Основные проблемы развития россыпной золотодобычи в России, пути и предложения Союза старателей России по их решению
Советское геологическое наследие почти распродано за годы современного капитализма, торговать в ближайшем будущем станет нечем: балансовые запасы золота в России истощаются. Особенно это касается россыпей.
0
17524
0
1

Золотодобывающая промышленность — одна из немногих отраслей современной России, которая развивается успешно и стабильно на протяжении многих лет. После распада Советского Союза Российская Федерация почти вдвое увеличила добычу золота, а добыча рудного золота за это время возросла в 9,5 раз. Общая стоимость продукции золотой отрасли составляет один триллион рублей. Большая часть этих денег тратится на производство — на топливо, запасные части, услуги, приобретение оборудования, заработную плату и налоги. А это значит, что золотодобыча не только пополняет валютные резервы страны, но и обеспечивает занятость во многих смежных отраслях промышленности. Добыча золота обеспечивает десятки тысяч рабочих мест в Сибири и дальневосточных регионах — там, где плотность населения минимальная и правительство прикладывает значительные усилия для изменения ситуации. Для развития Дальнего Востока работает целое министерство, которому выделяются значительные средства, но отток населения остановить не удается.
Весомой статьей пополнения государственного бюджета являются платежи за предоставление участков недр для геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней через аукционы. Начиная с 2013 г. эта сумма стабильно превышает 3 млрд руб. в год (а в 2016 г. с учетом продажи месторождения Сухой лог в Иркутской области получено 18 млрд руб.). От НДПИ только с добычи золота бюджет получает свыше 35 млрд руб. в год (табл. 1).
Годы | НДПИ | Итого | Плата за предоставление участков недр для геологического изучения, разведки и добычи ДМ/ДК через аукционы | Всего | |||
Золото | Серебро | Платина | Алмазы | ||||
2007 | 4,7 | 0,3 | 0,4 | 5,4 | 10,8 | 0,54 | 11,34 |
2008 | 6,6 | 0,6 | 0,4 | 5 | 12,6 | 2,68 | 15,28 |
2009 | 10,9 | 0,8 | 0,4 | 6 | 18,1 | 0,01 | 18,11 |
2010 | 13,2 | 1 | 0,4 | 5,8 | 20,6 | 0,55 | 21,15 |
2011 | 17,5 | 2 | 0,5 | 6,2 | 26,2 | 1,04 | 27,24 |
2012 | 21,23 | 2,16 | 0,47 | 7,1 | 30,96 | 1,42 | 32,38 |
2013 | 19,55 | 1,78 | 0,42 | 7,9 | 29,65 | 3,33 | 32,98 |
2014 |
22,5 |
1,66 | 0,34 | 11,72 | 36,22 | 3,42 | 39,64 |
2015 | 33,27 | 2,71 | 0,43 | 20,83 | 57,24 | 3,19 | 60,43 |
2016 | 35,99 | 1,96 | 0,3 | 19,12 | 57,37 | 18 | 75,37 |
Однако скоро эти радужные цифры могут многократно упасть — советское геологическое наследие почти распродано за годы современного капитализма, торговать в ближайшем будущем станет нечем: балансовые запасы золота в России истощаются. Особенно это касается россыпей.
В настоящее время сырьевая база россыпной золотодобычи составляет (остаток запасов, утвержденных ГКЗ и ТКЗ) около 900 т по категориям А+B+C1+С2, из них активных запасов (разрабатываемых, подготавливаемых к освоению, разведываемых) — не более 400 т. Сырьевая база россыпных месторождений золота, основного источника для работы более 450 предприятий, истощена до предела. Об этом говорит такой факт: даже за незначительные по запасам участки (нередко только с прогнозными ресурсами) предприятия выкладывают на аукционах огромные деньги, в десятки и сотни раз превышающие стартовые платежи.
Свежие примеры
Приведу итоги аукционов на участки с россыпным золотом в Зейском районе Амурской области за IV квартал 2018 г. По итогам 5 аукционов при стартовых платежах 8,1 млн руб. предприятия заплатили в 30 раз больше: в бюджет поступило свыше 244 млн руб. Стоимость одного грамма запасов в среднем составила 692 руб. при общей цене золота порядка 2700 руб./г, т.е. более 25 %. При этом победители аукционов за два участка без запасов, только с прогнозными ресурсами, отдали государству более 92 млн руб., переплатив за них в 68 и 57 раз! (табл. 2)Площадь участка, км2 | Цена участка, млн руб. | Переплата, разы | Число участников | Запасы и ресурсы золота на участке, кг | Цена запасов 1 г золота, руб. | |||||
Стартовая | Финальная | С1 | С2 | Р1 | Р2 | Р3 | ||||
208,87 | 1,65 | 32,67 | 20 | 4 | 48 | 60 | 375 | 325 | — | 303 |
113,47 | 0,59 | 40,238 | 68 | 5 | — | — | 293 | 74 | 54 | — |
5,88 | 0,91 | 52,052 | 57 | 7 | — | — | 336 | — | — | — |
18,85 | 4,19 | 92,18 | 22 | 9 | 214 | — | — | 41 | 100 | 431 |
36,14 | 0,75 | 27,225 | 36 | 9 | 31 | — | 362 | — | 225 | 878 |
ВСЕГО | 8,09 | 244,365 | 30 | 692 |
В республике Саха (Якутия) компания ООО «ТОТ», которая прежде никогда не занималась добычей, предложила за участок в верхнем течении р. Артык площадью 19,3 км2 с запасами золота 109 кг по кат С1+С2 196 млн руб., превысив стартовый платеж в 109 раз. Один грамм еще не добытого золота обошелся победителям аукциона в 1800 руб.! В этом аукционе участвовали 4 предприятия, еще 6 по различным причинам не были допущены.
В Магаданской области ООО «Колымская Россыпь» также взяла неподъемную высоту: она предложила 119,35 млн при стартовом платеже 3,1 млн за участок на ручье Широкий (левый приток р. Колыма) в Тенькинском районе, что в 38,5 раз превысило стартовый платеж. Покупка 94 кг балансовых запасов (кат. С1) обошлась по 1270 руб./г золота.
Особого рода рекорд в 2016 году установила компания ООО «Сибресурс», которая в 254 (!) раза перекрыла стартовый платеж, предложив за разработку золотоносного участка реки Анфимов Мочег 63,5 млн руб., причем запасов на этом участке не было, а общая сумма прогнозных ресурсов россыпного золота категории Р3 составляла 414 кг.
Важно отметить, что многие компании, участвующие в установлении подобных «рекордов», прежде золотодобычей никогда не занимались, специалистов и техники не имеют, уставной капитал их редко превышает 10 тыс. руб., баланс денежных средств на счетах практически нулевой (но к торгам они успешно предоставляют в государственные органы справки об обеспеченности финансированием, которые помогают им участвовать в аукционах и мешают действующим компаниям работать над пополнением своей минеральносырьевой базы). Штат таких компаний — несколько человек без профессиональных компетенций и опыта работы. Они поднимают рамки платежей до неразумных пределов. Цель действий этих сомнительных юридических лиц — перепродажа, шантаж других участников торгов.
Это говорит о том, что условия участия в аукционах надо пересматривать, чтобы не допускать на них различного рода аферистов.

Необходимо государственное участие
Я привел эти впечатляющие примеры для того, чтобы стало понятно, что запасов россыпного золота в стране становится все меньше, а предприятия готовы платить за них немалые деньги. Поэтому так важно возобновить государственное финансирование поисковых и геологоразведочных работ на россыпное золото: просторы нашей Родины необъятны, и далеко не все важные открытия сделаны — это подтверждается тем фактом, что предприятия, которые ведут поиски и разведку за свой счет, ежегодно ставят на баланс десятки новых небольших месторождений. Большой толчок в развитии россыпной золотодобычи может дать разрешение на предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, по которым отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, но имеются данные о прогнозных ресурсах категорий Р1 и Р2. Сегодня лицензии по «заявительному» принципу выдаются только на участки с прогнозными ресурсами категории Р3.Следует также отметить, что основное количество рабочих мест в дальневосточном регионе обеспечивает россыпная золотодобыча, а не золотые гиганты. Это связано с тем, что россыпная золотодобыча требует минимальных капиталовложений и становится рентабельной при выработке на 1 человека 1–2 кг золота в год и даже меньше. 78 т россыпного золота (за 2018 г.) обеспечивают прямую занятость в золотодобывающей промышленности 40 тыс. квалифицированных специалистов, и для сохранения рабочих мест ей нет равных. А без золотодобытчиков Россия может окончательно потерять огромные северные территории, которые уже сегодня обезлюдели и представляют собой безрадостную картину упадка — сотни разрушенных поселков, десятки потерянных аэродромов, которые прежде обеспечивали присутствие России на необъятных северных просторах (табл. 3).
Показатель, млрд руб. | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Финансирование ГРР на ТПИ за счет бюджета; в т.ч. по отраслям ДМ/ДК | 6,05 | 7,02 | 5,7 | 5,63 | 5,46 | 7,2 | 9,6 | 10,7 | 7,7 | 5,81 | 5,77 |
2,89 | 3,33 | 2,46 | 2,47 | 2,4 | 3 | 4 | 5,5 | 4,04 | 3,31 | 3,46 | |
Финансирование ГРР на ТПИ за счет недропользователя в т.ч. по отраслям ДМ/ДК | 23,4 | 28,9 | 28,3 | 26,1 | 34,6 | 44,1 | 39,4 | 34,5 | 35,4 | 38,3 | 38,5 |
16,4 | 20,7 | 14 | 17,4 | 17,5 | 18 | 19 | 27,6 | 24,9 | 29,9 | 27 | |
Общее финансирование ГРР на ТПИ | 29,45 | 35,92 | 34 | 31,73 | 40,06 | 51,3 | 49 | 45,2 | 43,1 | 44,1 | 44,3 |
Для улучшения ситуации предлагается следующее:
1. Возобновить государственное финансирование, направляя часть выделяемых средств на поисковые и геологоразведочные работы на россыпное золото2. Расширить действие «заявительного» принципа на участки недр, на которых имеются прогнозные ресурсы категорий Р1 и Р2.
3. Допускать к аукционам на право пользования недрами только действующие компании, которые занимаются геологоразведкой и золотодобычей, имеют необходимый кадровый персонал и технику, а также опыт работы в золотой отрасли.
Проблемы отработки техногенных месторождений и неучтенных запасов
Более 100 лет Россия является ведущей страной мира по добыче россыпного золота. До середины 1990-х годовая добыча превышала 100-тонную отметку, в последние годы после минимума 2009 г. (52,7 т) превышает 70-тонную отметку (78,2 т в 2018 г.). Падение россыпной золотодобычи связано с истощением сырьевой базы и распадом планомерной системы геологического изучения недр — государство отказалось финансировать поисковые и геологоразведочные работы в этом направлении. И это несмотря на многомиллиардные поступления в госбюджет от продажи лицензий еще советского задела — сейчас даже лицензии на месторождения с прогнозными ресурсами золотодобытчики покупают за десятки и сотни миллионов руб. В этих условиях для своего выживания горные предприятия перешли на восполнение минерально-сырьевой базы собственными силами, вовлекая в отработку казалось бы заведомо непромышленные россыпи, неоднократно перемытые предшествующими поколениями золотодобытчиков.В горнодобывающих районах России сформировались значительные ресурсы драгоценных металлов в отходах добычи полезных ископаемых, полученных в процессе эксплуатации месторождений. За 300 лет в России добыто свыше 15 тыс. т россыпного золота. В дальневосточном регионе, по оценке специалистов, сосредоточено более 25 млрд м3 перемытых песков с прогнозными ресурсами не менее 2500 т россыпного золота, пригодных к сплошной отработке с извлечением золота. Значительная часть таких отложений ни при каких условиях не может быть квалифицирована как месторождения в связи с крайне неравномерным распределением полезного ископаемого и его незначительными содержаниями. Геологоразведка таких участков традиционными методами не приносит достоверных результатов. Однако российским законодательством отработка непромышленных россыпей не предусмотрена.
Заведомо непромышленная россыпь не может быть выставлена на аукцион, на нее невозможно получить лицензию, а если нет утвержденных запасов, то добыча золота не может быть законной, так как добывать можно только при наличии разведанных и утвержденных запасов.
В 2017 г. в старательской артели «Новая» (республика Саха (Якутия) было изъято 55 кг золота, добытого на техногенной площади, примыкавшей к месторождению, на котором работала артель, на председателя артели завели уголовное дело. Следует отметить, что российское законодательство ориентировано исключительно на промышленные месторождения, запасы в которых подсчитаны и поставлены на государственный баланс. А поскольку в непромышленной россыпи промышленных запасов по определению не содержится, то вся система российских законов оказывается неприменимой. Из-за существующей законодательной «дыры» огромное число непромышленных россыпей не осваивается.
В этом случае логично рассматривать отвалы отработок прошлых лет как отходы горного производства и применить к ним действие Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) «Об отходах производства и потребления», а переработку рассматривать как утилизацию отходов — использование отходов для извлечения полезных компонентов для их повторного применения. Очевидно, что тех, кто хочет перерабатывать отходы и извлекать из них что-то полезное, целесообразно поощрять, тем более что переработка отходов — весьма сложное и затратное дело с непредсказуемыми финансовыми результатами.
Но по мнению сотрудников МПР РФ отходы горного производства, оставшиеся после отработки россыпных месторождений, надо рассматривать как новые месторождения со всеми вытекающими из этого последствиями по оформлению и согласованию документов в структурах МПР. Такое оформление является длительным (порядка 3 лет) и дорогостоящим, так как требуется предварительное проведение разведочных работ.
Главным сдерживающим фактором широкого освоения техногенных запасов является отсутствие в Законе «О недрах» соответствующих определений. Многочисленные обращения производственников в Государственную Думу РФ с просьбами приступить к разработке законодательства о техногенных месторождениях остаются без ответа. Так, еще в 2010 г.
Магаданская областная Дума обратилась в Госдуму с законопроектом по упрощению доступа к техногенным россыпям. Однако российские депутаты долго не раздумывали и отклонили поправки в предложенный специалистами законопроект в первом же чтении, не осознав его важности для развития горнодобывающей промышленности. Предлогом стало заключение Правительства РФ о том, что понятие «техногенные россыпи» отсутствует в российском законодательстве.
Непонятно, какой «продвинутый» юрист давал это заключение, ведь термин «техногенные россыпи» был введен еще в 1950-е годы академиком Николаем Шило, он используется во всех геологических методиках, описан в «Словаре по геологии россыпей» (М.: Недра, 1985). Наконец, в «Методических рекомендациях по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (россыпных месторождений)», разработанных ФГУ ГКЗ и утвержденных Министром МПР РФ Трутневым Ю.П. (распоряжение № 37р 05.06.2007 г.), дано подробное описание техногенных месторождений.
А в 2018 г. в ответ на обращение Союза старателей вернуться к вопросу законодательного обеспечения техногенных месторождений из Госдумы пришел неутешительный ответ: «Законодательное установление понятия «техногенные россыпи» потребует аналогичного определения понятий всех остальных типов россыпей». Вместе с тем, Роснедра поясняет, что «закрепление понятия «техногенные россыпи» или «техногенное месторождение» в отсутствии детальной правовой регламентации правового режима лицензирования и разработки данных объектов не решает существующих правоприменительных проблем».
В далекие времена собирались думцы создать рабочую группу по рассмотрению вопроса о техногенке, но следы деятельности этой группы затерялись, а «воз и ныне там»: уже много лет вопрос ждет решения.
Вопрос техногенных образований осложняется тем, что «техногенка» является только частью запасов, вовлекаемых в добычу при повторной отработке. Другая, зачастую основная часть извлекаемых запасов — это запасы целиковых площадей, не поддающиеся разведке, и запасы целиковых площадей, отрабатываемые по технологическим причинам. В «Методических рекомендациях по применению классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» (распоряжение МПР России от 5 июня 2007 г. № 37р) вместе с определением техногенных россыпей указано: «С определенной долей условности к техногенным россыпям можно отнести остаточные целиковые части месторождения, частично или полностью погребенные под отвалами (хвостами) предшествующих отработок, состоящие из бортовых, внутриконтурных, недоработанных участков первичной россыпи и охранных целиков. Распределение полезного компонента и средние содержания в них определяются природными условиями залегания «первичных» россыпей».
Последнее особо смущает чиновников, которые требуют проводить ГРР на таких площадях. Но как показала многолетняя практика, такие запасы могут вообще не поддаваться разведке. Чаще всего это те площади, на которых разведка работала неоднократно, но так и не смогла установить там балансовые запасы — содержания металла там оказывались весьма скромными, для добычи вроде бы непригодными. Но в итоге, когда на эти участки заходили горняки, они получали очень даже приличный металл. Подобное получается также с запасами, которые отрабатываются по технологическим причинам. Скажем, в россыпях, имеющих струйное строение, отрабатывать селективно только балансовые струи зачастую сложно и экономически нерентабельно. Разумно в этих условиях объединить все струи в единый блок и отрабатывать одним полигоном. Весь металл, полученный с площадей между струй, не стоит на балансе и будет считаться «неучтенкой». И зачастую этот металл не хуже, чем в балансовых блоках. Следует отметить, что горняки рискуют: гарантировать наличие золота в «неучтенке» никто не может, ведь разведка наличие металла не подтвердила, и руководители, вовлекающие «неучтенку» в отработку, рискуют своими деньгами. Но риск чаще всего оправдан за счет высокой квалификации геологов и горных инженеров. Можно привести пример крупнейшего в России холдинга, отрабатывающего россыпи. В ОАО «Сусуманзолото» добыча золота из техногенных россыпей составляет ежегодно 150–200 кг, а 2200–2400 кг добытого золота — это запасы целиковых площадей, не поддающиеся разведке и запасы целиковых площадей, отрабатываемые по технологическим причинам. Выходит, что достоверные сведения о запасах техногенного комплекса могут быть получены только после его полной отработки.
Почему разведка не всегда дает положительные результаты?
Наиболее распространенный способ разведки на россыпях ударноканатным бурением при относительной простоте организации процесса и сравнительно низкой стоимости оборудования имеет много недостатков: отсутствие керна; неконтролируемая геометрия скважины; миграция золотин при долочении в талых обводненных грубоскелетных грунтах; значительная зависимость качества бурения, отбора и обработки проб от человеческого фактора. В результате теряется важная геологическая информация, снижается качество документации разреза и, следовательно, появляются ошибки в определении положения пласта, искажение его мощности, опускание его по вертикали; возможна полная потеря «висячих» пластов; неконтролируемые потери золота в жидком шламе; недостоверность результатов опробования на мелкозалегающих россыпях; недостоверное определение объема проб и содержаний золота. О том, что за контурами, установленными разведкой, золота может быть больше, чем по разведочным пробам, золотодобытчикам хорошо известно. Даже если по пробам за контуром отмечается «пусто» и «знаки», то все равно там имеются пески с золотом, выявить которое можно только в процессе отработки, наиболее эффективным способом являются РЭПы.Золото коренных пород
Отработка россыпей до начала 1970-х г. велась наиболее распространенными на горных работах тросовыми бульдозерами. Забрать золото из коренных пород плотика зачастую было невозможно по техническим причинам: только с приходом на горные полигоны тяжелых тракторных рыхлителей появилась возможность проводить актировку и забирать золото, просевшее в породы плотика. Просадка может составлять 10–20 см, но может превышать и метровые значения. С таким явлением старатели столкнулись при отработке месторождения Джайканга в Якутии — просадка золота в коренные породы доходит порой до 2 м. Этот вид потерь выявить можно только в процессе отработки полигона. В классификации МПР техногенные запасы в плотике россыпей не отражены. При повторной отработке открытым способом месторождений, которые ранее были отработаны подземным способом, немало металла извлекается из плотика плохо сактированных участков, которые шахтеры вынужденно бросали из-за обрушений кровли.Сверхнормативные потери
В СССР этот вид потерь фиксировался крайне редко — геологи стремились скрыть огрехи предприятия, на котором они работали и получали зарплату. Промывка нередко начиналась весной при плохой оттайке песков, а завершалась зачастую при сильных морозах. Сверхнормативные потери могли достигать 50 % от запасов золота в песках.Потери, связанные с изменением кондиций
При первоначальной отработке многих месторождений содержания золота в песках достигали десятков граммов на кубометр, и пески победнее выбрасывали в отвалы вскрышных пород. На прииске «Кулар» в Якутии в 1960е г. в породах вскрыши оказывались пески с содержаниями выше одного грамма, а при подземной добыче 3х граммовые пески оставляли под землей. Пески висячих пластов с пониженными содержаниями также оказывались в отвалах торфов.Сегодня некоторые предприятия при грамотной организации работ эффективно работают при содержании золота в песках ниже 0,1 г/м3. Здесь можно привести пример колымской старательской артели «Кривбасс», которая успешно работает при содержании золота на массу 0,05 г/м3.
Обогащение золотосодержащих песков техногенных месторождений
У некоторых специалистов сложилось устойчивое заблуждение в том, что в техногенных запасах содержится в основном мелкое золото. В действительности в техногенных месторождениях, прежде всего в целиках и недоработках, много и крупного металла, а в галечных отвалах немало самородков, иногда весом в сотни грамм. Если же говорить о трудноулавливаемом золоте, то речь необходимо вести не только о мелком золоте. Необходимо учитывать присутствие в песках золота с кварцем, легкого чешуйчатого металла и золота, связанного с сульфидами. Как показывают исследования, проведенные в разное время в различных районах Магаданской области, в сульфидных минералах, составляющих до 50 % тяжелой фракции шлихов, содержание золота составляет десятки, а иногда и сотни грамм на тонну сульфидов. В ОАО «Сусуманзолото» накоплен большой опыт сбора и переработки шлихового концентрата с использованием процессов пирометаллургии на медеплавильных заводах Урала.Несколько последних лет холдинг направляет каждый год на Урал 30–35 т концентратов шлихообогатительных фабрик (ШОФ) с содержанием золота 300–450 г/т и получает до 15 кг металла. Очевидно, что этот металл получен только из меньшей части шлихового продукта, накопленного на шлюзах промприборов, доставленного после съемки на ШОФ и прошедшего многостадиальное обогащение. Огромное количество такого металла при разработке россыпей остается в хвостах, к тому же мелкие предприятия лишены возможности отправлять концентраты ШОФ на переработку.
Положение с отработкой техногенных запасов осложнилось с выходом письма ФБУ «Росгеолэкспертиза» № ЛЛ02/2233 от 18.06.2016 г., которым проходка разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭПов), а именно они являлись основой успешной работы предприятий, была объявлена вне закона. Речь идет о запрете вести эксплуатационную разведку на участках, где нет утвержденных ГКЗ запасов полезных ископаемых. До этого ситуацию выравнивала возможность вовлекать в отработку техногенные россыпи с неучтенными запасами. Роснедра несколько нивелировали запреты Росгеолэкспертизы разрешением вести отработку с помощью ОПР (опытно-промышленными работами), но весомое отличие РЭПов от ОПР в том, что оформление РЭПов занимало 1,5–2 месяца, а ОПР — 7–9 месяцев.
Нелепая ситуация возникает с техногенными месторождениями, которые находятся в границах горного отвода, на котором предприятие ведет добычу согласно лицензии на право пользования недрами. С одной стороны, ст. 22 Закона «О недрах» гласит, что пользователь недр имеет право проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией. Следовательно, можно вести разработку техногенного месторождения в границах своей лицензии методом валового опробования без всяких согласований и реализовывать полученный при этом металл. С другой стороны, невозможно вести какие-либо горные работы без согласованного технического проекта разработки месторождения или проекта геологоразведочных работ.
Дело в том, что проблемы горняков, занимающихся разработкой даже очень мелких россыпных и техногенных месторождений золота, начинаются с того, что Закон «О недрах» написан для крупных месторождений и не отражает специфику освоения небольших месторождений, поэтому всегда требуются разработка и согласование проекта ГРР, многостадийная разведка, утверждение запасов в ГКЗ или ТКЗ, разработка ТЭО кондиций, разработка и согласование технических проектов отработки месторождения во многих инстанциях с проведением длительных, многочисленных и дорогостоящих экспертиз и согласований. Нет в этом законе места и техногенным месторождениям, которые не рассматриваются действующим законодательством как самостоятельный минеральный ресурс. Для их отработки требуется пройти такие же этапы оформления разрешительной документации, как и для целиковых месторождений.
В любом случае запасы надо подсчитать, учесть и поставить на государственный баланс. Если же запасы не стоят на балансе, добыча их является незаконной, добытое золото принадлежит государству и в случае их извлечения в процессе геологического изучения недр не переходит в частную собственность пользователя недр, а значит, подлежит конфискации. В России уже немало прецедентов с конфискацией золота, добытого в рамках поисковой лицензии — недропользователей обвиняют в незаконной разработке недр.
Почему условия работы постоянно ухудшаются?
«Неучтенку» в России промывают уже десятки лет, все было законно и всех устраивало, и вдруг в 2016 г. чиновники «прозрели» и спохватились — как можно работать на неучтенных запасах! В стремлении к еще большей регламентации и родилось указание Росприроднадзора о запрещении РЭПов. Следует отметить, что в советские времена столь вредоносных для производства документов не появлялось: нормативные документы разрабатывались высококвалифицированными специалистами с солидным производственным опытом. Но новое поколение так называемых «эффективных менеджеров» объявило советские нормативы устаревшими и не соответствующими духу времени. А началось все в печально известные 1990-е, когда была практически уничтожена вся система управления горной и геологоразведочной отраслями. На развалинах этих отраслей и возникли «менеджеры», выдумывающие новые правила и различные циркуляры, тем самым изображая бурную деятельность и оправдывая свое сидение на рабочем месте. Юридические аспекты усвоены хорошо, а вот задуматься, как же сделать, чтобы производство работало успешнее и эффективнее не выходит. Нет опыта работы «на грешной земле». Обилие юристов в верхних эшелонах власти, не понимающих основ производства, становится серьезной проблемой для страны.Не случайно еще 20–25 лет назад на освоение россыпного месторождения с момента получения лицензии было достаточно 5–6 месяцев. Сегодня к практической работе по добыче золота можно приступить не ранее чем через 2–3 года: забюрокраченная система оформления разрешений не позволяет сократить сроки начала производства.
Семён Базавлуцкий, руководитель магаданского «Кривбасса» — одной из лучших старательских артелей страны, выражая общее мнение старателей, говорит: «У нас много чего из-под пера чиновников выходит. Если исполнять все, что они пишут, от буквы до буквы, то надо ворота предприятий России от Уэлена до Калининграда забить досками, как в войну, и прекратить любую деятельность».
Чрезмерное администрирование производственной деятельности, не имеющее под собой здравого обоснования и противоречащее правилам рынка, постоянно ухудшает условия хозяйствования на золотодобывающих предприятиях.
В части разумного решения создавшегося положения можно предложить воспользоваться нормой ст. 6 Закона «О недрах», в последнем абзаце которой говорится, что «Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых… могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения…».
Приняв за основу ст. 6 Закона «О недрах», недропользователь, получив лицензию с правом «геологического изучения техногенных россыпей и добычи из них золота», составляет проект их изучения методами и средствами, которые он сочтет оптимальными для решения поставленной задачи (т.е. оценки техногенных образований и добычи из них золота). Поскольку легитимная методика оценки техногенных россыпей золота отсутствует, то и ФГУ «Росгеолэкспертиза» проверять и согласовывать в них нечего.
Требования закона (ст. 6 и 23 Закона «О недрах») при этом будут соблюдены, а ст. 29 — проигнорирована, т.к. нет предмета экспертизы (т.е. запасов).
Использовать этот путь мешает менталитет управленческого звена: наказуемость инициативы (т.е. как бы чего не вышло) и приоритет запретительных мер: при выборе из ст. 6 и 29 предпочтение будет отдано ст. 29, запрещающей добычу без госэкспертизы запасов, невзирая на объективное отсутствие предмета экспертизы (т.е. собственно запасов). В ситуации с «техногенкой» есть казус: согласовать нельзя запретить. Для госорганов запятая в любом месте этой фразы чревата оргвыводами: согласовать такие проекты ГРР не разрешают нормативно-правовые акты, а запрет на проведение этих работ не увеличит разведанную минерально-сырьевую базу россыпного золота, но уполовинит его добычу. Таким образом, сама по себе ситуация не разрешится без четких указаний из самых высоких структур управления государства.
В качестве основных положений к закону о техногенных месторождениях при добыче драгоценных металлов Союз старателей России от имени предприятий предлагает следующее:
1. Включить в определение «техногенная россыпь» (либо иное название для полностью или частично отработанных месторождений, не содержащих балансовые запасы) не только остаточный отвальный комплекс, но и полностью участок отработанного месторождения в границах предварительного горного отвода.
2. Техногенные россыпи и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
3. Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных россыпей в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.
4. Запасы техногенных россыпей ставить на оперативный учет по результатам их отработки и списывать по завершении работ.
5. Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.
2. Техногенные россыпи и участки предоставлять недропользователям без проведения аукционов и конкурсов на основании рассмотрения заявок предприятий комиссиями с участием представителей Роснедр и органов исполнительной власти.
3. Разрешить недропользователям проводить добычу драгоценных металлов из техногенных россыпей в границах предоставленного лицензией горного отвода без геологического изучения недр и установления кондиций.
4. Запасы техногенных россыпей ставить на оперативный учет по результатам их отработки и списывать по завершении работ.
5. Отменить требование проведения государственной экспертизы техногенных запасов.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.