03 декабря 2024, Вторник
ТЕХНОЛОГИИ / ОБОРУДОВАНИЕ
arrow_right_black
10 июля 2023

Изучение поверхностей ослабления прибортового массива и их свойств с применением беспилотных летательных аппаратов

В статье предлагается метод, основанный на интеграции БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) с методами фотограмметрии и аэрофотосъёмки, для картирования структурно-тектонических особенностей прибортового массива и анализа трещиноватости откосов бортов и уступов карьеров. Это позволяет значительно упростить структурное картирование прибортового массива, повысить качество, скорость, полноту и безопасность получения данных.

Методика опробована на участке северного борта карьера рудного золота «Эльдорадо», расположенного в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Используя интегрированные методы фотограмметрии с БПЛА, была построена детальная 3D-модель экспериментального участка борта, выделены плоскости трещин на откосах и методами аналитической геометрии определены их элементы залегания (азимут простирания и угол падения). Анализ данных и выделение систем трещин производился с помощью различных диаграмм трещиноватости, на которых были выделены системы трещин и определены их элементы залегания. Произведена статистическая обработка данных путем построения полигональных кривых распределения трещин по углу падения и азимуту простирания. Также были определены параметры структурных блоков на данном участке, которые необходимы для обоснования прочностных характеристик в массиве и обоснования механизма деформирования.

Для оценки достоверности результатов, полученных с помощью предлагаемой методики, было произведено сравнение с данными, полученными ранее традиционной методикой замера трещиноватости (с помощью горного компаса и мерных лент) на рассматриваемом участке. Анализ показал высокую согласованность данных, полученных разными методами.

Исходя их полученных результатов, сделаны выводы о возможном успешном внедрении БПЛА для картирования структурно-тектонических особенностей массива.

Ключевые слова: трещиноватость, геомеханика, карьер, TEODRONE, угол падения, азимут простирания, БПЛА
messages_black
0
eye_black
1052
like_black
1
dislike_black
3
ИЮ Босс.jpgИ.Ю. Боос — главный инженер ООО «СИБНИИГИМ»




ИВ Патачков.jpgИ.В. Патачаков — директор ООО «СИБНИИГИМ», к.т.н




АА Гришин.jpg А.А. Гришин — главный геомеханик ООО «СИБНИИГИМ»




Введение

Для безопасной разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом немаловажным является наличие актуальных и точных геометрических данных о структурно-тектонических особенностях прибортового массива.

съемка.jpg

Рис. 1. Съёмка трещиноватости классическим способом 

Так, например, в скальных массивах при разработке полезных ископаемых открытым способом трещиноватость является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на устойчивость бортов и уступов карьера. Поэтому для оценки устойчивости бортов и уступов одними из обязательных работ является изучение структурно-тектонических нарушений и трещиноватости.

На данный момент съёмка трещиноватости классическим способом (рис. 1), с помощью горного компаса и мерных лент, имеет множество недостатков:
  • опасность выполнения работ, специалисту приходится находиться в непосредственной близости от откоса уступа;
  • трудоёмкость полевых работ;
  • человеческий фактор, при производстве измерений; необходимость вести в поле большое количество абрисов, схем, зарисовок, записей;
  • невозможность в полной мере охватить весь откос уступа по вы соте;
  • ограниченное количество замерных станций;
  • малое количество измерений на станциях, не достаточное для качественного статистического анализа;
  • трудоёмкость точной плановой привязки трещиномерных станций;
  • трудоёмкость камеральной обработки данных;
  • невозможность быстрого получения результата делает прогнозирование устойчивости не актуальным.
Стремительное развитие БПЛА (беспилотные летательные аппараты) привело в свою очередь к совершенствованию методов фотограмметрии и аэрофотосъёмки, что позволило активно применять их на горных предприятиях для решения разного рода горно-геометрических задач.

Методы

Предлагаемая методика основана на применении БПЛА и методов фотограмметрии для картирования и анализа трещиноватости откосов бортов карьеров.

3д модель.jpg

Рис. 2. 3D-модель северо-западной части борта карьера (Эльдорадо)

Объектом изучения являлся карьер «Эльдорадо» в Северо-Енисейском районе Красноярского края. В качестве инструмента измерений использовался квадрокоптер DJI PHANTOM 4 с установленной на него системой ТЕОКИТ производителя TEODRONE®, позволяющей определять точные положения центров снимков.

Экспериментальным участком являлась северо-западная часть борта карьера месторождения «Эльдорадо». Построение 3D-модели участка в виде (рис. 2) осуществлялось в программной среде Agisoft Metashape.

На экспериментальном участке борта было выделено 166 плоскостей трещин (рис. 3).

выделение плоскостей.jpg

Рис. 3. Выделение плоскостей трещиноватости (на участке борта карьера)

С каждой плоскости снимались координаты трех точек, принадлежащих ей. Методами аналитической геометрии вычислены углы падения и простирания каждой плоскости. Угол падения — это угол между плоскостью трещиноватости и плоскостью XOY. Используя следующую формулу, составляются уравнения плоскости по трем точкам:

формула 1.jpg
(1)


Раскрываем определитель по первому столбцу и находим уравнение плоскости:

формула2.jpg

Итоговое уравнение плоскости имеет вид:
Ax + By + Cz + D = 0
(2)
Угол между двумя плоскостями находится по формуле:

формула3.jpg

(3)

где: ñ 1 и ñ 2 — векторы нормалей данных плоскостей.

Вектором нормали у плоскости трещины будет являться вектор ñ 1(А, В, С), где координатами являются коэффициенты из уравнения (2). Вектор нормали плоскости XOY имеет вид — ñ 2(0, 0, 1).

 Система
трещин
 Параметр  Классический метод
(горный компас)
 По 3D-модели,
построенной с
помощью БПЛА 
 Разница
   I  Азимут простирания  319°  319°      0°
 Угол падения  59°  59°  0° 
   II  Азимут простирания  220°  220°  2°
 Угол падения   77°   80°      3°
   III  Азимут простирания  142°  140°  2°
 Угол падения   32°   34°  2°
Табл. 1. Сравнение параметров систем трещин, полученных разными способами

Следовательно, формула для нахождения угла падения имеет следующий вид:

формула4.jpg


Чтобы найти угол простирания, находим координаты направляющего вектора прямой, образованной при пересечении плоскости ХОY и плоскости трещины. Для этого необходимо решить систему линейных уравнений:

формула5.jpg
(4)


Плоскость совпадает с плоскостью XOY, только в случае если А = В = D = 0, Cz = 0, примем C = 1, тогда:

формула6.jpg


Составим матричное уравнение этой системы:

формула7.jpg


Решив матрицу методом обратного хода Гаусса, получим:

формула8.jpg


где:
y — произвольное действительное число.

Заменим y = t. Полученный результат запишем в векторном виде:

формула9.jpg


Получили уравнение линии пересечения плоскостей в параметрическом виде. Из данных равенств получим каноническое уравнение прямой:

формула10.jpg


Вектор c координатами ниже — направляющий вектор прямой.

формула11.jpg


Используя формулу (3), находим углы между координатными осями и полученной прямой. Сравнивая полученные значения, определяем значение дирекционного угла линии простирания.

Результаты

После обработки, выделенные на 3D-модели плоскости трещин представленным математическим аппаратом, по полученным данным построены круговые диаграммы трещиноватости (рис. 4).

диаграмма.jpg

Рис. 4. Диаграмма трещиноватости

На представленных диаграммах выделяется три системы трещин (рис. 5 и 6).

выделение.jpg

Рис. 5. Выделение систем трещин

Первая система трещин представляет собой согласно падающую сланцеватость с простиранием параллельным откосу. Простирание α = 319°, падение δ = 59°.

статистическая.jpg

Рис. 6. Статистическая обработка трещин на прямоугольной диаграмме: I, II, III — системы элементов трещин

Вторая система трещин перпендикулярна сланцеватости и образует блочность: простирание α = 222°, падение δ = 80°.

Третья система трещин падает в массив. Простирание α = 140°, падение δ = 34°.

Для оценки достоверности результатов было произведено сравнение параметров полученных систем трещин с замерами трещиноватости на данном участке классическими методами.

На данном участке борта карьера Эльдорадо сотрудниками кафедры маркшейдерского дела ИГДГиГ СФУ ранее производились замеры трещиноватости (рис. 7) [22].

круговая.jpg

Рис. 7. Круговая диаграмма трещиноватости по классическим замерам

Параметры систем трещин, определённые классическим способом (рис. 7): первая система — простирание α = 315°, падение δ = 59°; вторая система трещин перпендикулярна сланцеватости и образует блочность — простирание α = 216°, падение δ = 77°; третья система трещин проходит в крест сланцеватости — простирание α = 138°, падение δ = 32°.

В данные значения введены поправки за магнитное склонение (δ) = 4°34'00'' и сближение меридианов (γ) = +0°20'24", были введены поправки в магнитные азимуты точек, снятых с БПЛА.

формула12.jpg
(5) 

Итоговые параметры систем трещин, полученных с помощью БПЛА представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что предлагаемая методика даёт результаты, согласующиеся с классическими методами, на основании чего можно сделать вывод о достоверности результатов получаемых.

Построены полигональные кривые распределения трещин по углу падения и простирания. Полученные кривые позволяют выявить пространственную ориентировку основных систем трещин по всему блоку в целом, а также дают возможность определить при любом конкретном азимуте простирания откоса преобладание тех или иных систем трещин.

Распределение трещин по углу падения приведено на рисунке 8а, из которого видно, что углы падения трещин изменяются в пределах от 10° до 90° и наибольшее количество трещин имеют угол падения от 50° до 70° и от 80° до 90°. Соответственно на данном участке преобладают крутопадающие трещины. Реже встречаются наклонные и пологие трещины.

По графику распределения трещин по азимуту простирания (рис. 8б) видно, что наибольшее количество трещин имеет азимут простирания от 300° до 330°, от 210° до 230° и от 130° до 150°.

     lI      lII      lIII
     1   0,93      0,34   0,92
     2   1,2      0,12      1,27
     3   0,87      0,18  0,43
     4   1,42      0,13      0,48
     5   0,73      0,2   0,26
     6   3,6      0,25      0,75
     7   1,8      0,23  2,31
     8  1,56  0,15      2,41
     9      0,45      0,11  1,07
     10   0,99  0,09      1,57
     11      1,85      0,17   1,05
     12   1,07   0,13      0,56
     13      0,5      0,13   1,71
     14   3,11   0,3      1,13
     15      2,36   0,19  1,03
     16   2,25      0,17      1,49
     17      1,82   0,19  1,3
 18   0,79      0,24      0,8
 19   0,88      0,22  1,45
 20   1,62      0,16      1,07
 21   1,59      0,17   1,3
 22   0,41      0,2      1,59
 23   0,27   0,22   1,44
 24  1,38      0,18      1,79
 25   0,33      0,12  1,13
 26   0,38      0,26      1,31
 27   0,31      0,16   0,86
 28  0,33      0,11      0,68
 29  2,66      0,2   0,9
 30   2,91      0,2      0,82
 31   0,98      0,25   0,5
 32   0,79      0,27      0,49
 33   1,33      0,17  0,32
 34  1,49      0,15  0,31
 35   1,09       0,15  0,36
 36   0,5      0,1      0,38
 37   0,64      0,21   0,31
 38   0,54      0,28      0,91
 39   1,61      0,18   1,03
 40  0,6   0,16  1,86
 41      1,05      0,17      1,24
 42   0,56      0,15  0,89
 43      1,23  0,25      0,96
 44   0,73      0,15   0,32
 45      0,57  0,24   0,32
 46  1,35   0,1   0,38
 47      1,22   0,9   0,53
Табл. 2. Расстояния между трещинами I, II и III системами

Полученные результаты согласуются с ранее выполненными исследованиями [22].

Камеральная обработка замеров трещин, помимо определения ориентировки трещин, также включает в себя определение интенсивности трещиноватости.

Число трещин одной системы, приходящихся на 1 погонный метр в направлении, перпендикулярном плоскости трещин, характеризует интенсивность трещиноватости. Средняя интенсивность трещиноватости определяется интенсивностью трех близких, взаимно перпендикулярных наиболее интенсивных систем и характеризует размер и форму элементарных структурных блоков породы.

В данном случае интенсивность трещиноватости определялась путем измерений расстояний между трещинами в программной среде Agisoft Metashape Professional (рис. 2 и 3). Результаты измерений представлены в таблице 2.

Аналитически интенсивность трещиноватости, 1/м, выражается в виде:

формула13.jpg
(6)


где: lI, lII и lIII — среднее расстояние в метрах между трещинами I, II и III систем.

По результатам расчетов, значение интенсивности трещиноватости (W) равно 2,28 трещин/м.

Для обоснования устойчивости бортов карьера большое значение имеет размер структурного блока, образуемого трещинами отдельности. Структурный блок на участке в общем представляет неправильный наклонный параллелепипед. Объем его равен произведению площади нормального сечения на длину бокового ребра и выражается через измеренные величины.

формула14.jpg
(7)


где: α' — острый угол между нормалями к плоскостям I и II, град.;
δн — угол наклона основания (система трещин III) структурного блока, град.

По результатам расчетов V = 0,29 м3. Исходя из полученных значений интенсивности трещиноватости и объема блока по классификации массивов горных пород по трещиноватости и содержанию крупных отдельностей [21], можно сделать вывод, что породы данного массива сильно трещиноватые (среднеблочные).

Заключение

Результаты данной работы позволяют сделать следующие выводы.

Возможно успешное внедрение интегрированного метода фотограмметрии с БПЛА на горных предприятиях для картирования структурных особенностей прибортового массива.

полигональные.jpg

Рис. 8. Полигональные кривые распределения трещин по углу падения (а) и простирания (б)

С помощью 3D-моделей откоса, построенных с помощью БПЛА, и аналитической геометрии, возможно полуавтоматически выделять системы трещин и определять их элементы залегания.

Предлагаемая методика обладает рядом преимуществ перед классическими замерами трещиноватости. Безопасность проведения работ, высокая производительность труда, возможность более полного изучения структурных особенностей прибортового массива и статистической обработки результатов измерений, более простая и точная плановая привязка измерений, автоматизация камеральной обработки, возможность замера трещиноватости в труднодоступных участках.

Возможность эффективного определения интенсивности трещиноватости и размеров блоков, образуемых трещинами отдельности.

Из недостатков следует отметить, что для эффективного использования предлагаемой методики необходимо наличие дорогостоящей вычислительной техники, а также сложность определения элементов залегания трещин, не имеющих открытые поверхности.

книга.jpg1. Фисенко Г.Л. Устойчивость бортов карьеров и отвалов. Москва.: Недра, 1965. 378 с.
2. Демин А.М. Устойчивость открытых горных выработок и отвалов. Москва.: Недра, 1973. 232 с.
3. Шпаков П.С., Поклад Г.Г., Ожигин С.Г., Долгоносов В.Н. Выбор прочностных показателей пород для расчета параметров устойчивых откосов // Маркшейдерия и недропользование. 2002. № 2. С. 37–41.
4. Попов В.Н., Шпаков П.С., Юнаков Ю.Л. Управление устойчивостью карьерных откосов: учеб. для вузов. Москва.: Горная книга, 2008. 683 с.
5. Попов Ю.В., Пустовит О.Е. Методика изучения и анализа трещиноватости. Часть 2 графические методы изображения замеров ориентировки трещин и анализ трещиноватости: учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2009. 35 с.
6. Патачаков И.В., Фуртак А.А., Боос И.Ю. Определение прочностных свойств горных пород методом обратных расчетов в условиях Горевского свинцово-цинкового месторождения // Маркшейдерия и недропользование. 2018. № 1 (93). 41 с.
7. Mark D. Zoback. Reservoir Geomechanics. Cambridge University Press, 2010. 449 p.
8. Ameen Mohammed S. Operational Geomechanics — A Rock-Based Science for Environmental, Energy, and Engineering Applications. EAGE Publication, 2018. 327 p.
9. Kianoosh Taghizadeh, Gael Combe, Stefan Luding. ALERT Doctoral School 2017 — Discrete Element Modeling. The Alliance of Laboratories in Europe for Education, Research and Technology, 2017. 218 p.
10. Turner J.P., Hillis R.R., Welch M.J. Geological society special publication № 458. Geomechanics and Geology. Geological Society of London. Geomechanics and Geology, 2017. 458 p.
11. Franс,ois Henri Cornet, Universite’ de Strasbourg. Elements of Crustal Geomechanics. Cambridge University Press, 2015. 490 p.
12. Гальперин А.М. Геомеханика открытых горных работ: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки дипломирования специалистов «Горное дело». — Москва. Горная книга, 2012. — 480 с.
13. Попов В.Н., Шпаков П.С., Юнаков Ю.Л. Управление устойчивостью карьерных откосов: Учебник для вузов. — Издательство Московского государственного горного университета, издательство «Горная книга». 2008. 683 с.
14. Livinskiy I.S., Mitrofanov A.F., Makarov A.B. Complex geomechanical modeling: structure, geology, reasonable sufficiency. Gornyi Zhurnal. 2017. № 8. Pp. 51–55. DOI: 10.17580/gzh.2017.08.09
15. Ляшенко В.И. Развитие научно-технических основ мониторинга состояния горного массива сложно-структурных месторождений. Сообщение 2 // ГИАБ. 2017. № 3. С. 123–141.
18. Курленя М.В. Научная школа. Геомеханика и технологии освоения недр. Новосибирск: Наука, 2016. 268 с.
19. Козырев А.А., Рыбин В.В. Геомеханическое обоснование рациональных конструкций бортов карьеров в тектонически напряженных массивах // Фундаментальные и прикладные вопросы горных наук. 2015. Т. 2. № 2. С. 245–250.
20. Левин Е.Л., Половинко А.В. Влияние неопределенности физико-механических свойств пород прибортового массива на коэффициент запаса устойчивости борта карьера, вероятность его обрушения и оценка зоны развала обрушившихся масс // Горный журнал. 2016. № 5. С. 14–20
21. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов». 2020. 86 с.
22. Юнаков Ю.Л. Исследование и обоснование устойчивых параметров откосов уступов и бортов карьера Эльдорадо при отработке месторождения до отметки 520 м // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет», Красноярск, 2013. 172 с.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (59)/март 2023 г.

19.11.24
ЗАО «ИТОМАК»: мы возвращаем доверие к российскому качеству
19.11.24
Химия создает будущее планеты
28.10.24
Мал золотник, да дорог: как разработка завода «Тульские машины» позволяет добывать больше 95% золота из упорной руды
08.08.24
Изменение камеры дробления повышает производительность ДСК
02.07.24
ТД «Кварц» повышает КИО мельниц и снижает массы узлов
02.07.24
Исключая риски: где достать запчасти на шламовые насосы FLS?
02.07.24
Новая высокоэффективная технология извлечения золота и других химических элементов из техногенных минеральных образований
18.06.24
Всё из ничего: решения для золотодобытчиков от НПО «РИВС»
11.06.24
Инновации: к экономии через испытания
04.04.24
Поиск возможности повышения технологических показателей процессов CIP и CIL
04.04.24
Поиск технологии «под руду» — комплексное изучение руды месторождения Самолазовское
04.04.24
Российские центробежные концентраторы ИТОМАК
04.04.24
Буровые установки для разведки россыпей
04.04.24
Импортозамещение комплектующих для оборудования FLSmidth и Falcon от компании «Инжиниринг ПолиЛайн»
04.04.24
Сварочные и наплавочные материалы для упрочнения и восстановления горнодобывающего оборудования и техники
02.02.24
Комбинированное футерование загрузочных телег мельниц
02.02.24
Доработка щелевых фильтров для смазочных установок
02.02.24
Реверс-инжиниринг, импортозамещение, ремонт и модернизация зарубежных редукторов и мотор-редукторов
02.02.24
Флотореагенты производства НПП «Химпэк» — достойная российская альтернатива импорту
02.02.24
Технологический аудит и модернизация обогатительных фабрик
Смотреть все arrow_right_black



Яндекс.Метрика