17 июня 2024, Понедельник06:15 МСК
Вход/Регистрация

Недостаток в планировании — планирование недостатков!

А.А. Тимофеев.jpgА.А. Тимофеев — директор по развитию частного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебный центр».





Об авторе

Для начала несколько слов о себе. Профессионально занимаюсь вопросами охраны труда с 2012 г. За это время посчастливилось поработать в ряде крупнейших российских и международных строительных проектов в нефтегазовой отрасли (Бованенково, Харъяга, Сахалин-2, Сабетта, Амурский ГПЗ, Московский НПЗ, Белокаменка и др.), где на различных должностных позициях приобретал опыт, формировал своё мировоззрение к проблемам, связанным с профессиональной деятельностью и достигал успеха в реализации поставленных передо мной задач как со стороны руководства, так и со стороны заказчика.

В этой статье я обращаю внимание читателей на скрытые риски, которые зачастую не принимаются в расчет при работе с персоналом, при планировании работ и обучении работников.

Критическая информация

Во время выполнения трудовых обязанностей работник может столкнутся с такой информацией, которая может ввести его в состояние шока и ступора. Одним из возможных вариантов является происшествие, в результате которого он мог стать очевидцем смертельного несчастного случая, либо же тяжелой травмы сотрудника в непосредственной близости. Такая шоковая критическая информация может ввести человека в психологический ступор, в котором он может совершить цепочку неадекватных действий, что соответственно может привести к необратимым последствиям и другому происшествию. Вероятность такого события относительно невелика. Вторым вариантом получения критической информации работником являются гаджеты, используемые во время работы, управления транспортным средством и нахождением в опасной зоне. На этом варианте я и остановлюсь более подробно.

Для начала приведу два примера организации работы, которые привели к диаметрально противоположным результатам.

Первый пример с международного проекта, на нефтегазодобывающей платформе близ о. Сахалин. Работа персонала была организована таким образом, что перед процессом выполнения производственных задач все свои гаджеты сотрудники убирают в шкаф под ключ до обеденного перерыва или же окончания смены. Однажды произошла следующая ситуация — у работника с внушительным стажем работы в этих условиях, высоким уровнем дисциплины и культуры безопасности произошла семейная трагедия — в результате ДТП погибла супруга. Как близкому родственнику ему стали звонить специализированные службы, а также родственники и друзья. Не дозвонившись до него, начали выходить на стационарный телефон начальника промысла с целью проинформировать руководителей организации о произошедшем. Руководитель пояснил, что по стандарту организации работники не пользуются гаджетами во время выполнения работ и что сотрудник выйдет на связь во время обеденного перерыва. Далее начальник промысла сообщил непосредственному руководителю работника о предстоящем тревожном разговоре с указанием присмотреть за работником и с обеда отправлять домой… В обеденный перерыв все развивалось достаточно предсказуемо. После посещения столовой персонал проследовал к шкафчикам для доступа к своим гаджетам и выходом на сеанс связи с родными в том числе. При включении телефона посыпались десятки смс-уведомлений о пропущенных вызовах и сообщения о трагическом происшествии с его супругой. В результате адекватный человек в отличном расположении духа полностью ушёл в психологический ступор, в результате чего пытался закурить и проследовать в запрещенную для курения зону. Коллеги его подхватили, оказали первичную психологическую поддержку и далее отправили домой. Как итог, в процессе выполнения работ персонал был изолирован от источника опасности, а правильно выставленный барьер в виде контролируемой подачи информации и сопровождения человека в не адекватном состоянии до дома позволили избежать серьезных негативных последствий как для самого работника, так и для всего коллектива промышленного предприятия.

форма.jpg

Во втором случае все было, к сожалению, по-другому. На Ямале произошла следующая ситуация. В тундре бульдозер при движении задним ходом совершил наезд с летальным исходом на механика, который приехал туда на вахтовке, заменил лампочку на фаре и ожидал прибытия за ним транспорта в обратный путь. В ходе осмотра было обнаружено, что звуковая и световая сигнализация бульдозера были исправны, а работник оказался в слепой зоне механизатора, после чего и произошёл роковой наезд. При расследовании было выявлено, что механик был абсолютно трезв, да и суицидальными наклонностями он не страдал. В процессе были изучены последние разговоры по телефону, в результате чего выяснилось, что за несколько минут до происшествия у потерпевшего состоялся разговор с сестрой, которая сообщила, что умерла их мать. Эта критическая информация ввела человека в состояние психологического ступора, и он, не обращая внимания ни на проблесковый маячок, ни на звуковой сигнал заднего хода, угодил под катящийся со скоростью 4 км/ч бульдозер. Вывод — работник оказался не готов остаться один на один с той критической информацией, что ввела его в неадекватное состояние, которое в свою очередь привело к гибели работника. А организационные барьеры не были расставлены для предотвращения подобного происшествия.

Опыт зарубежных компаний показывает, что изолирование работника от источников информации во время выполнения работ, а тем более опасных — это реально действующий барьер. Рекомендую всем вводить подобную практику в организациях.

Уровень подготовки водителей

Напомню, что основная миссия автошколы — повысить уровень грамотности населения в сфере управления дорожным транспортом. Качественное образование заключается в том, что выпускники школы способны самостоятельно принимать правильные решения в дорожных ситуациях любой сложности и минимизировать последствия вероятного нежелательного дорожного происшествия. Одним из условий правильных действий водителя является достаточный уровень знания правил дорожного движения, умение предвидеть действие других участников дорожного движения и полное внимание к процессу управления собственным транспортным средством.

В 1990–2000-е гг. в нашей стране сложилась историческая практика как социальное явление, когда успешные родители дарили на совершеннолетие своим детям автомобильные права без какого бы то ни было обучения. Это был показатель благополучия и достатка. В результате этих процессов в нашем обществе сформировалась абсурдная ситуация, когда водители с внушительным стажем вождения, считающие себя опытными водителями, на практике не знают элементарных правил дорожного движения. Отдельно следует отметить манеру поведения таких водителей на дорогах. При этом не стоит искать злой умысел в их поступках, если можно это объяснить простым невежеством!

Теперь от исторического экскурса перенесёмся к статистической информации ГИБДД России. Так, по данным за 12 месяцев 2022 г., в сравнении водителей с 15–20 летним стажем вождения и водителей с 2–3-летним стажем вождения складывается такая картина: водители с большим стажем вождения «опережают» молодых водителей в тяжких ДТП в 7,5 раз, а в ДТП со смертельным исходом в 9,5 раз. Да, конечно, мы должны в этой разнице учитывать и самоуверенность опытных водителей, но разница слишком велика — статистика говорит сама за себя.

При приеме на работу водителей работодатель часто апеллирует водительским стажем кандидата как единственным критерием отбора, при этом «в слепой зоне» остается реальная квалификация и уровень подготовки данного водителя. Выход из этой ситуации для работодателя — это тестирование кандидата как на знание ПДД, так и на манеру вождения при управлении транспортным средством. Данный опыт уже практикуется в ряде компаний и это приносит свои положительные результаты.

Вводный инструктаж как важнейшая часть обучения персонала

Обучение персонала — залог успеха в вопросе ритмичного функционировании рабочего процесса на любом предприятии.

Согласно ТК РФ ст. 214 Обязанности работодателя в области охраны труда (в редакции ФЗ от 02.07.2021 г. № 311- ФЗ) и постановления правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 о порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, работодатель обязан обеспечить в том числе и обучение по охране труда.

Вводный инструктаж является первой ступенью в этом процессе и, по моему личному мнению, самой важной. К большому сожалению, к этому процессу во многих организациях относятся пренебрежительно, допуская к проведению вводного инструктажа сотрудника, который более нигде «не пригодился» и вряд ли чему-то может научить новый персонал, а то и вовсе проводят вводный инструктаж по формальному принципу. Я лично бывал в ситуациях, когда при прохождении вводного инструктажа заказчика инструктор, узнав о том, что я являюсь руководителем службы ОТ, давал расписаться в журнале вводного инструктажа со словами: «Вы и так все отлично знаете!»

площадка.jpg

При проведении вводного инструктажа стоит обратить внимание на следующие моменты:
  • личность инструктора — это должен быть авторитетный опытный специалист, способный доступно и живо донести необходимую информацию, привести яркие примеры из практики на каждое значимое утверждение и при необходимости обоснованно ответить на вопросы слушателей.
  • условия проведения. Часто в погоне за срочностью вновь прибывший персонал загоняют в помещение, не предназначенное для такого количества слушателей. Теснота и недостаток свежего воздуха вызывают у слушателей непреодолимое желание покинуть это помещение, не говоря уже о качественном усвоении материала. А если они еще и после длительного переезда и/или ожидания на холоде, то в теплом помещении с недостатком свежего воздуха их начнет клонить в сон, причем даже самые ответственные работники с трудом справляются с физиологическими законами. Как рекомендация — постарайтесь предоставить для слушателей такие условия, в которых Вы и сами хотели бы впитать новую и важную информацию. Учитывайте время проведения, адекватный комфорт и психоэмоциональное состояние персонала.
  • перегруз рабочего персонала правовой и нормативной информацией. Не заполняйте вводный инструктаж нормативной и правовой информацией — только тезисы! Рабочие и механизаторы в этот момент будут слышать лишь «мяу-мяу». Следует важные вопросы освещать просто и доступно!
  • раздаточный материал — наличие функциональных памяток. Новый персонал сразу не запомнит много важнейшей информации и контакты дежурных служб, поэтому следует приготовить небольшие памятки с указанием самой необходимой информации для ваших условий производства.
  • актуальность информации. Зачастую инструктор «живет своей жизнью», не выходя на производственную площадку и не посещая производственные совещания с исполнителями и подрядчиками. Это приводит к неактуальности любого, даже самого классного, вводного инструктажа. Следует следить за синхронизацией актуальных проблем производственной площадки с информацией вводного инструктажа.
Рекомендую Вам рассматривать момент проведения вводного инструктажа как уникальную возможность донести кристалл необходимой информации до нового персонала. Это место карантина, где, проведя качественную и плодотворную работу, Вы запускаете на производственную площадку информированный и мотивированный персонал. Насыщенность и продолжительность вводного инструктажа должны быть адекватны уровню развития Вашей организации и потребностям производственной необходимости. Как пример из личного опыта — когда я проводил вводные инструктажи по стандартам одной известной международной компании, их длительность составляла порядка 8 часов и состояла из 145 слайдов презентации.

Ваши цели вводного инструктажа должны быть следующими:
  • положительное знакомство с Вашей компанией — продемонстрируйте привлекательность Вашей компании как для работников и подрядчиков, так и для потенциальных заказчиков; приверженность Вас и руководства компании в соблюдении требований охраны труда; традиции и культура безопасности, развитые на достойном уровне — все это сформирует положительный образ организации.
  • погружение в единое информационное поле позволит персоналу естественно и быстро адаптироваться к сложившимся условиям, правилам и традициям организации. Необходимо создать доверительные рабочие отношения для достижения общих производственных задач.
Не забывайте, что вводный инструктаж — это живой процесс, который должен эволюционировать вместе с развитием самого предприятия.

Развитие и забота о персонале — это прямой путь к развитию и становлению успешной компании. Желаю вам всем успеха и безопасной работы!

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (60)/июнь 2023 г.




Хвостовая пульпа не является отходом производства, поскольку она не выводится из технологического процесса
Взыскание убытков c Минприроды Республики Бурятия и администрации района в связи с невозможностью отработки по выданной лицензии (зона защитных лесов)
Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X