За третий квартал процесс перестройки сбыта полностью завершился. Хорошо получилось с Ближним Востоком и Индией – Максим Назимок
Предлагаем Вашему вниманию подборку наиболее интересных фрагментов данного материала.
- О разделении активов
- Вся эта ситуация приучила нас не пытаться думать на слишком много шагов вперед. Мы четко представляем следующие шаг-два и общую концепцию. Так вот ближайший - обмен "застрявших" в НРД акций нерезидентов. Этот процесс занимает чуть больше времени, чем изначально предполагали, но он должен тем или иным образом завершиться, прежде чем мы сможем двигаться дальше. Как только разберемся с этим, следующий шаг - это переезд в "дружественную" юрисдикцию, как раз чтобы развязать компании руки с точки зрения корпоративных действий. Потому что в текущей конструкции, когда мы зарегистрированы на Джерси, ни продажу, ни разделение активов нельзя нормально реализовать.
Причем, выбирая новую юрисдикцию, следует учесть широкий спектр факторов: не только наличие "этикетки" дружественной страны, но и политическую составляющую, регуляторные и налоговые аспекты. Необходимо понимание юрисдикции, потому что это полноценный корпоративный переезд. На самом деле список вариантов небольшой: это Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА) в Казахстане, Гонконг и Арабские Эмираты. МФЦА сейчас выглядит объективно приоритетным, потому что мы давно в Казахстане, у нас листинг на МФЦА, люди на местах. Мы хорошо понимаем юрисдикцию, регуляторные и налоговые аспекты. Пока смотрим в эту сторону, но окончательное решение не принято.
- Об отзыве статуса надежного поставщика.
- Статус Good Delivery Лондонской ассоциации рынка драгметаллов был важен, когда продавали золото на Запад. Ближневосточные и азиатские рынки, куда реализуем золото сейчас, не придают ему особого значения. Во-первых, у них есть свои аналоги - Dubai Good Delivery и Shanghai Good Delivery. У "Красцветмета", кстати, обе эти сертификации. Во-вторых, наши аффинажные заводы заработали очень хорошую репутацию с точки зрения качества производственных процессов и металла, и де-факто соответствуют Good Delivery. Покупатели смотрят уже скорее просто на бренд - на каком аффинажном заводе произведен слиток.
- О реализации продукции
- За третий квартал процесс перестройки полностью завершился. Хорошо получилось с Ближним Востоком и Индией. Бытует представление, что Китай скупает какие-то гигантские объемы, однако пока Восточная Азия открывается медленнее - туда тоже есть поставки, но меньшая доля.
На данный момент имеем полноценные ритмичные отгрузки в адрес новых покупателей с минимальными дисконтами, то есть с точки зрения ценообразования мы не пострадали. Да, потратили, может быть, чуть больше времени, чем некоторые наши коллеги по отрасли, и из-за этого накопили достаточно большие запасы непроданного металла. Но зато получили хорошую, эффективно работающую структуру: продаем металл на рыночных условиях с минимальным количеством посредников и не зависим от одного большого покупателя или какой-то конкретной схемы. Есть существенная гибкость.
Хотя прямой экспорт аффинированного металла - это процедурно довольно сложная вещь. В России все еще архаичная система оформления документов, госконтроля, плюс Пробирная палата и теперь ГИИС ДМДК. Все это не отвечает современным реалиям, когда требуется гибкость в выборе покупателя, ценообразовании, оперативность - возможность быстро вывезти металл на экспорт. Система объективно сейчас не заточена на это.
- О розничной реализации в России
- Когда весной стало понятно, что необходимо искать новые каналы реализации, российская розница стала первой, куда мы посмотрели. Но в итоге это не материализовалось в реальную работу и объемы. Почему? Первое: между производителем и розницей все равно должен стоять коммерческий банк, а мы в России банкам сейчас практически не продаем. Второе: розница не покупает стандартные, крупные слитки, которые мы привыкли реализовывать. Она покупает 10 г, 100 г, 1 кг максимум. Изготовление таких слитков стоит дорого, так как за каждый аффинажный завод берет дополнительное вознаграждение. При этом условия покупки, которые мы видели, были даже хуже, чем те, на которых продаем сейчас за рубеж оптом. Иными словами, много мороки, дорого с точки зрения производства и очень маленькая глубина рынка.
- О поставщиках оборудования и услуг
Ситуации очень отличаются для конкретных групп товаров и услуг. Какие-то поставщики ушли совсем, например, европейские производители горного оборудования и запчастей к нему, по каким-то позициям возможны альтернативные каналы поставок, тот же параллельный импорт, по другим полноценно заместились аналогами из разных частей Азии или отечественными.
По нашему ключевому объекту - автоклаву - достаточно хорошо удается справляться. Большая часть долгосрочных поставщиков-подрядчиков, если нет прямых санкций, идет навстречу.
По горному оборудованию все очень похоже на авиаотрасль: донорская схема и закупка машин уже, условно говоря, китайских.
Опять же потребовалось достаточно много усилий, чтобы переналадить цепочки поставок. На выходе же две вещи: во-первых, все стало дороже (где-то значительно) за счет логистической составляющей и необходимости реализовать схемы по параллельному импорту, во-вторых, вырос уровень страховых запасов на предприятиях, а это повышенный уровень оборотного капитала.
- О переносе сроков реализации проектов
- На стройке второй очереди Амурского ГМК (АГМК-2) была пара моментов, когда потребовался реинжиниринг, но ничего непреодолимого, как оказалось, нет. Да, это дополнительное время, деньги, отсюда и корректировка сроков сдачи, но ничего невозможного.
АГМК-2 сдвинулся на первую половину 2024 года. Запустить Ведугу мы собирались в 2025 году, теперь в 2027-м.
Крупный проект, по которому приняли решение в текущем виде его не реализовывать - это Тихоокеанский ГМК (ТГМК). Но сейчас уже идет оценка и выбор производственной площадки для него в Казахстане. Feasibility study, которое собирались делать для Совгавани, будет уже применительно к этой новой площадке. Потому что совершенно ясно - с нуля автоклавное производство в России в текущих условиях не создать.