26 апреля 2024, Пятница20:29 МСК
Вход/Регистрация

Расширение линейки карьерных самосвалов БЕЛАЗ г/п 90 тонн. Экономические преимущества данных моделей

Л.И. Трухнов —  первый заместитель генерального конструктора, главный конструктор  по карьерной технике НТЦ УГК ОАО «БЕЛАЗ»

Серия БЕЛАЗ­-7558, относительно недав­но появившаяся в модельном ряду тех­ники ОАО «БЕЛАЗ», войдет в историю как первые в мире самосвалы грузопо­дъемностью 90 т с электромеханичес­кой трансмиссией.

По сравнению с привычной гидроме­ханической передачей электромехани­ческая трансмиссия (ЭТМ) обеспечива­ет лучшие эксплуатационные характе­ристики, большую производительность при перевозках и снижение стоимости содержания. 90­-тонные самосвалы «БЕЛАЗ» с электромеханической транс­миссией — это совокупность успешно­го конструкторского опыта специалис­тов ОАО «БЕЛАЗ» в создании самосва­лов предыдущих поколений и ряда инновационных решений.

Рис. 1. Первый карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-7558.png

Рис. 1. Первый карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-7558 

Благодаря сочетанию инновацион­ных технических решений, хороших потребительских качеств, при доступ­ной политике цен 90­-тонники БЕЛАЗ достаточно быстро завоевали популярность у горняков. Более чем 5-­летний опыт эксплуатации машин показал, что использование самосвалов этого клас­са позволило горнякам наиболее эффективно применить возможности экскаваторного парка и значительно снизить эксплуатационные затраты, повысить производительность при перевозках в любом технологическом цикле добычи полезных ископаемых открытым способом как на угольных разрезах, так и на золотодобывающих карьерах. Сегодня более 300 самосва­лов серии БЕЛАЗ-­7558 успешно рабо­тают в карьерах Узбекистана, Вьетнама, Казахстана, Южно­-Африкан­ской Республики, Монголии. Однако самыми крупными покупателями машин остаются горнодобывающие предприятия Российской Федерации.

История изготовления самосвалов серии БЕЛАЗ-­7558 начинается в 2012 г., в середине которого в эксперименталь­ном цехе предприятия был собран пер­вый опытный образец машины, полу­чивший индекс БЕЛАЗ­-75580. К концу 2012 г. предприятием была выпущена модификация с приводом российского завода «Электросила» филиала ОАО «Силовые машины» и двигателем CUMMINS QST 30-­C. Самосвал в насто­ящее время изготавливается под индексом БЕЛАЗ­-75581 и до сих пор, безусловно, остается флагманом серии. Первые поставки самосвала начались в 2013 г. Так, в конце июля 2013 г. шасси № 3 БЕЛАЗ-­75581 попол­нило парк транспортной компании «Регион­-42» (Кемеровская область Российской Федерации).

Рис. 2. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 в эксплуатации.png

Рис. 2. Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 в эксплуатации

Горняки сразу отметили, что новый самосвал надежен, экономичен и эффективен: самосвал отлично справ­ляется с нагрузкой при работе на укло­не до 20 %, так как электродвигатели позволяют работать всей трансмиссии без пробуксовок, а электродинамичес­кое торможение в генераторном режи­ме на спусках обеспечивает противо­скольжение колес. Соотношение мощ­ности дизеля (в 1050 л.с.) и скорости («максималка» — 60 км/ч) в самосвале близко к идеальному. 

По сравнению с традиционными авто­мобилями, имеющими гидромеханичес­кую передачу (ГМП), самосвал БЕЛАЗ имеет следующие преимущества:
  • бесступенчатая трансмиссия плавно изменяет тяговое усилие, что значительно облегчает рабочий процесс водителя; 
  • естественный износ сведен к минимуму, благодаря использованию в трансмиссии меньшего количества технологических узлов и компонентов c узлами трения; 
  • техническое обслуживание карьерного самосвала упростилось, а объемы работ значительно уменьшились;
  • внедрение инновационных разработок позволило снизить затраты на смазочные материалы; 
  • ресурс редуктора мотор-колес обеспечен на весь срок службы самосвала за счет максимальной унификации с редукторной частью серийных 130-тонных самосвалов БЕЛАЗ;
  • плавный ход самосвала за счет «фирменной» подвески «БЕЛАЗ» — минимальные динамические нагрузки на водителя и узлы машины;   
  • эргономичное, удобное, безопасное и комфортное рабочее место оператора оснащено по последнему слову техники. Информационная панель ярко и наглядно демонстрирует основные показатели работы самосвала. Кроме того, в стандартную комплектацию машины включены опции, значительно облегчающие труд водителя, такие как отопительно-кондиционерный блок, система видеообзора и т.д;   
  • ресурс работы двигателя увеличен за счет отсутствия переходных процессов переключения передач и, как следствие, отсутствия ударных нагрузок на двигатель внутреннего сгорания.
В процессе эксплуатации самосва­лов серии БЕЛАЗ­-7558 определились следующие экономические преиму­щества данных моделей:
  • экономия при техническом обслуживании достигает 38 %; 
  • общий расход топлива при аналогичной грузоподъемности снижается до 15 %;
  • электродинамический тормоз обеспечивает эффективное замедление самосвала во всем диапазоне скоростей, вплоть до нулевой скорости, что позволяет исключить регулярные операции ТО и ТР рабочих тормозных механизмов; 
  • еще одна особенность этой модели — появление нового комплекса «экскаватор — карьерный самосвал БЕЛАЗ», производительность которого может конкурировать с моделью БЕЛАЗ-75131 грузоподъемностью 110–136 т;
  • большим плюсом машины являются ее габаритные размеры, что сказывается на экономии средств при разработке месторождений. 90-тонники можно вполне использовать в карьерах, предназначенных для самосвалов грузоподъемностью 55 т. А благодаря работе с экскаваторами и погрузчиками, объем ковша которых составляет 8–18 м3, машину с погрузочной техникой можно достаточно быстро перемещать в места добычи. 

Рис. 3. Карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-75581 в эксплуатации на Быстринском....png

Рис. 3. Карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-75581 в эксплуатации на Быстринском горно-обогатительном комбинате (Россия)
                                                                                                                           
Хорошо зарекомендовал себя БЕЛАЗ-75581 и по итогам эксплуатации в слож­ных условиях крайнего севера на Нюрбинском горно­-обогатительном ком­бинате компании АК «Алроса». Специалистами научно-­технического центра ОАО «БЕЛАЗ» специально для потребителей, работающих в районах с холодным климатом, был разработан самосвал в северном исполнении, кото­рое позволяет эксплуатировать машину в температурном режиме от ­50 до +60 °C. Эта модель, помимо прочего, включает в себя предпусковой подогреватель жид­кости двигателя, боковые шторы для теп­лоизоляции двигателя, утеплитель капо­та, кабину с дополнительным отопителем и стеклопакетами, подогреватель шкафа управления. Все это помогает создать комфортные условия труда для водите­лей и облегчает эксплуатацию самосва­лов в северных широтах. 

В декабре 2018 г. ПАО «Севералмаз» (дочерняя компания АЛРОСА) приобрело партию карьерных самосвалов БЕЛАЗ-­75581 грузоподъемностью 90 т. С января 2019 г. самосвалы работают на алмазном месторождении им. М.В. Ломоносова в Архангельской области. 

«Новые белорусские карьерные машины ничем не уступают иностран­ным аналогам, а в чем-­то даже превос­ходят их. Так, главным отличием БЕЛАЗ­-75581 от уже работающих на месторождении самосвалов такого же класса грузоподъемности является наличие электромеханической транс­-миссии», — отметил Константин Бондыч, начальник автобазы Ломоносовского горно­-обогатительно­го комбината.

В настоящее время машины, рабо­тающие на предприятиях Российской Федерации, на практике доказывают свою надежность, что подтверждается их высоким коэффициентом техничес­кой готовности (далее — КТГ). По Вахрушевской автобазе КТГ на 90­-тон­ники составил 0,93, по Коршуновскому ГОКу — 0,95, по ООО «Транссиб­уголь» — 0,93, по ООО «Угли Кузбасса» – 0,92.

В феврале 2019 г. ОАО «БЕЛАЗ» рас­ширил географию стран эксплуатирую­щих 90­-тонные машины — два само­свала БЕЛАЗ­-75581 отправились на латиноамериканский континент в адрес чилийской компании Minera Tres Valles. 

Рис. 5. Карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-75585 с .....png

Рис. 4. Карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-75583

Рис. 5. Карьерный самосвал серии БЕЛАЗ-75585 с .....png

Рис. 5. Карьерный  самосвал серии БЕЛАЗ-75585 с трансмиссией компании «Русэлпром»

Один из отправленных 90-­тонников будет представлен на выставочном стенде БЕЛАЗа на одной из главных площадок в центральном и южном регионах Латинской Америки — выстав­ке EXPONOR, которая пройдет в городе Антофагаста, Чили в конце мая 2019 г.

ОАО «БЕЛАЗ» ведет активные работы по расширению модельного ряда карь­ерных самосвалов серии БЕЛАЗ-­7558 за счет внедрения новых технических решений, комплектации машин двигателями и электроприводами ведущих мировых производителей, в зависи­мости от предпочтений заказчика. 

Так в начале 2015 г. серия БЕЛАЗ-­7558 пополнилась новой моделью БЕЛАЗ­-75583 с двигателем фирмы Cummins КТА 38­-С, установленным на шасси самосвала в соответствии с техническими требованиями покупателя.

В октябре 2015 г. машина была отправлена для работы в карьерах ООО «Регион 42», где сегодня успешно трудится. Также как и его собрат по серии, БЕЛАЗ-­75583 имеет высокую производительность. Эксплуатацион­ники по достоинству оценили преиму­щества новой машины. 

Рис. 6. Выставочный образец карьерного самосвала.png

Рис. 6.  Выставочный образец карьерного самосвала БЕЛАЗ-75585

В 2017 году ОАО «БЕЛАЗ» выпустил очередную модификацию самосвала — БЕЛАЗ­-75585, на которой установлена новая трансмиссия переменного тока производства российского электротехнического концерна «Русэлпром».

В июне 2018 г. машина была ярко представлена на одной из крупнейших выставок технологий горных разрабо­ток «Уголь России и Майнинг», г. Новокузнецк. 

В первый же день форума официальный представитель в этом регионе Российской Федерации компания «БЕЛАЗ-­24» и ООО «СТК» подписали договор на пос­тавку выставочного образца машины. Самосвал прямо с выставки отправился к свое­му владельцу.

Период с 2018 по 2019 г. стал по­настоящему прорыв­ным в области разработки серии БЕЛАЗ­-7558 — сказа­лось не только популярность машин на рынке, но и увели­чение количества разработ­чиков электромеханических трансмиссий для 90-­тонников БЕЛАЗ.

Первый тяговый привод для белорус­ской машины был разработан российс­кой компанией «Электросила», а сегод­ня ряд крупных российских концернов разрабатывают этот узел исключитель­но для самосвалов серии БЕЛАЗ­-7558. Среди них: концерн «РУСЭЛ ПРОМ», г. Сафоново, «ПТФК «ЗТЭО», г. Набереж­ные Челны, ООО «Сибэлектропривод», г. Новосибирск. В 2019 г. свои услуги предложила компания «General Electric».

Сегодня Белорусский автозавод предлагает новые модификации само­свалов серии БЕЛАЗ­-7558 в следующей комплектации:
  • БЕЛАЗ-75585-05 — с двигателем Cummins QST30-C, 1200 л.с., транс-миссией концерна «РУСЭЛ ПРОМ» КТЭО-90, г. Сафоново. Также самосвал имеет новые двухступенчатые цилиндры опрокидывающего механизма, что сократит время разгрузки платформы; 
  • БЕЛАЗ-75589 — с двигателем Weichai 12M33 (Китай), 1068 л.с. (785 кВт), трансмиссией концерна «РУСЭЛ-ПРОМ» КТЭО-90, г. Сафоново;   
  • БЕЛАЗ-7558С — с двигателем Cummins QST30-C, 1050 л.с., транс-миссией «ПТФК «ЗТЭО» КТЭО Б-90, которая включает в себя генератор, шкаф с жидкостным охлаждением и 2 вентильно-индукторных двигателя, г. Набережные Челны.
Применение вентильно-­индукторно­го тягового электропривода в составе карьерного самосвала БЕЛАЗ­-7558С позволяет:
  • повысить среднетехническую скорость карьерного самосвала без увеличения мощности дизельного двигателя;
  • сохранить высокое значение КПД тягового электродвигателя, близкого к номинальному (для крупных машин 97–98 %), в часто встречающихся режимах работы с неполной нагрузкой на валу;
  • достичь высокого быстродействия за счет малой инерционности безобмоточного ротора;
  • достичь простоты конструкции магнитопроводов статора, ротора и катушечных обмоток двигателя, не имеющих пересекающихся лобовых частей, обеспечивает высокую технологичность, повышенные надежность, долговечность и ремонто-пригодность (достаточно заменить одну катушку, вышедшую из строя).
В 2019 году перечень машин попол­нится следующими модификациями:
  • БЕЛАЗ-7558D — с двигателем Cummins QST30-C, 1050 л.с., трансмиссией КТЭП-90 производства ООО «Сибэлектропривод», г. Новосибирск, шкафом управления трансмиссией и 2-мя электро-двигателями совместного производства «Сибэлектропривод» и «Skoda»;
  • БЕЛАЗ-75584 — с двигателем MTU 16V2000, 1200 л.с., трансмиссией концерна «РУСЭЛПРОМ» КТЭО-90, г. Сафоново;
  • БЕЛАЗ-7558F — с двигателем Cummins QST30-C (США), 1050 л.с. (PN441), трансмиссией GE100AC.
Основная цель разработки этих машин — получение более экологичес­ки безопасной техники, позволяющей клиентам предприятия экономить свои средства.

В рамках программы постоянного совершенствования и модернизации систем и узлов серийной техники с уче­том потребностей клиентов, удовлетво­ряя запросы партнеров на технику с низкой себестоимостью эксплуатации и высокими технико­-экономическими показателями, специалисты ОАО «БЕЛАЗ» постоянно работают над совершенствованием и обновлени­ем модельного ряда выпускаемой про­дукции.

Мнение о карьерных самосвалах БЕЛАЗ от компании ООО «Регион 42» 

С 2013 года компания ООО «Регион 42» постоянно проводит сравнительный анализ эксплуатационных и экономи­ческих показателей БЕЛАЗ­75581 в сравнении с одинаковыми по грузопо­дъемности самосвалами Komatsu HD 785­7, Caterpillar 777 и Terex TR 100.

Можно отметить, что:
  • время эксплуатации в наряде карь­ерного самосвала БЕЛАЗ­-75581 больше других, по причине умень­шения времени обслуживания элек­тромеханического привода, в срав­нении с гидромеханическим;   
  • количество ремонтных воздействий и, соответственно, затраты на ремонты и запасные части значи­тельно ниже, также по причине меньшего количества механических агрегатов (отсутствия гидромехани­ческой передачи, редуктора заднего моста, карданных передач и т.п.);   
  • значительно больше ходимость шин за счет: плавности хода при трога­нии с места, отсутствия буксовки колес, отсутствия скольжения колес при торможении и т.д., что также положительно сказывается на сни­жении расхода топлива; 
  • снижение затрат содержания, обслуживания за счет отсутствия гидравлических жидкостей: автома­тическая КПП, редуктор заднего моста, масло охлаждаемых меха­низмы тормозов и, соответственно, снижение затрат на содержание этих систем, т.е. замена РВД, филь­тров, радиаторов и самих гидравли­ческих жидкостей.
Увеличение производительности и одновременное снижение затрат содержания и обслуживания карьер­ных самосвалов БЕЛАЗ­-75581 (75583, 75585) является для ООО «Регион 42» наиболее предпочтительным в срав­нении с карьерными самосвалами прочих производителей.

Главный инженер ООО «Регион 42» А.А. Галкин 

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.

Исчисление НДПИ при реализации недропользователем золотосодержащей руды: кто прав, кто виноват?
Взыскание убытков с Роснедр и Минприроды субъекта РФ, в том числе в связи с невозможностью отработки месторождения из-за наличия особо защитных участков леса
Упразднение особо защитных участков леса из лицензионной площади недропользователей (последняя судебная практика)
Новый порядок использования побочных продуктов производства
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X