20 апреля 2024, Суббота00:24 МСК
Вход/Регистрация
Геология / Поиск / Оценка

Роль CRIRSCO в международной минерально-сырьевой индустрии. Взаимодействие с ОЭРН.

О.В. Ильин —  член Исполнительного Комитета ОЭРН и Наблюдательного Совета CRIRSCO, Мечел-Инжиниринг

Комитет по международным стандартам отчетности о запасах твердых полезных ископаемых (CRIRSCO) — это международная общественная организация, целью которой является продвижение передовых международных практик в области публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, оценки минеральных ресурсов и запасов месторождений. 

В сферу CRIRSCO входят все твердые полезные ископаемые, включая основные и драгоценные металлы, драгоценные камни, строительные материалы, промышленные (нерудные) полезные ископаемые и твердое энергетическое сырье, такое, например, как уголь и уран. CRIRSCO не занимается стандартами для нефти и газа, воды или геотермальной энергии, но взаимодействует с разработчиками стандартов и классификаций нефти и газа, чтобы обеспечить, насколько это возможно, совместимость определений ресурсов и запасов.

Комитет объединяет Национальные организации по отчетности (NRO) основных горнодобывающих стран, которые назначают в Комитет своих представителей. Национальные комитеты отвечают за разработку и развитие национальных кодексов отчетности, принцип компетентности оценки ресурсов и запасов реализуется через систему национальных независимых профессиональных организаций (RPO). 

На основе действующих кодексов отчетности своих стран-членов и регионов CRIRSCO разработал Международный Шаблон отчетности (Interna tional Reporting Template), цель которого заключается в закреплении и распространении эффективной, хорошо зарекомендовавшей себя передовой практики публичной отчетности о минеральных запасах, которая уже широко применяется в национальных кодексах и стандартах отчетности. На основе Шаблона также создаются национальные кодексы отчетности новых членов CRIRSCO, обеспечивается согласованность между собой национальных кодексов стран — членов CRIRSCO. 

Сейчас членами CRIRSCO являются национальные комитеты по отчетности 11 стран: Австралия (Австралазия), США, Канада, Объединенная Европа, Бразилия, Чили, ЮАР, Россия, Казахстан, Монголия, Индонезия. Членство стран и организаций зафиксированы в приложении к области определения CRIRSCO (Terms of Reference). 

Еще целый ряд стран при поддержке CRIRSCO находится в процессе разработки документов (кодексов) и создания национальных и профессиональных организаций (NRO и RPO). Это Китай, Индия, Филиппины, Турция и Кыргызстан. 

Также CRIRSCO взаимодействует с Европейской экономической комиссией ООН по вопросам классификации и определений минеральных ресурсов и запасов, отраженных в Рамочной Классификации ООН (РК ООН). Основные сведения и документы CRIRSCO доступны на сайте организации — www.crirsco.com.

Одновременно CRIRSCO является стратегическим партнером Международного Совета по горнодобывающей промышленности и металлам ICMM (www.icmm.com), который представляет международную горнодобывающую промышленность, объединяет крупнейших производителей и содействует их устойчивому развитию. ICMM оказывает финансовую и административную поддержку CRIRSCO, но не имеет прямого контроля или влияния на деятельность Комитета. 

На последней сессии CRIRSCO в октябре 2017 г. в члены организации была принята Индонезия, рассмотрены вопросы взаимодействия с различными международными институтами (ЕЭК ООН, SEC и др.), обсуждались планируемые изменения в Шаблон и организационные вопросы. В открытой части сессии участвовали представители Китая и Кыргызстана. 

В 2006 году Россия в лице Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) и Национальной ассоциации по экспертизе недр (НАЭН) приступила к работе по сопоставлению российской системы классификации запасов с шаблоном CRIRSCO. В 2008 году был подписан протокол о разработке руководящих принципов гармонизации между Российской системой и шаблоном CRIRSCO, которая была завершена в 2010 году. На ежегодном совещании CRIRSCO в Москве в 2010 году был подписан протокол между CRIRSCO, ГКЗ и российским обществом экспертов по недропользованию (ОЭРН) о разработке Кодекса в соответствии с шаблоном CRIRSCO. Разработка Кодекса Национальной ассоциации по экспертизе недропользования (НАЭН) была завершена в 2011 году, и НАЭН в качестве национального комитета по отчетности (NRO) присоединился к CRIRSCO в октябре того же года. ОЭРН стало ассоциированным членом в качестве независимого профессионального объединения (RPO). 

Со времени вступления России в СRIRSCO был достигнут значительный прогресс в области международного признания как стандартов российской отчетности, так и профессиональной значимости ОЭРН. Кодекс НАЭН признан рядом зарубежных регуляторов, среди которых Европейская комиссия по биржам и ценным бумагам (ECMA), Комиссии по ценным бумагам Британской Колумбии и Онтарио (Канада), а ОЭРН как профессиональная организация признана другими RPO системы СRIRSCO. 

К сожалению, с 2014 г. НАЭН в силу целого ряда организационных и внутренних причин перестало каким-либо образом выполнять функции национальной организации по отчетности и участвовать в деятельности СRIRSCO и внедрении Кодекса НАЭН в практику российского недропользования. Более того, линия, проводимая сейчас Роснедра и ГКЗ, направлена на принятие новой классификации запасов по ТПИ и дальнейшей гармонизации ее с Рамочной классификацией ООН. Нашими государственными органами стандарты отчетности CRIRSCO (включая принципы независимой оценки компетентными лицами) стали рассматриваться исключительно как стандарты для коммерческой оценки минеральных активов, не в полной мере удовлетворяющие целям государственной отчетности о ресурсах и запасах. Такой подход весьма спорен, поскольку минеральные ресурсы и запасы по всему миру (включая крупнейшие российские добывающие компании) оцениваются по стандартам, соответствующим СRIRSCO, на чем настаивает подавляющее большинство участников рынка (биржи, банки, регуляторы, инвесторы). 

Для сохранения членства России в СRIRSCO исполком ОЭРН в 2017 г. обратился с предложением о регистрации ОЭРН в качестве национальной организации по отчетности, вопрос этот был рассмотрен на очередной сессии СRIRSCO в октябре 2017 г., а 25 января 2018 г. от Комитета было получено подтверждающее письмо. Таким образом, с 2018 г. Общество экспертов России по недропользованию (ОЭРН) является одновременно и национальной организацией по отчетности (NRO) и ассоциированной профессиональной организацией (RPО) в системе CRIRSCO. В этом нет ничего необычного, так в США аналогичные функции также исполняет один орган — Society for Mining, Metallurgy and Exploration (SME), а в Канаде — Canadian Institute of Mining, Metallurgy and Petroleum (CIM). 

Теперь на ОЭРН ложится ответственность за организационную поддержку деятельности в CRIRSCO и, главное, за продвижение российского Кодекса НАЭН в практику оценки российских минеральных активов. Надо признать, что практическое использование Кодекса, несмотря на его полную легитимность, не получило распространения ни на уровне крупных российских добывающих компаний, ни среди потенциальных инвесторов. Проведение оценки по международным стандартам в России характеризуется следующими особенностями:
  • применение системы модифицирующих факторов Компетентными лицами без учета российских реалий и особенностей российской практики недропользования;   
  • преимущественное использование не национальных, а зарубежных стандартов; 
  • отсутствие действующих российских институтов Компетентных лиц и механизмов страхования их профессиональной ответственности;   
  • низкая (практически нулевая) информированность регуляторов рынка и финансовых институтов, государственных органов о принципах независимой оценки сырьевых активов, Кодексе НАЭН и т.д.;   
  • государственные органы по управлению фондом недр не используют международные стандарты в своей деятельности и не способствуют их внедрению; 
  • отсутствуют специализированные фондовые площадки для геолого-разведочных и горнодобывающих компаний;
  • отсутствует как таковой рынок объектов недропользования.
Все это приводит к тому, что Кодекс НАЭН в российских условиях не востребован и не работает. Ситуацию потенциально могло бы исправить следующее:
1. Внедрение Национального Кодекса НАЭН в практику публичной отчетности и оценки российских компаний через признание стандарта регуляторами финансового рынка и рынка ценных бумаг.
2. Включение рекомендаций по использованию международных стандартов и Кодекса НАЭН в нормативные документы бирж, банков, государственных регуляторов.
3. Включение международных стандартов в практику подготовки объектов к лицензированию (Роснедра).
4. Использование стандартов при разработке инвестиционных программ российских регионов, касающихся инвестиций в месторождения нераспределенного фонда недр. 
5. Использование международных стандартов в целях государственной оценки минерально-сырьевой базы России и актуализации Государственного баланса запасов.
6. Создание системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в сфере недропользования, основанной на применении международных стандартов оценки объектов недропользования.
7. Дальнейшее признание российского стандарта со стороны зарубежных фондовых и банковских институтов, финансовых регуляторов.

Над постепенным решением этих или подобных задач и предстоит работать ОЭРН в сфере продвижения Кодекса НАЭН.

Другой важной проблемой остается дальнейшее развитие самого Кодекса, включая возможное изменение названия (ссылка на НАЭН уже не актуальна), редакция его положений в части гармонизации с категориями государственной классификации, тем более что последняя вот-вот будет заменена на новую. Эта задача ближайшего времени, к обсуждению и внесению предложений к новой редакции Кодекса необходимо привлечь не только членов ОЭРН, но и потенциально заинтересованные стороны (институты, геологоразведочные организации и добывающие компании, банковские и другие финансовые структуры).  

фото 1 статья Международный комитет по международным стандартам отчетности.png

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 2/июнь 2018 г.




Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X