19 марта 2024, Вторник13:02 МСК
Вход/Регистрация

Современные технологии решают кадровые проблемы. Тренажеры-симуляторы горного оборудования

Тренажеры-симуляторы не претендуют на роль серебряной пули, полностью решающей проблемы обучения и аттестации. Для достижения максимального эффекта необходимо совмещать оба метода — тренажеры-симуляторы и реальную технику. Но при этом отвлечение техники от производства будет минимальным, а время подготовки стажера сократится в разы, обеспечивая высокую эффективность и безопасность обучения. На предприятии со временем будет сформирована правильная культура эксплуатации оборудования, снизится расход топлива, замедлится износ шин, сократится количество внеплановых ремонтов, повысится производительность и отдача с каждой машины. Что особенно важно — уменьшится количество аварий и несчастных случаев, вызванных человеческим фактором. Все это будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности горных предприятий в новых и непростых социально-экономических условиях.

Ключевые слова: тренажеры-симуляторы, обучение операторов, учебные
тренажеры, безопасность производства, технологии горной отрасли,
Hammer Rus, HammerMaster, 5DT.

Асадов Ф.М..jpgФ.М. Асадов — генеральный директор ООО «Хаммер Рус».

«Мы все стажеры на службе у будущего».
А. и Б. Стругацкие, «Стажеры».

На смену традиционным методам обучения за партой и на рабочем месте приходят современные технологии, которые позволяют быстрее, эффективнее и безопаснее прививать новые знания и практические навыки. И в первую очередь это тренажеры-симуляторы, со скрупулезной точностью воссоздающие условия работы на реальной машине.

В большинстве своем горные предприятия находятся на территориях с низкой плотностью населения, что вынуждало их и в более благоприятные времена использовать вахтовый метод работы, а сегодня кадровая проблема приобретает характер бедствия. Выходящих на заслуженный отдых специалистов заменять некем — молодых людей мало благодаря демографическому провалу 90-х, а те, кто есть, в поисках лучшей доли уезжают на «большую землю». Более того, опытные работники среднего возраста тянутся вслед за молодежью в места более пригодные для жизни и возникает ситуация, когда не только некого учить, но и некому.

Тренажеры.jpg

Особенно сложная кадровая ситуация сложилась в малонаселенных регионах Западной Сибири и Дальнего Востока, где как раз находятся наиболее ценные для экономики страны месторождения. Единственное и естественное решение этой проблемы заключается в привлечении трудовых ресурсов из других регионов, а это означает, что значительную часть работников нужно либо учить в полном объеме, с азов, либо переучивать, что порой бывает даже сложнее.

Обучение, переобучение, аттестация персонала проходит на реальном оборудовании на месте эксплуатации, и наряду с достоинствами этот проверенный десятилетиями метод обладает существенными недостатками. Каждый стажер должен отработать не менее 40 часов на машине, которую отвлекают от производства и при этом она расходует свой ресурс, топливо или электроэнергию, шины, тормозные колодки и другие расходные материалы, на нее начисляют амортизацию. И хотя такое обучение максимально приближено к условиям реальной эксплуатации, оно не дает возможности отрабатывать аварийные и внештатные ситуации, имитировать работу на опасных участках в сложных погодных условиях. Более того, стажер может сам создавать реальные аварийные и внештатные ситуации особенно на начальном этапе обучения.

Мобильный комплекс.jpg

Другой важный аспект заключается в поддержании навыков управления техникой, переобучении, повышении квалификации и аттестации. Не секрет, что со временем, примерно в течение года, оператор утрачивает навыки правильного управления техникой, приобретая вместо них вредные привычки. Изначальный недостаток правильных навыков у начинающих операторов и вредные привычки операторов опытных ведут к варварской эксплуатации дорогостоящей, иногда уникальной горной техники. Чтобы нивелировать это явление, необходимо проводить аттестацию и дополнительное обучение, то есть вновь отвлекать технику от производства и вновь не достигнуть полного эффекта.

Вахтовый метод также предполагает, что стажеров всегда будет больше, чем при найме местного населения. В их число входят как начинающие, так и операторы со стажем, но работавшие на других типах и моделях горной техники. То есть учить нужно много, быстро и эффективно, а для этого нужны прогрессивные методики и современные технологии.

Максимальный эффект

Учебные тренажеры для отработки навыков управления сложной, дорогостоящей техникой используют не первое десятилетие, но только сегодня, с появлением фотореалистичных визуальных сред и связанных с ними средств передачи статико-динамических ощущений, стало возможным полностью имитировать рабочее место оператора, к примеру, карьерного самосвала. Сидящему за рулем стажеру кажется, будто он едет по настоящему карьеру, на окружающих его больших экранах с высоким разрешением воспроизводится изображение не абстрактного, а конкретного карьера с учетом времени суток, сезона, погоды, условий видимости. Стажер имеет возможность привыкнуть к габаритам машины, а благодаря динамической платформе чувствовать ускорения, торможения, повороты, подъемы, спуски, тряску, рывки, занос и пробуксовку, и, что особенно важно, столкновения и удары.

Мобил 2.jpg

Под присмотром инструктора он учится не только управлять машиной в аварийных ситуациях, но и понимать, к чему приводят его неправильные действия и как выходить из сложных положений без жертв и разрушений. На виртуальном маршруте инструктор в режиме реального времени моделирует любые нештатные и потенциально опасные ситуации, чтобы стажер учился не пугаться, не паниковать, а реагировать быстро и правильно, например, выводить самосвал из заноса, трогаться на скользкой поверхности или на подъеме. Важно, что стажер совершает ошибки и учится на них в виртуальном пространстве, а не в реальном, не подвергая угрозе жизни и дорогостоящее оборудование. При этом инструктор не сидит рядом со стажером, как в кабине реальной машины, и стажер с самого начала привыкает к полной самостоятельности и ответственности.

Таким образом, в тренажере-симуляторе современные технологии находят свое полное и максимально полезное применение.

Практическое воплощение

Компания 5DT (FIFTH DIMENSION TECHNOLOGIES) разрабатывает и поставляет на рынок тренажеры-симуляторы для 4 областей применения: горной, строительной, автомобильной и военной. Для горной промышленности компания предлагает полный спектр тренажеров для подготовки операторов наземной и подземной техники: самосвалов, экскаваторов, погрузчиков, буровых установок, автогрейдеров, угольных комбайнов, анкероустановщиков и т.д.

5дт.jpg

Парк оборудования горных предприятий чрезвычайно разнообразен, и со временем модельный ряд техники только растет. Поэтому при разработке тренажеров-симуляторов используют модульный подход, чтобы быстро, в течение нескольких минут, перестроить тренажер с одного типа или модели машин на другой. С появлением в парке предприятия новых машин можно также с минимальными затратами внедрить новую программу подготовки операторов на базе существующего тренажера-симулятора. Такое обучение правильно проводить с опережением до того, как новое и дорогостоящее оборудование будет введено в эксплуатацию.

Тренажер-симулятор состоит из базового блока SimBASE и монтируемого на нем модуля SimCAB, имитирующего рабочее место реальной машины. Замена модуля занимает 3 минуты и производится без грузоподъемных средств и инструмента. Основанием базового блока служит динамическая платформа с электромеханическим приводом, имитирующая все движения машины и ее взаимодействие с дорогой и препятствиями. Платформа с 6 степенями свободы наиболее реалистично передает механические воздействия, которым подвергается оператор.

На платформе установлено кресло стажера, а вокруг — большие экраны сверхвысокого разрешения (UHD), обеспечивающие широкий угол обзора по горизонтали и по вертикали, как в реальной машине. Если у машины есть зеркала заднего вида, они будут также визуализированы с достоверными отражениями в них.

В состав модуля входят приборная панель и органы управления машиной, причем настоящие, взятые от конкретной модели. Органы управления самосвалом включают руль с силовой обратной связью, то есть при повороте стажер будет чувствовать сопротивление, а при моделировании падения давления в гидросистеме рулевого управления он сразу почувствует утяжеление руля и сможет диагностировать неисправность, используя индикаторы на приборной панели. Разработаны модули для 115 моделей горной техники от 30 производителей, и их число непрерывно растет.

В состав тренажера также входит рабочее место инструктора, которое устанавливают рядом. На своем экране инструктор видит действия стажера и с помощью собственного меню может создать и запустить любые сценарии обучения, имитировать аварийные ситуации и выходы из строя основных узлов оборудования, изменить погодные условия, выбрать время года, установить дневное или ночное время суток. Программное обеспечение соединяет в единый комплекс визуальную составляющую, звуковое сопровождение, динамическую платформу, органы управления тренажером и рабочее место инструктора.

Визуальная составляющая очень важна. На горных предприятиях заказчика проводится подробная съемка производственных объектов, используется топографические карты и проектная документация для разработки точной виртуальной копии предприятия, по которой и будет «ездить» стажер. Таким образом, стажер учится управлять конкретной моделью техники на конкретных открытых или подземных горных разработках, то есть получает подготовку максимально приближенную к реальным условиям.

Обучение на тренажерах-симуляторах разнообразное, безопасное и быстрое. Так, если стажер ошибся, то в отличие от реального мира в виртуальном возврат к исходной точке происходит за секунду. Успешно пройдя курс занятий на тренажерах-симуляторах, стажер может переходить к обучению на реальной машине под контролем инструктора. И только затем допускается к работе.

Дополнительные возможности тренажер-симулятор дает при переподготовке и аттестации персонала. Беспристрастная машина легко приведет к норме завышенную самооценку опытного оператора и восстановит правильные навыки управления техникой, нивелировав его вредные привычки. Таким образом из процесса аттестации устраняется человеческий фактор и навыки оператора оцениваются максимально объективно.

Заказчик может выбрать оптимальный состав тренажеров-симуляторов по количеству базовых блоков и модулей и их исполнение — стационарное или в мобильных контейнерах, в зависимости от своих потребностей в обучении. Так, стационарный учебный центр можно развернуть в региональном центре, где нанимают персонал, и проводить обучение гораздо экономнее. Мобильные тренажеры-симуляторы используются для аттестации на удаленных объектах с неразвитой инфраструктурой в непосредственной близости от места эксплуатации оборудования.

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 4 (50)/декабрь 2020 г.

Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X