Карьерные самосвалы: лазерный 3D-контроль погрузки и объема навала в динамике потока
Ключевые слова: 3D-сканирование, лазерный сканер, LiDAR, паспорт
погрузки, изометрия кузова, объемный расход, карьерные самосвалы.
0
722
0
0
Илья Шилов — учредитель ООО «ЛАЗЕ-Сервис», к.т.н.
Одна из целевых задач по добывающей отрасли — оптимизация коэффициента загрузки карьерного транспорта в непрерывном рабочем цикле, что в отношении самосвалов обеспечивает рост объема перевозимой породы, а также дает экономию расхода дизельного топлива. Тем не менее усредненный коэффициент использования грузоподьемности по отрасли говорит о том, что автосамосвалы часто не догружаются. По оценкам статистики, недогруз составляет до 20 % и более (в 65–70 % транспортных циклах). Соответственно, производится большее число груженых рейсов, увеличивается общий пробег (как порожнего, так и с навалом), расход топлива и ГСМ. С другой стороны, примерно в 15–20 % циклов регистрируется перегруз самосвалов сверх паспортной на 20 % и более, что сокращает ресурс механических узлов, электрического оборудования, а особенно ходимость шин.
LaseTVM (Truck Volume Measurement) — система автоматического контроля изометрии погрузки и объема навала в динамике от ЛАЗЕ Россия. Лазерное 3D-измерение на основе высокоточных LiDAR-сканеров (Light Detection and Ranging) сегодня очень активно применяется в решении задач машинного зрения. Для горнодобывающей отрасли одним из трендов системной цифровизации производства выступает бесконтактный 3D-контроль оптимального профиля навала породы (паспорта загрузки) и его объемного расхода в динамике потока на карьерных автосамосвалах. Здесь главное преимущество лазерных сканеров — производство прямых координатно-временных измерений всего периметра кузова с получением предельно точных и достоверных результатов. Погрешность в объеме ±1 % на сегодня является таковой. Поэтому такое большое значение имеет качество 3D-инструмента объективного метрологического контроля объема и качества загрузки по паспорту (рис. 1).
LaseTVM-3D-M (Motion) не требует регулярного технического обслуживания или периодической калибровки в течение срока службы. Глобальная практика ее эксплуатации доказывает повышение точности учета объема и качества погрузки породы в кузов, улучшает профессиональные навыки погрузчиков экскаваторов в карьере, чем обеспечивается оптимизация работы транспортного звена и общий рост производительности.
В этой схеме метрики защищены от внешней корректировки. В необходимом случае пользователь может дополнительно заказать телескопическую П-образную монтажную раму, КПП блок-контейнерного типа и дизель-генераторную станцию.
Внедряя системы лазерного 3D-контроля профиля и объема загрузки навала LaseTVM, пользователь получает практический инструмент цифровизации транспортных циклов карьерных самосвалов, эффективность которого проверена и доказана зарубежным опытом. LaseTVM — это гораздо больше, чем измерение профиля и объема. Ее функционал дополнительно включает и ряд подзадач: пересчет в массу при заданной плотности материала и сравнение с плановыми показателями по календарю или смене; контроль габаритной высоты (в т. ч. недогруз/перегруз) и центра массы пространственно-координатного распределения навала в кузове; оценка направления и долей отклонения текущего профиля загрузки самосвала от паспорта; учет наличия и расчет объема невыгруженного остатка породы за каждый цикл перевалки; ведение локальной БД производительности с передачей ключевых метрик по транспорту на удаленный АРМ диспетчера, в т.ч. в виде (протоколов) отчетов и выводом на печать. При этом пользователи отмечают практический эффект LaseTVM в увеличении загрузки самосвалов на 10–20 % (рис. 3).
Технология LiDAR работает путем излучения лазерного света и измерения времени, которое требуется для того, чтобы импульс достиг поверхности и отразился от нее обратно к сканерам. Постоянная скорость света позволяет предельно точно рассчитывать изометрию кузовной платформы самосвала. Только лазерные сканеры способны измерять тысячи точек самосвала в секунду, что делает эту технологию идеальной для объективного метрологического контроля паспорта погрузки и учета объемного расхода.
Каждый пользователь системы может обратиться в локальную службу технической поддержки 24/7, заказать очередную функциональную диагностику или внеплановое ТО, а также выбрать удобную программу адресного сервисного сопровождения. В срочной необходимости для замены или ремонта поврежденного оборудования предусмотрены складские ЗИП комплекты и оперативный выезд технической службы на объект эксплуатации пользователя (территория странучастниц ЕАЭС).
СПРАВКА
ЛАЗЕ Россия специализируется на производстве высокоточных лазерных сканеров (LiDAR) для промышленного применения и разработке экспертных программных ИТ-решений на их технологической базе, ориентируясь на задачи технического зрения и искусственного интеллекта. Компания представляет метрологические платформы автоматического 3D-измерения и адресного учета объемного расхода инертных грузов (сыпучих продуктов) на механизированных складах хранения, в их поточно-транспортной перевалке на конвейерных линиях (питателях) и товарном грузообороте на ж/д и автотранспорте.
ЛАЗЕ Россия
398024, г. Липецк, Проспект Победы, 29.
Тел.: +7 (920) 516-18-18, +7 (920) 516-19-19.
E-mail: sales@lase-russia.com
www.lase-tvm.ru
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (62)/декабрь 2023 г.
Одна из целевых задач по добывающей отрасли — оптимизация коэффициента загрузки карьерного транспорта в непрерывном рабочем цикле, что в отношении самосвалов обеспечивает рост объема перевозимой породы, а также дает экономию расхода дизельного топлива. Тем не менее усредненный коэффициент использования грузоподьемности по отрасли говорит о том, что автосамосвалы часто не догружаются. По оценкам статистики, недогруз составляет до 20 % и более (в 65–70 % транспортных циклах). Соответственно, производится большее число груженых рейсов, увеличивается общий пробег (как порожнего, так и с навалом), расход топлива и ГСМ. С другой стороны, примерно в 15–20 % циклов регистрируется перегруз самосвалов сверх паспортной на 20 % и более, что сокращает ресурс механических узлов, электрического оборудования, а особенно ходимость шин.
LaseTVM (Truck Volume Measurement) — система автоматического контроля изометрии погрузки и объема навала в динамике от ЛАЗЕ Россия. Лазерное 3D-измерение на основе высокоточных LiDAR-сканеров (Light Detection and Ranging) сегодня очень активно применяется в решении задач машинного зрения. Для горнодобывающей отрасли одним из трендов системной цифровизации производства выступает бесконтактный 3D-контроль оптимального профиля навала породы (паспорта загрузки) и его объемного расхода в динамике потока на карьерных автосамосвалах. Здесь главное преимущество лазерных сканеров — производство прямых координатно-временных измерений всего периметра кузова с получением предельно точных и достоверных результатов. Погрешность в объеме ±1 % на сегодня является таковой. Поэтому такое большое значение имеет качество 3D-инструмента объективного метрологического контроля объема и качества загрузки по паспорту (рис. 1).
Рис. 1. Общий вид учетной станции на карьере с П-образной рамой
LaseTVM-3D-M (Motion) не требует регулярного технического обслуживания или периодической калибровки в течение срока службы. Глобальная практика ее эксплуатации доказывает повышение точности учета объема и качества погрузки породы в кузов, улучшает профессиональные навыки погрузчиков экскаваторов в карьере, чем обеспечивается оптимизация работы транспортного звена и общий рост производительности.
Рис. 2. Парная комбинация лазерных 2D-сканеров LASE 2000D-118-H
В этой схеме метрики защищены от внешней корректировки. В необходимом случае пользователь может дополнительно заказать телескопическую П-образную монтажную раму, КПП блок-контейнерного типа и дизель-генераторную станцию.
Внедряя системы лазерного 3D-контроля профиля и объема загрузки навала LaseTVM, пользователь получает практический инструмент цифровизации транспортных циклов карьерных самосвалов, эффективность которого проверена и доказана зарубежным опытом. LaseTVM — это гораздо больше, чем измерение профиля и объема. Ее функционал дополнительно включает и ряд подзадач: пересчет в массу при заданной плотности материала и сравнение с плановыми показателями по календарю или смене; контроль габаритной высоты (в т. ч. недогруз/перегруз) и центра массы пространственно-координатного распределения навала в кузове; оценка направления и долей отклонения текущего профиля загрузки самосвала от паспорта; учет наличия и расчет объема невыгруженного остатка породы за каждый цикл перевалки; ведение локальной БД производительности с передачей ключевых метрик по транспорту на удаленный АРМ диспетчера, в т.ч. в виде (протоколов) отчетов и выводом на печать. При этом пользователи отмечают практический эффект LaseTVM в увеличении загрузки самосвалов на 10–20 % (рис. 3).
Рис. 3. Координатно-временные 3D-скан-профили кузова автосамосвала
Технология LiDAR работает путем излучения лазерного света и измерения времени, которое требуется для того, чтобы импульс достиг поверхности и отразился от нее обратно к сканерам. Постоянная скорость света позволяет предельно точно рассчитывать изометрию кузовной платформы самосвала. Только лазерные сканеры способны измерять тысячи точек самосвала в секунду, что делает эту технологию идеальной для объективного метрологического контроля паспорта погрузки и учета объемного расхода.
Каждый пользователь системы может обратиться в локальную службу технической поддержки 24/7, заказать очередную функциональную диагностику или внеплановое ТО, а также выбрать удобную программу адресного сервисного сопровождения. В срочной необходимости для замены или ремонта поврежденного оборудования предусмотрены складские ЗИП комплекты и оперативный выезд технической службы на объект эксплуатации пользователя (территория странучастниц ЕАЭС).
СПРАВКА
ЛАЗЕ Россия специализируется на производстве высокоточных лазерных сканеров (LiDAR) для промышленного применения и разработке экспертных программных ИТ-решений на их технологической базе, ориентируясь на задачи технического зрения и искусственного интеллекта. Компания представляет метрологические платформы автоматического 3D-измерения и адресного учета объемного расхода инертных грузов (сыпучих продуктов) на механизированных складах хранения, в их поточно-транспортной перевалке на конвейерных линиях (питателях) и товарном грузообороте на ж/д и автотранспорте.
ЛАЗЕ Россия
398024, г. Липецк, Проспект Победы, 29.
Тел.: +7 (920) 516-18-18, +7 (920) 516-19-19.
E-mail: sales@lase-russia.com
www.lase-tvm.ru
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (62)/декабрь 2023 г.