За годы войны на якутской земле была обеспечена треть общесоюзной добычи золота.
В годы Великой Отечественной войны в городе Алдан не строили танки и самолеты, там не делали боеприпасы и не шили шинели. Даже госпиталей для раненых солдат там не было, да и кто повезет их в такую даль. Тем не менее этот маленький город, который отделяли от Москвы и от остальных мест боевых действий более семи тысяч километров, сделал невероятно много для Победы. Труженики Алдана добывали золото. То самое, которое обеспечивало поставки по ленд-лизу вооружений и продовольствия. А также – предоставление нашей стране зарубежных кредитов. Добытое золото направлялось на аффинажные заводы в Москву, а затем в качестве платежа за поставки по ленд-лизу отправлялось на подводных лодках из Владивостока в США.
0
1052
2
3
В годы войны вместо мужчин добычей золота занялись женщины и пенсионеры, хотя это был физически очень тяжелый труд, который и мужчинам давался нелегко. В Алдане золотодобыча еще не была промышленной, и основными рабочими инструментами были кайло и тачка, которая в груженом состоянии весила под 90 кг. А план по добыче металла стремительно рос.
Старожилы вспоминают, что особенно сложным был победный 1945 год. Тогда из Москвы в Алдан пришло задание дать стране золота на 20% больше, чем годом ранее. Для работ пришлось дополнительно привлечь тысячи людей. Добровольцы ехали в Якутию отовсюду. Кайло и тачку взяли в руки вчерашние школьники. Вот что вспоминал один из рабочих:
«Про эти места у нас говорили с ужасом. Там даже машины не работали, глохли от холода. Но когда стали искать добровольцев, я согласился первым. Парень я был молодой. Шла война, и я считал, что должен быть там. Машины могут глохнуть, – думал я, – но кто-то должен добывать золото, так почему же не я?».
Несмотря на то, что алданцы работали в тяжелейших условиях, недоедали, мерзли и буквально валились с ног от усталости, они, тем не менее, еще и находили возможность помогать фронту. В годы войны развернулось всенародное движение сбора средств. Якутия внесла 27 млн. руб., рабочие только Алданских приисков внесли 1 млн. 277 тыс. руб. На эти средства была построена и передана войскам Первого Украинского фронта танковая колонна «Советская Якутия».
Золото мало было добыть, его еще надо было переправить на большую землю. Главная тяжесть доставки грузов, перевозки людей, в том числе резервов для Красной армии, легла на Ленское и Северо-Якутское речные пароходства. Строительство автомобильной дороги федерального значения Невер-Якутск М-56 «Лена» к началу войны не было закончено.
Трасса Кадыкчан – Алдан протяженностью 750 км. пересекала Верхоянский хребет и была необходима стране. Построить ее – значит получить ключи от алданских кладовых. Целых 16 месяцев строители в невероятно тяжелых условиях прокладывали эту дорогу. Топи, болота, отвесные скалы и лабиринты ущелий, зимой – морозы -60 градусов. Заместитель начальника «Союззолота» и «Главалмаззолото» при Совете Министров СССР Альберт Васильевич Лобов писал в своих воспоминаниях:
«В пути один из тракторов провалился в «наледь». Что это такое – до конца может представить себе только человек, который сам видел, как в 60-градусный мороз из проломленного на реке льда стремительно вытекает черная вода. Все кругом мгновенно заволакивается густым туманом, теряются все ориентиры. Очень быстро все намертво замерзает, поэтому спасать и вытаскивать надо незамедлительно».
В этих нечеловеческих условиях, когда были перебои с доставкой продуктов и пайки стали крайне низкими, а согреться было просто негде, люди доходили до истощения, болели, но «золотая» дорога была построена. И в самый тяжелый год войны на большую землю потекло алданское золото. А в 1942-1943 гг. была построена дорога Качикатцы-Томмот протяженностью 340 км, обеспечившая республике кратчайший выход на железнодорожную магистраль в условиях летнего времени.
Золотодобыча оставалась самым стратегически важным производством в регионе. Смело можно сказать, что заслуга в создании и укреплении Антигитлеровской коалиции принадлежит не только советским дипломатам, но и советским золотодобытчикам. В годы войны СССР заплатил за поставки вооружения, оборудования, транспорта и продовольствия из США 1500 тонн золота.
Наши союзники по антигитлеровской коалиции проявляли большой интерес к кредитоспособности СССР, его золотому запасу и состоянию советской золотодобывающей промышленности. Американцы дважды приезжали в СССР в годы войны и посещали золотодобывающие производства с целью оценки платежеспособности по расчетам по ленд-лизу.
В 1941 году, когда государственный секретарь США Д. Ачесон побывал в Северном горнопромышленном управлении, в его присутствии были вскрыты опломбированные шлюзы золотоулавливающих промывочных приборов. Очевидцы рассказывали, что громадные груды тускло поблескивающих самородков настолько поразили его, что он снял шляпу и вдохновенно произнес слова полной уверенности в высокой финансовой платежеспособности СССР.
Золото было необходимо и внутри страны – для поддержания равновесия финансовой системы, регулирования денежного обращения и внешнеторговых операций. Труженики золотодобывающей промышленности с первого дня войны работали под лозунгом «Грамм добытого золота – еще один снаряд по врагу». А золотодобывающая промышленность получила неофициальное название валютного цеха страны. Всего за годы войны на якутской земле была обеспечена треть общесоюзной добычи золота.
Текст подготовлен на основе материала интернет проекта mir24.tv
Старожилы вспоминают, что особенно сложным был победный 1945 год. Тогда из Москвы в Алдан пришло задание дать стране золота на 20% больше, чем годом ранее. Для работ пришлось дополнительно привлечь тысячи людей. Добровольцы ехали в Якутию отовсюду. Кайло и тачку взяли в руки вчерашние школьники. Вот что вспоминал один из рабочих:
«Про эти места у нас говорили с ужасом. Там даже машины не работали, глохли от холода. Но когда стали искать добровольцев, я согласился первым. Парень я был молодой. Шла война, и я считал, что должен быть там. Машины могут глохнуть, – думал я, – но кто-то должен добывать золото, так почему же не я?».
Несмотря на то, что алданцы работали в тяжелейших условиях, недоедали, мерзли и буквально валились с ног от усталости, они, тем не менее, еще и находили возможность помогать фронту. В годы войны развернулось всенародное движение сбора средств. Якутия внесла 27 млн. руб., рабочие только Алданских приисков внесли 1 млн. 277 тыс. руб. На эти средства была построена и передана войскам Первого Украинского фронта танковая колонна «Советская Якутия».
Золото мало было добыть, его еще надо было переправить на большую землю. Главная тяжесть доставки грузов, перевозки людей, в том числе резервов для Красной армии, легла на Ленское и Северо-Якутское речные пароходства. Строительство автомобильной дороги федерального значения Невер-Якутск М-56 «Лена» к началу войны не было закончено.
Трасса Кадыкчан – Алдан протяженностью 750 км. пересекала Верхоянский хребет и была необходима стране. Построить ее – значит получить ключи от алданских кладовых. Целых 16 месяцев строители в невероятно тяжелых условиях прокладывали эту дорогу. Топи, болота, отвесные скалы и лабиринты ущелий, зимой – морозы -60 градусов. Заместитель начальника «Союззолота» и «Главалмаззолото» при Совете Министров СССР Альберт Васильевич Лобов писал в своих воспоминаниях:
«В пути один из тракторов провалился в «наледь». Что это такое – до конца может представить себе только человек, который сам видел, как в 60-градусный мороз из проломленного на реке льда стремительно вытекает черная вода. Все кругом мгновенно заволакивается густым туманом, теряются все ориентиры. Очень быстро все намертво замерзает, поэтому спасать и вытаскивать надо незамедлительно».
В этих нечеловеческих условиях, когда были перебои с доставкой продуктов и пайки стали крайне низкими, а согреться было просто негде, люди доходили до истощения, болели, но «золотая» дорога была построена. И в самый тяжелый год войны на большую землю потекло алданское золото. А в 1942-1943 гг. была построена дорога Качикатцы-Томмот протяженностью 340 км, обеспечившая республике кратчайший выход на железнодорожную магистраль в условиях летнего времени.
Золотодобыча оставалась самым стратегически важным производством в регионе. Смело можно сказать, что заслуга в создании и укреплении Антигитлеровской коалиции принадлежит не только советским дипломатам, но и советским золотодобытчикам. В годы войны СССР заплатил за поставки вооружения, оборудования, транспорта и продовольствия из США 1500 тонн золота.
Наши союзники по антигитлеровской коалиции проявляли большой интерес к кредитоспособности СССР, его золотому запасу и состоянию советской золотодобывающей промышленности. Американцы дважды приезжали в СССР в годы войны и посещали золотодобывающие производства с целью оценки платежеспособности по расчетам по ленд-лизу.
В 1941 году, когда государственный секретарь США Д. Ачесон побывал в Северном горнопромышленном управлении, в его присутствии были вскрыты опломбированные шлюзы золотоулавливающих промывочных приборов. Очевидцы рассказывали, что громадные груды тускло поблескивающих самородков настолько поразили его, что он снял шляпу и вдохновенно произнес слова полной уверенности в высокой финансовой платежеспособности СССР.
Золото было необходимо и внутри страны – для поддержания равновесия финансовой системы, регулирования денежного обращения и внешнеторговых операций. Труженики золотодобывающей промышленности с первого дня войны работали под лозунгом «Грамм добытого золота – еще один снаряд по врагу». А золотодобывающая промышленность получила неофициальное название валютного цеха страны. Всего за годы войны на якутской земле была обеспечена треть общесоюзной добычи золота.
Текст подготовлен на основе материала интернет проекта mir24.tv