10 декабря 2024, Вторник
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
19 ноября 2024

Получить разрешение на использование лесного участка с правом рубки в зелёной зоне и особо защитном участке леса нельзя

messages_black
0
eye_black
59
like_black
0
dislike_black
0
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.




В деле № А51-23051/2022 ООО «ПГК «Уссури» оспаривало отказ Минлесхоза Приморского края в выдаче разрешения на использование лесов в целях геологического изучения недр без предоставления лесного участка с рубкой лесных насаждений.

Министерство, отказывая в выдаче спорного разрешения, отметило, что часть лесных выделов, указанных в заявлении Общества, относятся к защитным лесам, расположенным в зеленых зонах, где согласно п. 4 ст. 114 гл. 17 ЛК РФ разведка и добыча полезных ископаемых запрещена.

Также надзорный орган указал, что часть лесных участков, запрашиваемых в пользование, являются особо защитными участками лесов (далее — ОЗУ), где в соответствии со ст. 119 ЛК РФ проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещено, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

При этом недропользователь, обосновывая свою позицию, настаивал на том, что п. 7 Приложения № 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353 (далее — Постановление № 353) определяет возможность проведения по проектной документации на геологическое изучение полезных ископаемых (далее — ПД) выборочных и сплошных рубок деревьев, без предоставления лесных участков и без установления сервитута. Данная норма не содержит исключений, следовательно распространяет свое действие на все лесные участки вне зависимости от категории, в том числе и на зеленые зоны и ОЗУ.

Также им было указано, что представленная им ПД, прошедшая государственную экспертизу, отражает и предусматривает необходимость осуществления таких рубок, в рамках полученной им поисковой лицензии.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении его требований.

В частности, Пятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 05.04.2024 г. по делу № А51-23051/2022 были сделаны следующие выводы:
  • подп. «б» п. 1 Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (утв. распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 г. № 999-р) содержит прямой запрет на размещение сооружений и оборудования, используемых при прокладке геолого-геофизических профилей в ОЗУ, выделенных в эксплуатационных лесах;
  • рубка лесных насаждений в защитных лесах согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ может осуществляться только в определенных случаях, и строительство геолого-геофизических профилей, не связанных с рекреационной деятельностью, к ним не относится;
  • на рассмотрение Минлесхоза была представлена ПД, получившая положительное экспертное заключение, которая не предусматривала рубки лесных насаждений. Такие рубки предусматривались только дополнением к ПД, которое на дату подачи заявления в госорган не прошло экспертизу.
В целом позиция судов первой и апелляционной инстанций выглядит обоснованной. ЛК РФ введены ограничения деятельности на территории зелёных зон и ОЗУ.

Для того, чтобы было можно осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, ОЗУ должны быть упразднены с территории лицензионной площади, а границы зелёных зон изменены по компенсационному принципу.

При этом является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что рубка лесных насаждений в защитных лесах согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ может осуществляться только в определенных случаях, и строительство геолого-геофизических профилей, не связанных с рекреационной деятельностью, к ним не относится.

Норма, на которую сослался апелляционный суд не действует с 24.07.2023 г. При этом в п. 2 ст. 111.1 ЛК РФ, действующем с 24.07.2023 г., указано, что сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 21 ЛК РФ (аналогичное положение было в ч. 3 ст. 111 ЛК РФ). Норма ч. 6 ст. 21 ЛК РФ предусматривает возможность строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, в том числе для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (п. 1 ст. 21 ЛК РФ).

Строительство геолого-геофизических профилей является ни чем иным, как возведением объектов для целей геологического изучения недр.

В период действия ч. 3 ст. 111 ЛК РФ органами прокуратуры предпринимались попытки применить подход, при котором недропользователям запрещалось в принципе заниматься разработкой месторождений в защитных лесах из-за существующего, по их мнению, законодательного запрета на осуществление в них сплошных рубок.

Однако суды такую позицию не поддержали и встали на сторону добывающих компаний (дела № А74-4886/2012 и № А74-4886/2012), учтя, что возведение объектов для целей недропользования является исключением из общего запрета на сплошные рубки в защитных лесах (ч. 6 ст. 21, п. 1 ст. 21 ЛК РФ).

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (64)/июнь 2024 г.
19.11.24
Изменения законодательства в области недропользования с 1 сентября 2024 года
11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
01.10.23
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
16.03.23
Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
16.03.23
Отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения по участкам с прогнозными ресурсами
20.02.23
Обзор Закона о блокировке действий иностранных компаний, которые могут угрожать пользованию недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры
20.02.23
Обзор изменений в Закон «О недрах» и иные законодательные акты, позволяющих недропользователям добывать полезные ископаемые из отходов недропользования
29.11.22
Продажа собственной вскрыши чревата привлечением к административной ответственности
29.09.22
Перевод земельных участков из категории земель с/х назначения в земли промышленности может не спасти от взыскания ущерба за причинение вреда таким землям
15.07.22
Правовое регулирование экспорта аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕАЭС
15.07.22
Изменения в порядке досрочного прекращения, ограничения, приостановления права пользования недрами с 1 января 2022 года
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика