25 января 2025, Суббота
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
arrow_right_black
30 июня 2016

Задолженность по уплате налога на добычу полезных ископаемых — не основание для отказа в разовой актуализации лицензии на пользование недрами

messages_black
0
eye_black
438
like_black
0
dislike_black
0
Партнер Юридической компании «Шаповалов Петров», кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованиюА.В. Вакуленко — Директор правового департамента Группы компаний Auriant Mining, кандидат юридических наук.




В рамках поручения Президента Российской Федерации от 12.02.2015 г. № Пр-254, Федеральным агентством по недропользованию (далее — Роснедра) были разработаны и приняты приказы, регламентирующие порядок проведения разовой актуализации на пользование недрами (приказы от 27.02.2015 г. № 2015 и № 177, от 25.06.2015 г. № 427, от 23.09.2015 г. № 608, от 23.10.2015 г. № 2015 и № 659).

Основными причинами проведения разовой актуализации явились:
  • излишняя конкретизация условий пользования недрами, отраженная в лицензиях, которая не соответствует ни действующим нормам права о недропользовании, ни современным реалиям;
  • существование различных форм и содержания лицензий на пользование недрами, оформленных и выданных в период действия Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах);
  • существование у недропользователей значительных нарушений условий пользования недрами, которые формально являются основаниями для досрочного прекращения действия лицензий.
Одним из оснований для проведения разовой актуализации лицензии, обозначенных в указанных выше приказах Роснедр, является отсутствие задолженности у пользователя недрами по внесению платежей при пользовании недрами.

На практике, чтобы доказать отсутствие указанной выше задолженности, пользователи недрами представляют в территориальные органы Роснедр справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов (далее — Справки), выданные налоговыми органами.

Вместе с тем с учетом нынешних экономических реалий у пользователей недр на дату подачи заявления о проведении разовой актуализации лицензий нередко существует просроченная задолженность по уплате налогов, в частности налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ), которая, естественно, отражается в Справках налоговых органов. Причем, решение налогового органа о доначислении такой просроченной задолженности, а также пеней и штрафов (далее — Решение налогового органа) может оспариваться в суде на дату подачи указанного выше заявления пользователем недрами в территориальные органы Роснедр.

На сегодняшний день существуют прецеденты, когда территориальные органы Роснедр, получив Справку от пользователей недрами, в которых отражена просроченная задолженность по уплате налогов, в частности НДПИ, отказывают в приеме заявления на актуализацию лицензии, отождествляя такую задолженность с задолженностью по внесению платежей при пользовании недрами.

Такая позиция территориальных органов Роснедр является необоснованной и не основанной на действующих нормах права в связи со следующим.

По смыслу ст. 12 Закона о недрах платежами при пользованием недрами признаются регулярные платежи, взимаемые при пользовании недрами, земельными участками, акваториями, размер которых отражается в основных условиях пользования недрами, являющимися неотъемлемой частью лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых.

В связи с этим регулярные платежи при пользовании недрами не являются налогами и сборами по смыслу ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанное утверждение подтверждается также п.п. 6 п. 39 приказа Минприроды России от 29.09.2009 г. № 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий…», в котором указано, что к заявке на внесение изменений и дополнений в лицензию должна прилагаться справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами.

Разовая актуализация лицензии на пользование недрами является частным случаем внесения изменений в такую лицензию. Порядок такой разовой актуализации предусмотрен упомянутыми выше приказами Роснедр, которые не вводят такого обязательного условия к пользователю недрами при подаче заявления на разовую актуализацию как отсутствие у пользователя недрами задолженности по уплате налогов.

Что делать, если пользователь недрами получил отказ территориального органа Роснедр в приеме заявления на разовую актуализацию с мотивировкой на наличие задолженности по уплате НДПИ?

Безусловно, если не удастся убедить территориальный орган Роснедр в необоснованности отказа в приеме заявления на разовую актуализацию, можно обжаловать такой отказ в суде, с учетом трехмесячного срока на обжалование, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Хотя какой-либо судебной практики применительно к вышеуказанному случаю пока не существует.

Есть прецеденты, когда пользователь недрами, получивший отказ в приеме заявления на разовую актуализацию с мотивировкой на наличие задолженности по уплате НДПИ, оспаривающий в суде Решение налогового органа, которым доначислена такая задолженность, пытается ходатайствовать о принятии судом обеспечительной меры в виде запрета налоговому органу до вступления в силу судебного акта учитывать и отражать в выдаваемых Справках оспариваемую задолженность по налогам, штрафам и пеням.

В этих случаях суды отказывают пользователям недрами в принятии такой обеспечительной меры (определение Арбитражного суда Забайкальского края от 16.02.2016 г. по делу № А78- 9316/2015) на основании следующего.

Форма указанной выше Справки, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок) утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 21.07.2014 г. № ММВ-7/8378@.

В п. 3 Порядка указано, что при формировании Справки запись «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» делается в случае отсутствия по данным налогового органа по состоянию на дату, на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм:
1. На которые предоставлены отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2. Которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. По которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной.

Согласно п. 4 Порядка при наличии на дату, по состоянию на которую формируется Справка, недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм, указанных в п.п. 1–3 п. 3 Порядка, по данным хотя бы одного налогового органа делается запись «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах».

Содержание Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно быть достоверным, соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.

Информация, отражаемая в указанной выше Справке о том, что налогоплательщик «имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах», является достоверной и не противоречит действительности, независимо от оспаривания Решения налогового органа о доначислении указанных сумм, поскольку в данной Справке не указывается сумма соответствующей задолженности, а лишь делается отметка «имеет неисполненную обязанность по уплате».

Запись о том, что налогоплательщик «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации» делается только в том случае, если задолженность является «урегулированной» и отвечает признакам, установленным в п.п. 1–3 п. 3 Порядка.

Данная правовая позиция подтверждается выводами, сделанными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2008 года № 10405/07 по делу № А61-295/07-4 (далее — постановление Президиума ВАС РФ), в котором признаны правомерными действия налогового органа, выразившиеся в указании в Справке задолженности перед бюджетом, установленной выездной налоговой проверкой, решение по результатам которой оспаривается в суде и в отношении задолженности приняты обеспечительные меры в виде приостановки действия соответствующего Решения налогового органа.

В указанном постановлении Президиума ВАС РФ также указано, что сведения о недоимке могут содержаться в Решении налогового органа, принятом по результатам налоговой проверки. До признания этого Решения незаконным в установленном порядке указанные в нем сведения признаются достоверными.

В связи с изложенным можно прийти к следующим выводам:
  • просроченная задолженность по уплате НДПИ, а также любых других налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, не является задолженностью пользователя недр по внесению платежей при пользовании недрами;
  • отказ территориального органа Роснедр в приеме заявления о разовой актуализации лицензии на пользование недрами в связи с наличием недоимки по НДПИ, установленной налоговым органом, является незаконным, не основанным на нормах права;
  • указанный выше отказ может быть обжалован в суде;
  • суды отказывают в принятии обеспечительной меры в виде запрета налоговому органу отражать в Справке информацию о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, несмотря на то, что решение о доначислении налоговым органом такой задолженности оспаривается в суде и судом приняты обеспечительные меры в виде приостановки действия соответствующего Решения налогового органа.
E-mail: alexey.vakulenko@auriant.com

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (32)/июнь 2016 г.
19.11.24
Получить разрешение на использование лесного участка с правом рубки в зелёной зоне и особо защитном участке леса нельзя
19.11.24
Изменения законодательства в области недропользования с 1 сентября 2024 года
11.06.24
Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
11.06.24
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
04.04.24
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
04.04.24
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
04.04.24
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
26.12.23
Новый порядок использования побочных продуктов производства
19.12.23
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
30.11.23
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
01.10.23
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
08.06.23
Дополнительная необходимость согласования сделок M&A в рамках 57-ФЗ, объектом которых не являются стратегические предприятия
08.06.23
Ужесточение требований по согласованию установления контроля иностранным инвестором над стратегическим предприятием
16.03.23
Можно ли продавать золото по экспортным контрактам с дисконтом?
16.03.23
Отказы Роснедр в установлении факта открытия месторождения по участкам с прогнозными ресурсами
20.02.23
Обзор Закона о блокировке действий иностранных компаний, которые могут угрожать пользованию недрами или объектами трансграничной газотранспортной инфраструктуры
20.02.23
Обзор изменений в Закон «О недрах» и иные законодательные акты, позволяющих недропользователям добывать полезные ископаемые из отходов недропользования
29.11.22
Продажа собственной вскрыши чревата привлечением к административной ответственности
29.09.22
Перевод земельных участков из категории земель с/х назначения в земли промышленности может не спасти от взыскания ущерба за причинение вреда таким землям
15.07.22
Правовое регулирование экспорта аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕАЭС
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика