Повышение ресурса зуба приводной шестерни открытой передачи мельниц барабанного типа
В горной промышленности для измельчения руд, угля и другого сырья широко используют барабанные мельницы. Широкое применение этих мельниц объясняется тем, что они имеют высокую часовую производительность и обладают достаточно простой конструкцией, обеспечивающей их надёжность.
0
48
0
0
С.П. Подхалюзин — генеральный директор ООО «Техпартнер», г. Санкт-Петербург.
Вращение барабана осуществляется приводом, который состоит из электродвигателя, приводной шестерни и соединяющей их упругой муфты с промвалом, через зубчатый венец, закрепленный на фланце разгрузочной цапфы. Модуль зубьев открытой зубчатой передачи в зависимости от типо-размера мельницы m = 14…20 мм, при ширине зубчатого венца ‚ = 600…800 мм, а его диаметр достигает 6 м. Практика эксплуатации показывает, что их работа проходит в тяжелых условиях — повышенная вибрация, запыленность, влажность и т.п. Зубчатый венец барабанных мельниц устанавливается непосредственно на цапфе или на барабане мельницы, что обусловливает значительные торевые и радиальные биения, а так как открытые зубчатые передачи барабанных мельниц являются регулируемыми — неизбежны неточности монтажа, что обусловливает неравномерность распределения нагрузки между зубьями и ведет к интенсивному износу открытых зубчатых передач приводов этих мельниц.
Другим способом, который способен существенно снизить износ элементов открытой зубчатой передачи, и как следствие повысить ее надежность и срок службы, является качественное улучшение процесса смазки.
Применение способа смазки «Система распыливания густой смазки», по сравнению с остальными, позволяет значительно увеличить срок службы приводной шестерни открытой переда5 чи. Это обуславливается, прежде всего, тем, что в момент приработки ведущей и ведомой шестерни такие способы смазки как «Масло-Воздух» и полив жидкой смазки не обеспечивает наличия масляной плёнки, необходимой для снижения ударных нагрузок, возникающих при приработке зубчатого зацепления. Такие способы смазки как, «Масло-Воздух» и «Полив жидкой смазки на зуб приводной шестерни» эффективны при очень небольших скоростях и малых модулях зубчатого зацепления. При больших скоростях, что имеет место на мельницах барабанного типа, полив масла на ведущую шестерню или подача масла с воздухом имеет место отскакивания масляных капель от зуба и, тем самым, созданием масляного тумана, эффект которого очень низкий при столь больших нагрузках на контактные места ведущей и ведомой шестерён. Применение жидких смазок в открытых зубчатых передачах (венец мельниц — приводная вал шестерня) имеет ряд существенных недостатков:
При работе АЦСРС смазочный материал насосом Р-215, через прогрессивные распределители SSV-6, при помощи воздуха, нагнетаемого под давлением 4,5-6 кг/см2 подается в эжектор и дозировано распределяет его между форсунками распыления, которые под специально выставленным углом в свою очередь наносят заданный тонкий слой смазки на всю рабочую поверхность зуба шестерни. Воздух предварительно проходит очистку и удаление влаги в блоке подготовки воздуха и подается в воздушную магистраль. Периодичность включения и длительность работы системы задается блоком управления в зависимости от потребности передачи в смазке и составляла более 60 раз в сутки. В эксперименте время подачи смазки АЦСРС в зону зацепления определялось из расчета обеспечения гарантированного смазывания рабочих поверхностей зубьев венцового колеса за его полный оборот и равнялось четырем секундам. Таким образом, при каждом включения системы весь смазочный материал, нанесенный на зуб вал-шестерни, поступал в зону зацепления зубчатой передачи при этом, работа системы смазки строго детерминировалась с работой мельницы.
Время приработки зубьев вал-шестерни и венца составило два месяца. В этот период наблюдался повышенный износ зубьев, затем скорость износа снизилась. Учитывая тот факт, что измерения износа проводились в районе полюса зацепления, износ в первую очередь был вызван попаданием абразива в смазку. При этом при использовании АЦСРС фирмы Lincoln за счет постоянного обновления смазочного материала и обеспечения рациональных условий смазки рабочих поверхностей зубьев интенсивность изнашивания элементов открытой передачи значительно снизилась.
После успешных испытаний АЦСРС на Полтавском ГОКе предприятием ООО «ТЕХПАРТНЕР» были проведены монтаж и пуско-наладочные работы по вводу в эксплуатацию единого комплекса аналогичных систем смазки фирмы «LINCOLN» открытых зубчатых передач с одновременной смазкой опорных подшипников 175ти мельниц барабанного типа МШР 3,6х5,0 и МСЦ 3,6х4,5 и автоматический заправочный комплекс 10-ти насосных станций обогатительного комплекса ОАО «Ковдорский ГОК». Эта работа получила высокую оценку — Диплом 2 степени и серебряную медаль, в номинации «Лучший инновационный проект в области передовых технологий машиностроения и металлурги», конкурса «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года», проходившего в рамках «Петербургской технической ярмарки — 2009».
Данный комплекс состоит из 55-ти комплектов смазочного оборудования. Каждый комплект предназначен для независимого обслуживания для 45х мельниц и включает в себя систему распыления смазки вязкостью 0 (для открытой передачи) и систему подачи густой смазки классом консистенции 2 и 3 (для опорных подшипниковых). Расход смазки может регулироваться в пределах от 25 до 100 % от полной производительности, а общий объем — за счет изменения продолжительности ра5 боты насоса. При отключении одной из мельниц электромагнитный клапан перекрывает подачу смазки к форсункам, что способствует экономии смазки и предотвращает загрязнение.
Смазочный материал (ADDINOL HAFTSCHMIERSTOF OG 0) подается на зубья шестерни каждой мельницы, шестью форсунками. Заданный расход смазки соответствует расходу 1см3 на длину зуба (800мм) приводной шестерни за 1 час работы. Ориентировочный расход смазки для одной мельницы составляет 1,351,7 кг в сутки. Консистентная смазка (ADDINOL MEHRZWECKFETT L2 MO, молибденовая) подается в подшипниковые узлы к пресс-масленкам от насоса Р-215 через прогрессивные распределители SSV-6 по трубопроводам. В системе использованы прецизонные металлические трубы высокого давления диаметром 6, 10 и 15мм. Трубы выведены из защитного шкафа и укреплены спецкрепежом к полу и проведены по полу вдоль стены, а также вдоль мельниц и закрыты защитой от механических повреждений. Защитный шкаф для каскада из 45-х мельниц, с двумя насосами Р-215 и блоком подготовки воздуха, установлен посередине, между двух мельниц. Блок управления системой (SPS) установлен рядом с защитным шкафом.
После поступления сигнала о достижении верхнего уровня, блок управления закрывает электромагнитный гидравлический клапан и выключает насосную станцию. Для контроля давления в магистрали наполнения, непосредственно после насоса, встроено цифровое реле давления.
Данный технологический комплекс смазки 17 шаровых мельниц, типа МШР 3,6х5,0; МСЦ 3,6х4,5, работает в едином автоматическом режиме.
Переход от применения жидкой смазки к консистентной и строго дозированной автоматической подаче смазки на каждый узел трения в значительной степени снижается загрязнение окружающей среды. Упрощается способ утилизации остатков, их объем уменьшается. Нет создания масляного тумана, что обеспечивает охрану здоровья и безопасности персонала. Насосы заправочного комплекса полностью очищают емкости (200-литровые бочки) от смазки. Значительно снижается пожароопасность.
Результаты эксплуатации данного комплекса (по данным за первые 3 квартала) показали:
1. В результате ввода в эксплуатацию АЦСС наблюдается общая стабилизация состояния зубчатых зацеплений и подшипников качения на мельницах барабанного типа участка обогащения обогатительного комплекса.
2. Уменьшилась замена, по сравнению с среднеквартальным расходом вал шестерен и подшипников:
5. Срок окупаемости проекта (только по статье ТМЦ) по предварительным оценкам составляет менее 2 х лет.
Таким образом, примененный метод гарантированно обеспечит увеличение срока эксплуатации зубчатых венцов и приводных шестерней, исключит возможные потери производства, за счет сокращения количества остановок мельниц связанных с внеплановой заменой приводных шестерней, сократит материальные затраты на приобретение запасных частей.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (5)/апрель 2009 г.
Вращение барабана осуществляется приводом, который состоит из электродвигателя, приводной шестерни и соединяющей их упругой муфты с промвалом, через зубчатый венец, закрепленный на фланце разгрузочной цапфы. Модуль зубьев открытой зубчатой передачи в зависимости от типо-размера мельницы m = 14…20 мм, при ширине зубчатого венца ‚ = 600…800 мм, а его диаметр достигает 6 м. Практика эксплуатации показывает, что их работа проходит в тяжелых условиях — повышенная вибрация, запыленность, влажность и т.п. Зубчатый венец барабанных мельниц устанавливается непосредственно на цапфе или на барабане мельницы, что обусловливает значительные торевые и радиальные биения, а так как открытые зубчатые передачи барабанных мельниц являются регулируемыми — неизбежны неточности монтажа, что обусловливает неравномерность распределения нагрузки между зубьями и ведет к интенсивному износу открытых зубчатых передач приводов этих мельниц.
Другим способом, который способен существенно снизить износ элементов открытой зубчатой передачи, и как следствие повысить ее надежность и срок службы, является качественное улучшение процесса смазки.
Схема системы распыливания смазки на одном каскаде (4 мельницы)
Применение способа смазки «Система распыливания густой смазки», по сравнению с остальными, позволяет значительно увеличить срок службы приводной шестерни открытой переда5 чи. Это обуславливается, прежде всего, тем, что в момент приработки ведущей и ведомой шестерни такие способы смазки как «Масло-Воздух» и полив жидкой смазки не обеспечивает наличия масляной плёнки, необходимой для снижения ударных нагрузок, возникающих при приработке зубчатого зацепления. Такие способы смазки как, «Масло-Воздух» и «Полив жидкой смазки на зуб приводной шестерни» эффективны при очень небольших скоростях и малых модулях зубчатого зацепления. При больших скоростях, что имеет место на мельницах барабанного типа, полив масла на ведущую шестерню или подача масла с воздухом имеет место отскакивания масляных капель от зуба и, тем самым, созданием масляного тумана, эффект которого очень низкий при столь больших нагрузках на контактные места ведущей и ведомой шестерён. Применение жидких смазок в открытых зубчатых передачах (венец мельниц — приводная вал шестерня) имеет ряд существенных недостатков:
- большие сжимающие нагрузки при малых окружных скоростях выдавят масляную пленку;
- невозможность создания устойчивой пленки из смазочного материала с заранее заданными параметрами;
- большой расход сжатого воздуха;
- большой вред экологии;
- пожароопасность;
- для смазки подшипниковых узлов необходимо предусмотреть дополнительные уплотнения.
При работе АЦСРС смазочный материал насосом Р-215, через прогрессивные распределители SSV-6, при помощи воздуха, нагнетаемого под давлением 4,5-6 кг/см2 подается в эжектор и дозировано распределяет его между форсунками распыления, которые под специально выставленным углом в свою очередь наносят заданный тонкий слой смазки на всю рабочую поверхность зуба шестерни. Воздух предварительно проходит очистку и удаление влаги в блоке подготовки воздуха и подается в воздушную магистраль. Периодичность включения и длительность работы системы задается блоком управления в зависимости от потребности передачи в смазке и составляла более 60 раз в сутки. В эксперименте время подачи смазки АЦСРС в зону зацепления определялось из расчета обеспечения гарантированного смазывания рабочих поверхностей зубьев венцового колеса за его полный оборот и равнялось четырем секундам. Таким образом, при каждом включения системы весь смазочный материал, нанесенный на зуб вал-шестерни, поступал в зону зацепления зубчатой передачи при этом, работа системы смазки строго детерминировалась с работой мельницы.
Время приработки зубьев вал-шестерни и венца составило два месяца. В этот период наблюдался повышенный износ зубьев, затем скорость износа снизилась. Учитывая тот факт, что измерения износа проводились в районе полюса зацепления, износ в первую очередь был вызван попаданием абразива в смазку. При этом при использовании АЦСРС фирмы Lincoln за счет постоянного обновления смазочного материала и обеспечения рациональных условий смазки рабочих поверхностей зубьев интенсивность изнашивания элементов открытой передачи значительно снизилась.
Шкаф управления
После успешных испытаний АЦСРС на Полтавском ГОКе предприятием ООО «ТЕХПАРТНЕР» были проведены монтаж и пуско-наладочные работы по вводу в эксплуатацию единого комплекса аналогичных систем смазки фирмы «LINCOLN» открытых зубчатых передач с одновременной смазкой опорных подшипников 175ти мельниц барабанного типа МШР 3,6х5,0 и МСЦ 3,6х4,5 и автоматический заправочный комплекс 10-ти насосных станций обогатительного комплекса ОАО «Ковдорский ГОК». Эта работа получила высокую оценку — Диплом 2 степени и серебряную медаль, в номинации «Лучший инновационный проект в области передовых технологий машиностроения и металлурги», конкурса «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года», проходившего в рамках «Петербургской технической ярмарки — 2009».
Данный комплекс состоит из 55-ти комплектов смазочного оборудования. Каждый комплект предназначен для независимого обслуживания для 45х мельниц и включает в себя систему распыления смазки вязкостью 0 (для открытой передачи) и систему подачи густой смазки классом консистенции 2 и 3 (для опорных подшипниковых). Расход смазки может регулироваться в пределах от 25 до 100 % от полной производительности, а общий объем — за счет изменения продолжительности ра5 боты насоса. При отключении одной из мельниц электромагнитный клапан перекрывает подачу смазки к форсункам, что способствует экономии смазки и предотвращает загрязнение.
Смазочный материал (ADDINOL HAFTSCHMIERSTOF OG 0) подается на зубья шестерни каждой мельницы, шестью форсунками. Заданный расход смазки соответствует расходу 1см3 на длину зуба (800мм) приводной шестерни за 1 час работы. Ориентировочный расход смазки для одной мельницы составляет 1,351,7 кг в сутки. Консистентная смазка (ADDINOL MEHRZWECKFETT L2 MO, молибденовая) подается в подшипниковые узлы к пресс-масленкам от насоса Р-215 через прогрессивные распределители SSV-6 по трубопроводам. В системе использованы прецизонные металлические трубы высокого давления диаметром 6, 10 и 15мм. Трубы выведены из защитного шкафа и укреплены спецкрепежом к полу и проведены по полу вдоль стены, а также вдоль мельниц и закрыты защитой от механических повреждений. Защитный шкаф для каскада из 45-х мельниц, с двумя насосами Р-215 и блоком подготовки воздуха, установлен посередине, между двух мельниц. Блок управления системой (SPS) установлен рядом с защитным шкафом.
Насосы автоматической заправки комплекса
После поступления сигнала о достижении верхнего уровня, блок управления закрывает электромагнитный гидравлический клапан и выключает насосную станцию. Для контроля давления в магистрали наполнения, непосредственно после насоса, встроено цифровое реле давления.
Данный технологический комплекс смазки 17 шаровых мельниц, типа МШР 3,6х5,0; МСЦ 3,6х4,5, работает в едином автоматическом режиме.
Переход от применения жидкой смазки к консистентной и строго дозированной автоматической подаче смазки на каждый узел трения в значительной степени снижается загрязнение окружающей среды. Упрощается способ утилизации остатков, их объем уменьшается. Нет создания масляного тумана, что обеспечивает охрану здоровья и безопасности персонала. Насосы заправочного комплекса полностью очищают емкости (200-литровые бочки) от смазки. Значительно снижается пожароопасность.
Результаты эксплуатации данного комплекса (по данным за первые 3 квартала) показали:
1. В результате ввода в эксплуатацию АЦСС наблюдается общая стабилизация состояния зубчатых зацеплений и подшипников качения на мельницах барабанного типа участка обогащения обогатительного комплекса.
2. Уменьшилась замена, по сравнению с среднеквартальным расходом вал шестерен и подшипников:
- Вал шестерен Z 22 на 21,2%,
- Вал шестерен Z 26 на 63,6%.
- Подшипников 3652 на 38,5%.
- Уменьшилась скорость износа зубьев венцов не менее, чем в 1,5 раза.
5. Срок окупаемости проекта (только по статье ТМЦ) по предварительным оценкам составляет менее 2 х лет.
Таким образом, примененный метод гарантированно обеспечит увеличение срока эксплуатации зубчатых венцов и приводных шестерней, исключит возможные потери производства, за счет сокращения количества остановок мельниц связанных с внеплановой заменой приводных шестерней, сократит материальные затраты на приобретение запасных частей.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (5)/апрель 2009 г.