставшихся трех системах питания. В концепте ETF установлена тормозная система, которая пользуется динамическим, гидрокинетическим замедлением на всех колесах. Кроме того, все колеса оснащены дисковыми тормозами сухого типа и специально разработанным для этой модели жидко-охлаждаемым стояночным тормозом с системой ABS, что позволило в разы увеличить степень безопасности этого тяжелого и мощного карьерного гиганта. В новом самосвале ETF сконструированы регулируемые по высоте педали, обеспечивающие комфортную посадку и вождение для людей с разными антропологическими данными.

К числу других показателей безопасности, установленными на ETF стандартной сборки, можно отнести систему «анти­сон», оповещающую водителя о близящейся усталости, прибор для контроля содержания алкогольных паров в выдыхаемом воздухе и оптическую систему безопасности, снижающую утомление в ночные смены. Самосвал ETF имеет обзорные камеры, автоматическую подсвечиваемую систему зеркал, 5 двухдиапазонных радара и 2 радара скорости. Это позволяет максимально облегчить работу операторов в любое время суток и в любых погодных условиях. Также в целях большей безопасности его оснастили системой, предупреждающей столкновения и со статичными и с движущимися объектами. Данная модель может эксплуатироваться с применением различных видов топлива, начиная от обычного дизельного или биодизельного и заканчивая его смесями со сжиженным газом или водородом.

Единственный созданный образец новой концепции — пятиосный ETF МТ240, оснащённый 4 дизелями суммарной мощностью 2574 л.с. грузоподъёмностью 218 т. Гигант имеет длину 19,1 м и оснащён 20 колёсами. Все его пять пар колес управляемые. Основной конструкторский замысел состоит в том, что все основные компоненты автомобиля­ гиганта можно будет заменить всего за 15 мин, а оси, шины и мотор — за 60 минут. Современный модульный дизайн дает возможность для создания широкой гаммы грузовиков с количеством ведущих мостов от 2 до 7 осей и более, с грузоподъемностью от 88 до 363 т. Предполагалось создавать 2­х осные МТ100 грузоподъёмностью 90 т, 4­-х осные МТ170 (155 т), 5­-ти осные МТ240 (218 т), 6-­ти осные МТ320 (290 т), 7-­ми осные МТ400 (363 т). Самой грандиозной особенностью этого автомобиля можно считать возможность объединения (сцепки) сразу нескольких таких машин в единый автопоезд. Таким образом, грузоподъемность MT­240 сможет возрасти до 870 т. Каждый блок сохраняет свой собственный двигатель, но управление идёт из головного грузовика.

Новая разработка является много-опорником, что для тяжёлых карьерных самосвалов достаточно редкое явление. Однако в Китае компанией WSIEC (подразделение авиакосмического гиганта CSSG, в производственной линейке которого и многоосные мобильные ракетные комплексы) уже несколько лет назад создан работающий на горных полигонах 220-­тонный 16­-ти колёсный самосвал WTW 220E.

При всём уважении к авторам идеи модульного самосвала возникает масса вопросов: стоимость производства и эксплуатации самосвалов ETF наверняка будет выше, чем у многочисленных серийно выпускаемых гигантов Caterpillar, Komatsu, БелАЗ, Liebherr, XCMG. Для работы в карьерах конструкция представляется хрупкой, незащищённой. Козырёк над кабиной не вызывает особого уважения своими размерами, большое число мостов наверняка усложнит обслуживание самосвала. И что будет делать такой автопоезд на крутых разворотах в карьерах? Как будет осуществляться погрузка и разгрузка автопоезда? В общем, идея модульного карьерного самосвала вызывает много вопросов. В числе главных вопросов — почему ни одна из ведущих мировых машиностроительных компаний не развивает данное направление?

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 4 (46)/декабрь 2019 г.


Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X