21 июня 2025, Суббота
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
19 ноября 2024

Получить разрешение на использование лесного участка с правом рубки в зелёной зоне и особо защитном участке леса нельзя

messages_black
0
eye_black
313
like_black
0
dislike_black
0
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.




В деле № А51-23051/2022 ООО «ПГК «Уссури» оспаривало отказ Минлесхоза Приморского края в выдаче разрешения на использование лесов в целях геологического изучения недр без предоставления лесного участка с рубкой лесных насаждений.

Министерство, отказывая в выдаче спорного разрешения, отметило, что часть лесных выделов, указанных в заявлении Общества, относятся к защитным лесам, расположенным в зеленых зонах, где согласно п. 4 ст. 114 гл. 17 ЛК РФ разведка и добыча полезных ископаемых запрещена.

Также надзорный орган указал, что часть лесных участков, запрашиваемых в пользование, являются особо защитными участками лесов (далее — ОЗУ), где в соответствии со ст. 119 ЛК РФ проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещено, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

При этом недропользователь, обосновывая свою позицию, настаивал на том, что п. 7 Приложения № 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353 (далее — Постановление № 353) определяет возможность проведения по проектной документации на геологическое изучение полезных ископаемых (далее — ПД) выборочных и сплошных рубок деревьев, без предоставления лесных участков и без установления сервитута. Данная норма не содержит исключений, следовательно распространяет свое действие на все лесные участки вне зависимости от категории, в том числе и на зеленые зоны и ОЗУ.

Также им было указано, что представленная им ПД, прошедшая государственную экспертизу, отражает и предусматривает необходимость осуществления таких рубок, в рамках полученной им поисковой лицензии.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении его требований.

В частности, Пятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 05.04.2024 г. по делу № А51-23051/2022 были сделаны следующие выводы:
  • подп. «б» п. 1 Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (утв. распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 г. № 999-р) содержит прямой запрет на размещение сооружений и оборудования, используемых при прокладке геолого-геофизических профилей в ОЗУ, выделенных в эксплуатационных лесах;
  • рубка лесных насаждений в защитных лесах согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ может осуществляться только в определенных случаях, и строительство геолого-геофизических профилей, не связанных с рекреационной деятельностью, к ним не относится;
  • на рассмотрение Минлесхоза была представлена ПД, получившая положительное экспертное заключение, которая не предусматривала рубки лесных насаждений. Такие рубки предусматривались только дополнением к ПД, которое на дату подачи заявления в госорган не прошло экспертизу.
В целом позиция судов первой и апелляционной инстанций выглядит обоснованной. ЛК РФ введены ограничения деятельности на территории зелёных зон и ОЗУ.

Для того, чтобы было можно осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, ОЗУ должны быть упразднены с территории лицензионной площади, а границы зелёных зон изменены по компенсационному принципу.

При этом является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что рубка лесных насаждений в защитных лесах согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ может осуществляться только в определенных случаях, и строительство геолого-геофизических профилей, не связанных с рекреационной деятельностью, к ним не относится.

Норма, на которую сослался апелляционный суд не действует с 24.07.2023 г. При этом в п. 2 ст. 111.1 ЛК РФ, действующем с 24.07.2023 г., указано, что сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 21 ЛК РФ (аналогичное положение было в ч. 3 ст. 111 ЛК РФ). Норма ч. 6 ст. 21 ЛК РФ предусматривает возможность строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, в том числе для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (п. 1 ст. 21 ЛК РФ).

Строительство геолого-геофизических профилей является ни чем иным, как возведением объектов для целей геологического изучения недр.

В период действия ч. 3 ст. 111 ЛК РФ органами прокуратуры предпринимались попытки применить подход, при котором недропользователям запрещалось в принципе заниматься разработкой месторождений в защитных лесах из-за существующего, по их мнению, законодательного запрета на осуществление в них сплошных рубок.

Однако суды такую позицию не поддержали и встали на сторону добывающих компаний (дела № А74-4886/2012 и № А74-4886/2012), учтя, что возведение объектов для целей недропользования является исключением из общего запрета на сплошные рубки в защитных лесах (ч. 6 ст. 21, п. 1 ст. 21 ЛК РФ).

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (64)/июнь 2024 г.
21.04.25
Изменение судебной практики по взысканию ущерба землям сельхозназначения в случае их перевода недропользователями в земли промышленности
21.04.25
Обзор судебной практики по нарушениям недропользователями экологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды
21.04.25
Комплексные решения в области разрешительной документации для золотодобычи
21.04.25
Наличие «свидетельства о первооткрывательстве» не гарантирует получение совмещённой лицензии
16.12.24
Совершение сделок с акциями и долями в уставных капиталах обществ-недропользователей с разрешения Президента Российской Федерации
16.12.24
Размещение вскрыши во внутреннем отвале не является размещением отхода
11.12.24
Влияние санкционных ограничений на золотодобывающую отрасль Российской Федерации
19.11.24
Изменения законодательства в области недропользования с 1 сентября 2024 года
11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
01.10.23
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
16.03.23
Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика