01 Декабря 2020, Вторник12:37 МСК
Курсы на 01.12.2020
76,07 -0,10
Au 1 796 +0,80%
Ag 23,23 +2,07%
91,08 -0,08
Pt 983,70 +1,23%
Pd 2 420 +1,39%

К вопросам экологического надзора

Для действующих предприятий вопрос готовности к экологическому надзору стоит особенно остро. В статье рассматриваются основные факторы категорирования объектов капитального строительства по негативному воздействию на окружающую среду, а также приводятся перечни необходимых документов, которые должно иметь действующее предприятие.

Я.А. Брусницина, специалист отдела охраны окружающей среды ООО «Геотехпроект»

Я.В. Лушников, главный инженер проектов  ООО «Геотехпроект», к.т.н. 


Экологический контроль (надзор) — обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований природоохранительного законодательства, НПА, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды, выявление любых изменений ее качества и поддержания установленного уровня... [Энциклопедический словарь (издание третье). МЧС России. М. 2015]

После прохождение государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы предприятие начинает свое общение с надзорными органами. При этом в случае с горнодобывающими предприятиями количество таких надзирателей несоизмеримо больше, как и количество возможных штрафов. Перечисление всех возможных вариаций, пожалуй, займет не мало времени, однако можно остановиться на одной из самых больных тем — экологии. В плане экологии приоритетным является постановка на учет и определение категории осуществляемой деятельности, что позволяет дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования.

Пойдем по порядку.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

В то же время согласно определению в ст. 1 Закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Такие определения можно читать бесконечно, ведь если его максимально упростить, то получится, что любой объект строительства априори наносит вред окружающей среде. При этом, согласно той же статье Закона № 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду — это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В общем и целом, что бы ты не делал, ты оказываешь негативное воздействие на окружающую среду. С целью уточнения определений Росприроднадзором было выпущено уведомление от 13 декабря 2016 г., в котором сказано, что отдельные участки земли и отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС, что, конечно, немного упростило идентификацию, но не очень много.

Из всего вышеперечисленного следует, что, если у юридического лица или индивидуального предпринимателя на участке земли имеется капитальная постройка, которая не может быть идентифицирована как отдельно стоящая единица оборудования, то такой объект подлежит учету и внесению в реестр НВОС.

Важно помнить, что в центральном аппарате Росприроднадзора рассмотрение заявок не предусмотрено. Заявка должна быть направлена в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Все объекты, подлежащие учету разделены на несколько категорий согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Постановление). В данном Постановлении перечислены виды деятельности, относящиеся к определенной категории. Так, например, согласно подп. д п. 1 Постановления, деятельность по добыче и подготовке руд цветных металлов, за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных (орфография сохранена, — прим. авторов) месторождениях, попадает под I категорию. А вот добыча и подготовка руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, на рассыпных (орфография сохранена, — прим. авторов) месторождениях согласно подп. б п. 2 Постановления относится ко II категории. Россыпники, как это часто водится в отечественном законодательстве, имеют некоторые послабления.

Значимость самих категорий описана в п. 1 ст. 4.2. Закона № 7-ФЗ:

  • I категория — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Установленная объекту НВОС категория негативного воздействия влияет на:

  • уровень надзирающих органов (ПП РФ от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»), объекты I и II категории подлежат федеральному государственному экологическому надзору и внесению в федеральный реестр; 
  • необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ), объекты IV категории от внесения платы освобождены; 
  • нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22–23 Закона № 7-ФЗ); 
  • обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению программ производственного экологического контроля (ст. 67 Закона № 7-ФЗ), организации, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, от такой обязанности освобождены; 
  • обязанность хозяйствующих субъектов по применению наилучших доступных технологий (ст. 28.1 Закона № 7-ФЗ), обязанность возлагается только при эксплуатировании объектов I категории.

Также от установленной категории зависит перечень разрешительной и отчетной документации для работающего предприятия:

Для объектов I категории негативного воздействия предусмотрено: 

  • комплексное экологическое разрешение (для его разработки требуются проекты ПНООЛР, ПДВ, НДС, технологические нормативы и программа производственного экологического контроля); 
  • декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за год;
  • лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности; 
  • порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требования к ее осуществлению; 
  • отчет 2ТП-отходы за год и предоставление его в уполномоченные органы (Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.11.2012 г. № 622 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 г. № 828»); 
  • ведение журнала учёта по обращению с отходами за год (согласно приказу МПР № 721 от 01.09.2011 г.); 
  • отчет за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставление его в уполномоченные органы; 
  • паспорта на отходы;  отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; 
  • программа повышения экологической эффективности (ПЭФ) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые при эксплуатации объектов I-й категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности; 
  • отчет 2-ТП (воздух); 
  • отчет 4-ОС (предприятия, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб.); 
  • отчёт об уплате экологического сбора (для предприятий-производителей товаров, входящих в перечень из постановления № 2970-р); 
  • отчет 2-ТП (водхоз); 
  • отчет 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»; 
  • отчёт 2-ТП (рекультивация);

Для объектов II категории негативного воздействия предусмотрено: 

  • декларация о воздействии на окружающую среду (для ее разработки требуются проекты ПНООЛР, ПДВ, НДС, технологические нормативы и программа производственного экологического контроля); 
  • декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за год; 
  • лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности;
  • порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению; 
  • отчет 2ТП-отходы за год; 
  • ведение журнала учёта по обращению с отходами за год; 
  • отчет за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставление его в уполномоченные органы; 
  • паспорта на отходы; 
  • отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; 
  • план мероприятий по охране окружающей среды (в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов); 
  • отчет 2-ТП (воздух); 
  • отчет 4-ОС (предприятия, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб.); 
  • отчёт об уплате экологического сбора (для предприятий-производителей товаров, входящих в перечень из постановления № 2970-р); 
  • отчет 2-ТП (водхоз); 
  • отчет 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»; 
  • отчёт 2-ТП (рекультивация);

Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено: 

  • декларация о воздействии на окружающую среду (для ее разработки требуются проекты ПНООЛР, ПДВ, НДС, технологические нормативы и программа производственного экологического контроля); 
  • декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за год; 
  • лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности; 
  • порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению; 
  • отчет за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
  • ведение журнала учёта по обращению с отходами за год; 
  • паспорта на отходы; 
  • отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; 
  • план мероприятий по охране окружающей среды (в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов); 
  • отчет о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; 
  • отчет 4-ОС (предприятия, имеющие очистные сооружения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб.); 
  • отчёт об уплате экологического сбора (для предприятий-производителей товаров, входящих в перечень из постановления № 2970-р); 
  • отчет 2-ТП (водхоз); 
  • отчет 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»; 
  • отчёт 2-ТП (рекультивация);

Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрено: 

  • лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности; 
  • порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению;
  • отчет за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; 
  • ведение журнала учёта по обращению с отходами за год; 
  • паспорта на отходы.

Несмотря на внушительный список приведенных выше документов, он не является исчерпывающим, поскольку каждое юридическое лицо имеет индивидуальную сферу деятельности, что увеличивает сложность применения шаблонной системы требований вкупе с меняющимся законодательством. В дополнение Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 принята Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., согласно которой экологический надзор будет только ужесточаться.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что пускать на самотек вопросы разработки и согласования экологической документации может оказаться весьма чреватым для предприятия. Для упрощения деятельности такие работы стоит доверить профессионалам, имеющим достаточный опыт. К примеру, специалисты нашей организаций могут вести предприятия горнодобывающей отрасли в рамках экологического аудита «под ключ», осуществляя подготовку и согласование всей необходимой документации.

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, №2(44)/июнь 2019 г.

Разграничение продукции (незавершённого производства) и отхода добычи полезных ископаемых
Проблемы золотодобытчиков в землепользовании при недропользовании
Перевод категории земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в федеральной собственности, в земли промышленности для целей добычи полезных ископаемых.
Риски переоформления лицензии на право пользования недрами в процедуре банкротства
^ Наверх