27 апреля 2024, Суббота10:33 МСК
Вход/Регистрация

Крас­но­яр­ский край: пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ма­лого биз­не­са в об­ласти зо­лото­добы­чи.

В.А. Макаров — Директор Института горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета, д.г.-м.н., зав.кафедрой Геологии месторождений и методики разведки

Последние 10 лет развития золотодобычи в Красноярском крае прошли с преобладанием тенденций укрупнения предприятий. Рост добычи металла обеспечен за счет развития ЗДК «Полюс», отчасти ООО «Соврудник», ЗАО «Васильевский рудник». На небольших предприятиях, занятых главным образом в россыпной добыче, отмечалась тенденция снижения объемов производства. Ряд мелких золотодобывающих артелей, создавшихся в начале и середине 90-х годов с объемом производства до 100 кг золота в год прекратили своё существование, либо обеспечивают объем добычи в первые десятки килограммов. Тенденция банкротства мелких предприятий разрабатывающих россыпные месторождения золота сохраняется.

Причин такой направленности развития россыпной золотодобычи несколько:

  1. Рост цен на электроэнергию, ГСМ, технику и запасные части, кредитные ресурсы;
  2. Низкое качество перерабатываемых золотоносных пластов, разработка которых не покрывают всех издержек производства;
  3. Проблемы с проверяющими органами различных уровней и т.п.

Малый бизнес в области золотодобычи в крае, да и в России постепенно угасает. Нужно отметить, что это происходит не без помощи решений правительства, когда средства на развитие минерально-сырьевой базы золота сконцентрированы в федеральном центре и оттуда «направляются» все геологоразведочные работы. В связи с последними тенденциями — создание холдинга «Росгеология» — основного оператора работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в стране — поле деятельности мелких и средних геологоразведочных компаний резко сужается. Практически нет прироста числа малых юниорных геологоразведочных компаний. Если в Москве доля дохода в бюджет города от малого бизнеса составляет около 40 %, то у нас в крае не превышает 3 %. В Москве эти доходы делаются на «обслуживании» большого бизнеса. В случае с Красноярским краем — основное поле деятельности, где мог бы приложить силы малый бизнес — лес и недра. К сожалению, правовая база такова, что «играть» на этом поле малому бизнесу не по силам. Хотя в части недропользования и, особенно в области золотодобычи, точки приложения усилий малого бизнеса имеются. В кратком изложении они освещены ниже.

Направления развития малого бизнеса в области россыпной золотодобычи

Истощенная сырьевая база россыпного золота не позволяет надеяться на серьезный прирост добычи золота из россыпей в ближайшее время, если использовать традиционные технологии и организацию труда. Положение усугубляется тем, что для вовлечения в отработку новых мелких россыпных объектов существует та же, что и для коренных месторождений, процедура лицензирования и оформления разрешительной документации (земля, вода, лес, горный отвод и прочие согласования), затягивающаяся на 1,5-2 года.

Издержки на лицензирование и оформление разрешительной документации по оценкам специалистов могут быть оправданы при запасах объекта 500 кг и более.

Вовлечь в эксплуатацию мелкие россыпные месторождения золота, а так же техногенные, ранее отрабатываемые объекты можно, обеспечив соответствующую законодательную базу, которая позволит привлечь в золотодобычу малый бизнес и отдельных физических лиц.

Направлений эффективного развития малого бизнеса в области россыпной золотодобычи несколько. Ниже отражены три из них.

Первое направление. Добиваться скорейшего принятия поправок о вольном приносе золота в законы «О недрах» и «О драгоценных металлах и камнях». Опыт Магаданской области, где был принят такой закон, разрешающий физическим лицам организовывать добычу на участках техногенных россыпей, забалансовых запасов, а так же на объектах, которые были не востребованы по результатам не менее двух открытых конкурсов, показал его эффективность. В год принятия закона добыча золота возросла на 700 кг. Предполагается что с принятием поправки «О вольном приносе золота» сократится теневой оборот золота, который по оценкам экспертов составляет не мене 10 % от общей добычи драгоценного металла.

Реализовать скупку добытого металла от физических лиц возможно через золотозакупочные предприятия (кассы), деятельность которых будет весьма прибыльна и принесет хорошие отчисления в бюджеты всех уровней.

В 2004 году после рассмотрения и принятия поправки «О вольном приносе золота» Госдумой на нее было наложено вето президента РФ. Дальнейшая судьба поправки не известна. Хотя известно, что население старых золотодобывающих регионов очень заинтересовано в её скорейшем принятии. Основные противники свободной добычи золота физическими лицами — представители старательских артелей, которые считают, что принятие
поправки приведет к воровству у них золота. Опыт Австралии показывает, что крупные золотодобывающие предприятия могут благополучно сотрудничать со «свободными старателями», разрешая им работать на их отвалах (Кавчик, 2004 г.).

Второе направление. Создать правовое поле(максимальное упрощение разрешительной документации) и экономические предпосылки (техника в лизинг) для развития разведочно-эксплуатационных предприятий на базе мобильных проходческих комплексов (Журнал «Горная Промышленность» №3 1997).  Такие предприятия, состоящие из 3-5 человек, позволят в режиме самоокупаемости очень быстро осуществить переоценку большого числа техногенных россыпей и выявить новые.

Более чем полуторовековая история золотодобычи в России показывает, что частная инициатива, в отличие от работ, выполняемых государственными структурами, позволяет вести геологические поиски и разведку гораздо эффективнее. Количество добытого золота за сезон на один комплекс может составлять от 3 до 10 кг, что при низких производственных издержках обеспечит хорошую прибыль. Одновременно будет получен большой объем геологической информации по россыпной золотоносности, и косвенные данные о наличии коренных месторождений.

Третье направление. Создать условия для туризма с добычей золота. Экономическая сущность данного бизнеса заключается в том, что владелец месторождения (участка) привлекает для его разработки туристов, взимая плату за работу на его участке, оказывает туристам разнообразные платные услуги (обучение, снаряжение, аренда малогабаритного добычного оборудования (лотков, металлодетекторов, минидраг, насосов и пр.)). При этом даже самые маленькие месторождения оказываются рентабельными, принося доход владельцу и стабильные поступления в бюджет.

Мировой опыт показывает, что на гораздо более бедных россыпях, чем имеют многие районы Красноярского края данный вид малого бизнеса весьма рентабелен «Туризм с добычей золота обеспечивает высокую прибыль, но не в России» — Б.К. Кавчик (Бюллетень «Золотодобыча» №148, Март, 2011).

Опасения, что от ручной добычи золота будет нарушена экология, в частности — замутнены реки, беспочвенны. Такой вид бизнеса процветает даже в центре Европы в экономически благоприятной Швейцарии, где не запрещается даже применение минидраг.

2015_-3_makarov_foto1.jpg

Направления развития малого бизнеса в области коренной золотодобычи

Возможности малого бизнеса в добыче золота из коренных руд ограничены, поскольку разработка коренных месторождений сопряжена с крупными капиталовложениями.

В этой области деятельность небольших предприятий может развиваться по двум направлениям.

Первое направление. Разработка мелких объектов с высокими содержаниями золота в рудах, но с ограниченными запасами. Мировая практика показывает, что такие объекты могут быть интересны небольшим компаниям, использующим для переработки руд передвижные модульные установки (фабрики), которые иногда с целью мобильности монтируются на трейлерах. Необходимым условием для успешной деятельности таких компаний является упрощение порядка лицензирования и удешевление получения разрешительной документации.

Второе направление. Развитие деятельности малых юниорных геологоразведочных предприятий специализирующихся на поисках и оценке золоторудных месторождений. Основной задачей таких мелких фирм должно быть опоискование площадей и оценка выявленных перспективных объектов в максимально сжатые сроки с целью получения высоко ликвидных месторождений.

Применение новых технологий ведения поисковых работ, с широким использованием современных дистанционных геофизических методов и современного аналитического оборудования позволяет сделать данный вид бизнеса инвестиционно привлекательным.

«Вольный принос» — Дума думает, караван идет

В новейшей истории России решение вопроса о добыче золота « вольными старателями» затянулось на долгие годы. Как было отмечено выше в 2004 году после рассмотрения и принятия поправки «О вольном приносе золота» Госдумой на нее было наложено вето президента РФ. Дальнейшая судьба поправки печальна — работа над ней продолжается по сей день.

В середине июня 2015 года во многих печатных и интернет-изданиях прошла информация под заголовком -«Вольный принос» золота. МВД — за, ФСБ — против. Сообщение повествует, что проект поправок в федеральный закон «О недрах», разрешающих «вольный принос» золота индивидуальными предпринимателям, будет дорабатывать рабочая группа. Она создана по решению участников круглого стола «Законодательное обеспечение добычи россыпного золота. Проблемы и перспективы», состоявшегося в Госдуме РФ. Его провел заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии нижней палаты парламента Михаил Слипенчук, сообщает пресс-служба депутата. В ходе обсуждения затронуты вопросы использования и реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, механизм доступа к техногенным месторождениям, добыча россыпного золота субъектами малого и среднего предпринимательства, меры государственной поддержки. «ФСБ и Министерство юстиции выступают против законопроекта, так как, по их оценкам, его условия создадут дополнительные возможности для криминализации отрасли и легализации незаконно добытого золота. Представители ФСБ также указали на недоработанный вопрос с организацией приема золота и порядком выдачи лицензий. Представители Министерства природных ресурсов из регионов возражали, что отрасль и без того криминализована и в ней необходимо навести порядок. Законопроект согласован и поддержан МВД, Минфином РФ, Росприроднадзором и Роснедрами. Мнения представителей самой отрасли также разделились. Союз артелей старателей России выступил с критикой законопроекта. Торгово-промышленная палата РФ поправки поддерживает», — отметили в пресс-службе. Завершая заседание, Михаил Слипенчук констатировал, что «задача государства в данном случае не запрещать, а брать под контроль развитие отрасли». Он также рекомендовал изучить опыт золотодобытчиков, который существует в других странах, а также опыт Советского Союза.

Что же в итоге?

Очевидно, что принятие долгожданной для многих жителей Сибири и Дальнего Востока (особенно для золотодобывающих районов) поправки в закон о недрах опять откладывается на неопределенный срок. Сколько времени уважаемым депутатам потребуется на изучение мирового опыта организации золотодобычи старателями-идивидуалами — вопрос открытый. Более чем за 10 лет проблему не изучили, где гарантии того, что она будет надлежащим образом изучена за последующие 10 лет. Несомненно, требует доработки и закон «о драгоценных металлах и камнях». Он является серьезным ограничением для развития золотодобывающей отрасли России. Лучшим вариантом была бы отмена требований федерального законодательства по государственному регулированию отношений производства, использования и обращения золота.

Золото должно быть отнесено к обычной материальной продукции со всеми вытекающими условиями в соответствии с гражданским законодательством. Существующая сегодня поправка к уголовному кодексу, раскрытая в статье 169 УК РФ практически выводит из под серьезного наказания «черных» старателей и скупщиков и легализует теневой промысел драгоценного металла. В соответствии с данной поправкой, за незаконную добычу и реализацию партии золота стоимостью до 1,5 млн руб. следует административная ответственность, а за партию более 1,5 млн руб. (крупный размер) — уголовная. Ловить «черных» старателей и пресекать их подзаконную деятельность у правоохранительных органов нет ни сил, ни средств. Да и кого ловить? — коренных таежных жителей — бывших лесников, охотников, пенсионеров, молодых людей, не нашедших применения сил в родных поселениях и заброшенных рудничных поселках, либо потерявшим работу в старательских артелях и закрывшихся предприятиях? В старых золотодобывающих районах деятельность нелегалов становится нормой.

Наш, более чем двадцатилетний, опыт работы на Енисейском кряже позволяет говорить о резком росте здесь нелегального промысла золота в последние годы. Со слов главы СевероЕнисейского района Гайнутдинова Ишмурата Минзеляевича, летом 2015 года на техногенных россыпях района незаконно работали не менее 200 черных старателей. Он же констатирует, что в теневой промысел золота приходит молодое поколение, которое воспринимает нелегальную добычу как данность. Его прогноз развития нелегального промысла тревожен — если не будет активного вмешательства государства в этот процесс, через 2-3 года за богатые участки начнется борьба со стрельбой и разборками, как на «Диком Западе». Как должно вмешаться государство в этот стихийный процесс обозначил выше упомянутый Михаил Слипенчук: «задача государства в данном случае не запрещать, а брать под контроль развитие отрасли».

За зарубежным опытом далеко ходить не нужно, достаточно обратится к опыту Канады (практически это наш российский дореволюционный опыт). Для индивидуального недропользователя (физического лица) столбится участок золотоносной долины ручья — кляйм (возможно от слова клеймить). А дальше работай, веди геологоразведку, добывай, продавай (сдавай) золото, плати налоги. Срок оформления документов — 2-3 недели. В Канаде, к тому же, если
физическое лицо ведет разведку на своем участке и предоставляет информацию, государство компенсирует ему часть затрат, до 25 тыс. долларов. Возможно ли такое в России? Вероятно, вслед за Канадой стоит проработать вопрос купли продажи прав на такие участки. Почему бы и нет, если мы хотим закреплять население в Сибири и на Дальнем Востоке? В дореволюционной России контроль в районе за отработкой застолбленных участков осуществлял один человек — штрейгер. Контроль и законодательное закрепление участков за индивидуальным старателем автоматически решит проблему разборок. Давно и успешно такой подход осуществлен в охотничьем промысле. Представляется, что все это не сложно прописать и реализовать.

Очень важный вопрос вольного приноса золота — сбыт и продажа металла индивидуалами, где, по мнению некоторых экспертов, будет процветать криминал. Выход — создание золотоприемных касс (ЗПК) по аналогии тем, что создавались и работали на приисках на скупке золота от воль-ноприносителей в СССР до 1953 года. Золотоприемные кассы, очевидно, легко создать при действующих золотодобывающих предприятиях, где отлажены процессы хранения и транспортировки. Сдача металла в ЗПК на условиях приемлемых комиссионных и налогов (суммарно 6-8 %) будет несомненным стимулом легализации индивидуальных старателей и, безусловно, разрушит основу деятельности теневых скупщиков металла, которые в настоящее время скупают золото за половину его официальной рыночной цены.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3(29)/сентябрь 2015 г.




Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X