В этой статье мы рассмотрим, как данную задачу помогает решать российская система RealTrac.

Проблематика

Подземная разработка месторождений сопряжена с повышенными рисками, которые могут приводить к самым нежелательным последствиям, таким как: травмирование сотрудников, поломка и простой техники, снижение прибыли предприятия, уголовное преследование руководителей.

С целью пресечения нештатных ситуаций предприятия горнодобывающей промышленности используют различные системы, требования к которым прописаны в приказе №599 от 11.12.2013. Вместе с необходимостью обеспечивать персонал средствами позиционирования и аварийного оповещения, в приказе говорится о том, что системы должны «обеспечивать своевременную сигнализацию и оповещение персонала об опасности столкновений, возможных наездов, о приближении к опасным зонам, нарушений технологических параметров и режимов эксплуатации горно-транспортного оборудования».

В реальности задача по предотвращению столкновений, которые являются одной из наиболее распространенных причин аварий в шахтах, оказывается не всегда под силу системам безопасности, даже если они формально соответствуют указанным требованиям. На практике в условиях плохой видимости, запыленности и при интенсивной работе в узких пространствах справиться с такой задачей сможет та система, в которой реализованы два направления контроля — сближение «транспорт-транспорт» и сближение «транспорт-человек». При этом она должна обладать высоким уровнем защиты и автономности, не завися от условий среды, соединения с сервером и сетью Интернет.

Решение

До недавнего времени среди систем безопасности, установленных на российских горнодобывающих предприятиях, данные направления контроля присутствовали в нескольких зарубежных разработках. Однако применяемая в них технология ограничивает возможности для развертывания системы в шахтах. Также используемые технологии характеризуются невысокой точностью позиционирования и малым набором функций для мониторинга среды.

2017_438_Poltorihin_pic1-1024x464.jpg

В 2017 году новый продукт для предотвращения столкновений представил один из ведущих российских разработчиков систем безопасности для горнодобывающей отрасли — ГК «РТЛ Сервис». Эта автономная система, которая называется «RealTrac Предотвращение столкновений», позволяет в любых условиях контролировать возможность опасного сближения транспорта и персонала, оповещать о происходящем сотрудников и останавливать транспортные средства при достижении минимальной безопасной дистанции.

Принцип и особенности работы системы

Система «RealTrac Предотвращение столкновений» включает два направления контроля: «транспорт-транспорт» и «транспорт-человек». В первом случае система фиксирует факт опасного сближения транспортных средств, оповещая водителей о возможном столкновении. Во втором случае система фиксирует факт нахождения человека на траектории движения транспорта, оповещая его и водителя о нахождении в опасной зоне.

Для реализации такого контроля сотрудникам выдается тег, который определяет их местоположение относительно транспорта. На сами транспортные средства устанавливаются блоки контроля сзади и спереди и антенны для обнаружения тегов. Блоки контроля определяют расстояние от тега до антенн, направление движения тега и то, в какой из зон контроля тег находится. В зависимости от зоны, которые разделены по степени опасности, система предпринимает ряд мер по предотвращению аварий с помощью светографических и звуковых сигналов, а также способна остановить транспортное средство.

При обнаружении сближения объектов в зоне «Внимание» внутри кабины транспортного средства срабатывают звуковой сигнал и световой индикатор на приборной панели, а на теге сотрудника загорается светодиод и возникает вибрация.

В следующей по степени нарастания риска зоне «Опасность» звуковой сигнал в кабине и вибрация на теге сотрудника становятся повторяющимися. Наряду со световой индикацией на теге сотрудника и приборной панели ТС, на внешней стороне кабины загорается проблесковый маячок, а желтые габаритные огни начинают мигать.

В зоне «Авария», когда фиксируется экстремально опасное сближение и ситуация принимает характер критической, тег сотрудника начинает непрерывно вибрировать, на ТС включаются аварийные проблесковые маячки, срабатывают сирена и гудок.

Радиус этих зон можно настраивать в зависимости от условий работы в конкретной шахте. Всё применяемое оборудование выполнено со степенью защиты IP65-67, что гарантирует работоспособность системы «RealTrac Предотвращение столкновений» в агрессивной среде с большим количеством пыли и при широком спектре рабочих температур. Также система не требует соединение с сервером или сетью Интернет, что позволяет фиксировать опасные сближения в автономном режиме, оповещая персонал при любых условиях.

Результат внедрения

Контроль «транспорт-транспорт» позволяет обеспечивать безопасность в условиях плохой видимости и сокращать простои, вызванные столкновениями. Контроль «транспорт-человек» позволяет своевременно оповещать водителей и рабочих о нахождении людей в опасной зоне и снижать риск травматизма по причине наезда техники.

Таким образом, за счет внедрения «RealTrac Предотвращение столкновений» удается сводить к минимуму число аварий, возникающих по причине человеческого фактора. Это дает компаниям возможность максимально соответствовать требованиям правил безопасности при ведении горных работ и добиваться повышения эффективности труда.

Дополнительные возможности

Информация о каждом случае опасного сближения сохраняется в системе, что помогает анализировать работу и пресекать попытки скрывать инциденты.

Система «RealTrac Предотвращение столкновений» способна интегрироваться с системами управления транспортом. Это позволяет автоматически останавливать машины при опасном сближении с другими объектами и рабочими.

Разработанная специально для шахт система может поставляться как отдельный продукт, так и в составе комплексного продукта «RealTrac «Шахта», позволяющего в режиме реального времени определять местоположение персонала и техники, осуществлять функции голосовой связи, передачи данных и телеметрии.

Тимур Полторыхин — Генеральный директор ГК «РТЛ Сервис»
https://rtlservice.com/ru/ 

Опубликовано в журнале «Золото и технологии» № 4(38)/декабрь 2017 г.