24 июля 2024, Среда
Аналитика
arrow_right_black
16.10.23

Состояние сырьевой базы золота

В данной статье рассматривается трансформация геологоразведочной деятельности (ГРД) в части поисковых работ на золото на территории России не как возрождение легенды, а как быль, которую необходимо вернуть. Выбор рыночной экономики оставил поисковые геологические предприятия без бюджетного финансирования, а процесс создания института частных юниорных компаний затянулся на три десятка лет. Уменьшилось количество открытий новых месторождений, а сырьевая база золота обрела тенденцию к истощению. Аукционы сосредоточились на участках недр, не имеющих самостоятельного промышленного значения. Через аукционы под флагом разовых платежей происходит отъём средств недропользователей в госбюджет. Стартовая цена рассчитывается с помощью фантазии чиновников. Молоток аукциониста увеличивает окончательный разовый платеж по сравнению со стартовой ценой в несколько раз. Отсылочная норма о разработке методики стоимостной оценки недр исчезла из законодательства о недрах. Заявительный принцип лицензирования (ЗПЛ) привел к раздаче поисковых лицензий, но не к оживлению ГРД. Существование единой российской классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (ТПИ) 2006 года находится в дисгармонии с зарубежными стандартами. Переход ГРД на рыночную экономическую модель возможен путем развития российской системы независимого геолого-экономического аудита — Кодекса НАЕН.

Ключевые слова: геологоразведочная деятельность, золото, юниоры, ресурсы, запасы, открытие месторождений, заявки, аукционы, переход на рыночную экономическую модель, Кодекс НАЕН.
messages_black
0
eye_black
962
like_black
2
dislike_black
0
В.Н. Иванов.jpgВ.Н. Иванов — эксперт России по недропользованию (НАЭН, секция ТПИ), к.г.-м.н., почетный разведчик недр.





Российский Государственный баланс запасов полезных ископаемых в 2012– 2021 гг. в сегменте золота показывал рост запасов кат. АВС1 и С2, но по разным восходящим трендам: пологому и крутому соответственно. За счет опережающего роста непромышленных запасов кат. С2 разность между промышленными и непромышленными объёмами запасов золота за указанный период уменьшилась на 70 % — до 2,4 тыс. т (рис. 1).

Невысокий прирост запасов кат. АВС1 объясняется тем, что часть их ставится на баланс и списывается с баланса в результате добычи одновременно при составлении статистической отчетности по форме 5 гр.

Прирост запасов от разведки и переоценки по сравнению с их погашением при добыче также показывает схождение этих двух линейных трендов (рис. 2).

Расчет обеспеченности России запасами золота, предлагаемый Роснедра, использует все числящиеся на госбалансе запасы как разведанные по кат. АВС1, так и предварительно оценённые по кат. С2. Так, по состоянию на 31.12.2020 г. по кат. АВС1+2 числилось 15321 т золота. При достигнутом уровне их погашения при добыче в 427 т обеспеченность составила 36 лет. Однако в этих расчетах участвуют также запасы нераспределенного и распределенного фондов, которые расположены на УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения. С частичным учётом этой корректировки реальная обеспеченность составит 23 года.

тенденции роста.jpg

Рис. 1. Тенденции роста сырьевой базы золота кат. АВС1+2 в 2012–2021 гг. (Источник: Государственный доклад Минприроды РФ о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов РФ за 2021 г. и годовые отчеты Роснедр в 2012–2021 гг.

В целом сырьевая база золота имеет устойчивую тенденцию к истощению.

Объемы финансирования и результаты ГРР на ДМ

В 2022 г. геологоразведочные работы (ГРР) проводились в соответствии с Комплексом процессных мероприятий (КПМ) на период 2022–2030 гг. в рамках Государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (актуализированная редакция ГП ВИПР) и Федерального проекта «Геология: возрождение легенды», предусматривающего дополнительное бюджетное финансирование, с установленными показателями:
  • по количеству перспективных участков недр с локализованными прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых (ТПИ) категорий P1 и P2 (нарастающим итогом)»;
  • по соотношению прироста запасов к погашению их при добыче для месторождений первой (платиноиды) — не ниже 50, второй (золото и серебро) — не ниже 100 %.
Консолидированное финансирование ГРР в сегменте ДМ за период 2018–2022 гг. увеличилось на 58 % — до 47,73 млрд руб., из них: бюджетные инвестиции выросли на 7,2 % — до 2,83 млрд руб., частные инвестиции выросли на 63 % — до 44,9 млрд руб. (табл. 1).

Показатели     2018     2019     2020     2021     2022  Изменение
2022 г.
к 2021 г., %
 Изменение
2022 г.
к 2018 г., %
 На ТПИ за счет всех
источников финансирования

из них: по сегменту ДМ
 47,57

30,14
 52,79

33,3
 58,28

39,48
 62,47

42,26
 69,54

47,73
 +11

+13
 +46

+58
 На ТПИ за счет федерального
бюджета

из них: по сегменту ДМ
 4,57

2,64
 5,09

2,7
 5,38

3,18
 4,48

1,96
 6,84

2,83
 +53

+44
 +50

+7,2
 На ТПИ за счет недропользователей

из них: по сегменту ДМ
 43

27,5
 47,7

30,6
 52,9

36,3
 57,99

40,3
 62,7

44,9
 +8

+11
 +46

+63
 Отношение бюджетных и частных
инвестиций по ТПИ
 1:9,4  1:9,4  1:9,8  1:12,9   1:9,2   -71      -2
 То же по сегменту ДМ   1:10,4   1:11,3  1:11,4  1:20,6   1:15,9   -77  +53
Табл. 1. Динамика финансирования ГРР в целом на ТПИ и в сегменте ДМ в 2018– 2022 гг., млрд руб. (Источник: годовые доклады Роснедра в 2018–2022 гг., www.rosnedra.gov.ru)


Эффективность ГРР, проведенных за счет бюджетных средств, оценивается по показателю «локализованных прогнозных ресурсов кат. P1 и P2», а не по количеству открытий месторождений с перспективными ресурсами для их дальнейшего геологического изучения.

Словосочетание «имеющие самостоятельное промышленное значение» в терминологии Роснедр появилось в документах об установлении факта открытия месторождений (ФОМ). По поисковой лицензии пользователю недр предлагалось перейти к разведке и представить на рассмотрение федеральной комиссии запасы по кат. С1 и С2 и обоснование самостоятельного промышленного значения нового месторождения. Тем самым создавался «административный барьер» в виде дополнительных затрат, не предусмотренных проектом на поиски, а в случае отказа в выдаче лицензии на разведку (жалобы, суды и пр.).

соотношение.jpg

Рис. 2. Соотношение прироста запасов от разведки и переоценки и объема погашения при добыче в 2012–2021 гг.

«Открытие месторождения полезных ископаемых — это официально оформленный факт обнаружения скоплений полезного ископаемого, масштабы и качество которого допускают экономические возможности его отработки».>1

Другими словами, «открытие месторождений» — это процесс от обнаружения скоплений, исследования масштаба и качества до обоснования экономической целесообразности промышленного освоения. Это процесс параллельный снижению рисков по мере геологического изучения месторождения. Отсюда, нет никаких оснований для постановки на баланс предварительно-оценённых запасов.

Роснедра нередко применяют терминологию с разными смыслами, например: «впервые открытые месторождения»; «запасы месторождений, впервые поставленные на государственный баланс»; «установленный факт открытия месторождений»; УН, имеющие или не имеющие самостоятельное промышленное значение» и т.д. и т.п.

В 2022 г. по результатам ГРР впервые поставлены на государственный баланс запасы 7 коренных и 90 россыпных месторождений ДМ, а также получен прирост за счет переоценки ещё на 4 месторождениях: Сухой Лог, Федорова Тундра, Кочкарское и Сафьяновское (табл. 2).

 Месторождение  Регион  Геолого-
промышленный тип
 Недропользователь  ТЭО кондиций  Прирост запасов в 2022 г
 Лугоканское  Забайкальский край  Комплексное золотосодержащее
медно-порфировое
 ООО «Промышленные инвестиции»
(группа Highland Gold)
 ТЭО временных кондиций в 2022 г.  Кат. С1+2: 124 т золота, 604 тыс. т меди и 1,5 тыс. т серебра
        Роман  Республика Саха (Якутия)  Собственно золоторудное  ООО «НерюнгриМеталлик» (группа Nordgold)  ТЭО временных кондиций в 2022 г.  Кат. С1+2: 49,4 т золота и 210,8 т серебра
 Светловское  Иркутская область  Собственно золоторудное  ПАО «Высочайший» (GV Gold)  ТЭО постоянных кондиций в 2022 г.  Кат. С1+2: 46,4 т золота и 10,6 т серебра
 Талман, площадь 95,3 км2.
В северной части Кличкинского
рудного района, к западу от
м-я Нойон-Тологой
 Забайкальский край,
Александрово-Заводский район
 Комплексное золотосодержащее
полиметаллическое
 ООО Горная компания «Золотая гора»,
КНР. Резидент ТОР «Забайкалье»
 Апробированные прогнозные ресурсы  Кат. Р2: 541,1 тыс. т цинка, 438,9 тыс. т свинца, 1644,1 т серебра,
7,2 т золота, 48 тыс. тсурьмы и 2 тыс. т кадмия
 Восточный Двойной, (БЛГ 01946
БР сроком на 25 лет до 2032 г.
 Амурская область,
Умплеканский рудный узел
 Комплексное золотосодержащее
медно-молибден порфировое
 ООО ГПК «Сахтахан» (юниорная компания,
основной вид деятельности которой являются ГРР)
 Апробированные прогнозные ресурсы  Прогнозные ресурсы: 34,9 т золота и 34,7 т серебра
 Куолисма, в 120 км к
северо-западу от Викши
 Республика Карелия  Комплексное сульфидное
с платиноидами
 ПАО «Полиметалл»      ТЭО временных кондиций в 2022 г.  Кат. С1+2: 9,5 т платиноидов, 5 тыс. т меди, 0,7 т золота и 1,7 т серебра
 Мичуринское, лицензия
сроком на 5 лет до 07.03.2024 г.
 Челябинская область  Комплексное золото-
полиметаллическое
 ООО «Гео-М» (юниорная компания,
основной вид деятельности которой являются ГРР)
     ТЭО временных кондиций в 2022 г.  Кат. С2: 14,7 т золота, 309,6 тыс. т цинка,
17,2 тыс. т меди, 103 т серебра, 1,4 тыс. т кадмия и 18 т индия
 Сухой Лог  Иркутская область  Собственно золоторудное  ПАО «Полюс»  Банковское ТЭО
Переоценка по
международному стандарту JORC
 Кат. АВС1 — 835 т
 Федорова Тундра  Мурманская область  Малосульфидный платинометальный  АО «Федорово Рисорсес»
с участием Ростеха. Резидент АЗРФ
 ТЭО временных кондиций в 2007 г. Переоценка  Кат С2: 107,6 т платиноидов,
4,5 т золота, 63 тыс. т меди и 25,2 тыс. т никеля
 Кочкарское  Челябинская область  Золото-сульфидно-кварцевый  АО «Южуралзолото», ГК   Переоценка  Кат. АВС1: 21,8 т золота и 19,6 т серебра
 Сафьяновское  Свердловская область  Комплексное медно-колчеданное  АО «Сафьяновская медь» (группа УГМК)   Переоценка  Кат. АВС1: 81,7 тыс. т меди, 34,5 тыс. т цинка,
103,5 т серебра, 2,5 т золота, 9,8 т индия,
182,7 т кадмия, 266,4 т селена,
40,7 т теллура и 849,1 тыс. т серы сульфидной
Табл. 2. Объекты прироста запасов, впервые поставленные на госбаланс и полученные от переоценки по результатам ГРР в 2022 г. (Источник: Итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2022 и планы на 2023 год. Москва, 2023 г.)

Из этого списка месторождений открытием можно считать только Светловское, запасы которого подсчитанные по ТЭО постоянных разведочных кондиций утверждены ГКЗ Роснедра. Остальные — объекты геологического изучения, переоценки и проектирования.

Что касается прироста запасов по месторождению Сухой Лог в количестве 835 т, то по российской классификации на госбалансе по состоянию на 31.12.2021 г. числились 1378,9 т запасов золота по кат. АВС1 и 563,7 т — по С2. После обновления запасов компанией Полюс в 2022 г. по стандарту JORC количество конвертированных запасов составило 1244 т, а также выявленные и предполагаемые ресурсы в количестве 2084 т. Поскольку конвертированные запасы с ресурсами не суммируются, то прироста запасов не было, наоборот, был урост на 134,9 т (1244 против 1378,9).

Геолого-экономическая переоценка запасов нераспределённого фонда недр

К факторам, сдерживающим освоение распределенного и нераспределенного фонда, относят запасы большой давности из советских времен, не соответствующие современному уровню технологии извлечения руд, расположенные в районах со слабо развитой инфраструктурой. Для них есть один объединяющий фактор — это запасы, не имеющие самостоятельного промышленного значения.

соотношение величин.jpg

Рис. 3. Соотношение величин, рассчитанных по Методике минимального размера разового платежа и окончательного разового платежа, созданного молотком аукциониста по УН, не имеющим самостоятельного промышленного значения, млн руб. (Источник: сведения об аукционах на право пользования недрами в 2022–2023 гг.)

По данным Роснедр>2 почти 75 % (739 т) запасов собственно золоторудных месторождений нераспределенного фонда недр заключены в 10 объектах, включая Наталкинское месторождение (Магаданская обл.), почти четверть которого не передана в разработку. Остальные запасы (243 т) учтены на 87 объектах, в среднем по 3 т на каждом, не имеют самостоятельного промышленного значения.

Около 77 % (307,6 т) запасов нераспределенного фонда комплексных золотосодержащих месторождений сосредоточено в семи объектах. Наиболее крупное из них — Култуминское (Забайкальский край) в феврале 2022 г. через аукцион предоставлено ООО «Восток Геосервис» (группа Highland Gold Mining Ltd.) за 2,638 млрд руб. Остальные, не имеющие самостоятельного промышленного значения, запасы размещены на 49 объектах, в среднем менее 2 т на каждом.

 Запасы золота нераспределённого фонда
по кат. АВС1+2 по состоянию на 01.01.2022 г.
   Имеющие из них
самостоятельное
промышленное значение
   Не имеющие из них
самостоятельного
промышленного значения
   т  %  т  %  т  %
 Собственно золоторудные      982   53,5  739      75,2      243  24,8
 Россыпные      450      24,5   0   0   450      100
 Комплексные  404   22      307,6      76,1      96,4      23,9
 Всего     1836      100  1046,6   57   789,4      43
Табл. 3. Структурирование нераспределенного фонда недр по промышленному значению, учтенных запасов (Источник: Минприроды России и Роснедра. Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов РФ в 2021 году. Москва, 2022 г. www.rosnedra.gov.ru)

В нераспределенном фонде недр присутствуют 2565 объектов россыпного золота для открытой добычи с низким содержанием, в среднем по 170 кг на каждый (табл. 3).

В целом 43 % нераспределенного фонда представлены объектами, не имеющими самостоятельного промышленного значения. Эти объекты заслуживают дальнейшего геологического изучения, используя первую заповедь рудознатца — «ищи руду возле руды». Лицензии по этим объектам должны предоставляться по ЗПЛ юниорным компаниям. Аналогичный анализ необходимо провести в распределенном фонде с согласия владельцев лицензии также передать по ЗПЛ юниорным компаниям.

Стоимостная оценка недр

Стоимостная оценка недр предусматривает решение двух основных задач:
1. Создание системы мониторинга и перманентной оценки минерально-сырьевой базы для обеспечения национальной (минерально-сырьевой) безопасности страны.
2. Выбор вариантов по рациональному использованию недр при осуществлении деятельности по геологическому изучению недр с целью открытия месторождений и оценки ресурсов.

Первая задача выполнена. Минприроды России разработал методологию оценки запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год.>3 Росстат утвердил инструментарий для организации федерального статистического наблюдения за текущей рыночной стоимостью запасов полезных ископаемых (форма № 1-РСПИ).>4

Результаты оценки стоимости запасов золота в 2017–2019 гг. представлены в таблице 4.

 Параметры   31.12.2017   31.12.2018  31.12.2019  Изменение
2018 г. к 2017 г., %
 Изменение
2019 г. к 2018 г., %
    Золото  55238,2  93411,9  83333  +69      -11
    Всего   479,73      614,09      908,8  +28  +48
Табл. 4. Изменение стоимости запасов золота Российской Федерации в 2017–2019 гг., млрд руб. 

(Источник: по сообщениям пресс-службы Минприроды России)

Вторая задача не выполнена, так как Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 123-ФЗ (в ред. от 11.06.2021 г.) признана утратившей силу ст. 23.1 Федерального закона «О недрах». Прекращено действие этой статьи в части разработки методик стоимостных оценок объектов геологического изучения.

Геологическим изучением на ранних стадиях ГРР должны заниматься профессиональные юниорные компании. Стоимостная оценка недр при поиске, оценке и разведке месторождений должна стать основным инструментом независимого геолого-экономического аудита.

Смысл внедрения, поддержки и развития собственной российской системы суверенного геолого-экономического аудита изложен директором Ассоциации организаций в области недропользования (АООН НАЭН) А.В. Третьяковым.>5

Аукционы как инструмент предоставления прав на пользование недрами

В 2022 г. было проведено 138 аукционов на ТПИ, из них состоявшимися признаны 58, плюс ещё 31 с одним допущенным участником. По их результатам предоставлено в пользование 87 участков недр. Общий объем итоговых разовых платежей составил 7,33 млрд руб. Из них 4,6 млрд руб. были уплачены через аукционы за 6 месторождений с незавершённой разведкой и 1,4 млрд руб. — за 5 месторождений с разведанными запасами (табл. 5). «Эва! Не убили ещё медведя, а уже шкуру продают».>6

Приобретение месторождений с незавершенной разведкой создаёт иллюзию ввода их в эксплуатацию в короткий срок. К примеру, Highland Gold, получив через аукцион лицензию на Култуминское месторождение, на 94 % состоящее из предварительно-оценённых запасов по кат. С2, планирует завершить строительство ГОКа в 2024 г. с выходом на проектную мощность по переработке 13 млн т руды в год в 2025 г. В этих планах не учитывается, что до разработки технического проекта на этом месторождении потребуется полноценная геологическая разведка с переводом запасов кат. С2 в С1.

соотношение величин 2.jpg

Рис. 4. Соотношение величин, рассчитанных по Методике минимального размера разового платежа и окончательного разового платежа, созданного молотком аукциониста, млн руб. (Источник: сведения об аукционах на право пользования разведанными месторождениями в 2022–2023 гг.)

Проведение аукционов на право пользования недрами обеспечивает понятийный аппарат, применение которого изложено в Методике расчета минимального (стартового) размера разового платежа>7 (далее — стартовый размер разового платежа).

Применение методики расчета стартового размера разового платежа может учитываться только для месторождений с завершённой разведкой. А для УН, не имеющих самостоятельное промышленное значение, эта оценка может присутствовать только в воображении. По тем формулам, которые предлагаются для расчетов, естественному интеллекту должно быть стыдно, а искусственному — заподло. К примеру:

формула.jpg

и другие.

Аукционными товарами не может считаться золото в недрах или в виде: прогнозных ресурсов кат. Р1,2,3, забалансовых и запасов, требующих переоценки, предварительно-оцененных запасов и в целом УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения и т.д. и т.п. Это все объекты для проведения ГРД с учетом целесообразности. «Со стороны продавца это, пожалуй, талантливая рыночная операция»,>8 но со стороны профессиональной геологоразведочной деятельности — это все равно, что продавать шкуру неубитого медведя.

В период 2007–2012 гг. за УН, не имеющие самостоятельного промышленного значения, через аукционы были отправлены в госбюджет 5 млрд руб. потенциальных частных инвестиций в ГРР.

В 2022–2023 гг. суммарный окончательный разовый платеж за УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения, составил 4,62 млрд руб., из них: 3,08 (67 %) — по расчету стартовой цены и 1,54 (33 %) — от молотка аукциониста, а за разведанные месторождения 3,52 млрд руб., в т.ч.: 0,78 (22 %) и 2,74 (78 %) соответственно (рис. 3 и 4).

№ п/п   Месторождения, пользователь недр   Запасы и прогнозные
ресурсы  
 Степень геологического изучения
и подготовки месторождения к освоению  
   Окончательный разовый платеж
 По УН
с незавершённными
ГРР
 По УН
с завершённными
ГРР
     1  Култуминское (Забайкальский край),
ООО «Восток Геосервис»
(группа Highland Gold Mining Ltd.)
 Кат. С1:
37,2 тыс. т меди,
7,86 т золота,
71,3 т серебра и
0,98 млн т железа.
Кат. С2:
586,6 тыс. т меди,
117,52 т золота,
906,4 т серебра
и 32,376 млн т железа
 Предварительно-оценённые запасы
кат. С2 составляют 94 % суммы С1+2
 2638      0
     2  Россыпное м-е золота Река
Малая Куобах-Бага с притоками
(Республика Саха (Якутия)).
АО «ГДК «Берелех»
 Кат. С1: 355 кг.
Кат. С2: 335 кг.
Кат. P1: 1701 к
 Предварительно-оценённые запасы кат.
С2 составляют 49 % суммы С1+2.
Ожидаемый прирост запасов за счет ГРР ресурсов
     406,2      0
     3  Россыпное м-е золота Самыр
(Республика Саха (Якутия)).
ООО «Ураты» (входит в ООО «Восток»)
 Кат. С1: 464 кг      Балансовые запасы      0   232,92
     4  Россыпное м-е золота Карафтитский
увал и Николаевский руч. (Витимкан)
(Республика Бурятия).
ООО «Золотой век»
 Кат.С1: 245 кг.
Кат. С2: 2 кг.
Кат. P1: 102 кг.
Кат. P2: 130 кг.
Кат. P3: 295 кг
 Балансовые запасы с перспективой
прироста за счет ГРР ресурсов
     0      162,18
     5  Верхне-Хакчанское рудное поле
(Магаданская область).
ООО «Сусуманская рудная компания» (ГК «Энергия»)
 Забалансовые: 21,5 т.
Кат. P1: 26 т
 Доразведка и переоценка м-я
с подсчетом и аудитом запасов
     225,9      0
     6  Месторождение имени Б.К. Михайлова.
ООО «Эльбрусметалл» (ГК «Ростех»)
 Кат. С1: 8,23 т золота.
Кат. С2: 69,82 т золота.
Кат. P1: 2 т золота.
Кат. С2: около 200 т серебра
 Предварительно-оценённые запасы
кат. С2 составляют 89 % суммы С1+2
с перспективой прироста запасов
за счет ГРР ресурсов
     850,4      0
     7  Россыпное м-е золота Юдома (верховье),
Юки и Пологий Первый. ООО «Мох»
 Кат. С1: 207 кг.
 Кат. P1: 62 кг.
Кат. P1 техн.: 240 кг
 Балансовые запасы с ожидаемым
приростом за счет ГРР и ресурсов, в том числе техногенных
     0      198,8
     8  Россыпное м-е золота Река Омчак (р.л. 2–160),
Река Тенька (р.л. 740–800). ООО «Омчак»
 Кат. С1: 121 кг.
Кат. С2: 183 кг.
Кат. P2: 48 кг.
Кат. P3: 72 кг.
Кат. P2 техн.: 48 кг
 Предварительно-оценённые запасы
кат. С2 составляют 60 % суммы С1+2.
Ожидаемый прирост запасов за счет ГРР ресурсов
 162,63      0
 9 Россыпное м-е золота Река Именная Большая
(рр. Ивановка, Именнушка и Чекменя) в
Свердловской обл. и Больше-Именновское в Пермском крае.
А/с «Нейва»
 Кат. С1
для гидравлической отработки: 2285 кг.
Кат. С2: 112 кг.
Забалансовые: 50 кг.
Кат. P1: 52 кг
 Балансовые запасы 0 498,41
 10 Участок россыпного золота Бай-Сют Верхний,
(Республика Тыва). ООО «Новый Базас»
 Кат. С2: 321 кг.
Забалансовые: 19 кг.
Кат. P1: 48,9 кг.
 В основном предварительно-оценённые
запасы кат. С2
 296,688 0
 11 Россыпное м-е золота Река Большой Тарын — Березовый,
прав. пр. р. Индигирка и р. Б. Тарын, прав. пр. р.
Индигирка (низовье). АО «Сусуманзолото»
 Кат. С1: 1989 кг.
Кат. С2: 499 кг
 Кат. С1 и С2 0  329,364
       Итого 4579,818  1421,674
       % 76 24
Табл. 5. Месторождения с наиболее крупными размерами разового платежа по результатам аукционов в 2022–2023 гг.

И это не единственный способ отъема у недропользователей средств, которые они могли бы использовать в качестве инвестиций в ГРР.

Ставка НДПИ на золото в размере 6 %>9 рассчитывалась, исходя из двух величин: 2 % — налог на добычу и 4 % — половина от размера отчислений на ВМСБ (7,8 %). Тем самым действующая ставка НДПИ, включает бюджетное финансирование ГРР, но по факту из бюджета недропользователи ничего не получают. Это 1-й отъем средств недропользователей через высокую ставку НДПИ. Второй — связан с УН, не имеющих самостоятельное промышленное значение. И в 3-й раз, выиграв аукцион, недропользователь реально вкладывает собственные средства во все стадии ГРР.

Заявительный принцип лицензирования, организационные и финансовые проблемы деятельности юниорных компаний

Упрощенный порядок получения права пользования недрами для целей геологического изучения, так называемый ЗПЛ, действует в РФ без малого 7 лет.>10 Практика его применения показала, что этот инструмент наполнен благими намерениями, но сильно ограничен противодействующими нормами, в частности:
1. В целях обеспечения «конкуренции» заявки на УН сначала включаются в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения. С появлением «недобросовестных» конкурентов назначается аукцион, где у юниорных компаний пропадает желание в нем участвовать.
2. Исключено, чтобы объектами ЗПЛ были запасы (балансовые, забалансовые, предварительно-оцененные, требующие переоценки) и прогнозные ресурсы кат. P1 и P2 в регионах России за исключением Дальнего Востока, Арктики и Иркутской области. Между тем все эти виды запасов и прогнозных ресурсов присутствуют на УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения. На них нужно проводить ГРР, но по факту они предоставляются только через аукцион.
3. Юниорные компании, для которых ГРР является основным видом деятельности, не имеют приоритетного права на предоставление лицензий по ЗПЛ.

Учитывая опыт зарубежных юниорных компаний,>11 российская юниорная компания должна обладать: активами по ЗПЛ; регистрацией по коду ОКВЭД с основным видом деятельности — работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; регистрацией только в России (никаких оффшоров) и профессиональным кадровым составом.

Всего с начала действия ЗПЛ по март 2023 г. было подано 19300 заявок на получение права пользования УН на ТПИ. В 2023 г. планируется его развитие с учетом существенно большей успешности по сравнению с механизмом предоставления в пользование УН через перечни.>12 Распределение заявок по видам полезных ископаемых таково, что 85 % из них приходится на россыпное и рудное золото.>13

Роснедра не имеет практики информировать о результатах применения различных инструментов предоставления прав пользования недрами (ЗПЛ, ФОМ, аукционы и др.). В 2020 г. было объявлено об открытии 110 месторождений золота, из них 12 коренных, в том числе: 5 месторождений с за пасами более 10 т — Токкинское («Нордголд» в Якутии), Тэутеджак (концерн «Арбат» в Магаданской области), Кондуяк (ООО «Ромета Капитал» в Красноярском крае), Кундуми (ООО «Охотская ГГК» в Хабаровском крае) и Сергеевское (ООО «ГК Александровское» в Забайкальском крае). По какой системе лицензирования они были открыты не раскрывается. В 2022 г. по факту открыто одно месторождение коренного золота — Светловское в Иркутской области (см. табл. 2).

взаимоотношение.jpg

Рис. 5. Взаимоотношение между Ресурсами и Запасами ТПИ по Кодексу НАЭН

Действие инструмента ЗПЛ предлагаю расширить за счет вовлечения всех УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения в составе распределённого и нераспределённого фондов.

Компенсируя недропользователям хотя бы часть средств, изъятых у них через аукционы за УН, не имеющие самостоятельного промышленного значения, финансирование юниорных компаний на ранних стадиях ГРР должно взять на себя государство (фонды поддержки, арендная техника, консультативные геологические центры и др.). Фонды по решению Правительства РФ могут создать Минприроды, Минвосток развития, Минэкономразвития, Минпром, Роснедра и др. На днях Роснедра и РФПИ заключили соглашение о сотрудничестве для совместной работы над проектами развития российского минерально-сырьевого комплекса и повышения его инвестиционной привлекательности.>14

Организация российской суверенной системы геолого-экономического аудита ресурсов и запасов месторождений ТПИ

Стратегией развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г. на первом этапе (2024 г.) предусмотрено внесение изменений в законодательство РФ о недрах и нормативно-правовое регулирование недропользования в части:
  • расширения участия в недропользовании компаний малого и среднего бизнеса на основе использования механизмов венчурного финансирования их деятельности и формирования биржевых площадок;
  • организации горно-геологического аудита с созданием института экспертов (компетентных лиц) и аудиторских организаций в недропользовании, признаваемых российскими и международными финансовыми институтами.>15
В советское время раздельно действовали: Классификация запасов — для месторождений ТПИ и прогнозных ресурсов — для регионального геологического изучения недр и прогнозирования ПИ.>16

Действующая в настоящее время Классификация 2006 г. установила единый стандарт запасов месторождений и прогнозных ресурсов ТПИ, объединив в одном документе результаты разных этапов геологического изучения недр, финансируемых из разных источников. С одной стороны, открытие и последовательное геологическое изучение ресурсов или запасов месторождений, с другой, региональная оценка провинций, областей, поясов и бассейнов, узлов, рудных районов и рудных полей для дальнейшего планирования поисковых работ.>17 Вспомните, что ответило нам армянское радио на вопрос: «Что будет, если скрестить ужа и ежа? Ответ — 1,5 метра колючей проволоки.

«Единственным международно-признанным российским национальным стандартом, в соответствии с которым может проводиться аудит ресурсов и запасов ТПИ, для применения на территории России и в Мире, является Кодекс НАЭН (рис. 1, с. 22), признанный CRIRSCO и ГКЗ РФ.

Кодекс был разработан АООН «НАЭН» — некоммерческой организацией, выступающей в роли международно-признанной «Национальной организацией по отчетности» (National Reporting Organisation, далее NRO) от России — отвечающей за разработку кодексов, стандартов и руководств по отчетности ТПИ.

Статус его, в том числе уровень компетенции экспертов, признают страны (Австралия, Бразилия, Европейский союз, Индонезия, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Колумбия, Кыргызстан, Монголия, США, Турция, Филиппины, Чили и ЮАР), а также организации (European Federation of Geologists (EFG); Geological Society of London; Institute of Materials, Minerals, and Mining; Institute of Geologists of Ireland; Fennoscandian Association for Metals and Minerals Professionals; Iberian Mining Engineers Board; управлением по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA); Все-Европейским комитетом по стандартам отчетности о запасах и ресурсах ТПИ (PERC); Чилийской горной комиссией (Commission Minera); Южно-Африканским комитетом SAMREC/SAMVAL; Горно-металлургическим и геологоразведочным Обществом США (SME); Австралийским комитетом JORC; Канадской комиссией по регулированию рынка ценных бумаг (CSA); комитетом CRIRSCO и др.).>18

Заключение

По данным Роснедра по итогам 2020 г. обеспеченность России запасами золота кат. АВС1+2 при достигнутом уровне погашения составляла 36 лет. Однако в их расчет ошибочно включены предварительно-оценённые запасы по кат. С2, а также запасы распределённого и нераспределенного фондов, числящиеся на УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения. С учётом частичной корректировки обеспеченность снизилась до 23 лет. Не стоит забывать также, что в течение трех десятков лет не проводилось в должном объеме воспроизводство сырьевой базы на золото, в связи с чем качественное состояние запасов на госбалансе РФ значительно ухудшилось.

Продолжение прогнозно-минера-генических работ (ПМР) по федеральной программе «Геология: возрождение легенды» с подсчетом запасов по кат. С1 и С2 на объектах, ранее получивших положительную оценку в результате поисковых работ — это капля в море. Чтобы обеспечить достаточный выбор открытий новых месторождений золота необходимо привлечь частные юниорные компании.

Правительство РФ в июле 2023 г. внесло в Госдуму законопроекты о допуске частных инвестиций в ранние этапы ГРР и свободном обороте поисковых лицензий. Будет разработан порядок, определяющий совместное проведение регионального этапа работ Роснедрами и частными инвесторами.

По результатам ГРР в 2022 г. впервые поставлены на государственный баланс запасы 7 коренных и 90 россыпных месторождений ДМ, а за счет переоценки получены приросты запасов ещё на 4-х месторождениях: Сухой Лог, Федорова Тундра, Кочкарское и Сафьяновское. Вместе с тем открытием можно считать лишь одно месторождение — Светловское, запасы которого утверждены в ГКЗ Роснедра. Остальные находятся в процессе геологического изучения, переоценки и проектирования. Одним из приоритетных направлений ГРР в 2022 г. и последующих годах ожидается геолого-экономическая переоценка запасов, учтенных госбалансом, включая 790 т нераспределённого фонда в виде УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения. Ввиду их недостаточной геологической изученности целесообразнее по ЗПЛ передать юниорным компаниям.

В аукционах на право пользования УН участвуют: как месторождения разведанные, так и УН, не имеющие самостоятельного промышленного значения. Через последние из них в 2007–2012 гг. в качестве разовых платежей в госбюджет было уплачено около 5 млрд руб. средств недропользователей, которые могли бы быть использованы в качестве частных инвестиций в ГРР.

В 2022–2023 гг. суммарный окончательный разовый платеж за УН, не имеющих самостоятельного промышленного значения, ушло в бюджет 4,62 млрд руб., из них: 3,08 (67 %) — по расчету стартовой цены и 1,54 (33 %) — от молотка аукциониста, а за разведанные месторождения 3,52 млрд руб., в т.ч.: 0,78 (22 %) и 2,74 (78 %) соответственно.

Эффект от внедрения заявительного принципа лицензирования (ЗПЛ) оказался значительно меньше, чем ожидался. Во-первых, потому, что приоритет предоставления прав пользования УН оставался за аукционами. Во-вторых, под раздачу лицензий по ЗПЛ предлагались УН тщательно очищенные от таких понятий как запасы, ресурсы, критерии и признаки рудоносности («на тебе, Боже, что нам негоже»). Раздача лицензий не рассматривается в зависимости от основного вида деятельности заявителей. Профессионализм кадров в составе юниорных компаний не учитывается.

Финансирование юниорных компаний на начальном этапе должно взять на себя государство (фонды поддержки, арендная техника, консультативные геологические центры и т.д.), хотя бы частично компенсируя возврат недропользователям средств, изъятых у них через аукционы. Фонд развития юниорных компаний могут создать Правительство РФ или министерства и ведомства (Минприроды, Минвосток развития, Минэкономразвития, Минпромторг, Роснедра). Роснедра и РФПИ заключили соглашение о сотрудничестве для совместной работы над проектами развития российского минерально-сырьевого комплекса и повышения его инвестиционной привлекательности.

В интересах бизнеса и государства в качестве международно-признанного российского стандарта, способствующего развитию национальной системы геолого-экономического аудита по ТПИ больше подходит Кодекс НАЭН.

>1 Горная энциклопедия (1984–1991 гг.) в пяти томах по горным наукам и геологии, редактор Е.А. Козловский
>2 Итоги работы Роснедра в 2022 году и планы на 2023 год. Москва, 2023 г.
>3 Приказ Минприроды России от 04.09.2018 г. № 413 (ред. от 14.10.2020 г.) «Об утверждении официальной статистической Методологии оценки запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год»
>4 Приказ Росстата от 25 декабря 2017 № 863 «Об утверждении статистического инструментария для организации министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации федерального статистического наблюдения за текущей рыночной стоимостью запасов полезных ископаемых»
>5 А.В. Третьяков. Директор АООН «НАЭН». Геолого-экономический аудит в России: особенности и перспективы развития. 14 сентября 2022 г., www.naen.ru.
>6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки.
>7 Приказ Минприроды России и Роснедр от 31 марта 2022 г. № 242/01, зарегистрированный в Минюсте 18 апреля 2022 г. № 68250.
>8 Цена золота в недрах или сколько стоит участок с запасами и ресурсами золота. Золотодобыча, 03.10.2016 г., www.zolotodb.ru
>9 Налоговый кодекс (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117 ФЗ.
>10 Приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения (за исключением участков недр федерального и местного значения)» от 10 ноября 2016 г. № 583, зарегистрированный в Минюсте 29 декабря 2016 г. № 45065.
>11 Верхозин С.С. Золотодобыча в Соединенных Штатах Америки. Часть 3. АО «Иргиредмет», Золотодобыча, № 200, июль 2015 г
>12 Итоги работы федерального агентства по недропользованию в 2022 году и планы на 2023 год. www.rosnedra.gov.ru
>13 Руднев А.В. Заявительный принцип предоставления права пользования недрами, эффективность применения, результаты и перспективы.
«Круглый стол» в Роснедра, 2 апреля 2021 г. www.rosnedra.gov.ru

>14 Роснедра и РФПИ заключили соглашение о сотрудничестве для привлечения инвестиций в развитие российского минерально-сырьевого комплекса.
20 сентября 2023 года. www.rosnedra.gov.ru.

>15 Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2018 г. № 2914-р
>16 Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов ТПИ, утвержденная постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1981 г. № 1128.
>17 Классификация запасов и прогнозных ресурсов ТПИ, утвержденная приказом Минприроды России от 11.12.2006 г. № 278.
>18Третьяков А.В. Геолого-экономический аудит в России. 14.09.2022 г. www.andreytretyakov.ru.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3 (61)/сентябрь 2023 г.
02.07.24
Техногенка на россыпях — перспективы развития в густом тумане
13.06.24
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам января–апреля 2024 года
04.04.24
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам сентября 2023 — января 2024 года
20.10.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам июля– сентября 2023 года
01.10.23
Золотодобывающая промышленность России: текущее состояние и перспективы
15.09.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам апреля–июля 2023 года
15.09.23
Роснедра отказали предприятиям России в освоении техногенных россыпей
06.07.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам января–апреля 2023 года
16.03.23
Техногенка вне закона
16.03.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам сентября–декабря 2022 года
16.03.23
Горнорудные и металлургические компании России Современные вызовы и перспективы развития
20.02.23
Обзор основных событий в золотодобывающей отрасли по итогам апреля–сентября 2022 года
20.02.23
Слияния и поглощения в золотодобыче России в 2022 году
20.02.23
О проблемах ГРР до и после санкций Запада. О вольном приносе
29.11.22
Решения, усиливающие действие западных санкций против золотодобывающей промышленности России, и разрушающие её
29.11.22
О мерах по обеспечению устойчивости золотодобывающей отрасли в условиях санкционной политики США и их союзников, и о сохранении и увеличении запасов золота в России
30.09.22
Производство золота в России — итоги 2021 года
30.09.22
Золотодобывающая промышленность России: текущее состояние и перспективы
27.07.22
«Недружественные страны» против российского золота
25.07.22
Сезонники в золотодобыче вне закона
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика