Мистический металл золото
Очень давно золото стало символом вечно неизменного и ценного, стало «королем металлов». Еще задолго до начала нашего летоисчисления оно считалось мерилом ценности, универсальным средством обмена и расчетов.
Ключевые слова: золото, жидкое золото, алхимия, фарфор, мошенничество
Ключевые слова: золото, жидкое золото, алхимия, фарфор, мошенничество
0
8255
5
11
А.Ф. Ренкель — судэксперт-патентовед
Золотая маска Тутанхамона. Каирский музей. «Золото ослепительно блестело, скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской... Лицо ее было сделано из чистого золота, глаза — из арагонита и обсидиана, брови и веки — из стекла цвета лазурита.
Это лицо напоминало своей неподвижностью маску, и в то же время оно было словно живое». Это описание золотой маски, покрывавшей мумию фараона Тутанхамона, принадлежит перу Курта Керама, автору «романа археологии», интереснейшей книги «Боги, гробницы, ученые», повествующей о великих открытиях археологов.
Когда где-нибудь открывали месторождение золота, то множество искателей приключений сразу отправлялись туда в поисках драгоценного металла. Так в 1848 г. произошло событие: человек по имени Джон Саттер строил водяную мельницу в Калифорнии. Его работник, Джеймс Маршалл заметил странные желтые искры между камней на дне ручья. Эти мелкие желтые частички оказались золотом. Новость о находке быстро распространилась, что стало началом знаменитой золотой лихорадки 1848 года.
История возникновения и развития золотопромышленности на Урале представлена в трудах Александра Смолина, специалиста в области геологии месторождений золота и редких металлов.
В земле запасы золота крайне ограничены. Для его получения алхимикам был нужен «философский камень».
Философский камень - Лат. lapis philosophorum — он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото.
Философский камень, за которым веками охотились алхимики, пытаясь создать его в тайных лабораториях, впервые упомянул в своих трудах живший в Александрии около 300 г. мудрец Зосима Панополитанский. Он оставил после себя многочисленные трактаты, в которых изложил основы химии. Он одним из первых употребил название этой науки, охарактеризовав ее как «священное тайное искусство». Зосима был уверен, что философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото и серебро, — это не выдумка, а реальность. Вслед за ним в это поверили десятки и сотни людей по всему миру. Выдающийся английский философ, монах францисканского ордена Роджер Бэкон, алхимик и автор книги «Зеркало алхимии» провел в церковной темнице долгие 15 лет. По Р. Бэкону 1-го грамма философского камня было довольно для перевоплощения 1 тыс. кг дешевеньких металлов в золото. Основными металлами для получения золота являлись ртуть и медь.
Шотландский дворянин Сетоний в 1602 г. совершил в Голландии ряд удачных трансмутаций. Это принесло ему славу, и несколько лет спустя он оказался в Страсбурге, где поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгофера, которому оставил немного философского камня. Император Рудольф II пригласил Гюстенгофера в Прагу. Но философский камень, оставленный Сетонием, скоро был израсходован, и неудачному «трансмутатору», не умевшему изготовлять золото, пришлось умереть в тюрьме. Самого Сетония судьба занесла в Саксонию, где его заточили в темницу. Несмотря на неимоверные пытки, доведшие его до смерти, алхимик упорно хранил свою тайну.
Саксонский курфюрст Август Сильный упрятал за решетку алхимика Иоганна Бёттгера, пообещав, что тот обретет свободу, только если добудет для него золото. Несчастный узник пытался создать искусственное золото и так и сяк, но потерпел фиаско. Зато случайно раскрыл тайну китайского фарфора, которая оказалась дороже золота.
9 декабря 1854 г. в одной из лейпцигских газет появилось сенсационное сообщение: некий француз по имени Теодор Тиффро получил искусственное золото. Изумлению читателей не было предела, тем более что исследователь предлагал делать золото из серебра при помощи... солнечных лучей.
Однажды, путешествуя по Мексике, Тиффро услышал от местных рудокопов интересное предание: если найденную серебряную жилу не разрабатывать сразу, а выдержать на солнце несколько лет, то постепенно серебро «дозреет» и превратится в чистейшее золото. Француз тут же провел серию опытов с серебром из рудников Гвадалахары — и получил-таки несколько граммов драгоценного металла. Но сенсация не переросла в научное открытие: как ни старался Тиффро, повторить результат опыта под не менее жаркими лучами солнца во Франции ему так и не удалось. А серебро Мексики, скорее всего, содержало примесь золота, которое и выделил незадачливый ученый.
В 20-х годах XIX столетия исследовательница из Румынии Стефания Марацинеану объявила научному сообществу о своем открытии радиоактивности свинца, возникающей под действием солнечного света. Более того, анализ образцов свинцовой черепицы, взятой со старинной кровли парижской обсерватории, показал наличие в свинце ртути и золота. И ученые Радиевого института Марии Кюри, пригласившие Стефанию на место ассистента, и физики других стран Европы на короткий срок обрели надежду. Многие бросились добывать образцы для повторных анализов — дома со старыми свинцовыми крышами оказались под угрозой... Но все напрасно. Вновь сказался пресловутый «эффект грязи» — примеси неизбежно присутствуют в любом металле, и румынская исследовательница, как и Тиффро, выделила из свинцовой черепицы примесь золота.
Многое пришлось пережить немцу Адольфу Мите из-за своего открытия: большая фотография на первой полосе газеты с подписью «Алхимик», неожиданно обнаруженные «странности» в его характере, внимание иностранных разведок. Способ получения золота из ртути он открыл случайно, между делом, ставя эксперименты по окрашиванию минералов ультрафиолетовыми лучами (опять солнце!). Для своих опытов он использовал обыкновенную ртутную лампу. Когда налет, образовавшийся на стекле лампы, стал мешать работе, Мите почистил ее, а вещество подверг анализу. Результат был шокирующим — в ламповой «копоти» присутствовало золото!
Открытый Мите эффект являлся, по всей видимости, лишь еще одним способом выделения примесей (в том числе и золота) из ртути.
___________________________________________________________________________
10 рублей, 1904 г.
Мечты и чаяния средневековых алхимиков воплотил в жизнь Равиль Невмятов. Дело было в том, что Равиль Мансурович научился добывать презренный металл из препарата «жидкое золото», которым на Дулевском фарфоровом заводе обрабатывали тарелочки и кофейнички. В телепрограмме «Следствие вели... с Леонидом Каневским» автор повествует: Вторая половина 70-х годов. В руки сотрудников милиции и КГБ попадают несколько самодельных золотых монет. Кто же их изготовил? Правда становится шоком для всех. Кустарь-одиночка, простой служащий Равиль Невмятов разработал химический процесс, позволяющий получить чистое золото из «жидкого золота». Итогом стало беспрецедентное по масштабам уголовное дело. Что же делать с советским «левшой»? Этот вопрос решался на секретном заседании Политбюро ЦК КПСС...
Поначалу Равиля Невмятова должны были судить за мошенничество. А потом статью изменили на хищение в особо крупных размерах. Наиболее важное событие, происшедшее между задержанием Равиля Невмятова и предъявлением ему официального и окончательного обвинения — это заседание у председателя КГБ Юрия Андропова, на котором обсуждался арест Равиля Невмятова. А потом заседание Политбюро.
Дело Равиля Невмятова передали из МВД в КГБ в связи с «чрезвычайным характером обвинения, предъявленного обвиняемому». Впрочем, прекратим интриговать читателя и объяснимся. На Дулевском фарфоровом заводе заканчивался обычный рабочий день. Художница завода Марина Стебелькова покинула свое рабочее место и наблюдала за небольшой комнаткой, которую здесь называли «складешником» — хранилище различных составов, которыми пользовались художники для окраски готовых изделий. Заведовала «складешником» Лизавета Баранова. В пять часов в буфете завода должны были «давать» импортных кур, и Стебелькова выжидала момент, когда Баранова начнет искать кого-нибудь подежурить в «складешнике». Наконец время пришло. Стебелькова вышла из-за колонны и пошла мимо комнатки Барановой.
— Марин, — окликнула ее Баранова. — Ты сильно занята?
— Не очень, — равнодушно пожала плечами Стебелькова.
— Подежурь в «складешнике», я сбегаю за курой.
— Давай, — согласилась Стебелькова и вошла в «складешник».
— Я мигом. — Баранова протянула ей ключ от ларя с инструментами. — На всякий случай держи. Только пусть расписываются за то, что берут…
Оставшись одна, Стебелькова прикрыла дверь «складешника». Достала из-под ватника две поллитровки из-под пива и подошла к бочке. Подставив бутылку под кран, она повернула рычажок, и из бочки потекла густая светло-коричневая жидкость. Когда она наполняла вторую, дверь открылась. На пороге стояла соседка Стебельковой по цеху Надя Брюганова. Она поставила на стол глубокую плошку.
— Налей мне тоже, — попросила она и присела к столу. — Ты чего в бутылку наливаешь? Неудобно ведь работать.
— А я чтобы каждую минуту в «складешник» не бегать.
Она наполнила плошку подруги густой жидкостью и села к столу ждать Баранову. Две полные бутылки Марина спрятала под ватником. Вечером того же дня бутылки из-под пива с густой светло-коричневой жидкостью Стебелькова передала Равилю Невмятову.
— Проблемы, Равиль Мансурович, — сказала она. — Баранова ругается. Много, говорит, «золота» тратите… Она выжидающе замолчала.
— Хорошо, — кивнул Невмятов. — Заплачу по 250 за каждую бутылку. Договорились?
— Конечно, Равиль Мансурович, — обрадовалась Стебелькова. Невмятов тут же отсчитал ей в руку три с половиной месячные зарплаты художницы Дулевского фарфорового завода.
В середине 70–х годов прошлого века на Дулёвском фарфоровом заводе было принято решение увеличить спрос на продукции. Для этого ее надлежало орнаментировать жидким золотом. Была разработана весьма эффективная технология применения драгметалла. Благодаря тому, что на тот момент никакой стратегической ценности жидкое золото не представляло (секрет его превращения в сплав не был найден на тот момент ни в СССР, ни за рубежом), на завод оно потекло рекой.
Дулёвский фарфор
Крупнейшее российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в г. Ликино-Дулёво Московской области. Изделия завода отмечены Большими золотыми медалями на «ЭКСПО1937» в Париже и «ЭКСПО1958» в Брюссель.
Препараты жидкого золота применяются на заводе для различных видов художественного оформления изделий — отводки, пестрения, живописных работ и др. Препараты должны содержать 10–15 % металлического золота, не растекаться при нанесении на изделия кистью и пером и высыхать на изделиях через 12–15 минут при комнатной температуре. Изделия с золотом обжигаются при температуре не выше 760–810 °С, иначе препарат выгорает.
...Препарат «жидкого золота», поступающий на Дулёвский завод, хранился в лаборатории спецпрепаратов без какого-либо особого режима и даже без обученной и вооруженной охраны. Просто способы превращения «жидкого золота» в твердый сплав не были известны современной науке, и потому руководство завода понимало, что злоумышленник скорее посягнет на заводской бензин, чем на жидкий препарат, называемый «золотом».
Уникальный инженер, конструктор и изобретатель по призванию и таланту, умелец Равиль Невмятов нашел возможность превращать жидкость в сплав. В своей химической лаборатории, оборудованной в сарае, из каждой бутылки вынесенного «жидкого золота» он добывал от 12 до 17 г твердого золота. Таким образом, уплатив художнице Стебелькой от 150 до 250 руб. за бутылку, Невмятов получал золота на сумму от полутора до двух с половиной тысяч рублей. При этом количество сырья было не ограничено. Невмятову казалось, что его золотая жила не иссякнет никогда. Ведь «жидкое золото» тратилось бесконтрольно, никому и в голову не придет, что его можно воровать.
Сначала золотишко большими и малыми партиями расходилось по частным клиентам — от дантистов до изготовителей ювелирных украшений. Постоянным покупателям предлагались скидки. Затем судьба свела подпольного цеховика с местным живописцем, который, «оттянув» очередной срок, трудился в межрайонной художественно-производственной мастерской. Рецидивистуголовник Юрий Нечудов оказался не только профессиональным художником, но и талантливым изобретателем.
Удостоверившись, что принят в долю, бывший зэк «раскололся» и поведал, что давно уже разработал свой собственный электрогальванический способ изготовления матриц и форм для штамповки дореволюционных червонцев. А для организации непрерывного процесса нужно только обзавестись необходимым оборудованием. Сообразив, что новая производственная линия по чеканке червонцев может себя быстро окупить, Невмятов капиталов не пожалел. А для образцов не поскупился своими личными царскими червонцами десятирублевого достоинства.
Пока Нечудов мудрил над созданием малогабаритного пресса для получения оттисков с матриц, Невмятов нанес визит к строителям, у которых купил пистолет для забивания дюбелей. Затем пистолет переоборудовал в миниатюрный пресс. Строительный патрон взрывной волной приводил в движение поршень, который ударял в матрицу — и одна сторона монеты была готова. Также наносился оттиск оригинала и с другой стороны.
Оставалось решить последнюю проблему, как наносить гуртовую надпись на ребро монет. Не без помощи слесаря-универсала с механического завода за незначительный гонорар было изготовлено специальное приспособление в виде обжимных колец. Текст на кольцах пришлось гравировать самому Нечудову. Но, как оказалось в процессе эксперимента, надпись на гурте монеты выдавливаться никак не хотела. Но изобретатель был неудержим на выдумки и вскоре сконструировал новое приспособление, которое в этот раз уже накатывало шрифт на гурт монеты. Первые испытания завершились успешно.
С помощью пиропроцесса штамповали николаевские червонцы. Случалось, особо бдительные покупатели и щепетильные коллекционеры уличали цеховиков в жульничестве, разгорался скандал, и выручку приходилось возвращать. Стало понятным, что в технологии производства нумизматических денег с помощью строительного патрона было несколько существенных недоработок. Началась работа над совершенствованием прессовочной установки. На этот раз за основу был взят принцип теплового расширения металла. Когда приготовили чертежи, на одном из предприятий заказали детали и узлы для нового аппарата. Испытания проводили в гараже Невмятова. Конструкцию усовершенствовали домкратом. Но на этот раз «изобретатель» ошибся в расчетах, и в гаражной лаборатории от разорвавшейся втулки Равиль Невмятов получил ранение руки.
Изобретатели не унывали и руки не опустили. Наоборот, пришли к мнению, что надо проектировать один, но мощный гидравлический механизм. Над чертежами работали вместе. Отнесли их все тому же заводскому умельцу, который опять постарался на славу. Пробная партия монет превзошла все ожидания; даже самому щепетильному коллекционеру не удалось бы отличить подлинный николаевский червонец от орехово-зуевского. За два с половиной года подпольщики изготовили 1494 поддельных червонца и, ради интереса, одну золотую пятирублевку.
Двенадцатого июля 1980 г. сотрудники московской милиции передали в КГБ 94 золотые десятки царской чеканки, которые пытался реализовать известный в столице валютчик Петр Самсонов. Его взяли с поличным, отпирался он недолго. Сообщил, что «товар» привезли из Саратова, назвал несколько фамилий, и дело завертелось. Десятки были переданы на экспертизу – они оказались подделкой. Заключение экспертов поразило даже видавших виды следователей.
Получив заключение, следователи перевели дело на совершенно другие рельсы. В ходе многочасовых обсуждений опытные следователи выработали психологический портрет преступника. Это — интеллигентный человек, несомненно, имеющий или имевший отношение к химии, которому торговля монетами представляется более безопасным делом, нежели торговля слитками или золотым песком. По всей вероятности, он организовал дома миниатюрное производство, где и чеканит царские червонцы.
А что нужно для такой лаборатории? Для изготовления пресс-форм? Для проведения анализов? Оборудование. Стекло. Металл. И КГБ решил ловить неведомого «интеллигента-химика» с другой стороны, с той, с которой он ни в коем случае не ожидает подвоха. Специальные указания были направлены отделам КГБ по всей стране. Наблюдать и сообщать о каждом хищении химических препаратов, металла, химической посуды и тому подобного.
Попался Невмятов на металлическом рычаге, который заказал для своего аппарата на одном из заводов. Надо сказать, что аппарат для чеканки монет Равиль Невмятов сконструировал сам, по собственным чертежам. Это была уникальная машина, одновременно простая и быстродействующая. Она не потребляла электроэнергию, и, значит, как казалось Невмятову, засечь ее работу в подвале дома невозможно. Вышли на него просто. Слесарь завода «Калибр» задержался после смены, чтобы выточить по заказу Невмятова «левый» рычаг, вместо треснувшего чугунного. Слесаря взяли. Доложили куратору КГБ. Дальше все пошло по простой схеме. Допрос. Признание. Обыск у Невмятова, проведенный милицией…
В марте 1981 г. Равиль Невмятов оказался в следственном изоляторе МВД. Следователю не пришлось особенно ломать голову, составляя план расследования дела «об изготовлении фальшивых золотых монет царской чеканки». Факт преступного изготовления был налицо, Невмятов не запирался. Показал и лабораторию, и станок. Значит, оставалось выяснить, откуда он брал золотые слитки или песок, по каким каналам сбывал фальшивки. Этот пункт казался следователю особенно важным. По первому вопросу следователь не сомневался, что Невмятов выведет его на какое-то неведомое звено приисковых ребят. Откуда иначе могло быть у этого интеллигента в таком количестве золото?
Уже первый допрос поверг следователя в полное недоумение. На вопрос, откуда бралось золото для чеканки монет, Невмятов ответил: «Сам изготовлял». Следователь решил, что Невмятов шутит. Он поднял глаза – Равиль Мансурович смотрел на него серьезно и прямо. Следователь понял, что происходит нечто из ряда вон выходящее и дело перешло в ведение КГБ. В связи с «чрезвычайным характером обвинения» Невмятова перевели в тюрьму КГБ. Допуск к нему закрыли, надзирателям даже не разрешалось с ним разговаривать. На первом допросе в КГБ Равиля Невмятова попытались уличить во лжи.
Следователь: Я получил заключение экспертов, что перевод «жидкого золота» в твердый сплав невозможен ни при каких обстоятельствах. Вы же утверждаете, что сырьем для ваших монет был сплав, полученный именно таким образом. Чем вы объясните это расхождение?
Невмятов: Кто вам сказал, что перевод невозможен? Да, это весьма сложный процесс, но я научился это делать.
Следователь: Для меня это звучит так же, как если бы вы сказали, что изобрели вечный двигатель.
Невмятов: Вечный двигатель невозможен в принципе. А то, что делал я, — реальность. Согласитесь, что в препарате, который получают фарфоровые заводы, есть золото. Пусть немного, но есть. А значит, его оттуда можно извлечь. Это в общих чертах…
Следователь: Вы понимаете, что мы поверим вам только после того, как вы опишете процесс, а возможно, и покажете его в своей лаборатории.
Невмятов: Моя лаборатория разрушена вашими людьми, проводившими обыск.
Следователь: Она не разрушена, опечатана. Если наши следователи разбили что-то из аппаратуры, то мы сумеем все восстановить. Нужны лишь чертежи.
Невмятов: Я придумал этот процесс сам и не собираюсь никому ничего показывать. Судите меня, я полностью признаю свою вину и честно рассказал вам, откуда брал сырье…
Дело было доложено наверх. На совещании у Андропова решили: во что бы то ни стало вырвать у Невмятова секрет превращения «жидкого золота» в сплав. Это было названо «стратегически важной задачей». Следователи взялись за дело с новыми силами. Невмятова запугивали и задабривали, обещали свободу и деньги, стращали вечным заточением в подземном каземате.
Он понимал, что секрет превращения «жидкого золота» — его единственный козырь, и не сдавался. Но следователи пошли по давнему и верному пути — пригрозили арестовать «за соучастие» его супругу и даже старушку-мать. Невмятов сломался, согласился на следственный эксперимент, во время которого после 14 ч работы, получил из бутылки «дулевского коктейля» 6 г чистого золота. Следственный эксперимент сняли на пленку. Больше изобретатель Равиль Невмятов органам КГБ был не нужен и обречен.
Суд над Равилем Невмятовым начался в середине 1983 г. Адвокат приложил все силы, чтобы доказать, что действия его подопечного никак нельзя квалифицировать как «хищение в особо крупных размерах». Равиль Невмятов никогда на Дулевском заводе не работал и оттуда ничего не выносил. Его могли обвинить в соучастии в краже, в скупке краденого, но обвинение упрямо гнуло свою линию — хищение в особо крупных размерах. «Особо крупных», если учесть не количество вынесенных с завода бутылок с «жидким золотом», а количество отчеканенных из этого золота монет.
Адвокат старался напрасно. Помнится, французский физик Луи де Бройль (1892–1987) высказал соображение: «Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения». Изобретательного химика Невмятова расстреляли по приговору Московского областного суда. Да, инквизиция создала первый справедливый суд, но инквизиторы не были ангелами во плоти. Однако строгая процедура инквизиции придавала ему такой авторитет, что в справедливости приговора алхимику усомниться не мог никто.
От злоупотреблений не застрахована ни одна организация. И все же, современным высокопоставленным юристам не следует забывать, что профессия изобретатель неистребима, ибо знание не имеет предела. Никогда не исчезнут люди, обладающие талантом делать новации в областях, далеких от их основного занятия. Изобретателями были и… юристы. Среди них американский адвокат Линкольн — изобрел судно с надувными мехами для прохода над мелью. Английский судья Грове изобрел первый водородно-кислородный топливный элемент. Благосклонен к техническому творчеству был и наш законотворец Михаил Сперанский, разработавший в 1812 г. первый патентный закон России.
____________________________________________________________________________
И сегодня не унимаются отечественные изобретатели–золотоискатели, хотя со времен истории с «жидким золотом» в Дулево прошло 35 лет. Золото не входит в состав обычно употребляемых пищевых продуктов, но обладает специфическим воздействием на организм человека. Карен Тоноян, руководитель ООО «Вкус золота» придумал композицию «Мед с золотом» (пат. RU № 2580961)(по материалам Фонда ВПТБ ФИПС), позволяющую при наружном применении обеспечить эффект омоложения кожи. Ученые Ульяновского госуниверситета предложили способ введения наночастиц золота в организм путем местного нанесения на кожу (пат. RU № 2500381).
В АОЗ «Слон» Слотинцев Н.М. и Слотинцева М.Г. разработали технологию получения препарата жидкого золота (пат. RU № 2096392), применяемого для раскраски фарфоровофаянсовых изделий. Эффект заключается в повышении концентрации по золоту полученного харца (63–68 %) и увеличении выхода готового препарата (94,2–96 мас.%).
В Забайкальском комплексном НИИ (г. Чита) разработана технология и устройство для извлечения тонкого свободного золота (пат. RU № 2202634) из руд и россыпей. Ученые ЗАО «Полиметалл Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) запатентовали способ извлечения золота из окисленных глинистых золотосодержащих руд (пат RU № 2430170). ОАО «Уралкалий» получило патенты (пат .RU № 2109827 и № 2157855) на способ извлечения золота из золотосодержащих калийных удобрений. Не обделен вниманием и цинк. Изобретатели АО «Красноярский завод цветных металлов» предложили метод извлечения золота из золотосодержащего цинкового осадка (пат .RU № 2094507).
Внимание женщин-изобретателей обращено на определение золота в отходах электронной техники (пат. RU № 2464546 получен Светланой Усенко из «РФЯЦВНИИЭФ», г. Саров) и метод его извлечения (пат. RU № 2432408 получен Любовью Денисовой из «Сибирского федерального университета», г. Красноярск).
____________________________________________________________________________
Считается, что одним из самых заветных желаний любого человека является возможность пожить как в сказке, в золотой комнате, поспать на кровати из чистого золота, покупаться в ванной из золота и есть из золотой посуды… К этому издревле стремились цари, короли и все самые богатые люди, об этом многие продолжают мечтать и в наше время.
Гонконгские дизайнеры под руководством местного олигарха Лам Сайвина воплотили эту фантазию в реальность и создали один из самых роскошных отелей, сделанный из… золота. В своих интервью местной прессе Лам Сайвин признался, что вдохновением для данного проекта послужила мечта китайского императора династии Хань, который обещал выстроить дворец из чистого золота для своей любимой жены.
В заключение сообщим о современной «Золотой маске» из чистого 24-каратного золота (золота высшей пробы) без каких-либо примесей, которая замедляет старение кожи. Изучив древние письмена, в которых упоминалось о чудодейственных свойствах солнечного металла и легендарной Золотой маске египетской царицы, ученые несколько лет проводили исследования возможностей использования золота в косметических целях. И, собрав воедино новейшие разработки в сфере нанотехнологий и исключительные свойства драгоценного металла, японские косметологи предложили революционный метод омоложения — золототерапию. Инновационное открытие запатентовано, протестировано и сертифицировано.
Материалы же об орехово-зуевском неординарном уголовном деле имеются в документальном фонде Центрального музея МВД России. А о знаменитой золотой маске Тутанхамона, представленной в начале статьи, надо сказать, ее тоже пытались похитить в 1978 г. из Каирского музея — 10,5 кг чистого золота и лазурита. Преступление было раскрыто, но наказать преступников не удалось. Двое внезапно умерли еще до ареста, а еще трое — в тюрьме. Лишь одному удалось выйти на свободу, но и он долго не протянул. Вскоре после освобождения его обезображенный труп был найден в дешевой гостинице. Рядом нашли записку, начинающуюся так: «Проклятие настигло меня». Графологическая экспертиза не проводилась, поэтому выяснить, кто именно написал эти строчки, невозможно, но характер ран на теле ясно давал понять: несчастный умер насильственной смертью. Убийцу так и не нашли.
Золотая маска Тутанхамона. Каирский музей. «Золото ослепительно блестело, скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской... Лицо ее было сделано из чистого золота, глаза — из арагонита и обсидиана, брови и веки — из стекла цвета лазурита.
Это лицо напоминало своей неподвижностью маску, и в то же время оно было словно живое». Это описание золотой маски, покрывавшей мумию фараона Тутанхамона, принадлежит перу Курта Керама, автору «романа археологии», интереснейшей книги «Боги, гробницы, ученые», повествующей о великих открытиях археологов.
ИННОВАЦИОННЫЙ ДЕТЕКТИВ
Золото как никакой другой металл во всемирной истории не обладал столь магической притягательной силой. Мерцающий блеск золота возбуждал людскую алчность, манил вдаль бесчисленных искателей приключений и нередко являлся поводом кровавых захватнических войн. Причина притягательной силы золота — в его необычных свойствах: химической стойкости, высокой плотности, легкости обработки при изготовлении предметов украшения и культа. Обладание золотом было преимущественным правом немногих. Золото стало синонимом богатства и власти. Эту свою функцию оно сохранило до нашего времени. В современном мировом хозяйстве золото, как и прежде, играет преобладающую роль в качестве валютной основы.Когда где-нибудь открывали месторождение золота, то множество искателей приключений сразу отправлялись туда в поисках драгоценного металла. Так в 1848 г. произошло событие: человек по имени Джон Саттер строил водяную мельницу в Калифорнии. Его работник, Джеймс Маршалл заметил странные желтые искры между камней на дне ручья. Эти мелкие желтые частички оказались золотом. Новость о находке быстро распространилась, что стало началом знаменитой золотой лихорадки 1848 года.
История возникновения и развития золотопромышленности на Урале представлена в трудах Александра Смолина, специалиста в области геологии месторождений золота и редких металлов.
В земле запасы золота крайне ограничены. Для его получения алхимикам был нужен «философский камень».
Философский камень - Лат. lapis philosophorum — он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото.
Философский камень, за которым веками охотились алхимики, пытаясь создать его в тайных лабораториях, впервые упомянул в своих трудах живший в Александрии около 300 г. мудрец Зосима Панополитанский. Он оставил после себя многочисленные трактаты, в которых изложил основы химии. Он одним из первых употребил название этой науки, охарактеризовав ее как «священное тайное искусство». Зосима был уверен, что философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото и серебро, — это не выдумка, а реальность. Вслед за ним в это поверили десятки и сотни людей по всему миру. Выдающийся английский философ, монах францисканского ордена Роджер Бэкон, алхимик и автор книги «Зеркало алхимии» провел в церковной темнице долгие 15 лет. По Р. Бэкону 1-го грамма философского камня было довольно для перевоплощения 1 тыс. кг дешевеньких металлов в золото. Основными металлами для получения золота являлись ртуть и медь.
Шотландский дворянин Сетоний в 1602 г. совершил в Голландии ряд удачных трансмутаций. Это принесло ему славу, и несколько лет спустя он оказался в Страсбурге, где поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгофера, которому оставил немного философского камня. Император Рудольф II пригласил Гюстенгофера в Прагу. Но философский камень, оставленный Сетонием, скоро был израсходован, и неудачному «трансмутатору», не умевшему изготовлять золото, пришлось умереть в тюрьме. Самого Сетония судьба занесла в Саксонию, где его заточили в темницу. Несмотря на неимоверные пытки, доведшие его до смерти, алхимик упорно хранил свою тайну.
Саксонский курфюрст Август Сильный упрятал за решетку алхимика Иоганна Бёттгера, пообещав, что тот обретет свободу, только если добудет для него золото. Несчастный узник пытался создать искусственное золото и так и сяк, но потерпел фиаско. Зато случайно раскрыл тайну китайского фарфора, которая оказалась дороже золота.
9 декабря 1854 г. в одной из лейпцигских газет появилось сенсационное сообщение: некий француз по имени Теодор Тиффро получил искусственное золото. Изумлению читателей не было предела, тем более что исследователь предлагал делать золото из серебра при помощи... солнечных лучей.
Однажды, путешествуя по Мексике, Тиффро услышал от местных рудокопов интересное предание: если найденную серебряную жилу не разрабатывать сразу, а выдержать на солнце несколько лет, то постепенно серебро «дозреет» и превратится в чистейшее золото. Француз тут же провел серию опытов с серебром из рудников Гвадалахары — и получил-таки несколько граммов драгоценного металла. Но сенсация не переросла в научное открытие: как ни старался Тиффро, повторить результат опыта под не менее жаркими лучами солнца во Франции ему так и не удалось. А серебро Мексики, скорее всего, содержало примесь золота, которое и выделил незадачливый ученый.
В 20-х годах XIX столетия исследовательница из Румынии Стефания Марацинеану объявила научному сообществу о своем открытии радиоактивности свинца, возникающей под действием солнечного света. Более того, анализ образцов свинцовой черепицы, взятой со старинной кровли парижской обсерватории, показал наличие в свинце ртути и золота. И ученые Радиевого института Марии Кюри, пригласившие Стефанию на место ассистента, и физики других стран Европы на короткий срок обрели надежду. Многие бросились добывать образцы для повторных анализов — дома со старыми свинцовыми крышами оказались под угрозой... Но все напрасно. Вновь сказался пресловутый «эффект грязи» — примеси неизбежно присутствуют в любом металле, и румынская исследовательница, как и Тиффро, выделила из свинцовой черепицы примесь золота.
Многое пришлось пережить немцу Адольфу Мите из-за своего открытия: большая фотография на первой полосе газеты с подписью «Алхимик», неожиданно обнаруженные «странности» в его характере, внимание иностранных разведок. Способ получения золота из ртути он открыл случайно, между делом, ставя эксперименты по окрашиванию минералов ультрафиолетовыми лучами (опять солнце!). Для своих опытов он использовал обыкновенную ртутную лампу. Когда налет, образовавшийся на стекле лампы, стал мешать работе, Мите почистил ее, а вещество подверг анализу. Результат был шокирующим — в ламповой «копоти» присутствовало золото!
Открытый Мите эффект являлся, по всей видимости, лишь еще одним способом выделения примесей (в том числе и золота) из ртути.
___________________________________________________________________________
10 рублей, 1904 г.
Мечты и чаяния средневековых алхимиков воплотил в жизнь Равиль Невмятов. Дело было в том, что Равиль Мансурович научился добывать презренный металл из препарата «жидкое золото», которым на Дулевском фарфоровом заводе обрабатывали тарелочки и кофейнички. В телепрограмме «Следствие вели... с Леонидом Каневским» автор повествует: Вторая половина 70-х годов. В руки сотрудников милиции и КГБ попадают несколько самодельных золотых монет. Кто же их изготовил? Правда становится шоком для всех. Кустарь-одиночка, простой служащий Равиль Невмятов разработал химический процесс, позволяющий получить чистое золото из «жидкого золота». Итогом стало беспрецедентное по масштабам уголовное дело. Что же делать с советским «левшой»? Этот вопрос решался на секретном заседании Политбюро ЦК КПСС...
Поначалу Равиля Невмятова должны были судить за мошенничество. А потом статью изменили на хищение в особо крупных размерах. Наиболее важное событие, происшедшее между задержанием Равиля Невмятова и предъявлением ему официального и окончательного обвинения — это заседание у председателя КГБ Юрия Андропова, на котором обсуждался арест Равиля Невмятова. А потом заседание Политбюро.
Дело Равиля Невмятова передали из МВД в КГБ в связи с «чрезвычайным характером обвинения, предъявленного обвиняемому». Впрочем, прекратим интриговать читателя и объяснимся. На Дулевском фарфоровом заводе заканчивался обычный рабочий день. Художница завода Марина Стебелькова покинула свое рабочее место и наблюдала за небольшой комнаткой, которую здесь называли «складешником» — хранилище различных составов, которыми пользовались художники для окраски готовых изделий. Заведовала «складешником» Лизавета Баранова. В пять часов в буфете завода должны были «давать» импортных кур, и Стебелькова выжидала момент, когда Баранова начнет искать кого-нибудь подежурить в «складешнике». Наконец время пришло. Стебелькова вышла из-за колонны и пошла мимо комнатки Барановой.
— Марин, — окликнула ее Баранова. — Ты сильно занята?
— Не очень, — равнодушно пожала плечами Стебелькова.
— Подежурь в «складешнике», я сбегаю за курой.
— Давай, — согласилась Стебелькова и вошла в «складешник».
— Я мигом. — Баранова протянула ей ключ от ларя с инструментами. — На всякий случай держи. Только пусть расписываются за то, что берут…
Оставшись одна, Стебелькова прикрыла дверь «складешника». Достала из-под ватника две поллитровки из-под пива и подошла к бочке. Подставив бутылку под кран, она повернула рычажок, и из бочки потекла густая светло-коричневая жидкость. Когда она наполняла вторую, дверь открылась. На пороге стояла соседка Стебельковой по цеху Надя Брюганова. Она поставила на стол глубокую плошку.
— Налей мне тоже, — попросила она и присела к столу. — Ты чего в бутылку наливаешь? Неудобно ведь работать.
— А я чтобы каждую минуту в «складешник» не бегать.
Она наполнила плошку подруги густой жидкостью и села к столу ждать Баранову. Две полные бутылки Марина спрятала под ватником. Вечером того же дня бутылки из-под пива с густой светло-коричневой жидкостью Стебелькова передала Равилю Невмятову.
— Проблемы, Равиль Мансурович, — сказала она. — Баранова ругается. Много, говорит, «золота» тратите… Она выжидающе замолчала.
— Хорошо, — кивнул Невмятов. — Заплачу по 250 за каждую бутылку. Договорились?
— Конечно, Равиль Мансурович, — обрадовалась Стебелькова. Невмятов тут же отсчитал ей в руку три с половиной месячные зарплаты художницы Дулевского фарфорового завода.
В середине 70–х годов прошлого века на Дулёвском фарфоровом заводе было принято решение увеличить спрос на продукции. Для этого ее надлежало орнаментировать жидким золотом. Была разработана весьма эффективная технология применения драгметалла. Благодаря тому, что на тот момент никакой стратегической ценности жидкое золото не представляло (секрет его превращения в сплав не был найден на тот момент ни в СССР, ни за рубежом), на завод оно потекло рекой.
Дулёвский фарфор
Крупнейшее российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в г. Ликино-Дулёво Московской области. Изделия завода отмечены Большими золотыми медалями на «ЭКСПО1937» в Париже и «ЭКСПО1958» в Брюссель.
Препараты жидкого золота применяются на заводе для различных видов художественного оформления изделий — отводки, пестрения, живописных работ и др. Препараты должны содержать 10–15 % металлического золота, не растекаться при нанесении на изделия кистью и пером и высыхать на изделиях через 12–15 минут при комнатной температуре. Изделия с золотом обжигаются при температуре не выше 760–810 °С, иначе препарат выгорает.
...Препарат «жидкого золота», поступающий на Дулёвский завод, хранился в лаборатории спецпрепаратов без какого-либо особого режима и даже без обученной и вооруженной охраны. Просто способы превращения «жидкого золота» в твердый сплав не были известны современной науке, и потому руководство завода понимало, что злоумышленник скорее посягнет на заводской бензин, чем на жидкий препарат, называемый «золотом».
Уникальный инженер, конструктор и изобретатель по призванию и таланту, умелец Равиль Невмятов нашел возможность превращать жидкость в сплав. В своей химической лаборатории, оборудованной в сарае, из каждой бутылки вынесенного «жидкого золота» он добывал от 12 до 17 г твердого золота. Таким образом, уплатив художнице Стебелькой от 150 до 250 руб. за бутылку, Невмятов получал золота на сумму от полутора до двух с половиной тысяч рублей. При этом количество сырья было не ограничено. Невмятову казалось, что его золотая жила не иссякнет никогда. Ведь «жидкое золото» тратилось бесконтрольно, никому и в голову не придет, что его можно воровать.
Сначала золотишко большими и малыми партиями расходилось по частным клиентам — от дантистов до изготовителей ювелирных украшений. Постоянным покупателям предлагались скидки. Затем судьба свела подпольного цеховика с местным живописцем, который, «оттянув» очередной срок, трудился в межрайонной художественно-производственной мастерской. Рецидивистуголовник Юрий Нечудов оказался не только профессиональным художником, но и талантливым изобретателем.
Удостоверившись, что принят в долю, бывший зэк «раскололся» и поведал, что давно уже разработал свой собственный электрогальванический способ изготовления матриц и форм для штамповки дореволюционных червонцев. А для организации непрерывного процесса нужно только обзавестись необходимым оборудованием. Сообразив, что новая производственная линия по чеканке червонцев может себя быстро окупить, Невмятов капиталов не пожалел. А для образцов не поскупился своими личными царскими червонцами десятирублевого достоинства.
Пока Нечудов мудрил над созданием малогабаритного пресса для получения оттисков с матриц, Невмятов нанес визит к строителям, у которых купил пистолет для забивания дюбелей. Затем пистолет переоборудовал в миниатюрный пресс. Строительный патрон взрывной волной приводил в движение поршень, который ударял в матрицу — и одна сторона монеты была готова. Также наносился оттиск оригинала и с другой стороны.
Оставалось решить последнюю проблему, как наносить гуртовую надпись на ребро монет. Не без помощи слесаря-универсала с механического завода за незначительный гонорар было изготовлено специальное приспособление в виде обжимных колец. Текст на кольцах пришлось гравировать самому Нечудову. Но, как оказалось в процессе эксперимента, надпись на гурте монеты выдавливаться никак не хотела. Но изобретатель был неудержим на выдумки и вскоре сконструировал новое приспособление, которое в этот раз уже накатывало шрифт на гурт монеты. Первые испытания завершились успешно.
С помощью пиропроцесса штамповали николаевские червонцы. Случалось, особо бдительные покупатели и щепетильные коллекционеры уличали цеховиков в жульничестве, разгорался скандал, и выручку приходилось возвращать. Стало понятным, что в технологии производства нумизматических денег с помощью строительного патрона было несколько существенных недоработок. Началась работа над совершенствованием прессовочной установки. На этот раз за основу был взят принцип теплового расширения металла. Когда приготовили чертежи, на одном из предприятий заказали детали и узлы для нового аппарата. Испытания проводили в гараже Невмятова. Конструкцию усовершенствовали домкратом. Но на этот раз «изобретатель» ошибся в расчетах, и в гаражной лаборатории от разорвавшейся втулки Равиль Невмятов получил ранение руки.
Изобретатели не унывали и руки не опустили. Наоборот, пришли к мнению, что надо проектировать один, но мощный гидравлический механизм. Над чертежами работали вместе. Отнесли их все тому же заводскому умельцу, который опять постарался на славу. Пробная партия монет превзошла все ожидания; даже самому щепетильному коллекционеру не удалось бы отличить подлинный николаевский червонец от орехово-зуевского. За два с половиной года подпольщики изготовили 1494 поддельных червонца и, ради интереса, одну золотую пятирублевку.
Двенадцатого июля 1980 г. сотрудники московской милиции передали в КГБ 94 золотые десятки царской чеканки, которые пытался реализовать известный в столице валютчик Петр Самсонов. Его взяли с поличным, отпирался он недолго. Сообщил, что «товар» привезли из Саратова, назвал несколько фамилий, и дело завертелось. Десятки были переданы на экспертизу – они оказались подделкой. Заключение экспертов поразило даже видавших виды следователей.
Получив заключение, следователи перевели дело на совершенно другие рельсы. В ходе многочасовых обсуждений опытные следователи выработали психологический портрет преступника. Это — интеллигентный человек, несомненно, имеющий или имевший отношение к химии, которому торговля монетами представляется более безопасным делом, нежели торговля слитками или золотым песком. По всей вероятности, он организовал дома миниатюрное производство, где и чеканит царские червонцы.
А что нужно для такой лаборатории? Для изготовления пресс-форм? Для проведения анализов? Оборудование. Стекло. Металл. И КГБ решил ловить неведомого «интеллигента-химика» с другой стороны, с той, с которой он ни в коем случае не ожидает подвоха. Специальные указания были направлены отделам КГБ по всей стране. Наблюдать и сообщать о каждом хищении химических препаратов, металла, химической посуды и тому подобного.
Попался Невмятов на металлическом рычаге, который заказал для своего аппарата на одном из заводов. Надо сказать, что аппарат для чеканки монет Равиль Невмятов сконструировал сам, по собственным чертежам. Это была уникальная машина, одновременно простая и быстродействующая. Она не потребляла электроэнергию, и, значит, как казалось Невмятову, засечь ее работу в подвале дома невозможно. Вышли на него просто. Слесарь завода «Калибр» задержался после смены, чтобы выточить по заказу Невмятова «левый» рычаг, вместо треснувшего чугунного. Слесаря взяли. Доложили куратору КГБ. Дальше все пошло по простой схеме. Допрос. Признание. Обыск у Невмятова, проведенный милицией…
В марте 1981 г. Равиль Невмятов оказался в следственном изоляторе МВД. Следователю не пришлось особенно ломать голову, составляя план расследования дела «об изготовлении фальшивых золотых монет царской чеканки». Факт преступного изготовления был налицо, Невмятов не запирался. Показал и лабораторию, и станок. Значит, оставалось выяснить, откуда он брал золотые слитки или песок, по каким каналам сбывал фальшивки. Этот пункт казался следователю особенно важным. По первому вопросу следователь не сомневался, что Невмятов выведет его на какое-то неведомое звено приисковых ребят. Откуда иначе могло быть у этого интеллигента в таком количестве золото?
Уже первый допрос поверг следователя в полное недоумение. На вопрос, откуда бралось золото для чеканки монет, Невмятов ответил: «Сам изготовлял». Следователь решил, что Невмятов шутит. Он поднял глаза – Равиль Мансурович смотрел на него серьезно и прямо. Следователь понял, что происходит нечто из ряда вон выходящее и дело перешло в ведение КГБ. В связи с «чрезвычайным характером обвинения» Невмятова перевели в тюрьму КГБ. Допуск к нему закрыли, надзирателям даже не разрешалось с ним разговаривать. На первом допросе в КГБ Равиля Невмятова попытались уличить во лжи.
Следователь: Я получил заключение экспертов, что перевод «жидкого золота» в твердый сплав невозможен ни при каких обстоятельствах. Вы же утверждаете, что сырьем для ваших монет был сплав, полученный именно таким образом. Чем вы объясните это расхождение?
Невмятов: Кто вам сказал, что перевод невозможен? Да, это весьма сложный процесс, но я научился это делать.
Следователь: Для меня это звучит так же, как если бы вы сказали, что изобрели вечный двигатель.
Невмятов: Вечный двигатель невозможен в принципе. А то, что делал я, — реальность. Согласитесь, что в препарате, который получают фарфоровые заводы, есть золото. Пусть немного, но есть. А значит, его оттуда можно извлечь. Это в общих чертах…
Следователь: Вы понимаете, что мы поверим вам только после того, как вы опишете процесс, а возможно, и покажете его в своей лаборатории.
Невмятов: Моя лаборатория разрушена вашими людьми, проводившими обыск.
Следователь: Она не разрушена, опечатана. Если наши следователи разбили что-то из аппаратуры, то мы сумеем все восстановить. Нужны лишь чертежи.
Невмятов: Я придумал этот процесс сам и не собираюсь никому ничего показывать. Судите меня, я полностью признаю свою вину и честно рассказал вам, откуда брал сырье…
Дело было доложено наверх. На совещании у Андропова решили: во что бы то ни стало вырвать у Невмятова секрет превращения «жидкого золота» в сплав. Это было названо «стратегически важной задачей». Следователи взялись за дело с новыми силами. Невмятова запугивали и задабривали, обещали свободу и деньги, стращали вечным заточением в подземном каземате.
Он понимал, что секрет превращения «жидкого золота» — его единственный козырь, и не сдавался. Но следователи пошли по давнему и верному пути — пригрозили арестовать «за соучастие» его супругу и даже старушку-мать. Невмятов сломался, согласился на следственный эксперимент, во время которого после 14 ч работы, получил из бутылки «дулевского коктейля» 6 г чистого золота. Следственный эксперимент сняли на пленку. Больше изобретатель Равиль Невмятов органам КГБ был не нужен и обречен.
Суд над Равилем Невмятовым начался в середине 1983 г. Адвокат приложил все силы, чтобы доказать, что действия его подопечного никак нельзя квалифицировать как «хищение в особо крупных размерах». Равиль Невмятов никогда на Дулевском заводе не работал и оттуда ничего не выносил. Его могли обвинить в соучастии в краже, в скупке краденого, но обвинение упрямо гнуло свою линию — хищение в особо крупных размерах. «Особо крупных», если учесть не количество вынесенных с завода бутылок с «жидким золотом», а количество отчеканенных из этого золота монет.
Адвокат старался напрасно. Помнится, французский физик Луи де Бройль (1892–1987) высказал соображение: «Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения». Изобретательного химика Невмятова расстреляли по приговору Московского областного суда. Да, инквизиция создала первый справедливый суд, но инквизиторы не были ангелами во плоти. Однако строгая процедура инквизиции придавала ему такой авторитет, что в справедливости приговора алхимику усомниться не мог никто.
От злоупотреблений не застрахована ни одна организация. И все же, современным высокопоставленным юристам не следует забывать, что профессия изобретатель неистребима, ибо знание не имеет предела. Никогда не исчезнут люди, обладающие талантом делать новации в областях, далеких от их основного занятия. Изобретателями были и… юристы. Среди них американский адвокат Линкольн — изобрел судно с надувными мехами для прохода над мелью. Английский судья Грове изобрел первый водородно-кислородный топливный элемент. Благосклонен к техническому творчеству был и наш законотворец Михаил Сперанский, разработавший в 1812 г. первый патентный закон России.
____________________________________________________________________________
И сегодня не унимаются отечественные изобретатели–золотоискатели, хотя со времен истории с «жидким золотом» в Дулево прошло 35 лет. Золото не входит в состав обычно употребляемых пищевых продуктов, но обладает специфическим воздействием на организм человека. Карен Тоноян, руководитель ООО «Вкус золота» придумал композицию «Мед с золотом» (пат. RU № 2580961)(по материалам Фонда ВПТБ ФИПС), позволяющую при наружном применении обеспечить эффект омоложения кожи. Ученые Ульяновского госуниверситета предложили способ введения наночастиц золота в организм путем местного нанесения на кожу (пат. RU № 2500381).
В АОЗ «Слон» Слотинцев Н.М. и Слотинцева М.Г. разработали технологию получения препарата жидкого золота (пат. RU № 2096392), применяемого для раскраски фарфоровофаянсовых изделий. Эффект заключается в повышении концентрации по золоту полученного харца (63–68 %) и увеличении выхода готового препарата (94,2–96 мас.%).
В Забайкальском комплексном НИИ (г. Чита) разработана технология и устройство для извлечения тонкого свободного золота (пат. RU № 2202634) из руд и россыпей. Ученые ЗАО «Полиметалл Инжиниринг» (г. Санкт-Петербург) запатентовали способ извлечения золота из окисленных глинистых золотосодержащих руд (пат RU № 2430170). ОАО «Уралкалий» получило патенты (пат .RU № 2109827 и № 2157855) на способ извлечения золота из золотосодержащих калийных удобрений. Не обделен вниманием и цинк. Изобретатели АО «Красноярский завод цветных металлов» предложили метод извлечения золота из золотосодержащего цинкового осадка (пат .RU № 2094507).
Внимание женщин-изобретателей обращено на определение золота в отходах электронной техники (пат. RU № 2464546 получен Светланой Усенко из «РФЯЦВНИИЭФ», г. Саров) и метод его извлечения (пат. RU № 2432408 получен Любовью Денисовой из «Сибирского федерального университета», г. Красноярск).
____________________________________________________________________________
Считается, что одним из самых заветных желаний любого человека является возможность пожить как в сказке, в золотой комнате, поспать на кровати из чистого золота, покупаться в ванной из золота и есть из золотой посуды… К этому издревле стремились цари, короли и все самые богатые люди, об этом многие продолжают мечтать и в наше время.
Гонконгские дизайнеры под руководством местного олигарха Лам Сайвина воплотили эту фантазию в реальность и создали один из самых роскошных отелей, сделанный из… золота. В своих интервью местной прессе Лам Сайвин признался, что вдохновением для данного проекта послужила мечта китайского императора династии Хань, который обещал выстроить дворец из чистого золота для своей любимой жены.
В заключение сообщим о современной «Золотой маске» из чистого 24-каратного золота (золота высшей пробы) без каких-либо примесей, которая замедляет старение кожи. Изучив древние письмена, в которых упоминалось о чудодейственных свойствах солнечного металла и легендарной Золотой маске египетской царицы, ученые несколько лет проводили исследования возможностей использования золота в косметических целях. И, собрав воедино новейшие разработки в сфере нанотехнологий и исключительные свойства драгоценного металла, японские косметологи предложили революционный метод омоложения — золототерапию. Инновационное открытие запатентовано, протестировано и сертифицировано.
Материалы же об орехово-зуевском неординарном уголовном деле имеются в документальном фонде Центрального музея МВД России. А о знаменитой золотой маске Тутанхамона, представленной в начале статьи, надо сказать, ее тоже пытались похитить в 1978 г. из Каирского музея — 10,5 кг чистого золота и лазурита. Преступление было раскрыто, но наказать преступников не удалось. Двое внезапно умерли еще до ареста, а еще трое — в тюрьме. Лишь одному удалось выйти на свободу, но и он долго не протянул. Вскоре после освобождения его обезображенный труп был найден в дешевой гостинице. Рядом нашли записку, начинающуюся так: «Проклятие настигло меня». Графологическая экспертиза не проводилась, поэтому выяснить, кто именно написал эти строчки, невозможно, но характер ран на теле ясно давал понять: несчастный умер насильственной смертью. Убийцу так и не нашли.
1. Солкин В. Тутанхамон. / Древний Египет. Энциклопедия. — М., 2005.
2. Смолин А. Самородки золота Урала. Недра. — М., 1970.
3. Спицына А. Сказ о дулёвском фарфоре. Московский рабочий. — М., 1975.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.
2. Смолин А. Самородки золота Урала. Недра. — М., 1970.
3. Спицына А. Сказ о дулёвском фарфоре. Московский рабочий. — М., 1975.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.