20 апреля 2024, Суббота17:09 МСК
Вход/Регистрация

Сокращение углеродного следа в горнодобывающей и металлургической отрасли: как разработать стратегию и дорожную карту декарбонизации

Все основные отрасли промышленности должны внести свой вклад в снижение выбросов парниковых газов для сокращения воздействия на изменение климата. Для разработки дорожной карты по сокращению выбросов парниковых газов требуется выполнить анализ всех производственных участков на предмет прямых и непрямых выбросов. Сокращение выбросов парниковых газов достигается за счет многочисленных оптимизационных решений и изменений в работе предприятия, и для поиска правильных решений необходим четкий план. Компания Hatch работает с различными заказчиками во всем мире по задачам декарбонизации предприятий и уже разработала проверенные методики для создания дорожных карт, которые приводят к поставленным целям по сокращению выбросов парниковых газов. В настоящей статье компания Hatch объясняет как это работает на примере производства первичного алюминия, но такой же подход может быть применен и в других отраслях, в том числе и в производстве золота.

Ключевые слова: алюминий, декарбонизация, выбросы парниковых газов, снижение выбросов CO2, дорожная карта, стратегия, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, без налога на выбросы углерода. 

Тревор.jpgТревор Бергфельдт (Trevor Bergfeldt) — Глобальный директор Hatch, Декарбонизация и устойчивое развитие.





Стефан.jpgСтефан Брок (Stephan Broek) — Директор Hatch, Инженерные методы и технологии охраны окружающей среды.



 
По мере того как весь мир борется с неоспоримыми последствиями изменения климата, все отрасли промышленности должны внести свой вклад в сокращение выбросов углекислого газа и изменить ход глобального потепления. Для горнодобывающей и металлургической отраслей промышленности, традиционно являющихся крупными энергопотребителями, данная проблема особенно актуальна. И она требует безотлагательного решения. У компаний, которые будут медлить, будет меньше возможностей, а оставшиеся варианты решений будет сложнее реализовать, и, скорее всего, они будут более затратными.

Задача состоит в том, как разработать выполнимый план, который создаст ценность и обеспечит достижение реалистичной цели по сокращению выбросов парниковых газов. Каждый объект уникален, поэтому универсального решения не существует. Ответом является проверенная методология, которая учитывает все особенности объекта, выявляет и оценивает все потенциальные возможности сокращения выбросов и определяет приоритетность решений таким образом, чтобы впоследствии облегчить их реализацию. В конечном итоге результатом является дорожная карта с достижимыми целями, подкрепленная надежными и жизнеспособными проектами.

Дорожная карта декарбонизации

Чтобы помочь нашим Заказчикам разработать стратегии декарбонизации, мы применяем проверенную методологию, построенную на концепции нормированной стоимости сохраненного углерода (LCCC) и кривой затрат на меры снижения удельных выбросов парниковых газов. Этот мощный инструмент позволяет нам определить потенциал снижения выбросов и стоимость каждой возможности, сравнить их с другими проектами и определить приоритетность тех из них, которые станут основой дорожной карты.

rjvgfc.jpg

Далее приведено описание методологии на примере алюминиевого завода; однако эта методология также успешно применялась на производстве по переработке глинозема и на других металлургических предприятиях по производству цветных металлов, в плавильных цехах и на сталелитейных комбинатах.

Определение возможностей
Первым шагом является тщательный анализ объектов для определения границ проекта. Когда объединенная команда специалистов изучает объект, задаются три вопроса: как можно оптимизировать или изменить существующий технологический процесс; какие другие технологии можно применить и какие технологии очистки в конце производственного цикла могут быть использованы? Для определения и оценки возможностей требуется глубокое понимание вопроса. Некоторые области исследования требуют специальных знаний в зависимости от требований, существующих в той или иной отрасли, например, в выплавке алюминия или производстве электроэнергии.

Оценка и обоснование стоимости
На первоначальном этапе рассчитывается потенциал сокращения выбросов парниковых газов, после чего выполняется укрупненная оценка капитальных и эксплуатационных затрат. Определяется несколько возможностей для различных участков предприятия и укрупненно оценивается объем работ, чтобы определить, что требуется для реализации изменений, включая сопутствующие расходы. Смета включает в себя основные статьи затрат от поставщиков, инженеров, строителей и заказчика.

Выбор возможностей
На первоначальном этапе инициативы сопоставляются с конкретными источниками выбросов и оцениваются с учетом возникающих препятствий и рисков на пути их реализации. При этом такое сопоставление следует проделывать для всех возможных вариантов: только те возможности, которые прошли такую оценку, переходят на следующий этап.

Концепция нормированной стоимости сохраненного углерода (LCCC)
Для учета как капитальных, так и эксплуатационных затрат в оценке возможностей сокращения выбросов выполняется расчет значений LCCC. Данный метод ставит оба параметра в равные условия для определения и приоритизации тех проектов, которые добавляют наибольшую ценность и должны быть реализованы в первую очередь. Расчет LCCC производится с использованием модели дисконтированных денежных потоков с заданными финансовыми критериями, установленными Заказчиком.

Кривая стоимости мер снижения удельных выбросов парниковых газов
После того, как список возможностей сведен к выбору проектов с определенной нормированной стоимостью, такие проекты могут быть рассмотрены вместе на кривой стоимости мер снижения удельных выбросов парниковых газов. Кривая затрат на меры снижения выбросов отображает проекты от самого низкого значения (т.е., которые позволяют сэкономить деньги) до самого высокого показателя в зависимости от объема CO2, которое будет сокращено. Такая кривая дает четкое и наглядное представление о том, какие проекты окажут наибольшее влияние на сокращение выбросов.

Оценка потенциальных проектов
Оценка потенциальных проектов по снижению выбросов является итеративным процессом. Возможно, для достижения целевого показателя на том или ином объекте не будет необходимости реализовывать все проекты: в ходе оценки определяются проекты, которые стоит выбрать, а также изменение уровня сокращения выбросов парниковых газов с течением времени. Окончательный выбор определяет все составляющие элементы дорожной карты декарбонизации.

Дорожная карта декарбонизации
Далее отобранные проекты можно расположить на временной шкале, которая укажет на шаги, которые необходимо предпринять для достижения целевого сокращения выбросов парниковых газов. Данная шкала также показывает структуру инвестиций, требуемых для реализации проектов, препятствия и стимулирующие факторы, которые необходимо отслеживать, а также ключевые точки принятия решений на этом пути. Такая дорожная карта, разработанная на данном этапе, является важным результатом, который может быть доведен до сведения основных заинтересованных сторон.

Дорожная карта является динамичной и итеративной: после реализации проектов выполняется оценка их эффективности, и в зависимости от полученных результатов может потребоваться корректировка дорожной карты путем добавления проектов, которые не были выбраны изначально, или сокращения тех, в которых, возможно, больше нет необходимости.

Реализация проектов

Тщательно выполняя проработку на ранних этапах, мы с большей вероятностью добьемся успеха, когда дело дойдет до реализации. При правильном определении объема работ на этапе разработки можно сразу приступить к реализации проектов с высоким приоритетом. При оперативном утверждении объема работ незамедлительно разрабатывается план реализации проекта, что обеспечивает беспрепятственный процесс реализации с участием Заказчика, инжиниринговой компании и производителя оборудования.

Заключение

Структурированная методология — это лучший способ разработать надежную стратегию декарбонизации, основанную на практически реализуемой дорожной карте. Такой подход позволяет четко определить, выбрать и расставить приоритеты для проектов, которые после реализации помогут организации достичь своих целей по сокращению выбросов парниковых газов. Важным фактором успеха является привлечение людей с глубокими знания ми технологических процессов и реализации проектов: это обеспечивает основу для успеха разработки «дорожной карты» на начальном этапе реализации. Но это только начало. По мере приближения к поставленным целям, процесс, скорее всего, будет запущен вновь с новой, более амбициозной для всех нас целью достижения нулевых выбросов.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (52)/июнь 2021 г.




Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X