14 Апреля 2021, Среда11:37 МСК
Курсы на 14.04.2021
75,63 -0,42
Au 1 747 -0,02%
Ag 25,56 +0,59%
90,53 -0,27
Pt 1 179,70 +1,30%
Pd 2 689 -0,17%

Эксперт прокомментировал обращение экологов

По просьбе редакции журнала «Золото и Технологии» эксперт России по недропользованию, советник Союза золотопромышленников Виктор Никитович Иванов дал комментарий по ситуации вокруг недавнего обращения экологов.

«29 января 2021 года неправительственная природоохранная организация WWF России направило министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александру Козлову письмо по проблеме роста случаев загрязнения рек в связи с увеличением числа выданных лицензий на геологическое изучение, поиск и оценку новых месторождений россыпного золота по заявительному принципу. 

По данным мониторинга WWF, в Дальневосточном и Сибирском ФО в период с 15 мая по 15 октября 2020 года произошло 309 случаев загрязнения рек общей протяженностью 9,3 тыс. км.

Уважаемая организация, спасающая амурских тигров, леопардов, снежных барсов и других редких животных, почему-то связала это загрязнения рек с деятельностью геологов, занимающихся поиском новых месторождений россыпного золота. 

Если загрязнение рек в указанных масштабах действительно имело место, то, прежде всего, их источники исследованы соответствующими органами Минприроды России. Но связывая указанный масштаб загрязнения рек с деятельностью немногочисленных геологов с лотком и молотком, экологи из WWF России показывают свою неосведомленность и серьезно рискуют попортить репутацию.

Внешне эта проблема выглядит так: экологи знают, кто и в чем виноват в загрязнении рек, поэтому призывают приостановить на срок не менее 10 лет выдачу лицензий по заявительному принципу, а также вернуть проектную документацию разработки месторождений россыпного золота в список объектов государственной экологической экспертизы и укрепить роль субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и местного населения в решениях о выдаче новых лицензий (прямо как у Владимира Семеновича Высоцкого - жираф большой, ему видней).

Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. Заявительный принцип выдачи поисковых лицензий действует уже с 2014 года. За прошедшее время накоплен достаточный опыт для выявления нерадивых исполнителей. Однако значительная часть поисковых лицензий всё ещё попадает к пришельцам из других отраслей (строительных, авторемонтных, лесозаготовительных, пивоваренных и др.), а также китайским предпринимателям, которые, в основном, не обладают необходимой базой и опытом для ведения подобного рода работ.

Вот как по этому поводу выразился Федор Сидоров - генеральный директор прииска Соловьевский в Амурской области: "Загрязняют воду те, кто нелегально работает в труднодоступной местности, кто уверен в своей безнаказанности. В последние годы в россыпи лезут хищники, которые ничего в этом не понимают, не знают и не умеют. Ликвидация россыпного вида золотодобычи, на мой взгляд, непременно породит обратный эффект. А именно - настоящий беспредел и нерегулируемый процесс хищнической добычи металла с криминальными последствиями, что крайне негативно скажется на экологической обстановке". Ответственность за допущение случаев хищнической добычи россыпного золота несут Минприроды России и МВД России. 

Заявительный принцип должен был привлечь частные инвестиции на ранних стадиях ГРР с целью увеличения открытий новых месторождений, поиска и обнаружения проявлений и других признаков, свидетельствующих о перспективности участков недр. Налажен механизм оборота лицензий, в случае если у прежнего владельца нет собственных средств на продолжение геологического изучения перспективных участков.

Некоторые считают, что проблема юниорного бизнеса в России состоит в том, что добычные компании хотят видеть запасы категорий С1 и С2 и их не интересуют прогнозные ресурсы категории Р1. Это неправда. На самом деле – мы пожинаем плоды неряшливой законодательной работы Минприроды России на протяжении уже более двух десятков лет. 

По-прежнему поиски они связывают с локализацией прогнозных ресурсов, а разведку - с запасами категорий С1 и С2. Установление факта открытия месторождения ведомственными нормативными актами доведено до абсурда. Так, рекомендуемая к принятию Классификация запасов и ресурсов ТПИ в этом отношении мало чем отличается как от ранее утвержденной в 2006 году, так и от действовавших в советское время, когда все финансирование ГРР было государственное и ничто не мешало больше затратить средств на разведку, чтобы обеспечить надёжность запасов.

Теперь наступило другое время – нужно открывать новые месторождения, быстро их оценивать по категориям ресурсов (которых в нашей российской Классификации до сих пор просто нет) и передавать их добычным компаниям. Что мешает нам принять Классификацию ТПИ, в которой ресурсы категории предполагаемых служили основой открытий новых месторождений и по мере геологического изучения переводились в категории исчисленных и измеренных? Потом они будут конвертированы в запасы и положены в основу банковских ТЭО.

Практически все российские добычные компании уже так и работают, преодолевая помехи ведомственного законодательства, а отрасль по производству золота успешно развивается.

Возвращаясь к нашим баранам, точнее к письму экологов из WWF России, констатируем следующее:
•загрязнение рек в масштабе указанном в письме WWF России министру природных ресурсов и экологии России Александру Козлову не имеет ничего общего  с увеличением числа выданных лицензий на геологическое изучение, поиск и оценку новых месторождений россыпного золота по заявительному принципу;

•рекомендация приостановить на срок не менее 10 лет выдачу лицензий по заявительному принципу бессмысленна (смахивает на народную поговорку: в огороде бузина, а в Киеве дядька);

•формирующийся рынок юниорных компаний на ранних стадиях ГРР необходимо поддержать новыми нормативно-правовыми актах, в первую очередь, новой Классификацией ресурсов и запасов ТПИ с указанными замечаниями.»

Правовое регулирование вывоза аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС
Шестисоткратное увеличение платежей за размещение недропользователями отходов добычи с 1 января 2020 года
Последние изменения в российском законодательстве о пользовании недрами
Особенности приобретения права пользования недрами
^ Наверх