25 января 2025, Суббота
Техника
arrow_right_black
30.03.2012

Тяжёлое машиностроение ИЗТМ для золотодобычи

messages_black
0
eye_black
181
like_black
0
dislike_black
0
В.А. Луговцов — главный конструктор ОАО «ПО ИЗТМ».

Иркутский завод тяжелого машиностроения является одним из старейших заводов по выпуску продукции тяжелого машиностроения.

И сегодня технические и технологические возможности завода позволяют изготавливать любые машины, как своей традиционной номенклатуры, известной широкому кругу заказчиков, так и оборудование специального исполнения под заказ или осваивать новые востребованные рынком виды оборудования различного назначения.

ИЗТМ особое внимание уделяет пользующейся спросом продукции традиционной номенклатуры, дополняя и модернизируя её, при этом ориентируется на запросы сегодняшнего дня и логическую перспективу востребованности оборудования.

драга.jpg

Драга 400ДА после модернизации основного оборудования и усовершенствования обогатительного комплекса (прииск Высочайший).

Завод традиционно относится к предприятиям единичного и мелкосерийного производства и поэтому значительную часть объёмов в производственном процессе завода составляют машины и изделия изготавливаемые впервые. Это осваиваемые производством новые виды оборудования, модернизация машин действующей номенклатуры, разработки выполняемые «под заказ» по техническим требованиям потребителей. Всё это возможно благодаря значительному инженерно-техническому потенциалу, конструкторско-технологических подразделений завода, в которых работают, как опытные, высококвалифицированные конструкторы и технологи, так и молодые перспективные специалисты. Конструкторские отделы по видам оборудования работают в тесной взаимосвязи с коммерческими департаментами, непосредственно участвуя в процессе формирования заказа; оперативно реагируя на технические запросы потребителей, учитывая специфику предприятия, его возможности по эксплуатации, обслуживанию и ремонту оборудования. Со многими потребителями поддерживаются долгосрочные партнёрские взаимоотношения, обратная связь, которая позволяет отслеживать эксплуатационные показатели работоспособности машин, вносить необходимые конструктивные изменения, усовершенствования, проводить модернизацию и тем самым улучшать техническо-эксплуатационные показатели.

Значительную долю продукции выпускаемой заводом традиционно составляет оборудование, широко применяемое на золотодобыче. Прежде всего, это драги, где Иркутский завод тяжелого машиностроения в последние десятилетия позиционируется как — головное, практически единственное в России предприятие, специализирующееся на проектировании и изготовлении драг; а также обогатительное оборудование, промывочные и транспортно-обогатительные комплексы для россыпных месторождений, отдельные виды оборудования, применяемого на ГОКах по переработке руды.

Завод и сегодня под заказ может изготавливать драги различных модификаций с ёмкостью черпака от 50 до 400литров, с глубиной черпания от 5 до 30 метров. Однако общее сокращение запасов россыпного золота, крупных месторождений, в том числе обводнённых под дражный способ добычи; на фоне значительных капитальных затрат и длительных сроков окупаемости, практически свёл спрос и заказы на средне- и крупнолитражные драги до нуля.

При этом остаются значительные объёмы отработки целиковых россыпей с небольшими запасами, а также большой объём техногенных россыпей под вторичную отработку, что на фоне высокой стоимости золота стимулирует работоспособность дражного флота и соответственно объём заказов на плановые ремонты, с обновлением технологического оборудования, на модернизацию обогатительных комплексов драги и даже строительство новых драг.

В данной ситуации завод предлагает свои конструкторские и производственные услуги: производство новых драг, с акцентом на блочно-модульные малолитражные; изготовление любого оборудования драг всех типоразмеров для ремонта, модернизации, восстановления при переносах; переоборудование обогатительных комплексов с внедрением более эффективных технологий и оборудования, позволяющих увеличивать процент извлечения в том числе по мелкому и тонкому золоту.

При объективно низкой себестоимости дражного способа добычи золота, использование драг для этой цели остаётся привлекательным для золотодобытчиков, а зачастую и единственно возможным вариантом рентабельного производства.

В такой ситуации становится актуальным вопрос использования для отработки участков с относительно небольшими запасами малолитражных драг производительностью 50–100 м3/час, модульных, облегчённых, в различных вариантах исполнения, позволяющих производить быструю переустановку, передислокацию с одного участка на другой. Небольшая масса и соответственно стоимость, модульное исполнение, короткие сроки выполнения монтажных и демонтажных работ при переносе на другой участок (месторождение), низкие капитальные и эксплуатационные затраты — всё это может сделать применение малолитражных мобильных драг экономически целесообразным в определённых условиях.

Завод предлагает основные базовые варианты малолитражных драг серии 80Д и 50Д, которые в то же время остаются традиционно надёжными горными машинами с высокой степенью ремонтопригодости.

Драга типоразмера 80Д с ёмкостью черпака 80 литров с основными параметрами: глубина черпания 6–8 метров, производительность до 100 м3/час.

Основные конструкции драги проверены многолетним опытом эксплуатации в различных горно-геологических условиях, который подтверждает её эффективность, надёжность, долговечность и высокую ремонтопригодность всех узлов и механизмов. Драга имеет относительно небольшую массу, низкое энергопотребение, основные узлы и агрегаты выполнены в упрощенном конструктивном исполнении. С одной стороны всё это даёт возможность снизить затраты и время на монтаж, демонтаж, ремонт оборудования, упростить эксплуатацию и обслуживание; а с другой стороны эффективно перерабатывать значительные объёмы горной массы в различных горногеологических условиях, на отдалённых обводнённых участках золотодобычи. Различные технологические схемы обогатительного комплекса драги; использование наиболее эффективного оборудования, новых современных материалов, комплектующих, приборов и изделий; применение экономичных частотно-регулируемых приводов основных механизмов — все это делает драгу 80Д современной производительной машиной для разработки обводнённых месторождений, промывки и обогащения золотосодержащих песков.

Самый маленький представитель типоразмерного ряда драг конструкции и производства ОАО «ПО ИЗТМ» драга серии 50Д с ёмкостью черпака 50 литров модели 2004 г.

Производительность 50 м3/час, глубина черпания 5 метров ниже уреза воды и основная особенность этой драги — блочно-модульное исполнение. Драга изначально создавалась с учётом современных реалий по минерально-сырьевому состоянию золотодобывающей отрасли, наличия предприятий различных форм собственности с разным производственным потенциалом, технической оснащённостью, финансовыми возможностями. Драга спроектирована максимально упрощённой конструкции, минимальной массы, с применением доступных материалов, комплектующих и оборудования; и в то же время в традиционном исполнении, с запасом надёжности и долговечности каждого узла, агрегата, механизма. Конструкция понтона блочноразборная, главная ферма и надстройка с разъёмными соединениями, основные агрегаты в максимальной монтажной готовности, отсадочная схема обогатительного комплекса оборудования, эффективные и экономичные приводные системы. Электроснабжение береговым кабелем от берегового комплектного устройства или от дизель-генератора. Драга предназначена для отработки обводнённых месторождений золота с глубиной залегания 5 метров или более глубоких с предварительной вскрышей; легких горно-геологических условий или с предварительной подготовкой песков; для вторичной отработки многочисленных техногенных месторождений. Оптимальная масса в соответствии с параметрами и необходимой надёжностью конструкций; варианты без надстройки и отопления, с обшивкой термопанелями для работы при минусовых температурах; с различными вариантами исполнения промывочного устройства и обогатительного комплекса с современным эффективным оборудованием; упрощенной системой электроснабжения и управления, либо с регулируемыми приводами, средствами автоматизации и контроля.

Ещё одна производственная сфера деятельности завода в процессах дражной золотодобычи — это поддержание в работоспособном состоянии машин действующего дражного флота, повышение показателей эффективности работы драг. Фактически при нормативных сроках службы драги как машины 20–25 лет, при своевременном проведении ремонтных работ, поддержании в работоспособном состоянии её агрегатов, правильном уходе и обслуживании, замене изношенных отдельных конструкций, узлов и механизмов — срок эксплуатации длится несколько десятилетий и есть факты работы машин запущенных в эксплуатацию более 70 лет назад. Завод и сегодня изготавливает любые дражные конструкции и агрегаты для любых типоразмеров драг, в том числе иностранного производства или других предприятий. При этом устаревшие конструкции могут повторяться как полностью, так и вместо них предлагаются адаптированные варианты современного исполнения.

драга2.jpg

Драга 50 Д малолитражная.

Участвуя в переносах, перидислокациях драг, восстановлениях после аварий и т.д., завод полностью обеспечивает процессы монтажа, ремонта и восстановления проектноконструкторской документацией, выполняет варианты глубокой модернизации агрегатов с целью улучшения технических параметров, надёжности механизмов, эстетического исполнения; разрабатывает проектную документацию электрической части и комплектует драгу современными приводами, средствами управления, автоматизации и контроля.

Важным остаётся вопрос эффективности процесса обогащения драги, максимального извлечения благородного металла в условиях, когда падает относительное содержание золота в песках или отрабатываются техногенные месторождения с извлечением фактических потерь первичной отработки, как правило, это в основном мелкое и тонкое золото. Это вопросы модернизации обогатительных комплексов, как правило, это замена шлюзовых схем, рассчитанных на эффективное извлечение золота крупных и средних классов, на отсадочные более эффективные технологии. Уже достаточно много примеров подобной модернизации действующих драг различных типоразмеров, на золотодобывающих предприятиях нескольких регионов. Основу обогатительного комплекса составляют отсадочные машины различной производительности, концентрационные столы, концентраторы, гидроциклоны, сепараторы и другие аппараты, с соответствующим изменением в насосном оборудовании, водопроводных системах, грузоподъёмных механизмах, конструкциях обслуживания, элементах управления.

Другая сфера участия ИЗТМ в производстве оборудования для золотодобытчиков, это промывочные обогатительные комплексы для отработки россыпных месторождений, а также различное обогатительное оборудование, применяемое в разных технологических схемах, на приборах, установках, на горно-обогатительных фабриках, как составные части определенных производственно-технологических циклов. Оборудование широко применяется различными предприятиями различных форм собственности, имеющих различный производственный потенциал и финансовые возможности, более доступно в сравнении с драгами, имеет большой спектр эффективного использования, большое разнообразие по модификациям и исполнению.

Наиболее широко применяемым и доступным является оборудование гидравлических промывочных комплексов ПГ-30 и ПГ-50, производительностью соответственно 30 и 50 м3/час, в дизельном и электрическом исполнении. Комплексы поставляются комплектно с полным технологическим циклом, с составом оборудования по заявке заказчика, а также любыми отдельными составными частями: это гидроэлеваторы, гидромониторы, промывочные столы, несколько вариантов обогатительных устройств, электрические или дизельные насосные и землесосные установки. Комплектная поставка предполагает поставку всего перечня оборудования промывки, обогащения и доводки, включает полный комплекс электрооборудования и кабину управления.

Другой вид оборудования, более сложное, эффективное, рассчитанное в том числе на переработку достаточно крупных участков — это передвижные скрубберные и бочечные промывочные, транспортно-обогатительные комплексы серии «ТОК», производительностью от малой — 25 м3/час, до значительной — 200 м3/час.

Транспортно-обогатительные комплексы помимо различных параметров производительности, имеют большое разнообразие исполнений по каждому из составных частей технологического оборудования, что предполагает эффективную применяемость этого оборудования в многообразных условиях эксплуатации.

По характерным основным признакам это:
  • приёмно-загрузочные бункеры различного объёма с применением качающихся, пластинчатых и вибропитателей;
  • промывочные устройства: гидрогрохоты, грохоты барабанные, дражные бочки, скруббер-дезинтеграторы различного исполнения, с разной степенью дезинтеграции и грохочения для переработки песков разного гранулометрического состава, различной степени промывистости и пр.;
  • обогатительные установки: прямоточные и радиальные шлюзовые, отсадочные;
  • транспортные устройства: загрузочные конвейеры, отвалообразователи звеньевые разной производительности и дальности транспортирования отвальной породы;
  • оборудованные насосные и землесосные установки нескольких типоразмеров с электрическим и дизельным приводом;
  • электроснабжение включая трансформаторы, комплектные распредустройства, щиты и шкафы управления, освещение, сигнализацию, контроль за основными технологическими процессами и механизмами, автоматизацию.
Всё это позволяет скомпоновать комплекс оборудования в комплектации оптимальной по многим параметрам технических характеристик для конкретных условий эксплуатации, максимальной эффективности, под различные технологические схемы отработки.

Фактически, для промывочных комплексов возможно скомпоновать оборудование в любой комплектации, любого исполнения. Завод считает это важным и актуальным, имеет для этого проектно-конструкторские возможности и готов, в том числе, проектировать, изготавливать и комплектовать машину на основе особых или специальных технических требований заказчика, по согласованному с ним техническому заданию.

При изготовлении и поставке всего спектра оборудования выпускаемого заводом предлагаются услуги авторского надзора, шефмонтажа на период выполнения монтажных и пусконаладочных работ.

С большим спектром изготавливаемого разнообразного промывочного, обогатительного и другого оборудования, располагая значительным потенциалом по конструкторской разработке и освоению в производстве машин новых конструкций и моделей, «Иркутский завод тяжёлого машиностроения поддерживает долгосрочные взаимовыгодные партнёрские отношения со своими давними заказчиками и готов к сотрудничеству с предприятиями, в производственной деятельности которых применяется или может применяться оборудование с маркой «ИЗТМ».


ОАО «ПО ИЗТМ»
664007, г. Иркутск, ул. Октябрьской Революции, 1.
Тел. (3952) 25-33-77.
E-mail: iztm@iztm.ru
www.iztm.ru

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (15)/февраль 2012 г.
02.12.24
Новые современные сверхкрупногабаритные шины «BELSHINA» с посадочным диаметром 49-63 дюйма
29.08.24
БЕЛАЗ представил облегченные платформы для карьерных самосвалов
01.08.24
Новый внедорожник МОАЗ-75053.
02.07.24
Новый ЧЕТРА Т30.03 экономичней и производительней.
20.06.24
Обновлённая линейка смазочных материалов BELAZ — средство повышения эффективности Вашего бизнеса
04.04.24
БЕЛАЗ-7558Н: первый в мире 90-тонный самосвал на сжиженном природном газе
04.04.24
Карьерные самосвалы: лазерный 3D-контроль погрузки и объема навала в динамике потока
02.02.24
Техника для суровой Сибири и непредсказуемого Дальнего Востока
02.02.24
Импортозамещение — новые возможности
05.07.23
Более 20 полезных опций — для вашего самосвала
04.07.23
Фирменный сервис БЕЛАЗ в России: эффективнее и доступнее
08.06.23
Как купить буровое оборудование за хорошие деньги, под свои задачи, и чтобы это все работало?
07.04.23
Более 20 полезных опций — для вашего самосвала
16.03.23
АО «ЗЗГТ» расширяет линейку гусеничных снегоболотоходов, часть 2.
20.02.23
Прямой курс на импортозамещение
20.02.23
АО «ЗЗГТ» - производство гусеничных снегоболотоходов
29.11.22
ЗАО «ЗЗГТ» расширяет линейку гусеничных снегоболотоходов
29.11.22
IMS: интеллектуальная система мониторинга и прогнозной аналитики
30.09.22
Прямой курс на импортонезависимость
21.07.22
Техника для геологоразведки. От экономики к новым возможностям
Смотреть все arrow_right_black
Яндекс.Метрика