Обновленный карьерный самосвал МОАЗ-7505
Е.А. Мацуков — начальник КБ общей компоновки (ОГК подземной и дорожно-строительной техники ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»).
Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова — филиал ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее — МОАЗ) на протяжении более 30 лет хорошое известно потребителям как предприятие выпускающее самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожную технику и технику для добычи и транспортировки полезных ископаемых в подземных условиях.
С 1987 года в производственной линейке МОАЗа появились самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505, одной из первых машин серии стал МОАЗ-75051 грузоподъемностью 23 тонны. Удачная компоновка машины: короткая база (3550 мм), короткие свесы (передний — 2350 мм, задний — 1650 мм) в совокупности с полным приводом заложили основу для пректирования будущих машин серии. Машина хорошо зарекомендовала себя в тяжелых дорожных условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Основными потребителями техники стали предприятия газовой и нефтегазовой отрасли Россиийской Федерации.
Самосвал МОАЗ-75054
С 2002 года на смену МОАЗ-75051 пришли грузовые машины МОАЗ75054. Данная продукция Могилевского автозавода разрабатывалась с учетом богатого опыта эксплуатации самосвалов предыдущего поколения.
При создании МОАЗ-75054 в качестве основных задач ставилось:
- дальнейшее повышение производительности самосвала;
- повышение надежности и ресурса эксплуатации;
- снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта;
- улучшение комфортности труда водителя и большей приспособленности машин для эксплуатации в тяжелых условиях глубоких карьеров в разных климатических зонах;
- повышение топливной экономичности и снижение себестоимости тонна-километра как основного удельного показателя эксплуатации машин;
- повышение грузоподъемности до 25 тонн.
За время производства 25-тонных самосвалов предприятием проделана большая работа по совершенствованию конструкции его узлов и систем, внедрению передовых технических решений, новых высокопрочных материалов и прогрессивных технологий изготовления. Доработка конструкции узлов самосвала велась при самом тесном сотрудничестве со специалистами эксплуатирующих организаций.
Двигатель | SCANIA DC09 076A |
Мощность двигателя при 2100 мин-1, не менее кВт/л.с. |
257/350 |
Гидромеханическая передача | БелАЗ (6+1) с САУ |
Тип рамы | Сварная |
Подвеска переднего и заднего моста | Пневмогидравлическая |
Рабочая тормозная система | Барабанные тормоза с пневматическим приводом |
Стояночная тормозная система |
Дисковый тормоз с пружинным приводом и пневматическим растормаживанием |
Колесная формула | 4х4 |
Снаряженная масса, кг, не более | 20000 |
Номинальная грузоподъемность, кг | 25000 |
Полная масса, кг, не более | 45000 |
Распределение полной массы (на передний и на задний мост), кг: |
22500 |
Максимальная скорость на горизонтальном участке дороги, км/ч |
50 |
Вместимость кузова (не менее), м3: — геометрическая — номинальная |
11,5 15,5 |
Таблица. Техническая характеристика самосвала-землевоза МоАЗ-75050
Сегодня согласно плану научно-технических разработок и опытно-конструкторских работ по ОАО «БЕЛАЗ» в 2015 году была разработана КД на опытный образец самосвала-землевоза МОАЗ-75050, который соответствует современным требованиям и запросам потребителей строительной и дорожной техники. В конце 2015 года планируется сборка опытного образца.Самосвал-землевоз МОАЗ-75050 имеет ряд отличий от существующей серийной модели:
- на машине установлен экономный дизельный двигатель «SCANIA DC 09 076 A» с электронным управлением. Двигатель «SCANIA» представляет собой конструкцию с индивидуальными головками блока цилиндров, что уменьшает трудоемкость и удешевляет проведение ремонтных работ, модульная конструкция обеспечивает взаимозаменяемость деталей по всей гамме двигателей «SCANIA», снижая стоимость и время на техническое обслуживание и ремонт. При разработке самосвала учитывалась достаточно широко развитая в странах СНГ сервисная структура «SCANIA»;
- изменениям подверглась трансмиссия. Проведен ряд доработок с целью повышения ресурса. ГМП на МОАЗ-75050 оборудована системой автоматического управления (САУ), что позволит с большей эффективностью использовать ресурс двигателя и самой ГМП;
- была доработана гидравлическая система. Гидросистема оборудована электрогидравлическим управлением, что позволит сократить число гидравлических соединений, а следовательно, повысить надежность машины в целом. Были установлены гидронасосы меньшего объема и увеличено давление в гидросистеме до 12,5 МПа (у МОАЗ-75054 – 10 МПа). Цилиндры опрокидывающего механизма имеют меньший диаметр, улучшенную конструкцию с бронзовыми втулками и меньший объем по сравнению с предыдущим поколением, а следовательно, и меньшую массу;
- система подвески включает 4 независимых автономных пневмогидравлических цилиндра с различной степенью упругости, которые поглощают ударные нагрузки, препятствуя их передаче на основную раму. Цилиндры задней подвески обеспечивают качание заднего моста, способствуют поглощению изгибающих и скручивающих усилий, возникающих при движении по неровностям, и препятствуют их передаче на основную раму.
- установлены бескамерные шины 26.5-25 ФБел 199 НС 32 (имеющие импортный аналог) с фланцевым креплением обода к ступицам мостов;
- установлен новый кузов ковшевого типа, выполненный из износостойкой стали, усилены места крепления подвески;
- разработана оригинальная кабина, каркас в виде трубной конструкции обшитой листовым металлом. Как и многие производители самосвалов, предприятие уделяет значительное внимание обеспечению комфортабельных условий труда. Кабина шумо-виброизолированная, двухместная, с обширным обзором фронта работ. Кабина упруго крепится к основной раме с помощью амортизаторов. Кабина имеет улучшенный внутренний интерьер с применением панелей из АБС пластика. Уровень шума, как правило, не превышает 81 дБА. Кабина одноместная с подрессоренным и регулируемым сиденьем кресельного типа. Изменение забора и подачи воздуха системы отопления, установка кондиционера кабины обеспечивают комфортный микроклимат в кабине. Кабина оснащена необходимыми органами управления, расположение которых и усилия полностью соответствуют требованиям международных стандартов ISO по условиям труда и безопасности. Система защиты оператора при опрокидывании машины (ROPS) органично встроена в каркас кабины. Имеется также защита оператора от падающих предметов (FOPS). В комплектацию кабины входит интеллектуальная электронная панель приборов, которая позволяет контролировать все параметры самосвала в режиме реального времени. Также установлен переключатель передач фирмы ОДО «СТРИМ».
Габаритные размеры самосвала МОАЗ-75050
Для решения поставленных задач проводится изучение мирового уровня строительно-дорожной, подземной и специальной техники, запросов потребителя. Осуществляется совершенствование продукции с учетом требований и ожиданий рынка.
Прежде чем новая техника получит постоянную прописку на производстве, ее системы и механизмы проходят стендовые испытания, затем — заводские испытания. Далее новинку ждут приемочные и эксплуатационные испытания с дальнейшей постановкой на серийное производство.
Выпускаемая предприятием техника постоянно модернизируется и обновляется, осуществляется совершенствование продукции с учетом требований и ожиданий рынка. Сервисное обслуживание выпускаемой продукции, снабжение эксплуатирующих организаций запчастями осуществляются оперативно и в полном объеме. Проходят обмен опытом и обучение персонала, эксплуатирующего и обслуживающего продукцию МОАЗа.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (30)/декабрь 2015 г.