Специализированные машины для обслуживания технологического транспорта в карьерах
Сегодня основной целью ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее — ОАО «БЕЛАЗ») — является выпуск техники для обеспечения бесперебойного технологического цикла добычи полезных ископаемых. Для решения этой задачи предприятие предлагает своим клиентам комплексные поставки выпускаемых машин, в линейку которых помимо основной продукции предприятия карьерных самосвалов входит специализированный транспорт для обслуживания горно-транспортных работ. Машины этого класса включают тягачи-букировщики и поливооросительные машины.
0
10429
12
12
А.М. Насковец — начальник конструкторского бюро компоновки УГК НТЦ ОАО «Белорусский автомобильный завод»
А.Ф. Ермолович — инженер-конструктор первой категории УГК НТЦ ОАО «Белорусский автомобильный завод»Тягачи-буксировщики
На предприятии за последние годы разработана и внедрена в производство целая гамма тягачей-буксировщиков, которые позволяют производить буксировку неисправных карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 360 тонн, снаряженной массой от 20 до 260 тонн.
Тягач-буксировщик БЕЛАЗ-74470
Эта машина предназначена для буксировки по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации неисправных карьерных самосвалов и других технологических машин эксплуатационной массой до 45 т в ремонтную зону. Изготавливается на базе шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ-7547.
Навесное буксировочное оборудование машины состоит из: неподвижного кронштейна с направляющими, по которым при помощи двух гидроцилиндров перемещается подвижный кронштейн с захватом; балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес.
Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено две ступени фиксации подвижного кронштейна.
Навесное буксировочное оборудование состоит из: неподвижного кронштейна с направляющими, по которым при помощи двух гидроцилиндров перемещается подвижный кронштейн с захватами (верхний и нижний); балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес.
Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено четыре ступени фиксации подвижного кронштейна.
Тягач-буксировщик БЕЛАЗ-74131
Эта машина предназначена для буксировки по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации неисправных карьерных самосвалов и других технологических машин эксплуатационной массой от 70 до 150 т в ремонтную зону. Изготавливается на базе шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ-75131.
Навесное буксировочное оборудование состоит из: неподвижного кронштейна, который посредством штанг при помощи двух гидроцилиндров перемещает подвижный кронштейн; балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес. Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено две ступени фиксации подвижного кронштейна. Управление фиксацией электрогидравлическое. Производится из кабины водителя или выносного пульта управления. При этом во время позиционирования механизма в нижней точки фиксации подвижной кронштейн тягача опускается на грунт.
Тягачи-буксировщики серии БЕЛАЗ-7430
Тягачи-буксировщики этой серии предназначены для буксировки по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации неисправных карьерных самосвалов и других технологических машин эксплуатационной массой от 100 до 170 т в ремонтную зону. Сегодня в серию БЕЛАЗ-7430 входят две модели машин — БЕЛАЗ-74306, БЕЛАЗ-74307, которые изготавливается на шасси карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75306, БЕЛАЗ-74307.
Навесное буксировочное оборудование состоит из: неподвижного кронштейна, который посредством штанг при помощи двух гидроцилиндров перемещает подвижный кронштейн cо сменными захватами (верхним и нижним); балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес. Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено четыре ступени фиксации подвижного кронштейна. Управление фиксацией электрогидравлическое. Производится из кабины водителя или выносного пульта управления. При этом во время позиционирования механизма в нижней точки фиксации подвижной кронштейн тягача опускается на грунт.
По заказу потребителей на тягачах-буксировщиках этой серии устанавливаются: автономный дизель-генератор, компрессор, сварочный выпрямитель, что позволяет расширить использование этого вида техники.
Поливооросительные машины серии БЕЛАЗ-7647
Одним из направлений дальнейшего развития конструкции карьерной техники «БЕЛАЗ» на предприятии является расширение номенклатуры специальных технологических машин. Поливооросительные машины широко используются в карьере для проведения оросительных работ и пылеподавления на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, а так же для наполнения резервуаров водой под давлением из емкости машины, в том числе буровых станков.
Выпускаемые сегодня поливооросительные машины БЕЛАЗ-76470 и БЕЛАЗ-76473 изготавливаются на базе шасси карьерных самосвалов БЕЛАЗ- 7547 и БЕЛАЗ-75473 соответственно. При их разработке было проведено усовершенствование системы поливоорошения: внедрена веерная система, при этом изменилась распылительная система, которая сейчас состоит из задней и боковой распылительной системы, дополнительно установлен барабан с ручным пожарным стволом и муфтовая головка для заправки пожарных машин ГМB-125, что позволило значительно улучшить технические характеристики. Боковая распылительная система имеет два веерных распылителя, а задняя — четыре. Впереди на верхней части цистерны устанавливается лафетный ствол с возможностью поворота вверх, вниз и в горизонтальной плоскости. В задней части цистерны устанавливаются пожарный ствол и барабан с прорезиненным рукавом длиной 15 м.
При применении веерной системы поливоорошения включение распылителей осуществляется шаровыми кранами с электропневматическим управлением из кабины водителя, возможно включение любой комбинации распылителей, тогда как при применении системы поливоорошения с задней распылительной системой включение осуществляется вручную открытием крана с земли.
Система поливоорошения БЕЛАЗ- 76135 состоит из боковой распылительной системы (два веерных распылителя), задней распылительной системы (четыре веерных распылителя) и управляемого лафетного ствола. Управление распылительной системой независимое — из кабины клапанами включения. В системе применяется одноступенчатый центробежный насос с гидрообъемным приводом. Мощность привода насоса составляет 32 кВт. Производительность насоса при частоте 2,9 тыс. об/мин составляет 1,67 м3/мин, при этом напор насоса составляет 80 м. вод. ст.
На передней верхней части цистерны установлен лафетный ствол с независимым управлением из кабины водителя с помощью клапанов включения.
Конструктивной особенностью БЕЛАЗ- 76135 является возможность применения в конструкции пеногенераторной установки (устанавливается по заказу), которая позволяет расширить функциональные возможности машины, повысить эффективность ее применения как в плане улучшения экологических условий работы в карьере, так и в использовании ее в качестве дополнительного средства ликвидации возгораний на горном и транспортном оборудовании.
Пеногенераторная установка состоит из емкости пенообразователя, воздушно-пенного ствола с дистанционным приводом, пеносмесителя и вспомогательной запорнорегулировочной арматуры.
Цистерна — сварная из высокопрочной низколегированной стали, разделенная на отсеки. Конструкция цистерны имеет герметизированный сквозной проход для прохождения выхлопных газов двигателя. Заправка цистерны производится через верхние люки от гидранта.
На цистерне предусмотрены защитные устройства и ограждения (лестница и поручни) для обеспечения подъема на цистерну и обеспечения безопасного обслуживания в соответствии с EN 474-1.
Создание новых моделей карьерного технологического транспорта всегда диктовалось потребностями горняков. Основным направлением своей производственной политики сегодня ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентября 2020 г.
А.Ф. Ермолович — инженер-конструктор первой категории УГК НТЦ ОАО «Белорусский автомобильный завод»
Тягачи-буксировщики
На предприятии за последние годы разработана и внедрена в производство целая гамма тягачей-буксировщиков, которые позволяют производить буксировку неисправных карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 360 тонн, снаряженной массой от 20 до 260 тонн.
Тягач-буксировщик БЕЛАЗ-74470
Эта машина предназначена для буксировки по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации неисправных карьерных самосвалов и других технологических машин эксплуатационной массой до 45 т в ремонтную зону. Изготавливается на базе шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ-7547.Навесное буксировочное оборудование машины состоит из: неподвижного кронштейна с направляющими, по которым при помощи двух гидроцилиндров перемещается подвижный кронштейн с захватом; балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес.
Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено две ступени фиксации подвижного кронштейна.
Параметры | БЕЛАЗ-74470 | БЕЛАЗ-7455В | БЕЛАЗ-74131 | БЕЛАЗ-74306 | БЕЛАЗ-74307 |
Масса поднимаемая захватом, не менее, кг: — нижним — верхним | 21000 | 25000 | 50000 | 75000 | |
— | 40000 | 75000 | 92000 | ||
Модель двигателя | ЯМЗ-240НМ2 | КТТА19-С | КТА50-С | QSK60-C | |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 368 (500) | 522 (700) | 1194(1600) | 1715(2300) | |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 1813/1600 | 2731/1400 | 6305/1500 | 9053/1500 | |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт·ч | 224 | 209,9 | 209 | 208 | |
Трансмиссия | Гидромеханическая | Гидромеханическая | Электромеханическая переменно-постоянного тока | Электромеханическая переменно-постоянного тока | Электромеханическая переменно-переменного тока |
5+2 | 6+1 | ||||
Радиус поворота, м | 10,2 | 9 | 13 | 15 | |
Масса балласта, не менее, кг | 3500 | 3500 | 14650 | 12500 | |
Ход подвижного кронштейна по вертикали, не более, мм | 1360 | 1460 | 1600 | 2380 | |
Эксплуатационная масса, кг (комплектация в базовом исполнении) | 34850 | 42500 | 120000 | 167400 | |
Скорость движения максимальная при буксировке, не более, км/ч | 15 | ||||
Табл. 1. Основные параметры технических характеристик тягачей-буксировщиков
Тягач-буксировщик БЕЛАЗ-7455В
Тягач предназначен для буксировки по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации неисправных карьерных самосвалов и других технологических машин эксплуатационной массой до 73 т в ремонтную зону. Изготавливается на базе шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ-7555В.Навесное буксировочное оборудование состоит из: неподвижного кронштейна с направляющими, по которым при помощи двух гидроцилиндров перемещается подвижный кронштейн с захватами (верхний и нижний); балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес.
Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено четыре ступени фиксации подвижного кронштейна.
Параметры | БЕЛАЗ-76470 | БЕЛАЗ-76473 |
Объем цистерны, не менее, м3 | 32 | |
Модель двигателя | ЯМЗ-240НМ2 | КТТА19-С |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 368 (500) | 448 (600) |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 1815/1600 | 2237/1550 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт·ч | 224 | 219 |
Трансмиссия | Гидромеханическая 5+2 | |
Длина, мм | 8130 | 8430 |
Передний свес, мм | 1750 | 2050 |
Радиус поворота, м | 10,2 | |
Угол поворота лафетного ствола, не менее, град.: | ||
— вверх | 45 | |
— вниз | 10 | |
— в горизонтальной плоскости в каждую сторону | 35 | |
Ширина зоны поливоорошения, не менее, м: — при подаче воды насосом с применением клапанов включения | ||
— при подачи воды насосом без применения клапанов включения | 24,5 | |
— самотеком, без применения клапанов | 12 | |
включения | 5 | |
Эксплуатационная масса, кг (комплектация в базовом исполнении) | 33 000 | |
Скорость движения при поливе максимальная, км/ч | 15 |
Табл. 2. Основные параметры технических характеристик поливооросительных машин серии БЕЛАЗ-7647
Тягач-буксировщик БЕЛАЗ-74131
Эта машина предназначена для буксировки по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации неисправных карьерных самосвалов и других технологических машин эксплуатационной массой от 70 до 150 т в ремонтную зону. Изготавливается на базе шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ-75131.Навесное буксировочное оборудование состоит из: неподвижного кронштейна, который посредством штанг при помощи двух гидроцилиндров перемещает подвижный кронштейн; балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес. Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено две ступени фиксации подвижного кронштейна. Управление фиксацией электрогидравлическое. Производится из кабины водителя или выносного пульта управления. При этом во время позиционирования механизма в нижней точки фиксации подвижной кронштейн тягача опускается на грунт.
Тягачи-буксировщики серии БЕЛАЗ-7430
Тягачи-буксировщики этой серии предназначены для буксировки по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации неисправных карьерных самосвалов и других технологических машин эксплуатационной массой от 100 до 170 т в ремонтную зону. Сегодня в серию БЕЛАЗ-7430 входят две модели машин — БЕЛАЗ-74306, БЕЛАЗ-74307, которые изготавливается на шасси карьерных самосвалов БЕЛАЗ-75306, БЕЛАЗ-74307.Навесное буксировочное оборудование состоит из: неподвижного кронштейна, который посредством штанг при помощи двух гидроцилиндров перемещает подвижный кронштейн cо сменными захватами (верхним и нижним); балласта для увеличения нагрузки на переднюю ось; предохранительного щита с лестницей для подъема с земли и брызговиков задних колес. Буксировщик оборудован проблесковым маяком и фарами освещения зоны предохранительного щита и зоны зацепления, ящиками для хранения технологических принадлежностей.
Для буксировки самосвалов различной грузоподъемности предусмотрено четыре ступени фиксации подвижного кронштейна. Управление фиксацией электрогидравлическое. Производится из кабины водителя или выносного пульта управления. При этом во время позиционирования механизма в нижней точки фиксации подвижной кронштейн тягача опускается на грунт.
По заказу потребителей на тягачах-буксировщиках этой серии устанавливаются: автономный дизель-генератор, компрессор, сварочный выпрямитель, что позволяет расширить использование этого вида техники.
Параметры | БЕЛАЗ-76135 |
Объем цистерны, м3 | 119 |
Объем бака для пенообразования, м3 | 7 |
Модель двигателя | КТА38-C |
Номинальная мощность двигателя, кВт (л.с.) | 882 (1200) |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 4726/1300 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт·ч | 207 |
Трансмиссия | Электромеханическая переменно-постоянного тока |
Размеры габаритные, не более, мм: | |
- максимальная длина, L1 | 11100 |
- максимальная ширина, W1 | 7050 |
- максимальная высота, H14 | 7250 |
Угол поворота лафетного ствола, не менее, град.: | |
— вверх | 45 |
— вниз | 10 |
— в горизонтальной плоскости в каждую сторону | 35 |
Дальнобойность струи воды из лафетного ствола, м, не менее | 60 |
Ширина зоны поливоорошения при подаче воды насосом с применением клапанов включения, не менее, м | 30 |
Эксплуатационная масса, кг (комплектация в базовом исполнении) | 110100 |
Скорость движения при поливе максимальная, км/ч | 15 |
Табл. 3. Основные параметры технических характеристик поливооросительной машины БЕЛАЗ-76135
Поливооросительные машины
Поливооросительные машины серии БЕЛАЗ-7647
Одним из направлений дальнейшего развития конструкции карьерной техники «БЕЛАЗ» на предприятии является расширение номенклатуры специальных технологических машин. Поливооросительные машины широко используются в карьере для проведения оросительных работ и пылеподавления на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, а так же для наполнения резервуаров водой под давлением из емкости машины, в том числе буровых станков.Выпускаемые сегодня поливооросительные машины БЕЛАЗ-76470 и БЕЛАЗ-76473 изготавливаются на базе шасси карьерных самосвалов БЕЛАЗ- 7547 и БЕЛАЗ-75473 соответственно. При их разработке было проведено усовершенствование системы поливоорошения: внедрена веерная система, при этом изменилась распылительная система, которая сейчас состоит из задней и боковой распылительной системы, дополнительно установлен барабан с ручным пожарным стволом и муфтовая головка для заправки пожарных машин ГМB-125, что позволило значительно улучшить технические характеристики. Боковая распылительная система имеет два веерных распылителя, а задняя — четыре. Впереди на верхней части цистерны устанавливается лафетный ствол с возможностью поворота вверх, вниз и в горизонтальной плоскости. В задней части цистерны устанавливаются пожарный ствол и барабан с прорезиненным рукавом длиной 15 м.
При применении веерной системы поливоорошения включение распылителей осуществляется шаровыми кранами с электропневматическим управлением из кабины водителя, возможно включение любой комбинации распылителей, тогда как при применении системы поливоорошения с задней распылительной системой включение осуществляется вручную открытием крана с земли.
Кратность пены (в режиме работы пеногенератора), не менее | Дальность вылета пены, м | Перемещения ствола в горизонтальной плоскости, град. | Перемещения ствола по вертикали, град. | Условный проход соединительных головок, мм |
6 | 40 | 35±1 | от -15 до +45 | 80 |
Табл. 4. Основные параметры пеногенераторной установки машины БЕЛАЗ-76135
Поливооросительная машина БЕЛАЗ-76135
Создание поливооросительной машины БЕЛАЗ-76135 с объемом цистерны 119 м3 вместило в себя знания и предыдущий опыт по созданию аналогичной продукции, а также важнейшие научно-технические и инженерные решения мировых производителей карьерной и горнодобывающей техники. БЕЛАЗ- 76135 представляет собой технологический транспорт с жесткой рамой и колесной формулой 4х2, который создан на базе шасси карьерного самосвала БЕЛАЗ-75135, соответствующий мировым аналогам и имеющий высокие показатели по производительности.Система поливоорошения БЕЛАЗ- 76135 состоит из боковой распылительной системы (два веерных распылителя), задней распылительной системы (четыре веерных распылителя) и управляемого лафетного ствола. Управление распылительной системой независимое — из кабины клапанами включения. В системе применяется одноступенчатый центробежный насос с гидрообъемным приводом. Мощность привода насоса составляет 32 кВт. Производительность насоса при частоте 2,9 тыс. об/мин составляет 1,67 м3/мин, при этом напор насоса составляет 80 м. вод. ст.
На передней верхней части цистерны установлен лафетный ствол с независимым управлением из кабины водителя с помощью клапанов включения.
Конструктивной особенностью БЕЛАЗ- 76135 является возможность применения в конструкции пеногенераторной установки (устанавливается по заказу), которая позволяет расширить функциональные возможности машины, повысить эффективность ее применения как в плане улучшения экологических условий работы в карьере, так и в использовании ее в качестве дополнительного средства ликвидации возгораний на горном и транспортном оборудовании.
Пеногенераторная установка состоит из емкости пенообразователя, воздушно-пенного ствола с дистанционным приводом, пеносмесителя и вспомогательной запорнорегулировочной арматуры.
Цистерна — сварная из высокопрочной низколегированной стали, разделенная на отсеки. Конструкция цистерны имеет герметизированный сквозной проход для прохождения выхлопных газов двигателя. Заправка цистерны производится через верхние люки от гидранта.
На цистерне предусмотрены защитные устройства и ограждения (лестница и поручни) для обеспечения подъема на цистерну и обеспечения безопасного обслуживания в соответствии с EN 474-1.
Создание новых моделей карьерного технологического транспорта всегда диктовалось потребностями горняков. Основным направлением своей производственной политики сегодня ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентября 2020 г.