Конференция обновлённого Союза золотопромышленников Урала

Открытие конференции было приурочено к преобразованию деятельности Союза золотопромышленников Урала, а также принятию Правительством России долгожданных Мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года[1], которые действительно включают в себя актуальный и востребованный план действий для улучшения ситуации в отрасли, что и было отмечено участниками во вступительных обращениях:
«Стратегия развития минерально-сырьевой базы России до 2050 года является основой национальной безопасности, инструментом достижения стратегических интересов и экономического суверенитета государства.
В целях реализации данной стратегии перед государством и недропользователями стоят важные задачи, для решения которых необходимо создать эффективные и действительно работающие инструменты.
При реализации задач недропользования в разработку будут вовлечены перспективные месторождения полезных ископаемых, созданы новые производственные (технологичные) мощности, а также достигнуты показатели наиболее эффективного использования недр с наращиванием ресурсной базы и максимальным объёмом добычи дефицитного вида стратегических полезных ископаемых - золота и платины» (с).[1] Утверждены Распоряжением Правительства Россий Федерации № 500-р от 04.03.2025 года
Остаются только вопросы каким образом консолидировать взаимодействие ответственных за реализацию мероприятий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также же самих недропользователей, которые объективно имеют возможность предложить самые эффективные и реально выполнимые способы достижения утверждённых мероприятий. Однако, была отмечена и потребность в создание специального межведомственного субъекта по обеспечению подготовки предложений и контролю за их реализацией.
В первую очередь оживленный интерес и дискуссию вызвали утвержденные мероприятия по вовлечению в переработку отходов недропользования для извлечения дополнительных объемов полезных ископаемых и ценных компонентов, а также максимальному вовлечению отходов недропользования в хозяйственный оборот, предполагающему передачу отходов недропользования иным лицам в целях дальнейшего производственного использования, не связанных с недропользованием (п. 54 – 55 Мероприятий). В настоящее время отсутствуют рабочие правовые механизмы для извлечения недропользователями дополнительных объемов полезных ископаемых и ценных компонентов из отходов недропользования, а также способы их передачи иному лицу, - и это одна из проблемных задач по причине беспрецедентного объёма накопления отходов недропользования после вступления в силу Приказа Минприроды России № 247, Роснедр № 04 от 25.04.2023 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр». Вследствие чего, недропользователи вынуждены нерационально использовать масштабные площади земель для складирования отходов недропользования без перспективы их дальнейшей переработки, а потребности в хранение отходов увеличиваются с каждым днем.
«К сожалению, есть объёмы накопленных минеральных ресурсов в виде отходов недропользования, при этом есть технологии для их переработки, но нет пока административно-правовых условий, чтобы эти ресурсы стали готовой продукцией» (с).
В продолжение темы, участники конференции были солидарны с тем, что необходимо добиться единства мнений органов государственной власти о последовательности согласования технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, предусматривающих использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, для передачи иному лицу или собственных производственных и технологических нужд (ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель). В настоящее время сложилась правовая позиция, согласно которой в техническом проекте разработки месторождения может быть запланирован общий порядок (условия, возможность) использование отходов недропользования («технические и технологические решения по использованию») без прохождения пользователем недр государственной экологической экспертизы, объектами которой являются только самостоятельные проекты ликвидации горных выработок и (или) проекта рекультивации земель, предоставляемые на экспертизу вместе с протоколом заседания комиссии о согласовании технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых в установленные лицензией сроки и после отработки основной площади месторождения (когда достоверно известна площадь использованных земель, объемы извлечения горной массы и т.д.). При этом с данной правовой позицией уже согласились Роснедра и Минприроды России, солидарно Правительство России, однако, еще предстоит совместно убедить Росприроднадзор в обоснованности данного порядка согласования технических проектов разработки месторождений, предусматривающих использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, без прохождения государственной экологической экспертизы.
В дальнейшем, участниками конференции был отмечен факт сокращения перспективных месторождений, в частности по причинам уменьшения разведанных месторождений, и невозможности введения в эксплуатацию новых из-за административно-правовых препятствий в оформление проектно-разрешительной документаций, хотя при этом интенсивно развиваются технологии максимального извлечения полезных ископаемых. В связи с чем, в дополнение к мероприятиям по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года необходимо предусмотреть новый облегченный порядок оформления добычи полезных ископаемых из техногенных месторождений, в том числе без переоценки запасов таких месторождений, - исключительно на оправданный риск недропользователя, что также поможет в борьбе с незаконной (хитнической) добычей, воспрепятствовав ей.
В результате активной содержательной дискуссии, сформирован обширный перечень накопившихся системных отраслевых задач для совместного решения, помимо уже вышеизложенных
Оптимизация условий для использования отходов недропользования, установления возможности передать иным лицам накопившиеся отходы недропользования для дальнейшей переработки (использование при изготовлении иного продукта производства).
В законодательстве необходимо предусмотреть возможность включения в условия лицензий на пользование участками недр федерального значения возможность добычи в качестве попутного полезного ископаемого общераспространенных полезных ископаемых, которыми фактически являются отходы недропользования по своему качественному составу, что дополнительно снимет многие ограничения для их эффективного использования.
Помимо разрешения задач отрасли недропользования, на государственном уровне должна вестись борьба с незаконной добычей золота физическими лицами (хитниками) на площадях отработанных или нераспределенных месторождений, а также в границах лицензионных участков недр, которые не могут быть введены в эксплуатацию из-за административных препятствий в оформление проектно-разрешительной документации, то есть незаконная добыча золота физическими лицами (хитниками) ведется повсеместно, тогда как к добросовестным недропользователям предъявляются избыточные требования неотрегулированного законодательства.
В целях уменьшения сроков подготовки к эксплуатации месторождений полезных ископаемых необходимо усовершенствовать и актуализировать соответствующие требований законодательства в сфере недропользования (разработка и утверждение проектной документации, порядок и сроки постановки запасов на государственный баланс, оформление в пользование земель на площадях залегания твердых полезных ископаемых).
Достижение законодательного разрешения рубки лесных насаждений на особо защитных участках лесов для размещения геологоразведочных профилей и скважин, регламентирование процедуры проектирования лесов и перевода земель из одной категории в другую (подробно можно ознакомится по ссылке.
Государственная политика сфере использования особо защитных участков лесов в целом изменению не подлежит, что не касается добычи углеводородного сырья, при этом были небольшие уточнения законодательства в части забытых ранее ценных лесов, но только для углеводородного сырья. При этом рабочие способы решения задач по вовлечению земель в эксплуатацию месторождений существуют, выбор зависит от конкретных условий. Поэтому, надо продолжать работы по высвобождению земель с помощью их перевода из одной категории в другую (лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения), проектирования лесов для упразднения особо защитных участков лесов и исключению из государственного лесного реестра таких участков, ошибочно выделенных в нарушение лесоустроительной инструкции. Однако, данные способы требуют законодательного совершенствования именно для целей недропользования.
На данный момент уже направлена законодательная инициатива по локальному и упрощенному изменению документов территориального в виде отображения объектов добычи, месторождений и лицензионных участков недр, что необходимо для достижения результатов процедуры перевода земель из одной категории в другую из-за массовой проблемы с несоответствием документов территориального планирования фактической законной деятельности (генеральных планов, схем территориального планирования муниципальных районов). Продолжает формироваться законодательная инициатива по снятию требований о необходимости соответствия переводимых земель документам территориального планирования, которые в действительности редко соответствует фактической деятельности из-за ненадлежащего ведения органами местного самоуправления данных документов, а добиться изменений проблематично ввиду нежелания признавать эти факты, и, в целом, - это требования не для объектов добычи полезных ископаемых, а для муниципальной инфраструктуры.
Одновременно с этим ведется работа по формированию законодательной инициативы для проектирования лесов (лесоустройства) в целях упразднения особо защитных участков. В процессе подготовки к конференции получены важные обновленные сведения в части взаимоотношения недропользователей и организаций, осуществляющих проектирование лесов, - так Рослесхозом было акцентировано, что проектирование осуществляется по заявлению заинтересованного недропользователя, а лесоустроительные работы могут выполнены любой организаций, в штате которой имеются аттестованные инженеры-таксаторы (а не только общеизвестной).
Задачи недропользования должны решаться не точечно, а системно, так как справедливо было отмечено участниками конференции, что в процессе решение. одной задачи попутно возникают новые. Таким ярким примером стало выявленное противоречие в порядке расчета и оплаты регулярных платежей за пользование недрами (новые положения статьи 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», введенные Федеральным законом от 19.12.2023 № 619-ФЗ), когда регулярные платежи за пользования недрами (прежде всего при разведке) могут взиматься с даты государственной регистрации лицензии за всю площадь либо с момента утверждения проектной документации и за площадь, на которой осуществляется разведка, при этом недропользователя могут обязать рассчитывать и вносить плату двумя способами, и в обоих случаях расчеты будут необоснованны для недавно полученных лицензий, тем более по которым еще не утверждены проекты геологоразведочных работ. Данный вопрос сейчас также требует срочного законодательного разрешения или официальных разъяснений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, полностью устраняющих какое-либо двойственное толкование, а также устанавливающие исчерпывающие правила расчёта и начисление платежей, учитывающие все возможные ситуации, вид лицензии и этап работ по выполнению её условий.
Все сформированные предложения для решения административно-правовых ограничений в сфере недропользования и достижения целей утвержденных Мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года будут систематизированы и направлены высшим должностным лицам страны.