Горно-геологические информационные системы как неотъемлемый инструмент современного специалиста
0
228
0
0

На сегодняшний день компьютерные технологии все больше укрепляются в горно-геологической отрасли. Начиная от составления поисковых маршрутов при выполнении геолого-разведочных проектов и заканчивая организацией работы диспетчерской службы на горных предприятиях.
Сейчас сложно себе представить рутинную работу геолога, маркшейдера или горного инженера без использования различных компьютерных программ. Практически на всех предприятиях специалисты используют различные ГорноГеологические Информационные Системы (ГГИС), проще говоря они отходят от бумажной рутины (карт, разрезов, планшетов и т.д.) и все больше пользуются специализированными компьютерными программами.
Но в настоящее время остро стоит проблема специализированных кадров, тех людей, которые уже имеют опыт работ с подобными системами. Как правило, компания, которая принимает на работу специалиста без навыков работы в какой-либо ГГИС, несет определенные риски, обучая его, и не застрахована от того, что специалист после обучения сможет найти более выгодные для него условия и перейти к другому работодателю. Для этого, конечно, внутри компаний разрабатываются различные программы поощрения и стимулирования сотрудников, но не всегда это является выходом из ситуации. Одно из решений данной проблемы — принимать на работу специалистов, уже владеющих определенной ГГИС, имеющих хотя бы базовый уровень знания функционала, но все мы знаем, что на рынке труда таких свободных специалистов не так уж и много, а кандидаты, не имеющие данных навыков и находящиеся в поисках работы, не всегда имеют возможность тратить личные финансовые средства на обучение.
Другим решением этого остро стоящего вопроса может являться соответствующая подготовка специалистов еще в период обучения в профильных учебных заведениях, в рамках получения среднего специального, высшего или дополнительного образования. На сегодняшний момент набирает популярность создание обучающих классов в крупнейших вузах постсоветского пространства. Только компанией Micromine открыто более полутора десятков обучающих классов в странах бывшего СССР, где будущие специалисты обучаются владению программой Micromine. Уже много лет существуют учебные программы для студентов, магистрантов и аспирантов различных специальностей, и они уже интегрированы в учебный процесс подготовки специалистов. Дальнейшим шагом может являться (в некоторых вузах уже начался этот процесс) внедрение обязательного требования по использованию какойлибо ГГИС при написании квалификационной работы, причем будущий специалист вправе сам выбрать инструмент (программу), который ему для этого необходим.
При открытии подобных классов, мы не только передаем в пользование учебного заведения специализированное программное обеспечение, но также непосредственно участвуем в создании соответствующей инфраструктуры, так как, чтобы соответствовать современному уровню используемой ГГИС, необходимо иметь актуальные версии ПО, а для этого необходимо иметь соответствующие персональные компьютеры и прочую технику. Также специалисты компании Micromine проводят углубленное обучение для преподавательского состава, которому уделяют огромное внимание, так как от уровня знания преподавателей в дальнейшем будет зависеть и качество преподавания, и уровень знания ПО будущими специалистами. Для этого на начальных этапах преподавания в рамках учебных курсов мы также присутствуем и помогаем преподавателям, так сказать, отточить стратегию преподавания программного курса. Кроме этого, компания Micromine принимает непосредственное участие в составлении учебных программ, где для каждого из направлений обучающихся разработана своя определенная программа обучения, например, для ресурсных геологов она своя, с упором на использование геостатистических методов подсчета запасов, а для горных инженеров программа будет, конечно, отличаться и ориентирована на проектирование, планирование и оптимизацию открытых или подземных горных работ.
Я считаю, что сами компании и предприятия горно-геологической отрасли должны быть заинтересованы в таких проектах и оказывать различное содействия вузам в открытии и подержании таких обучающих классов. Например, одним из последних таких классов является обучающий класс Micromine в Карагандинском государственном техническом университете, открытом в конце 2015 г., в преддверии 100-летнего юбилея академика А. Сагинова. Также компания Micromine приняла участие в создании первого университетского эндаумент-фонда.
Мне как сотруднику компании Micromine, отвечающему за развитие бизнеса в Центрально Азиатском регионе, очень важно уделять особое внимание такого рода, так как такие перспективные проекты, направленные на развитие молодых кадров, формируют некую базу, пул специалистов. И эта база специалистов в дальнейшем была бы полезна компаниям в процессе поиска новых кадров, имеющих знания в определённых ГГИС, а также и самим специалистам, которые при помощи этого открывают для себя новые горизонты в профессиональной деятельности.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (31)/март 2016 г.