Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7555 — надежные высокопроизводительные машины
А.М. Насковец — начальник бюро общей компоновки УГК НТЦ ОАО «БЕЛАЗ»
Машины этого класса используются как технологический транспорт для перевозки горной массы на открытых месторождениях природных ископаемых, при строительстве крупных гидросооружений, карьерах цементных заводов.
Первый 55-тонник был изготовлен в 1993 году. За это время более 3 тыс. карьерных самосвалов были реализованы и успешно эксплуатируются в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
На Рис. 1. который расположен в начале статьи представлен карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-7555 в Монголии.
Сегодня линейка самосвалов серии БЕЛАЗ-7555 представлена шестью модификациями, которые отличаются устанавливаемыми двигателями, конструкцией кузова и другими параметрами. Все модификации карьерного самосвала БЕЛАЗ-7555 оснащаются надежными моторами с большим ресурсом, а также имеют ряд различных опций и специализированных систем, которые делают эксплуатацию машины простой и удобной. Самосвалы изготавливаются в комплектации согласно климатическим условиям эксплуатации и технической спецификации конечного потребителя.
Технические характеристики самосвалов БЕЛАЗ приведены в таблице 1.
Параметры |
БЕЛАЗ-7555В | БЕЛАЗ-7555D | БЕЛАЗ-7555Е | БЕЛАЗ-7555F | БЕЛАЗ-7555H | БЕЛАЗ-7555I |
---|---|---|---|---|---|---|
Грузоподъемность, т | 55 |
60 |
55 |
55 |
60 |
|
Модель двигателя |
Cummins КТТА 19-С |
Cummins QSК 19-С |
Cummins КТТА 19-С |
Liebherr D 9512 |
||
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) |
522 (700) |
559 (750) |
522 (700) |
565 (757) |
||
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин |
2731/1400 |
2731/1400 |
3084/1300 |
2983/1500 |
2731/1400 |
3600/1500 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт.ч |
209 |
209 |
211 |
226 |
209 |
210 |
Уровень выбросов отработавших газов двигателя в соответствии с ЕРА |
— | — | Tier I | Tier III | — | Tier II |
Гидромеханическая передача, количество передач |
ГМП(6+1) | |||||
Геометрический объём кузова, м3 |
22,7 / 50,0 / 28,0 / 22,3 | |||||
Объём кузова с шапкой «2:1» |
33,3 / 57,9 / 37,3 / 35,3 | |||||
Радиус поворота, м |
9 |
|||||
Масса эксплуатационная, кг (комплектация в базовом исполнении) |
40500 |
41500 |
44100 |
40500 |
40500 |
44100 |
Масса полная, кг |
95500 |
96500 |
104100 |
95500 |
104100 |
95500 |
Максимальная скорость, км/ч |
55 |
Сегодня завод БЕЛАЗ представляет самосвалы нового поколения серии БЕЛАЗ-7555 — БЕЛАЗ-7555H и БЕЛАЗ-7555I, которые характеризуются инновационными решениями, улучшающими эксплуатационную привлекательность машин по ряду узлов и систем.
Рис. 2. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7555H
Для БЕЛАЗ-7555I:
- современный двигатель с электронной системой управления фирмы Liebherr D9512 A7 мощностью 757 л.с.;
- гидромеханическая трансмиссия с коробкой передач производства ОАО «БЕЛАЗ» с шестью ступенями переднего хода и одной ступенью заднего хода, и системой автоматического управления гидромеханической передачей (САУ ГМП);
- объединенная гидросистема для рулевого управления, управления тормозными системами и опрокидывающего механизма;
- новая кабина повышенной комфортабельности и улучшенной обзорности с информационным жидкокристаллическим дисплеем на панели приборов, улучшенными обивочными и изоляционными материалами;
- многодисковые маслоохлаждаемые тормоза (ММОТ), которые обеспечивают:
- повышение производительности самосвала;
- увеличение среднетехнической скорости и улучшение удобства управления для водителя;
- cнижение трудоемкости технического обслуживания ориентировочно на 240 часов (за счет увеличения ресурса тормозных фрикционных материалов).
Как показал опыт эксплуатации самосвалов с многодисковыми маслоохлаждаемыми тормозами, плановая замена тормозных дисков и уплотнений ММОТ на заднем мосту предусмотрена при 300– 350 тыс. км пробега.
Рис. 3. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7555В в карьере АО ХК «СДС-Уголь» (Российская Федерация)
Для БЕЛАЗ-7555Н:
- современная автоматическая гидромеханическая передача планетарного типа производства ОАО «БЕЛАЗ» с шестью ступенями переднего хода и одной ступенью заднего хода;
- система автоматического управления ГМП (САУ ГМП);
- новый ведущий задний мост с увеличенным ресурсом, сниженной трудоемкостью технического обслуживания и ремонта в соответствии с современными требованиями. Для этого были полностью изменены конструкции главной передачи, дифференциала и планетарных колесных передач;
- новая двухконтурная гидросистема, объединенная для рулевого управления, управления тормозными системами, опрокидывающего механизма и системы охлаждения ММОТ с системой диагностики;
- новая кабина повышенной комфортабельности и улучшенной обзорности с информационным жидкокристаллическим дисплеем на панели приборов, улучшенными обивочными и изоляционными материалами.
Рис. 4. Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7555 в Зимбабве
В базовую комплектацию самосвалов включены следующие опции, улучшающие эксплуатационные качества машин:
- система комбинированного пожаротушения с дистанционным включением;
- предпусковой подогреватель двигателя;
- централизованная система смазки;
- отопительно-кондиционерный блок;
- система контроля загрузки и топлива;
- система контроля давления в шинах;
- система видеообзора;
- устройство сигнализации приближения к высоковольтной линии.
Карьерные самосвалы БЕЛАЗ-7555 нового поколения не только вобрали в себя все достоинства традиционной техники под брендом БЕЛАЗ, но и приобрели новые качества:
- Повышенную устойчивость при движении в карьерах с грузом, достигнутую за счет удачно подобранной кинематики направляющего аппарата подвески и увеличенной рессорной колеи;
- минимальную трудоемкость технического обслуживания, обеспеченную более удобным расположением узлов и агрегатов, сокращением точек смазки за счет применения новых «безсервисных» материалов.
В 2017–2019 годах потребителям было отгружено 245 единиц техники БЕЛАЗ-7555, в том числе 130 единиц поставлено в карьеры России. Это АО «Ангарскцемент» (Карьер «Перевал»), расположенный в городе Слюдянка (Иркутская область), ГОК «Светлинский» — одного из предприятий АО «Южуралзолото Группа Компаний» (АО «ЮГК»), Новокузнецкий разрез «Ерунаковский», карьеры, которые обсуживают машины Томусинской автобазы, а также другие добывающие предприятия.
Грузия — в карьеры компании «Rich Metals Group». Месторождение разрабатывается открытым способом. Проектная глубина карьера составляет 250 м, на данный момент работы проводятся на глубине 170 м.
Казахстан — партия самосвалов БЕЛАЗ-7555B грузоподъемностью 55 т введена в эксплуатацию на руднике «Оркен-Кентобе» компании ArcelorMittal. Ключи от новых самосвалов вручили самым опытным водителям рудника.
Эстония — на добычу сланца в карьерах компании «Энефит Каэвандусэд» отправился юбилейный 3-тысячный карьерный самосвал БЕЛАЗ-7555.
Зимбабве — алмазодобывающей компании Zimbabwe Consolidated Diamond Company (private) Ltd.
Индонезия — для компании PT Tritama Niaga Berjaya, где карьерные самосвалы БЕЛАЗ-7555В грузоподъемностью 55 тонн задействованы на вывозе вскрыши в угольном карьере рядом с городом Лахат провинции Южная Суматра.
Филиппины — впервые белорусские карьерные самосвалы грузоподъемностью 55 т поставлены на Филиппины (остров Себу), где машины задействованы в песчаном карьере крупного цементного завода Cemex Philippines APO Cement корпорации CEMEX, одной из крупнейших производителей цемента в мире.
Белорусский автомобильный завод активно развивает взаимовыгодное экономическое сотрудничество с горнодобывающими предприятиями ближнего и дальнего зарубежья. Ведется постоянная работа над тем, чтобы сделать выпускаемую технику еще более удобной и надежной в эксплуатации, максимально удовлетворить запросы и пожелания потребителей.
По вопросам приобретения продукции ОАО «БЕЛАЗ» обращайтесь к официальному представителю ООО «СКМ»:
8 (800) 333-19-95. Info@skm-mining.ru. www.mybelaz.ru.
Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 3 (45)/сентябрь 2019 г.