Карьерные самосвалы БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 180 тонн
БЕЛАЗ предлагает широкий модельный ряд карьерных самосвалов всех востребованных классов грузоподъемности. Одни из перспективных — 180-тонные карьерные машины.
Рис. 1. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75180 шасси №1
Первый самосвал серии БЕЛАЗ-7518 дебютировал в составе парка техники Михайловского ГОКа 7 лет назад.
Сегодня машина широко эксплуатируется в карьерах России и Марокко.
Технические параметры БЕЛАЗ-7518
Двигатель
Для эффективной транспортировки груза внутри карьерных дорог применен современный четырехтактный двигатель QSK 50-C фирмы Cummins мощностью 1491 кВт (2000 л.с.) с аккумуляторной топливной системой Cummins MCR.
Электронные системы контроля и диагностики дизеля «Quantum» обеспечивают надежную и экономичную работу узла. Система самодиагностики упрощает его техническое обслуживание и ремонт.
Рис. 2. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75180 в ПАО «Михайловский ГОК»
Запуск двигателя осуществляется пневмо- или электростартером.
В зимнем варианте комплектации самосвала применяется предпусковой подогреватель жидкости, который в совокупности с обогревателем топлива с фильтром на входе обеспечивает стабильную работу самосвала в климатических зонах с низкой температурой, включая Крайний Север.
Топливный бак соответствует всем современным требованиям. Ёмкость в 2300 литров позволяет машине работать минимум 13 ч при мощности 2250 л.с. без дозаправки.
Рис. 3. Опытный образец БЕЛАЗ-75182 на испытательной площадке экспериментального цеха ОАО «БЕЛАЗ»
Бак оснащен индикатором уровня топлива и запираемой крышкой наливной горловины. Конструкция бака позволяет легко собирать и сливать конденсат с минимальной потерей топлива. Для повышения производительности самосвал может быть укомплектован системой быстрой заправки топлива компании Wiggins.
Трансмиссия переменного тока
В карьерных самосвалах серии БЕЛАЗ-7518 применяются комплекты тягового электропривода переменнопеременного тока ведущих мировых разработчиков:
- на БЕЛАЗ-75180 КТЭ-160 производства ОАО «Силовые машины»;
- на БЕЛАЗ-75182 используется трансмиссия «General Electric» модели GE150AC Plus.
- снизить затраты на содержание машины;
- увеличить производительность при перевозках;
- улучшить тягово-динамические качества самосвала;
- уменьшить время на проведение техобслуживания.
- электрический дифференциал;
- противобуксовочная система ABS;
- противооткатная система;
- система автоматического ограничения скорости;
- система стабилизации скорости на спуске; система контроля и диагностики.
Установлен усиленный редуктор мотор-колеса.
Гидравлическая система с аксиально-поршневым насосом переменной производительности и новыми телескопическими гидроцилиндрами подъема платформы со встроенным клапаном плавного опускания обеспечивает быструю и комфортную разгрузку самосвала.
Рис. 4. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75180 на разрезе «Виноградовский» (Россия)
Усилена передняя и задняя подвески. Увеличен диаметр штоков и шаровых опор цилиндров, что снижает силу сухого трения по сравнению с самосвалами-аналогами в 2–4 раза.
Большое внимание уделено максимальному комфорту и безопасности оператора. Удлиненный козырек платформы закрывает кабину и палубу машины. Сама кабина защищена системами пассивной безопасности ROPS и FOPS. В салоне установлены удобные пневмоподрессоренные сиденья с регулировкой положения и угла наклона спинки. Все органы управления и переключатели расположены в удобной зоне доступа. Современный вид и функциональность обеспечивает полностью видоизмененная приборная панель с электронной панелью приборов.
В основную комплектацию самосвала введены опции, расширяющие его эксплуатационный потенциал: система пожаротушения с дистанционным включением с автоматической системой тушения в заднем мосту, введена модернизированная система контроля давления в шинах, централизованная система смазки, отопительно-кондиционерный блок, система контроля загрузки и топлива, система видеообзора, устройство сигнализации приближения к высоковольтной линии.
По заказу потребителя самосвалы комплектуются платформами разного объема и типа конструкции в зависимости от плотности перевозимого груза. Платформы могут комплектоваться футеровкой днища для защиты от износа при перевозке породы с большими абразивными свойствами.
Рынки сбыта и эксплуатационные показатели
В 2017 году 10 самосвалов БЕЛАЗ-75180 были поставлены в Королевство Морокко в адрес компании «KHOURIBGA MINE». Самосвалы работают в жарком климате, в условиях повышенной запыленности. Совре менная кабина, оснащенная кондиционером, позволяет водителю чувствовать себя комфортно.
За период 2018–2021 гг. реализовано 33 карьерных самосвала грузоподъемностью 180 т. Самосвалы работают на территории России в ПАО «Михайловский ГОК» (Курская область), АО «Ковдорский ГОК» и АО «Апатит» (Мурманская область), АО «ХК «Якутуголь», ПАО «Кузбасская топливная компания» и АО «Стройсервис» (Кузбасс).
Все возникающие вопросы по обслуживанию самосвалов быстро и оперативно решает представительство ОАО «БЕЛАЗ» в регионе эксплуатации как в гарантийный, так и в послегарантийный срок обслуживания техники.
Учитывая высокий потенциал самосвалов серии БЕЛАЗ-7518, ОАО «БЕЛАЗ» продолжит работу над расширением технической линейки этого класса. В ближайшей перспективе планируется разработка, изготовление и вывод на рынок нового поколения 180-тонных карьерных самосвалов.
Рис. 5. Самосвалы БЕЛАЗ-75180 в карьере «Beni Amir», компания «SOBERMA», Королевство Марокко
В новую машину заложены действительно инновационные технические решения — системы мониторинга и прогнозирования аналитики. Самосвал будет спроектирован в соответствии с технологией Autonomous Ready. А это значит, что узлы и агрегаты машины будут адаптированы для перехода к беспилотному режиму. Для дальнейшей роботизации самосвала необходимо установить элементы машинного зрения, сенсоры, систему связи и блок принятия решений. После этого самосвал можно запускать в карьер без участия водителя.
В арсенал будущей разработки включен дизельный двигатель нового поколения большей мощности с режимом экономии ECO.
Технические нововведения коснутся области комфорта и безопасности работы водителя. Планируется редизайн кабины и рабочего места оператора с применением современных материалов и новых дизайнерских решений. Будет установлена система автоматического климат-контроля с созданием избыточного давления в кабине. Система активного видеообзора спереди и сзади c установкой датчиков движения в опасных зонах и подачей звукового сигнала при приближении к объекту, с записью на жесткий диск. Система контроля усталости водителя.
Рис. 6. Разработка карьерного самосвала серии БЕЛАЗ-7518 нового поколения
В перспективе наработки, внедренные в новую машину, будут применены и на остальных самосвалах серии.
По вопросам приобретения карьерных самосвалов и другой продукции ОАО «БЕЛАЗ» обращайтесь к официальному представителю — ООО «СКМ»:
685004, г. Магадан, Дукчинское шоссе, 1 «Б».
Тел.: 8 (800) 333-19-95.
info@skm-mining.ru,
www.mybelaz.ru
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (52)/июнь 2021 г.