Получить разрешение на использование лесного участка с правом рубки в зелёной зоне и особо защитном участке леса нельзя
0
59
0
0
А.В. Вакуленко — партнер юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию.
В деле № А51-23051/2022 ООО «ПГК «Уссури» оспаривало отказ Минлесхоза Приморского края в выдаче разрешения на использование лесов в целях геологического изучения недр без предоставления лесного участка с рубкой лесных насаждений.
Министерство, отказывая в выдаче спорного разрешения, отметило, что часть лесных выделов, указанных в заявлении Общества, относятся к защитным лесам, расположенным в зеленых зонах, где согласно п. 4 ст. 114 гл. 17 ЛК РФ разведка и добыча полезных ископаемых запрещена.
Также надзорный орган указал, что часть лесных участков, запрашиваемых в пользование, являются особо защитными участками лесов (далее — ОЗУ), где в соответствии со ст. 119 ЛК РФ проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещено, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
При этом недропользователь, обосновывая свою позицию, настаивал на том, что п. 7 Приложения № 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353 (далее — Постановление № 353) определяет возможность проведения по проектной документации на геологическое изучение полезных ископаемых (далее — ПД) выборочных и сплошных рубок деревьев, без предоставления лесных участков и без установления сервитута. Данная норма не содержит исключений, следовательно распространяет свое действие на все лесные участки вне зависимости от категории, в том числе и на зеленые зоны и ОЗУ.
Также им было указано, что представленная им ПД, прошедшая государственную экспертизу, отражает и предусматривает необходимость осуществления таких рубок, в рамках полученной им поисковой лицензии.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении его требований.
В частности, Пятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 05.04.2024 г. по делу № А51-23051/2022 были сделаны следующие выводы:
Для того, чтобы было можно осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, ОЗУ должны быть упразднены с территории лицензионной площади, а границы зелёных зон изменены по компенсационному принципу.
При этом является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что рубка лесных насаждений в защитных лесах согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ может осуществляться только в определенных случаях, и строительство геолого-геофизических профилей, не связанных с рекреационной деятельностью, к ним не относится.
Норма, на которую сослался апелляционный суд не действует с 24.07.2023 г. При этом в п. 2 ст. 111.1 ЛК РФ, действующем с 24.07.2023 г., указано, что сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 21 ЛК РФ (аналогичное положение было в ч. 3 ст. 111 ЛК РФ). Норма ч. 6 ст. 21 ЛК РФ предусматривает возможность строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, в том числе для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (п. 1 ст. 21 ЛК РФ).
Строительство геолого-геофизических профилей является ни чем иным, как возведением объектов для целей геологического изучения недр.
В период действия ч. 3 ст. 111 ЛК РФ органами прокуратуры предпринимались попытки применить подход, при котором недропользователям запрещалось в принципе заниматься разработкой месторождений в защитных лесах из-за существующего, по их мнению, законодательного запрета на осуществление в них сплошных рубок.
Однако суды такую позицию не поддержали и встали на сторону добывающих компаний (дела № А74-4886/2012 и № А74-4886/2012), учтя, что возведение объектов для целей недропользования является исключением из общего запрета на сплошные рубки в защитных лесах (ч. 6 ст. 21, п. 1 ст. 21 ЛК РФ).
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (64)/июнь 2024 г.
В деле № А51-23051/2022 ООО «ПГК «Уссури» оспаривало отказ Минлесхоза Приморского края в выдаче разрешения на использование лесов в целях геологического изучения недр без предоставления лесного участка с рубкой лесных насаждений.
Министерство, отказывая в выдаче спорного разрешения, отметило, что часть лесных выделов, указанных в заявлении Общества, относятся к защитным лесам, расположенным в зеленых зонах, где согласно п. 4 ст. 114 гл. 17 ЛК РФ разведка и добыча полезных ископаемых запрещена.
Также надзорный орган указал, что часть лесных участков, запрашиваемых в пользование, являются особо защитными участками лесов (далее — ОЗУ), где в соответствии со ст. 119 ЛК РФ проведение сплошных рубок лесных насаждений запрещено, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
При этом недропользователь, обосновывая свою позицию, настаивал на том, что п. 7 Приложения № 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353 (далее — Постановление № 353) определяет возможность проведения по проектной документации на геологическое изучение полезных ископаемых (далее — ПД) выборочных и сплошных рубок деревьев, без предоставления лесных участков и без установления сервитута. Данная норма не содержит исключений, следовательно распространяет свое действие на все лесные участки вне зависимости от категории, в том числе и на зеленые зоны и ОЗУ.
Также им было указано, что представленная им ПД, прошедшая государственную экспертизу, отражает и предусматривает необходимость осуществления таких рубок, в рамках полученной им поисковой лицензии.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении его требований.
В частности, Пятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 05.04.2024 г. по делу № А51-23051/2022 были сделаны следующие выводы:
- подп. «б» п. 1 Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (утв. распоряжением Правительства РФ от 23.04.2022 г. № 999-р) содержит прямой запрет на размещение сооружений и оборудования, используемых при прокладке геолого-геофизических профилей в ОЗУ, выделенных в эксплуатационных лесах;
- рубка лесных насаждений в защитных лесах согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ может осуществляться только в определенных случаях, и строительство геолого-геофизических профилей, не связанных с рекреационной деятельностью, к ним не относится;
- на рассмотрение Минлесхоза была представлена ПД, получившая положительное экспертное заключение, которая не предусматривала рубки лесных насаждений. Такие рубки предусматривались только дополнением к ПД, которое на дату подачи заявления в госорган не прошло экспертизу.
Для того, чтобы было можно осуществлять геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, ОЗУ должны быть упразднены с территории лицензионной площади, а границы зелёных зон изменены по компенсационному принципу.
При этом является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что рубка лесных насаждений в защитных лесах согласно ч. 3 ст. 111 ЛК РФ может осуществляться только в определенных случаях, и строительство геолого-геофизических профилей, не связанных с рекреационной деятельностью, к ним не относится.
Норма, на которую сослался апелляционный суд не действует с 24.07.2023 г. При этом в п. 2 ст. 111.1 ЛК РФ, действующем с 24.07.2023 г., указано, что сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 21 ЛК РФ (аналогичное положение было в ч. 3 ст. 111 ЛК РФ). Норма ч. 6 ст. 21 ЛК РФ предусматривает возможность строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, в том числе для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (п. 1 ст. 21 ЛК РФ).
Строительство геолого-геофизических профилей является ни чем иным, как возведением объектов для целей геологического изучения недр.
В период действия ч. 3 ст. 111 ЛК РФ органами прокуратуры предпринимались попытки применить подход, при котором недропользователям запрещалось в принципе заниматься разработкой месторождений в защитных лесах из-за существующего, по их мнению, законодательного запрета на осуществление в них сплошных рубок.
Однако суды такую позицию не поддержали и встали на сторону добывающих компаний (дела № А74-4886/2012 и № А74-4886/2012), учтя, что возведение объектов для целей недропользования является исключением из общего запрета на сплошные рубки в защитных лесах (ч. 6 ст. 21, п. 1 ст. 21 ЛК РФ).
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (64)/июнь 2024 г.