Шарнирно- сочлененные самосвалы «МоАЗ»
Филиал ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» в г. Могилеве разработал и изготовил опытные образцы шарнирно-сочлененных самосвалов МоАЗ-75041 грузоподъемностью 27 тонн, МоАЗ-7506 грузоподъемностью 36 тонн и МоАЗ-75035 грузоподъемностью 50 тонн.
С.Н. Семко — заместитель генерального конструктора, главный конструктор по подземной и дорожно-строительной технике ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».
Данные машины предназначены для транспортирования грунта и сыпучих материалов на строительстве гидротехнических сооружений, шоссейных и железных дорог, при производстве вскрышных и рекультивационных работ в горнорудной промышленности, промышленности стройматериалов, в тяжелых дорожных условиях, где отсутствуют подготовленные дороги с твердым покрытием.
Рис. 1. Самосвал-землевоз МоАЗ-75041 с шарнирно-сочлененной рамой.
В настоящее время самосвалы МоАЗ-75041 грузоподъемностью 27 тонн и МоАЗ-75036 грузоподъемностью 36 тонн успешно прошли приёмочные испытания, организация эксплутационных испытаний самосвала МоАЗ-75035 грузоподъемностью 50 тонн планируется на 2015 год. Данная линейка землевозов по своим техническим характеристикам соответствует уровню лучших зарубежных аналогов.
Технические характеристики | |
Номинальная грузоподъемность, кг | 27000 |
Модель двигателя | Cummins QSM11-C350 |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 261 (350) |
Распределение полной массы, кг: — на передний мост — на заднюю тележку |
20957 35512 |
Максимальная скорость на горизонтальном участке дороги, км/ч |
50 |
Погрузочная высота, мм | 2940 |
Наименьший внешний радиус поворота, м | 9 |
Колесная база, мм: 1–2 2–3 |
4273 1700 |
Дорожный просвет, мм | 395 |
Вместимость кузова, м3, не менее: — геометрическая — номинальная |
13 16,5 |
Высота в положении разгрузки, мм | 6740 |
Одной из основных конструктивных особенностей самосвалов является наличие шарнирно-сочлененной рамы, существенно повышающей маневренность машин и позволяющей эффективно вести работы на ограниченной площади.
Самосвалы разработаны по одной компоновочной схеме и имеют высокую степень унификации по основным узлам и системам, что в свою очередь позволяет оптимизировать проведение технического обслуживания. Продуманная компоновка машин обеспечивает легкий доступ к точкам осмотра и технического обслуживания. Полностью открываемый капот и опрокидывающаяся кабина облегчают доступ к двигателю, фильтрам, насосам, радиатору, шлангам, трансмиссии.
Рис. 2. Двигатель Cummins QSM11-C350.
На опытных образцах самосвалов установлено оборудование, краткое описание которого приведено ниже.
Высокоэффективные двигатели фирмы «Cummins» с электронной системой управления, соответствующие экологическим нормам Tiеr3, мощностью от 261 до 447 кВт. Воздушный фильтр двигателя имеет три ступени очистки — предварительная, первичная и вторичная очистка. Система предпускового подогрева двигателя, устанавливаемая на самосвале, существенно улучшает его запуск в холодное время года. Система контроля расхода топлива «OMNICOMM» позволяет не только отслеживать расход топлива, но и осуществлять мониторинг всех эксплаутационных параметров двигателя.
Технические характеристики | |
Номинальная грузоподъемность, кг | 36000 |
Модель двигателя | Cummins QSX15-C450 |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 336 (450) |
Распределение полной массы, кг: — на передний мост — на заднюю тележку |
23000 49000 |
Максимальная скорость на горизонтальном участке дороги, км/ч |
60 |
Погрузочная высота, мм | 3060 |
Наименьший внешний радиус поворота, м | 9 |
Колесная база, мм: 1–2 2–3 |
4534 1950 |
Дорожный просвет, мм | 489 |
Вместимость кузова, м3, не менее: — геометрическая — номинальная |
17 22,4 |
Высота в положении разгрузки, мм | 7836 |
Современная автоматическая гидромеханическая передача «Allison» с тормозом-замедлителем. Система автоматического управления коробкой передач отслеживает наиболее важные характеристики самосвала в процессе работы машины, обеспечивает плавное и точное переключение ступеней, оптимизирует соотношение нагрузка/скорость и как следствие расход топлива. Система управления коробкой передач автоматически выполняет выбор и включение необходимой передачи в зависимости от дорожных условий и нагрузки. Данная система помогает водителю машины поддерживать заданный уровень скорости, обеспечивает плавное переключение передач в любых дорожных условиях, уменьшает рывки при переключении передач, благодаря чему повышается эффективность работы оператора, снижается его утомляемость в течение рабочего дня.
Рис. 3. Самосвал-землевоз МоАЗ-7506.
Двухдиапазонная раздаточная коробка передач с распределением крутящего момента 1:2 позволяет эффективно использовать самосвал в различных дорожных условиях. Установленные межосевые и межколесные дифференциалы с блокировкой значительно повышают проходимость машины в условиях бездорожья.
Надежная тормозная система с маслоохлаждаемыми тормозами (ММОТ) обеспечивает повышенный срок службы тормозов, управляемое и безопасное замедление, снижает затраты на техобслуживание при любых условиях эксплуатации. Моторный тормоз-замедлитель позволяет осуществлять безопасное и эффективное торможение во время любых условий эксплуатации, а также безопасное замедление на спусках с ограничением нагрузки на рабочую тормозную систему.
Технические характеристики | |
Номинальная грузоподъемность, кг | 50000 |
Модель двигателя | Cummins QSX15-C600 |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 447 (600) |
Распределение полной массы, кг: — на передний мост — на заднюю тележку |
30000 60000 |
Максимальная скорость на горизонтальном участке дороги, км/ч |
60 |
Погрузочная высота, мм | 3333 |
Наименьший внешний радиус поворота, м | 11 |
Колесная база, мм: 1–2 2–3 |
4809 1950 |
Дорожный просвет, мм | 650 |
Вместимость кузова, м3, не менее: — геометрическая — номинальная |
23 28 |
Высота в положении разгрузки, мм | 7440 |
Кабина, устанавливаемая на самосвалы, разработана с учетом эргономических требований. Сиденье водителя, оснащеное пневмоподвеской, обеспечивает комфортные условия работы оператора. Кроме того, сама кабина подрессорена и изолирована от рамы, что способствует лучшему поглощению вибраций и понижению уровня шума. В силовой каркас кабины для обеспечения безопасности интегрированы системы ROPS и FOPS.
Основные достоинства самосвалов МоАЗ — высокое качество и экономичность. Опыт эксплуатации показал, что шарнирно-сочлененные самосвалы МоАЗ сравнительно недороги в эксплуатации и отлично подготовлены к работе в условиях бездорожья.
ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
222160, Республика Беларусь, г. Жодино,ул. 40 лет Октября, 4.
Тел.: +375 (1775) 3-27-82, 3-60-67, 3-37-37.
Факс: +375 (1775) 7-01-37.
E-mail: office@belaz.minsk.by
www.belaz.by
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3 (25)/сентябрь 2014 г.