Бодайбинский район: золото в прошлом, настоящем и будущем
Иркутская область занимает первое место в России по запасам и ресурсам золота. Лидирующим золотоносным районом области является Бодайбинский со столицей золотодобычи — городом Бодайбо. Свой взгляд на золотодобывающую отрасль района нам изложил мэр Бодайбо и Бодайбинского района — Евгений Юрьевич Юмашев.
0
2358
0
0

Влада Сюткина — аналитик журнала «Золото и технологии»
Уважаемый Евгений Юрьевич, благодарим Вас за возможность интервью. Наверное, у подавляющего большинства наших сограждан Бодайбинский район ассоциируется с золотодобычей: дореволюционные времена, Ленские прииски и т.д. С какими отраслями на сегодня наиболее плотно связан доход Бодайбинского района? Назовите, пожалуйста, 3 лидирующие отрасли и их совокупные доли в бюджете района. И, на Ваш взгляд, с какими отраслями жизнь региона будет связана в ближайшей перспективе 5–15 лет?
Большую долю в экономике района — 83 % — занимает золотодобыча. Все остальные отрасли хозяйства — вспомогательные. К ним, в частности, относится и инфраструктурно-логистический комплекс. В перспективе жизнь района также будет связана ни с чем иным, как с золотом. В Бодайбинском районе более 170 лет ведется золотодобыча. Добыты тысячи тонн металла. Соответственно буквально все в районе и городе ориентировано на добычу золота.Геологические экспедиции для поиска других полезных ископаемых на постоянной основе, конечно, проводятся, и на территории района даже такие ископаемые есть, но в силу удаленности от железной дороги и сложной логистики осваивать их на сегодняшний день нерентабельно. Поэтому и как такового стремления к диверсификации у нас сегодня нет.
Опишите, пожалуйста, что из себя на сегодня представляют населенные пункты района, Мамакан, Артемовский, Кропоткин и др.? Какие их ожидают перспективы? Все больше компаний переходят на вахтовый метод и в разрезе этого они будут становиться все большими центрами или, наоборот, в связи с этим их ожидает стагнация?
Я уверен в их стагнации. Это связанно с тем, что нынешний курс экономических реформ, выбранный нашей страной, не подразумевает развитие таких населенных пунктов. Федеральный центр не стремится в них инвестировать, а у муниципальных властей нет на это финансовых возможностей. Причем их стагнация — это дело не завтрашнего дня, она происходит уже сейчас. Один из таких стагнирующих населенных пунктов — поселок Маракан — будет закрыт уже в этом году. В целом в районе и городе сегодня наблюдается снижение численности населения. К примеру, за 10 лет район покинуло более 5 тысяч человек. В советский период недалеко от Бодайбо планировалось построить город Вачинск, потом строительство было заморожено. На сегодня не существует таких условий, при которых появление на карте новых населенных пунктов осуществимо. Никто в такие городские проекты вкладываться не будет. Одна из причин этого — создание инфраструктурных и социальных условий для своих работников лежит сегодня на плечах золотодобывающих компаний, в планах которых не предусмотрено создание условий для жизни семей с детьми. Ведь в своей работе они используют так называемых вахтовых рабочих.
В процентном соотношении, какое количество жителей города и района занято в золотодобывающей отрасли? Известно, что в большинстве золотодобывающих регионов большая часть местного населения не работает в золотодобыче и предприятия большую часть своего персонала завозят из других регионов. Как у Вас?
В каком-то количестве, около 50 % всех рабочих, у нас сегодня работают на золотодобывающих компаниях местные жители. Но, несмотря на это, в последнее время складывается такое ощущение, что компании стараются их к себе не брать. В то же время те местные жители, которые являются специалистами, задействованы в работе золотодобывающих предприятий и даже, более того, — костяк из таких местных рабочих компании стараются изо всех сил сохранять.А в целом в отношении полномочий: многие региональные чиновники жалуются на их нехватку — хватает ли их мэру Бодайбо?
Вся муниципальная власть у нас полностью лишена полномочий, необходимых для принятия решений. К примеру, в отношении лицензий или экологического контроля. Как результат — муниципальные власти полностью лишены рычагов управления. Иногда даже какие-то вопиющие нарушения мы пресечь не в силах. Отсюда — недовольство среди местного населения.Бюджет города и района не пополняется за счет НДПИ, кроме того, известно, что часть золотодобывающих предприятий, ведущих работу на бодайбинских участках, зарегистрированы не в Бодайбо, а в других юрисдикциях, таким образом, и здесь город лишается своих налоговых поступлений. За счет каких средств формируется бюджет города и района? Какова в нем «золотая» доля?
Для начала замечу, что это проблема характерна не только для города Бодайбо и Бодайбинского района, она является общероссийской. Второе — практически все наши компании на самом деле зарегистрированы в городе Бодайбо. И в том числе золотодобывающие. Да, часть из них зарегистрирована не в нем, но налоги они оплачивают в соответствии с Налоговым кодексом РФ по месту осуществления хозяйственной деятельности — то есть там, где они поставлены на временный учет. Соответственно и город, и район не лишаются налоговых поступлений. Другое дело, что половина налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), да и значительные части других налогов платятся в региональный и федеральный бюджеты. Таким образом, каких-либо ощутимых доходов от этого налога город и район не получают. Попытки изменить ситуацию с точки зрения законодательства у нас были, но они не увенчались успехом. Связано это с тем, что на территории Иркутской области мало районов, дающих в таком объеме НДПИ. Остальные районы — депрессивны, и поддерживаются из регионального бюджета как раз из поступлений от НДПИ.Что же касается формирования бюджета города и района, то основная доля в нем — это поступления от НДФЛ, также в некотором объеме присутствуют отчисления от налога на землю и единого вмененного налога. В целом от большинства налогов мы получаем не более 10 %. При этом практически никаких отчислений (кроме части НДФЛ) от выплачиваемых сегодня золотодобывающими компаниями налогов мы не получаем.
В год на поддержку и решение различных социальных вопросов Бодайбинского района ГК «Полюс» направляет более 40 млн руб. Скажите, много ли еще золотодобывающих компаний района и города осуществляет вложения в социальную сферу на таком уровне? Или это довольно редкое явление?
Что касается спонсорских средств, то в целом за год мы собираем порядка 65 млн рублей. Из них основная часть распределяется так: 40 млн руб. — это группа компаний «Полюс»;20,5 млн руб. — ПАО «Высочайший» (GV Gold). Но и здесь до района доходят не все средства, так как часть забирает себе региональный бюджет на решение местных проблем. Но тут следует так же отметить, что после прихода в регион нового губернатора, в районе стало оставаться больше спонсорских средств, чем раньше. Нужно отдать должное и промышленным компаниям — при подписании спонсорских соглашений они направляют свои усилия на то, чтобы району на основании их уходило как можно больше средств. Просто получается у них это не всегда — им приходится идти на компромисс, перечисляя какие-то средства и региону.
На территории Бодайбинского района, наконец, начались работы по освоению крупного золоторудного месторождения Сухой Лог. На сегодня компанией «СЛ Золото» ведутся геолого-разведочные работы. Какие изменения в краткосрочной и долгосрочной перспективе ожидают район в связи с этим? Можете перечислить список тех последствий для района, которое повлечет за собой освоение этого месторождения?
Планируется, что будет создано 14 тыс. рабочих мест, что сопоставимо с численностью города Бодайбо. Касаемо объектов социальной инфраструктуры, то реализация проекта «Сухой Лог» к их строительству не приведет. Потому как и «СЛ Золото» и все подобные компании ведут отработку месторождений вахтовым методом. То есть, если и делают какую-либо инфраструктуру, то для проживании своих вахтовиков. Если же говорить про пример для других инвесторов, то и сейчас инвесторов в район — очередь стоит. От них регулярно поступают обращения и они готовы реализовывать проекты в районе, для чего, в частности, ищут на его территории свободные и новые месторождения. Проблема не в их активности, а в сложностях при получении лицензии и поисках нового месторождения.
А есть ли какие подводные камни у этого проекта?
Есть. Помимо стандартных — финансовых (в частности, связанных с мировой ценой на золото), экономических (включая санкции), внешнеполитических, а также взаимоотношений компании с государством, привлечения к работе вахтовиков, о чем я уже упоминал, я не стал бы с уверенностью говорить, что данный проект будет реализован в намеченные сроки. Ведь ни для кого не секрет, что компании имеют обыкновение просто спекулировать, приобретая те или иные активы — увеличивая, таким образом, величину своих запасов на балансе и соответственно стоимость своих акций. Такие примеры у нас есть.В свое время Вы заявляли, что реализация проекта освоения месторождения Сухой Лог невозможна без строительства транспортной инфраструктуры. Какие объекты транспортной инфраструктуры критично важны для этого проекта и в каком состоянии они находятся сейчас?
В первую очередь, речь о дороге Бодайбо–Кропоткин протяженностью 130 км. Для её улучшения требуется 3,7 млрд руб. В настоящее время она существует, но считается технологической. Её мосты, к примеру, находятся в плохом состоянии — рассчитаны не более чем на 25 т. Причем со стороны компании здесь требуется не вся сумма, а только 700 млн руб., потому как, учитывая, что дорога является областной собственностью, все остальное в нее готов вложить регион. Но согласия по этому проекту добиться пока не удалось.Второй необходимый проекту объект инфраструктуры — дорога Бодайбо–Таксимо. У нее есть недостроенный участок протяженностью порядка 30 км. В настоящее время работы на ней ведутся и средств выделено в размере более 1 млрд руб. Еще один необходимый для реализации проекта объект — мост через реку Витим. В настоящее время его проектирование практически завершено (находится на доработке). В этом проекте проблемной является его стоимость — она составляет более 6 млрд рублей. И компания «СЛ Золото» в связи с этим не заинтересована вкладывать в него средства, рассматривая в качестве альтернативы паромную переправу.
Ну и последний, так же необходимый как компании, так и городу и району объект, — это местный аэропорт. На него сделано пока только ТЭО. Вопрос о его строительстве пока решается, в то время как делать его совершенно необходимо — на него сегодня приземляются самолеты, срок годности которых заканчивается уже через четыре года. Но при всем этом, к сожалению, компания «СЛ Золото» на сегодняшний день рассматривает вариант создания собственного аэропорта в районе месторождения Сухой Лог.
ГОК «Угахан», относящийся к Иркутскому проекту ПАО «Высочайший» (GV Gold), осенью 2017 года получил положительное заключение Главгосэкспертизы на освоение месторождения Угахан. Каково значение этого проекта для региона?
По сравнению с проектом «Сухой Лог» этот проект менее значим, но, с другой стороны, он очень значим для деятельности самой компании в регионе, так как мощности того месторождения, на котором оно ведет работу, в настоящее время истощаются. Тем более что новый проект компании будет для нее равноценной заменой, потому как, несмотря на меньшее содержание золота в его руде, на ГОКе задумана очень серьезная её переработка. Одной из основных проблем всех без исключения золотодобывающих регионов является экология. Осенью прошлого года некоторые компании, ведущие добычу золота в Вашем районе, были оштрафованы за ряд нарушений, в том числе и природоохранного законодательства. Скажите, такие штрафы характерны для золотодобывающих компаний региона или это — практически исключительный случай? Как в целом обстоят дела с экологией в регионе?
Все те штрафы, включая этот, которые у нас устанавливаются в отношении тех или иных промышленных компаний, можно сказать смешные. И такого размера, как этот штраф, да, еще встречаются. Что касается экологии, то, к сожалению, так как район лишен соответствующих полномочий, промышленные загрязнения здесь происходят регулярно.Отрасль специализации промышленности района и города — золотодобывающая промышленность. Помимо того что она носит сезонный характер, сегодня добывать золото — гораздо сложнее, чем в прошлые времена. Считаете ли Вы целесообразным, чтобы район и город продолжал специализироваться на добыче золота?
К сожалению, у нас нет возможности произвести диверсификацию. Главным образом потому, что мы находимся вдали от железной дороги. То есть, доставка чего-либо, к примеру энергоресурсов, или вывоз готовой продукции настолько затратны, что мы не выдерживаем тут конкуренции ни с кем. Поэтому остается единственный вариант — добывать золото. И в этом плане у нас хорошие перспективы — запасов хватит на столетия.В Магаданской области золотой промысел стали еще рассматривать как туристический потенциал, примером которого может послужить фестиваль «Старательский фарт». Существуют ли перспективы подобного «золотого туризма» в Вашем регионе и если да, то какие на Ваш взгляд?
Нет, потому как, в отличие от Магаданской области, мы не обладаем столь большим населением, чтобы привлечь на подобный фестиваль большое количество внутренних туристов, на которых главным образом ориентированы такие проекты.Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 4/декабрь 2017 г.