13 апреля 2024, Суббота08:53 МСК
Вход/Регистрация

Вне зоны доступа: есть ли замена OEM-запчастям для шламовых насосов

В России более 500 золотодобывающих предприятий. Практически все насосные установки на крупных фабриках России — импортные. С советских времен и до 2022 года в страну завозили тысячи машин иностранного производства для гринфилд и браунфилд проектов. Среди них шламовые насосы Warman (Weir), Krebs (FLS), Metso*. С тех пор как OEM прекратили поставки в Россию, прошел год. Что делать ЗИФам в этой ситуации — закупаться аналогами, везти оригинальные детали с помощью параллельного импорта или полностью менять оборудование?

По материалам пресс-службы компаний

Шламовые насосы — это критически важные узлы, соединяющие разные по типу процессы обогащения и классификации. Их главная особенность заключается в том, что они транспортируют пульпу с твердыми включениями, поэтому части оборудования подвержены сильному износу и требуют постоянной замены.

эксперты.jpg

Алексей Костриков Директор департамента Гидротранспорт «Майнинг Элемент» (слева) 
Дмитрий Калистратов Исполнительный директор компании Nordfelt (справа) 


Сейчас фабрики продолжают потреблять запчасти, которые с прошлого года OEM-компании не поставляют в Россию. Пока предприятия обслуживают оборудование за счет оперативно пополненных запасов в 2022 г. Однако этот ресурс не бесконечен, поэтому отделы закупок активно ищут других поставщиков.

На первый взгляд, ситуация не выглядит безвыходной, особенно для запасных частей к насосам Warman*, бренд концерна WEIR Minerals, который является мировым лидером оборудования для гидросистем. Большинство конструкторской документации деталей этого бренда уже давно скопировано многими китайскими производителями.

метсо.jpg

Даже после ухода европейских поставщиков, на многие тендеры по частям для Warman* заявки подают от 20 до 30 компаний. Большинство из них заявляют о 100 % покрытии потребностей предприятия. Поэтому приобрести альтернативные детали, аналогичные оригинальным, не составляет труда. Тем не менее есть серии, для которых найти комплектующие практически невозможно. В первую очередь это последние разработки: серии WBH, дренажные WBV или насосные системы для водоотлива Multiflo.

метсо2.jpg

«Большинство таких компаний за являют о себе, как о поставщиках, но зачастую это просто перекупщики, где работают от 2 до 10 человек. Их сотрудники даже не понимают, что скрывается за тем или иным артикулом, сколько лопаток у рабочего колеса, какие у него габариты, вес, из какого материала сделана та или иная деталь. Фактически на рынке всего несколько игроков, которые специализируются на производстве комплектующих для насосного оборудования, и «Майнинг Элемент» один из них», — прокомментировал Алексей Костриков, директор департамента Гидротранс порт «Майнинг Элемент», — «У нашей компании есть конструкторский отдел, благодаря чему мы обеспечиваем максимальное покрытие номенклатуры самых популярных брендов шламовых насосов. Например, для оборудования Warman* «Майнинг Элемент» поставляет 90 % запчастей. Производство комплектующих Element® соответствует международным стандартам качества ISO 9001. На производственных площадках работает наш собственный отдел качества. Это одно из самых весомых подтверждений надежности компании на современном рынке».

метсо3.jpg

Дмитрий Калистратов, исполнительный директор компании Nordfelt, поставщика запасных и изнашиваемых частей для горнодобывающих предприятий, согласен с Костриковым. Он рассказал, что даже после ухода OEM-компаний с российского рынка выбор деталей и комплектующих для иностранного оборудования остается большим. Проблема не в количестве предложений, а в их качестве.

«Сейчас поставщиков запчастей на рынке очень много, но в основном нам приходится конкурировать с фирмами-однодневками, которые не понимают специфику продукта и, в принципе, не знакомы с тонкостями подбора частей для оборудования», — прокомментировал эксперт. — «Несмотря на высокую конкуренцию, потенциал для дальнейшей работы огромен. Мы практически каждый день прорабатываем новые форматы сотрудничества с заказчиками».

Цена импортозамещения

Большинство затрат при импортозамещении связаны с технологической оснасткой. Так, «Майнинг Элемент» инвестировал более миллиона долларов в производство оснастки для металлических насосных частей, а бюджет на изготовление пресс-форм для резиновых деталей составил около 500 тыс. долл.

средний.jpg

«Хочется развеять миф о том, что производство частей — это просто и дешево. Данный процесс включает множество этапов, каждый из которых требует вложений. В первую очередь это инжиниринг. Только за 2022 г. у наших коллег из конструкторского отдела было более 50 командировок, а за все время работы около 300. К затратам на сканирование прибавьте операционные затраты на разработку конструкторской и технической документации, расходы на оснастку производства, изготовление частей, механическую обработку и логистику. Это весомые вложения. Чтобы компания окупила производство одной детали, необходимо продать ее от трех до шести раз», — рассказал Алексей Костриков.

Впрочем, прекращение поставок оборудования и запчастей OEM повысило интерес золотодобывающих предприятий к альтернативным поставщикам, поэтому есть вероятность, что масштабы импортозамещения будут расти. По словам Дмитрия Калистратова, в прошлом году объем заказов компании Nordfelt вырос на 300 %.

метсо4.jpg

«Уже несколько лет наша компания развивает складскую программу. Нам понятна потребность каждого клиента, поэтому компания Nordfelt, как никто другой, была готова к изменению ситуации. Мы в кратчайшие сроки перестроили логистические цепочки и перераспределили заказы клиентов, чтобы обеспечить наших заказчиков качественными комплектующими», — рассказал Калистратов. — «За последний год Nordfelt значительно расширил ассортимент деталей. Совместно с инженерами «Майнинг Элемент» наши специалисты сканировали недостающие запасные части практически круглосуточно и размещали заказы под «честное слово», чтобы клиенты получили запчасти вовремя и избежали возможного простоя оборудования. При необходимости оперативной доставки деталей мы привозили брони для дробилок самолётами, только чтобы не остановить работу ЗИФов».

Показательным примером эффективного импортозамещения является история сотрудничества Nordfelt и «Майнинг Элемент» с крупным предприятием на Дальнем Востоке. Если два года назад взаимодействие компаний ограничивалось опытно-промышленными испытаниями, то сегодня поставки деталей Element® закрывают все потребности предприятия в проточных частях для крупных насосов Krebs, компании FLSmidth, которые стоят в цикле измельчения. Кроме того, теперь «Майнинг Элемент» не только поставляет стандартные запчасти к оборудованию, но и реализует на базе заказчика собственные решения. Так, для одного из насосов инженеры компании изменили материал переднего бронедиска, повысив его ходимость в три раза. Также по просьбе клиента увеличен диаметр рабочего колеса, для этого специалисты предварительно рассчитали запас мощности на установленном двигателе, чтобы он не ушел в перегруз.

Качественная замена. Что влияет на эффективность оборудования

При подборе запчастей важную роль играет изучение условий эксплуатации оборудования. Один из последних случаев в практике «Майнинг Элемент» — первые испытания насосных частей Element из коррозионностойкого чугуна. ОПИ проходили на одном из гидрометаллургических комбинатов, который сильно отличается по своей технологии от классических золотоизвлекательных фабрик из-за специфики обогащения упорных руд. Для рабочих условий оборудования характерны повышенная температура и наличие кислот в пульпе.

метсо5.jpg

Части для шламового насоса Warman* — улиту, бронедиск и рабочее колесо, — изготовили из коррозионностойкого чугуна с увеличенным содержанием хрома более 30 %. Материал минимизирует не только механический или абразивный износ, но и имеет высокую эрозионную и термическую стойкость. По результатам опытно-промышленных испытаний наработка проточных частей составила 3865 моточасов, что не уступает показателям OEM-деталей. На момент демонтажа изделий их износ оказался меньше половины технического ресурса.

Если нет запчастей, нужно менять оборудование

Есть ряд брендов насосного оборудования, для которых найти запчасти даже среди альтернативных поставщиков сейчас проблематично. Речь не только о шламовых насосах, но и о водяных, химических, мембранных. Несмотря на то, что последние не подвержены такому сильному износу, как шламовые, рано или поздно придется покупать новые запасные части.

«Последнее время мы получаем заявки от клиентов на части для разных насосов, которые они не смогли найти на российском рынке. В этих списках встречаются детали не только для шламовых, но и для разных водяных насосов Grundfos, WIlo, Toyo, Flygt, перистальтических Bredel, Flowrox, мембранных GEHO, FELUWA, а также части для разного рода задвижек», — прокомментировал Алексей Костриков.

Чтобы «импортозаместить» какую-либо деталь нужно, как минимум, снять замеры, провести сканирование и разработать техническую и конструкторскую документацию. Однако если части нет на складе, придется разбирать действующее оборудование, то есть останавливать работу фабрики. Кроме того, предприятие должно обеспечить поставщику определенный объем, иначе ему просто невыгодно будет брать заказ.

«Если заказчику необходимо заменить одну или несколько небольших деталей, которых нет в нашем ассортименте, мы часто вынуждены отказываться от таких заказов. При маленьких объемах производство новых частей просто не окупится. В этих случаях мы рекомендуем менять агрегат целиком на грамотно подобранный аналог от производителей из Турции, Индии, Китая или советуем клиенту попробовать приобрести детали с помощью параллельного импорта. Однако заказчику нужно быть готовым к кратному росту цены и долгому сроку поставки, поскольку логистическая цепочка сложная», — рассказал эксперт «Майнинг Элемент».

Костриков считает, что в текущих обстоятельствах предприятиям необходимо провести ревизию гидросистем. В первую очередь, стоит проверить насосы, которые непосредственно участвуют в процессе обогащения. Даже если у фабрики на наиболее ответственных позициях есть резервирующие насосы, от которых можно брать запчасти, этот ресурс не бесконечен. Рано или поздно предприятию придется искать комплектующие, а их может не оказаться в ассортименте альтернативных поставщиков частей.

«Заменить все и сразу невозможно. Это заблуждение — думать, что, например, в Китае можно найти что угодно или быстро отсканировать и заказать производство той или иной запчасти. Конечно, со временем отечественные производители расширят ассортимент, «Майнинг Элемент» как раз активно работает в этом направлении. Но, чтобы полностью закрыть потребность предприятий горной промышленности в изнашиваемых частях, нужны годы. Поэтому фабрикам важно оценить предложения по комплектующим на рынке и вовремя заменить оборудование, с обслуживанием которого могут возникнуть сложности. Тем более когда речь идет о таких критически важных системах, как гидротранспорт», — заключил Алексей Костриков.

* Компания «Майнинг Элемент» не является владельцем или представителем указанной марки или бренда.


element
+7 (812) 900-85-70
request@miningelement.com
miningelement.com

Nordfelt
+7 800 333 12 42 (Россия)
info@nordfelt.fi

Больше об эффективных решениях для производства, читайте в соцсетях
@MiningElement

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (59)/март 2023 г.




Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X