Инновационные решения для пылеподавления и стабилизации грунта в горнодобывающей отрасли
0
352
1
0
![Юрий Тарасов.png Юрий Тарасов.png](/upload/medialibrary/ce4/ce497e213440e96d0d609e29833717fc.png)
Строительство новых дорог с твердым покрытием — достаточно сложный и дорогостоящий процесс, который требует специальной производственной инфраструктуры и техники. Грунтовые или щебёночные покрытия имеют очень серьезный недостаток. Это образование большого количества пыли при движении транспорта. Борьба с ней это не только повышение эффективности использования оборудования и техники, но и состояния окружающей среды и здоровья обслуживающего персонала. Основным методом борьбы с пылью на горнодобывающих предприятиях и карьерах, это постоянный полив эксплуатируемых дорог.
Ниже мы опишем новые инновационные методы борьбы с пылью и строительства новых дорог с твердым покрытием, не уступающим бетонным дорогам, но значительно (в разы) дешевле. Кроме того такие дороги не требуют щебеночной подготовки основания и позволяют использовать существующие грунты.
Все нижеописанные концентраты разработаны учеными Брэндонского университета совместно с компанией «Cypher Environmental» (Канада), получили огромное распространение по всему миру, абсолютно безопасны для здоровья человека и природы и позволяют экономить огромные средства, так как очень просты в применении, не требуют специальной техники для нанесения, эффективно устраняя пыль и стабилизируя грунт на долгий срок.
Рис. 1. Образец продуктов хвостохранилищ, обработанных пылеподавляющим средством DSLC
Dust Stop Liquid Concentrate (DSLC)
Dust Stop Liquid Concentrate (DSLC) — высококонцентрированная жидкость на основе сополимеров. Является высокоэффективным средством для подавления пыли на дорогах.Жидкий концентрат разводится водой в соотношении примерно 1:10 и при нанесении на поверхность проникает в глубину и связывает твердые частицы дорожного покрытия, образуя при этом водонепроницаемую и долговечную полимерную пленку. Поверхность устойчива к осадкам и морозу. Для нанесения на поверхность дороги не требуется специального оборудования. Достаточно одной автоцистерны. Стойкость покрытия на дорогах до 1 года. Область применения не ограничивается только пылеподавлением на дорогах. Особенно эффективно применение сополимера для укрепления поверхности хвостохранилищ, терриконов, строительства вертолетных площадок и взлетно-посадочных полос местных аэродромов и т.д.
Рис. 2. Дороги до и после применения Dust Stop
Dust Stop Municipal Blend (DSMB)
Dust Stop Municipal Blend (DSMB) — жидкость для подавления пыли на грунтовых и гравийных дорогах, которая является относительно новой разработкой производителя. Данный препарат является экологически чистым продуктом и состоит из натуральных ингредиентов. Безопасен для природы и человека. Поставляется в 1000-литровых контейнерах. Разводится водой в соотношении 1:7–10 (в зависимости от типа грунта). Для нанесения достаточно автоцистерны. Стойкость покрытия до 1 года. Следующее применение уменьшает расход препарата.Dust Stop Municipal Blend — эффективный продукт для борьбы с пылью на любых грунтовых дорогах или поверхностях, требующих пылеподавления и временной стабилизации грунта, и используется на муниципальных дорогах, второстепенных дорогах, подъездных дорогах, карьерных дорогах, подъездных путях, взлетно-посадочных полосах, вертолетных площадках, автостоянках и в широком спектре других применений, которые требуют пылеподавления или временной стабилизации, таких как хвостохранилища, борьбы с эрозией и ситуации с открытыми перевозками.
Преимущества использования пылеподавляющих средств DSMB/DSLC:
- значительное снижение долгосрочных эксплуатационных расходов;
- значительное снижение частоты грейдирования;
- значительное снижение необходимости полива;
- значительное снижение изнашивания шин автотранспорта;
- экономия топлива из-за улучшенных эксплуатационных характеристик;
- минимальное использование грейдеров и цистерн для полива;
- улучшенная производительность благодаря лучшей видимости, увеличение скорости движения;
- длительный эффект.
Рис. 3. Керны различных дорожных покрытий, обработанных EarthZyme
EarthZyme — стабилизатор грунта
EarthZyme — высококонцентрированная экологически чистая жидкость на основе натуральных ингредиентов. В основном применяется для строительства твердых дорожных покрытий, сопоставимых с бетонным или асфальтовым покрытием. Простота применения и высокая концентрация (при использовании разводится водой в соотношении примерно 1:500), позволяет значительно экономить затраты при строительстве новых дорог на обычных грунтах (без подготовки щебеночного основания). Поставляется в 20-литровых канистрах. Готовое дорожное покрытие влаго- и морозоустойчиво. Стойкость данного препарата более 5 лет в зависимости от интенсивности движения и местных условий. При нанесении на готовую поверхность препарата DSMB эффективность увеличивается. Особые требования: грунт должен содержать не менее 20 % глинистых частиц. Если после анализа грунта концентрация глины меньше, то требуется подсыпка до требуемой нормы.Сферы применения:
- стабилизация грунта на шахтах и карьерных дорогах;
- автодорожные магистрали;
- второстепенные дороги;
- лесозаготовительные дороги;
- взлетно-посадочные полосы;
- вертолетные площадки;
- автостоянки.
Рис. 4. Процесс строительства дороги с применением EarthZyme
«GEOWEB»
Эффективное средство для стабилизации грунта на неустойчивых грунтах, а именно геоячейки, которые ограничивают сдвиг материала. Система геоячеек Geoweb разработана оригинальным разработчиком продуктов стабилизации грунта, американской компанией «Presto Geosystems». Применение несущих геоячеек «GEOWEB» позволяет строить долговечные дороги для тяжёлого транспорта с использованием местных материалов. Не требует дополнительного щебеночного основания.Сферы применения геоячеек:
- дорожное строительство;
- защита склонов насыпей и дамб;
- защита стенок каналов;
- укрепление береговой полосы и т.д.
Рис. 5. Эффект «до» и «после» использования геоячеек на шахте, г. Апатиты
Эффективность применения геоячеек была проверена на участках дорог в шахтах г. Апатиты Мурманской области, где были сложные дорожные условия, а именно, провалы, выбоины и образование колеи. До использования геоячеек в подземных выработках шахт проводились подсыпка и грейдирование дорог не менее 2 раз в неделю. После применения геоячеек эта проблема исчезла, значительно возросла скорость движения транспорта со всеми вытекающими отсюда экономическими выгодами.Компании «Cypher Environmental» и «PrestoGeosystems» представлены в России и СНГ канадской компанией «CanRos Grp Inc». Для получения более подробной информации, консультации, видео- и фотоматериалов, отправьте Ваш запрос по e-mail: info@canros.com.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 4/декабрь 2017 г.