Россыпников хотят лишать лицензий за первую провинность
Минприроды предлагает причислить участки геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота к категории значительного риска, третьей по опасности из шести, следует из проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)».
0
774
0
0
Также Положение планируется дополнить абзацем: «Выявление по результатам контрольного (надзорного) мероприятия нарушения пользователем недр, осуществляющим геологическое изучение, включающее поиски и оценку, и (или) разведку и добычу россыпного золота, условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами…». При этом, согласно Положению, частота плановых проверок для объектов, находящихся в категории значительного риска, составляет 1 раз в три года.
Предполагается, что постановление вступает в силу с 1 марта 2025 года.
«Необходимость корректировки критериев отнесения объектов контроля к категориям риска для деятельности на месторождениях россыпного золота обусловлена значительным негативным воздействием данной деятельности и результатами правоприменительной практики контрольной (надзорной) и профилактической деятельности», - отмечено в пояснительной записке к проекту постановления.
По состоянию на конец 2023 года в перечень объектов федерального государственного геологического надзора, которым присвоены категории риска, было включено 7 503 объекта: 23 объекта – к высокой (0,3%), 586 – к значительной (7,7%), 2 659 – к средней (36%), 4 237 объектов – к умеренной (56%). Инициаторы проекта отмечают, что в условиях действующих ограничений на проведение проверочных мероприятий в отношении объектов, не отнесенных в чрезвычайно высокой и высокой категориям риска, из-под контроля практически выведены 99,7 % участков недр, содержащих россыпное золото.
Сегодня на госбалансе стоят месторождения россыпного золота, находящиеся на территории 32 субъектов в 7 федеральных округах. Свыше 2,8 тыс. недропользователей владеют более 7,5 тыс. лицензий на россыпное золото, из которых: 5,6 тыс. (75%) участков расположены в Дальневосточном федеральном округе, 1,6 тыс. (21%) – в СФО, 0,3 тыс. (4%) - в Уральском, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.
В материалах к проекту постановления подчеркнуто, что технология поиска и добычи золота за последние 200 лет практически не претерпела изменений, кроме увеличения масштаба деятельности и применения механизмов и машин. «Основными способами промышленной разработки месторождений россыпного золота являются открытый (карьерный) и дражный, - говорится в пояснительной записке. - Независимо от способа разработки в результате данной деятельности производится вырубка лесов, нарушение обширных земельных участков, необратимое изменение русел рек, сопряженное с изменением скорости течения и, как следствие, нарушением гидрогеологических характеристик, изменением береговой линии, вплоть до полного уничтожения водного объекта». Здесь же добавлено, что при геологическом изучении, поиске и разведке на месторождениях россыпного золота принимаются технические решения и технологические режимы, практически ничем не отличающиеся от технологии добычи россыпного золота, разница заключается лишь в объемах проводимых работ. Негативному воздействию в результате применения экологически опасной технологии подвергается территория порядка 97,8 млн кв. км.
В 2022-2023 годах надзорные органы провели более 5 тыс. наблюдений за соблюдением обязательных требований, в ходе которых выявлено свыше 5,5 тыс. нарушений, из них порядка 1,9 тыс. – существенных, являющихся основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. По результатам мониторинга безопасности территориальные органы Росприроднадзора объявили 1 919 предостережений о недопущении нарушений; по фактам наличия существенных нарушений материалы наблюдений в отношении 1 426 лицензий направили в Роснедра. В свою очередь комиссия Роснедр по фактам невыполнения лицензионных условий приняла решения об аннулировании 331 лицензии.
С 2020 по 2023 год общая сумма размера вреда, причиненного компонентам окружающей среды, установленного Росприроднадзором, составила более 1,5 млрд рублей, из них: в 2020 году – 232, 061 млн рублей; в 2023 – уже 1147,847 млн. При этом, по мнению авторов проекта документа, суммы применяемых административных штрафов не сопоставимы с размерами причиненного вреда компонентам окружающей среды в результате деятельности на месторождениях россыпного золота. Так, среднее значение расчета размера вреда в 2020-2023 годах составило более 7,5 млн рублей, при этом средняя сумма административного наказания не превышала 163 тыс. рублей.
«Результаты проводимых Росприроднадзором контрольных мероприятий свидетельствуют о наличии высоких рисков причинения вреда компонентам окружающей среды в результате хозяйственной деятельности на месторождениях россыпного золота», - отмечают разработчики проекта постановления.
Предполагается, что постановление вступает в силу с 1 марта 2025 года.
«Необходимость корректировки критериев отнесения объектов контроля к категориям риска для деятельности на месторождениях россыпного золота обусловлена значительным негативным воздействием данной деятельности и результатами правоприменительной практики контрольной (надзорной) и профилактической деятельности», - отмечено в пояснительной записке к проекту постановления.
По состоянию на конец 2023 года в перечень объектов федерального государственного геологического надзора, которым присвоены категории риска, было включено 7 503 объекта: 23 объекта – к высокой (0,3%), 586 – к значительной (7,7%), 2 659 – к средней (36%), 4 237 объектов – к умеренной (56%). Инициаторы проекта отмечают, что в условиях действующих ограничений на проведение проверочных мероприятий в отношении объектов, не отнесенных в чрезвычайно высокой и высокой категориям риска, из-под контроля практически выведены 99,7 % участков недр, содержащих россыпное золото.
Сегодня на госбалансе стоят месторождения россыпного золота, находящиеся на территории 32 субъектов в 7 федеральных округах. Свыше 2,8 тыс. недропользователей владеют более 7,5 тыс. лицензий на россыпное золото, из которых: 5,6 тыс. (75%) участков расположены в Дальневосточном федеральном округе, 1,6 тыс. (21%) – в СФО, 0,3 тыс. (4%) - в Уральском, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.
В материалах к проекту постановления подчеркнуто, что технология поиска и добычи золота за последние 200 лет практически не претерпела изменений, кроме увеличения масштаба деятельности и применения механизмов и машин. «Основными способами промышленной разработки месторождений россыпного золота являются открытый (карьерный) и дражный, - говорится в пояснительной записке. - Независимо от способа разработки в результате данной деятельности производится вырубка лесов, нарушение обширных земельных участков, необратимое изменение русел рек, сопряженное с изменением скорости течения и, как следствие, нарушением гидрогеологических характеристик, изменением береговой линии, вплоть до полного уничтожения водного объекта». Здесь же добавлено, что при геологическом изучении, поиске и разведке на месторождениях россыпного золота принимаются технические решения и технологические режимы, практически ничем не отличающиеся от технологии добычи россыпного золота, разница заключается лишь в объемах проводимых работ. Негативному воздействию в результате применения экологически опасной технологии подвергается территория порядка 97,8 млн кв. км.
В 2022-2023 годах надзорные органы провели более 5 тыс. наблюдений за соблюдением обязательных требований, в ходе которых выявлено свыше 5,5 тыс. нарушений, из них порядка 1,9 тыс. – существенных, являющихся основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. По результатам мониторинга безопасности территориальные органы Росприроднадзора объявили 1 919 предостережений о недопущении нарушений; по фактам наличия существенных нарушений материалы наблюдений в отношении 1 426 лицензий направили в Роснедра. В свою очередь комиссия Роснедр по фактам невыполнения лицензионных условий приняла решения об аннулировании 331 лицензии.
С 2020 по 2023 год общая сумма размера вреда, причиненного компонентам окружающей среды, установленного Росприроднадзором, составила более 1,5 млрд рублей, из них: в 2020 году – 232, 061 млн рублей; в 2023 – уже 1147,847 млн. При этом, по мнению авторов проекта документа, суммы применяемых административных штрафов не сопоставимы с размерами причиненного вреда компонентам окружающей среды в результате деятельности на месторождениях россыпного золота. Так, среднее значение расчета размера вреда в 2020-2023 годах составило более 7,5 млн рублей, при этом средняя сумма административного наказания не превышала 163 тыс. рублей.
«Результаты проводимых Росприроднадзором контрольных мероприятий свидетельствуют о наличии высоких рисков причинения вреда компонентам окружающей среды в результате хозяйственной деятельности на месторождениях россыпного золота», - отмечают разработчики проекта постановления.