10 сентября 2024, Вторник
Техника
arrow_right_black
14.07.2022

Система автоматизации горных работ Sandvik AutoMine® впервые запущена в России

Система Sandvik AutoMine® существует на рынке с 2004 года. Первый проект по автоматизации самосвалов был реализован на чилийском руднике El Teniente. С тех пор прошло более 15 лет, и сегодня более 65 горных предприятий в мире используют AutoMine® для повышения производительности и безопасности горных работ. В 2021 году Россия, наконец, вошла в этот список. Первым предприятием, которое оснастило самосвалы системой автоматизации, стал рудник Скалистый, входящий в состав ПАО «ГМК «Норильский Никель».
messages_black
0
eye_black
1613
like_black
0
dislike_black
0
Дмитрий Минаев — директор департамента автоматизации по СНГ, Sandvik Mining and Rock Solutions.

Основательно подготовились

С пожеланием протестировать систему автоматизации AutoMine® на своих самосвалах «Норникель» обратился в Sandvik ещё в 2019 году. В качестве «испытательного полигона» был выбран рудник «Скалистый», входящий в состав Заполярного филиала компании. Предприятие намеревалось проверить, насколько эффективно система автоматизации будет работать в сложных горно-геологических условиях рудника, а заодно убедиться, что проложенная технологическая сеть передачи данных сможет обеспечить надлежащее качество сигнала.

камеры.jpg

Большую поддержку проекту оказали эксперты Sandvik из Финляндии, которые имеют большой опыт в запуске аналогичных систем по всему миру. В ходе предварительных испытаний специалисты Sandvik несколько раз выезжали на объект, чтобы протестировать работу самосвала. Главной проблемой, с которой столкнулись в ходе испытаний, стала сеть передачи данных: при движении самосвала под удаленным управлением системы AutoMine® не происходило плавного переключения с одной точки доступа Wi-Fi на другую, и самосвал останавливался. После нескольких этапов тестирования подрядчик, отвечавший за работоспособность сети, смог наладить бесшовный роуминг. С этого момента сеть позволила реализовать все возможности системы AutoMine®.

Зелёный свет!

Убедившись, что препятствий для модернизации больше нет, руководство «Норникеля» дало добро на полномасштабное внедрение автоматизации на двух самосвалах. Со стороны заказчика была сформирована проектная команда, которую возглавил Андрей Николаевич Дышлюк — руководитель проектов МФ «НОРТЕХ». Курировал проект Владимир Александрович Трапезин, директор по автоматизации и информационной трансформации производства Департамента промышленных активов.

«Норникель» остановил свой выбор на системе AutoMine® Multi-Lite, позволяющей одновременно автоматизировать несколько единиц оборудования. Ими стали два самосвала: Sandvik TH540 и TH545i. В качестве зоны автоматизации был выбран транспортный горизонт -850 м рудника «Скалистый». В границы проекта попали шесть участковых рудоспусков, загружающих руду в кузов самосвала, два капитальных рудоспуска, предназначенных для приема руды и разгрузки самосвала, а также многие километры горных выработок.

камеры и люди.jpg

Горизонт -850 м является одной из самых главных транспортных артерий рудника, по которому перемещается большое количество самоходной техники и рабочих во время смены. Оценив использование самосвалов во времени, рудник предложил продлить время работы самосвалов на двухчасовой интервал, в течение которого осуществляется массовый взрыв. В этот момент люди не могут находиться под землей в опасной зоне, и техника простаивает. Однако самосвалы могут продолжать беспрепятственное передвижение по транспортному горизонту, выполняя важную производственную задачу по перемещению горной массы. Почему бы не использовать эту возможность?

Поэтапное подключение

Подключение системы AutoMine® проводилось в четыре этапа. В первую очередь оборудовали диспетчерскую, установив в здании административнобытового комбината пульт управления и кресло оператора. После этого на самосвалы установили комплекты модернизации, допускающие их автономную эксплуатацию. Следующим, самым длительным этапом, стала установка порядка 20 барьеров безопасности в горных выработках рудника.

Финальный этап — запуск системы в эксплуатацию, заключающийся в сканировании выработок, составлении маршрутов движения и обкатке самосвалов. Этот этап также занял довольно продолжительное время. Отчасти это было связано с тем, что самосвалы были доступны для обкатки системы лишь во время пересменки, которая продолжается максимум два часа. По каждому участку выработки требовалось прогнать самосвал несколько раз, тестируя построенный маршрут и корректируя его при необходимости.

Финские коллеги компании Sandvik занимались прокладыванием маршрутов движения таким образом, чтобы самосвал не задевал борта выработки, правили радиусы поворота, фиксировали места остановки под рудоспусками для загрузки и разгрузки руды. Поскольку выработка постоянно меняется, часть маршрутов приходилось менять в процессе откатки системы.

компьютер и люди.jpg

«На сегодняшний день система полноценно функционирует на двух самосвалах, и мы уже видим положительную динамику, а то, насколько нам удастся повысить коэффициент использования оборудования и увеличить объём перевозимой горной массы — покажет время», — отметил Владимир Трапезин, директор по автоматизации и информационной трансформации производства Департамента промышленных активов, ПАО «ГМК «Норильский Никель».

Перспективы AutoMine® в СНГ

Мы уже говорили о том, что система AutoMine® существует на рынке более 15 лет, но только сейчас она начала внедряться в России. Несмотря на значительный технологический скачок в отрасли, который мы наблюдаем последние годы в западных компаниях, отечественные предприятия всё ещё придерживаются консервативных методов ведения горных работ и с ограниченным применением современных технологий.

«Первый шаг сделан! Благодаря опыту «Норникеля» другие компании смогут по достоинству оценить преимущества автоматизации подземной техники, — считает Дмитрий Минаев, директор департамента автоматизации по СНГ, Sandvik Mining and Rock Solutions. — То, что внедрение системы AutoMine® положительно скажется не только на безопасности, но и на эффективности эксплуатации имеющейся техники, сомнений не вызывает. Мы желаем «Норникелю» успехов в э ксплуатации системы на руднике Скалистый, а всем горным предприятиям нашего региона предлагаем рассмотреть возможность ее внедрения на своих объектах».

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (54)/декабрь 2021 г.

29.08.24
Белаз представил облегченные платформы для карьерных самосвалов
01.08.24
Новый внедорожник МОАЗ-75053.
02.07.24
Новый ЧЕТРА Т30.03 экономичней и производительней.
20.06.24
Обновлённая линейка смазочных материалов BELAZ — средство повышения эффективности Вашего бизнеса
04.04.24
БЕЛАЗ-7558Н: первый в мире 90-тонный самосвал на сжиженном природном газе
04.04.24
Карьерные самосвалы: лазерный 3D-контроль погрузки и объема навала в динамике потока
02.02.24
Техника для суровой Сибири и непредсказуемого Дальнего Востока
02.02.24
Импортозамещение — новые возможности
05.07.23
Более 20 полезных опций — для вашего самосвала
04.07.23
Фирменный сервис БЕЛАЗ в России: эффективнее и доступнее
08.06.23
Как купить буровое оборудование за хорошие деньги, под свои задачи, и чтобы это все работало?
07.04.23
Более 20 полезных опций — для вашего самосвала
16.03.23
АО «ЗЗГТ» расширяет линейку гусеничных снегоболотоходов, часть 2.
20.02.23
Прямой курс на импортозамещение
20.02.23
АО «ЗЗГТ» - производство гусеничных снегоболотоходов
29.11.22
ЗАО «ЗЗГТ» расширяет линейку гусеничных снегоболотоходов
29.11.22
IMS: интеллектуальная система мониторинга и прогнозной аналитики
30.09.22
Прямой курс на импортонезависимость
21.07.22
Техника для геологоразведки. От экономики к новым возможностям
15.07.22
ЧТЗ-Сервис 30 лет в строю
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика