О природоохранной деятельности
0
318
0
0
Н.В. Оттас — начальник отдела экологической оценки, ТОМС Инжиниринг.
В 2013 году в России проходит Год окружающей среды. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.
В связи с этим представляет интерес история развития природоохранной деятельности в международном масштабе и в России.
К первым историческим документам, имеющим отношение к охране окружающей среды, принято относить законы XVIII века до н.э, которые установил в древнем Вавилоне царь Хаммурапи, а первыми законами, непосредственно охраняющими природу, являлись опиравшиеся на религию законы, установленные в III веке до н. э индийским императором Ашокой. В тот же период по указу царя Деванампиятиссы был основан первый природный заповедник на Шри-Ланке. Заповедные территории учреждались до нашего летоисчисления отдельными правителями княжеств в Китае. Инки запрещали под страхом смертной казни появляться посторонним на Гуановых островах во время гнездования бакланов и олушей. Законы монгольского государя Хубилая, по свидетельству Марко Поло, запрещали охоту в период размножения птиц и зверей. В средние века короли и феодалы, любители охоты, объявляли заповедными территории для сохранения дичи. В ХV веке во Владимиро-Волынском княжестве на территории Беловежской пущи была ограничена охота на зубра, а затем полностью запрещена. Спасение зубров продолжил в XVI веке король Сигизмунд III, который объявил заповедником территорию их обитания.
В ХI веке в Киевской Руси была регламентирована добыча бобра, установлено наказание за разорение гнезд диких пчел. В XV веке на отдельных массивах была запрещена вырубка дубов. Петр I принял ряд указов об охране леса, почв, рыбных и животных запасов, началось степное лесоразведение, Екатерина II подписала закон об охоте, который устанавливал запрет убивать и ловить животных в период размножения, а Александр III утвердил «Правила об охоте», в которых запрещалась охота на зубров.
В середине XIX века группа художников, принадлежавших к знаменитой «барбизонской школе», положила начало созданию «художественных участков» (по выражению Александра Гумбольдта «памятников природы»), утверждая их эстетическую ценность. Первой заповедной зоной природного ландшафта, установленной декретом 1861 года, следует считать лесопарковую зону Фонтенбло недалеко от Парижа, где художники работали на пленере.
Вопрос о допустимом воздействии Человека на Природу при развитии общества обсуждался еще древними философами, которые рассматривали его с позиций справедливости, умеренности потребления, ограничения численности населения. Много внимания уделялось вопросам обеспечения стабильного социального развития на основе справедливости. В античном мире проповедовалась культура умеренности потребления, а также считалось, что у человека не должно быть «ничего в избытке».
Когда в период развития промышленного производства потребление природных ресурсов значительно увеличилось, стала утверждаться точка зрения о их неисчерпаемости. Концепция неограниченного экономического роста на основе технического прогресса и богатства природных ресурсов имеет хождение и в наше время.
Однако уже в конце XVIII века, когда появились экономические проблемы, такие, как например, опережение спроса на продовольствие его производства, английский священник Томас Р. Мальтус в своей книге «Эссе о принципах народонаселения» (1798) отметил противоречие между ограниченностью запасов природных ресурсов и неограниченным ростом населения (концепция ограниченности природных ресурсов).
Хотя отношение Человека к Природе менялось на протяжении времени, основные принципы ее охраны базировались на частнособственнических интересах, которые находили отражение в законах, устанавливаемых в государстве. Экономика развития общества, направленная на максимальное удовлетворение его потребностей без учета восстановительного потенциала Природы, стала приводить к ухудшению качества окружающей среды и истощению природных ресурсов . Одновременно с общим сокращением ресурсообеспеченности нарастали социально-экономические диспропорции с ростом нищеты широких слоёв населения, прежде всего в странах третьего мира.
В XIX–ХХ веках, когда процесс научных исследований воздействия Человека на Природу стал постоянным и активным, появился термин «ноосфера» (сфера Разума), предложенный французским ученым Э. Леруа и введенный в практическое использование русским учёным В.И. Вернадским. Термин подразумевает близкое к идеальному взаимоотношение Человека и Природы, при котором Человек сможет удовлетворять свои потребности не разрушая природной основы и сохраняя способность экосистем к самовосстановлению и поддержанию своих функций.
Несмотря на внимание учёных к вопросу охраны природы, деградация природной среды продолжалась, что в разное время объяснялось различными причинами:
Работы американских ученых — Д. Форрестера «Мировая динамика» (1971 год), и доклад клуба «Пределы роста», подготовленный Донеллой и Деннисом Медоуз (1972 год) обосновывали вывод о том, что дальнейшее развитие Человечества неизбежно приведёт к экологической катастрофе в 20-х годах XXI века.
Материалы «Римского клуба» вызвали отклик мировой общественности — необходимость решения все углублявшейся проблемы взаимоотношения Человек — Природа стала очевидной. Этой проблеме была посвящена конференция Организации объединенных наций, которая была проведена в Стокгольме в 1972 году. После этой конференции началась регулярная международная деятельность по разработке принципов отношения к Природе и планов действий по ее сохранению — Программа Организации объединенных наций по окружающей среде (ЮНЕП). В 1983 году при ООН была сформирована Комиссия по окружающей среде и развитию, которая начала разработку международных принципов, на основе которых экономическое развитие общества не приведет к необратимым негативным процессам в природе. В докладе комиссии 1987 года «Наше общее будущее» впервые было применено понятие устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни Человечества в гармонии с Природой.
Концепция устойчивого развития была принята Комиссией по окружающей среде как стратегия развития общества на основе положений, основой которых являются:
С целью реализации принципов стратегии устойчивого развития рассматривались различные варианты деятельности, но наибольшее одобрение в европейских странах вызвала система экологического аудита. Еще в 1990 году Комиссия Европейских сообществ (КЕС) выступила с первым проектом обязательных Правил экологического управления, которые после доработки были утверждены в 1993 году директивой Европейского сообщества ЕС 1836/93.
Одновременно Международная организация по стандартизации разработала нормы экологического управления на предприятии ISO 14000, (система экологического менеджмента — СЭМ), которые содержат руководящие указания по организации системы управления качеством окружающей среды на предприятии, проведению экологического аудита, квалификационным критериям аудитора, терминологию и др.
Россия была в числе стран, подписавших Декларацию Рио-де-Жанейро и, выполняя договоренности, в апреле 1996 года указом президента РФ был введен в действие документ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», разработанный правительством. Концепция учитывает положения документов конференции в Рио-де-Жанейро и, руководствуясь ими,… «представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений»…
В 1995 г. в Москве прошёл первый Всероссийский съезд по охране природы, на котором обсуждалась Концепция перехода России на модель устойчивого развития.
Несмотря на то, что в основу российского законодательства по охране окружающей среды заложены требования международных документов, оно является консервативным, не успевает отреагировать на новые требования и, по сути, является неэффективным, так как не обеспечивает одно из главных положений концепции устойчивого развития — улучшение (поддержание) качества природной среды.
К системам экологического оздоровления, действующим на территории России в настоящее время, условно можно отнести:
Система государственного контроля существует с момента возникновения государства для защиты прав собственности на природные ресурсы, а также налоговых и экономических интересов государства. Когда для сохранения промысла пушного зверя, птицы, рыбы появилась необходимость в регулировании их добычи, были введены указы о способах их добычи, о запрете отлова молодняка. По берегам рек было запрещено уничтожать леса, а лесные массивы особо ценных пород объявлялись заповедными. Ресурсный подход был основой природоохранного законодательства до конца 70-х годов двадцатого столетия. Проект первого закона, направленного на охрану природы на территории России, был разработан в 1915–1916 годах. При Академии наук предполагалось создать специальное учреждение для контроля за охраной природы, однако принять этот закон и ввести в практику его применение . не успели в связи с изменением исторической ситуации.
В начале 20-х годов прошлого века советской властью были приняты законы: регулировавшие использование национализированных природных ресурсов:
Система нормирования эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду создавалась с конца семидесятых годов прошлого столетия с целью обеспечения качества природных сред в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических нормативов (ПДК). Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду должна была осуществляться на уровне каждого предприятия, а конечная — на уровне промышленной зоны, населенного пункта, особой природной зоны и пр. Важнейшей составляющей системы нормирования должны были быть планы природоохранных мероприятий, выполнение которых обеспечивало снижение эмиссий загрязняющих веществ до уровня, обеспечивающего нормативное качество окружающей среды .
Система экономического регулирования природопользования как официальный эксперимент была введена с 1992 года в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду для крупных промышленных предприятий. Платежи поступали на счет специально образованного фонда охраны природы, который должен был осуществлять из этих средств финансирование природоохранных мероприятий федерального, регионального и местного уровня.
К настоящему времени ни одна из систем не обеспечила эффективность охраны окружающей среды, как природной, так и искусственной (измененной человеком) вследствие следующих причин.
Система государственного контроля постоянно подвергается изменениям и реорганизациям, что не позволяет вести регулярную целенаправленную деятельность в этой сфере. В связи с введением в действие нового закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-фз в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ), периодичность плановых проверок предприятий составляет три года. Кроме того, уже вышло 10 руководящих документов, которые вносят изменения, дополнения и разъяснения по вопросу организации и проведения проверок. В основном состояние природоохранной деятельности предприятия проверяется при возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций, то есть когда факт загрязнения или гибели биологических видов уже свершился. Работа контролирующих органов в значительной степени сводится к рассмотрению и согласованию огромного количества документов различного вида, но по сути дублирующих друг друга. Частые изменения нормативно-методической базы по охране окружающей среды, реорганизации структуры природоохранных органов не обеспечивают формирование баз данных, необходимых для эффективной деятельности в сфере охраны окружающей среды от загрязнения.
Система нормирования утратила свой первоначальный смысл, так как оценка допустимости выброса, сброса загрязняющих веществ, размещения отходов в природной среде производится только на первом этапе, то есть на уровне конкретного природопользователя. Оценка существующего суммарного воздействия от хозяйственной деятельности в промышленной зоне, населенном пункте выполняется крайне редко даже при разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных районов населенных пунктов. Установление пределов выброса (его увеличения) с точки зрения допустимого воздействия на окружающую среду не выполняется. Нарушен принцип установления предельно-допустимых эмиссий загрязнения — оценка базируется не на прогрессивных научно-технических решениях, технологиях, методах, а на достигнутых (фактических) показателях.
Одним из главных условий эффективности системы нормирования, с точки зрения охраны окружающей среды от загрязнения, является постоянный (регулярный) аналитический контроль установленных норм, однако в настоящее время даже не все крупные предприятия имеют экологические лаборатории (именно природоохранные), осуществляющие систематический контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ. Такое положение является следствием постоянного увеличения эксплуатационных расходов на проведение замеров, жестких условий аккредитации в области аналитического контроля, низкой экологической ответственностью руководства.
Наиболее эффективной является система нормирования сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, так как обычно при стабильности технологических режимов природопользователь имеет установившийся сток с довольно постоянным загрязнением, которое регулярно контролируется в соответствии с отработанными методиками по отбору и анализу сточных вод, что обеспечивает достоверность данных контроля.
Аналитический контроль содержания загрязняющих веществ в отходящих технологических газах более трудоемкий по сравнению с контролем загрязненности стоков, особенно в части отбора проб (аэродинамические характеристики потоков), наличия большого количества специфических загрязнителей, их незначительного содержания в отходящих газах. (тонкость анализа, концентрирование проб). Кроме того, если для стоков можно говорить о постоянстве сброса загрязнений и достоверности анализа, то для выбросов загрязняющих веществ с технологическими газами достоверность измерений, в значительной мере, определяется аэродинамической характеристикой потока, которая может часто меняться, так как зависит от температурного режима процесса, состава сырья, работы тягодутьевой установки и др. В связи с этим для того, чтобы иметь достоверные данные о загрязненности отходящих газов (количестве выбросов), необходима система постоянного автоматизированного контроля.
При нормировании количества образования отходов ситуация еще хуже. Говорить о каком-то постоянстве образования отходов на длительный период бессмысленно. Ситуация на предприятии часто меняется — проводится внеплановый ремонт, списывается оборудование и автотранспорт, изменяется поставляемое сырье, выпускается небольшая партия товара, поставщик меняет упаковку сырья, изменяется численность персонала и т.д. Лимитирование образования 3 кг промасленной ветоши или 0,5 кг металлической пыли из аспирационной установки все равно не обеспечат эффективности, тем более, что главным вопросом предотвращения загрязнения окружающей среды отходами является не количество их образования, а максимальное их использование в качестве вторичного сырья.
Кроме того, для всех видов нормирования значительно снизились требования к разработке мероприятий по снижению эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду, так как изначально на предельно-допустимом уровне фиксируются имеющиеся показатели. Мероприятия, разрабатываемые в проектах нормативов, как правило, носят эксплуатационный характер и в большинстве случаев сводятся к разработке документации, составлению отчетности и ее согласования в контролирующих органах, что не может обеспечить фактического снижения загрязнения окружающей среды.
Система экономического механизма природопользования. Целью введения этой системы являлась задача побудить предприятия к выполнению природоохранных мероприятий. Предполагалось, что введение платы за негативное воздействие на окружающую среду будет стимулировать совершенствование технологии производства, оснащение очистными установками источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, выполнение реконструкций. Природопользователю, выполняющему природоохранные мероприятия, дающие значительный экологический (санитарно-гигиенический) эффект частично будут компенсировать затраты на его выполнение из экологического фонда или понижать плату за загрязнение. Но механизм получения компенсации затрат был таким «громоздким», требовал оформления большого количества бумаг и согласований, что это привело к нежеланию заявителей тратить силы и время на их получение, а соответственно, и выполнять мероприятия.
Постоянное повышение платы за негативное воздействие на ОС, не имеющее научного обоснования и грамотной юридической основы, привело к конфликтной ситуации, которую пришлось решать на уровне Верховного суда. Экологический фонд, в котором должны были накапливаться средства на природоохранные мероприятия различного уровня, был ликвидирован и экологические платежи стали поступать во внебюджетный фонд, где и «растворяются» в общей сумме поступлений в бюджет.
Если в 80-х годах основным направлением работы по охране окружающей среды являлась разработка и выполнение планов мероприятий, обеспечивающих реальное снижение количества загрязнений, попадающих в окружающую среду, то постепенно на первое место вышли вопросы разработки и согласования документации различного вида. В связи с этим можно сказать, что с практической точки зрения (охраны окружающей среды от загрязнения) экономический механизм природопользования также, не обеспечил реального улучшения качества окружающей среды, как и предыдущие рассмотренные примеры.
Нельзя считать существующие системы охраны окружающей среды от загрязнения эффективными, если исходить из концепции устойчивого развития — обеспечить экономический рост при сохранении окружающей среды, в которой будет обеспечено выживание не только нынешнего, но и последующих поколений — могут не бумаги, а конкретные природоохранные мероприятия.
В настоящее время экологическое законодательство России адаптируется к международному праву, разрабатывая и принимая новые законы и стандарты, устанавливающие требования как по охране окружающей среды от загрязнения, так и по рациональному использованию ресурсов и энергосбережению на основании документов, действующих за рубежом.
В апреле 2012 года президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Разработанный документ стал первым в истории России государственным документом высшего уровня, определяющим долгосрочную экологическую стратегию, в соответствии с которой будет совершенствоваться система управления и правового обеспечения в сфере охраны окружающей среды. Планируется создание новой системы регулирования деятельности промышленных предприятий на основе экономического стимулирования, повышение ответственности за экологические правонарушения, создание прозрачных условий работы надзорных органов, усовершенствование механизма сбора информации о состоянии окружающей среды.
Одним из важнейших направлений государственной политики будет «…внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций».
При этом система экологического нормирования будет осуществляться комплексно без разделения по воздействию на природные среды «…на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения».
Вопрос о переходе на систему комплексного нормирования был поставлен еще в 2008 году указом президента РФ от 4 июня № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Указ предписывал правительству РФ обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на основе технического регулирования. В настоящее время для оценки экологических показателей производств в международной практике все шире используются стандарты наилучших доступных технологий (НДТ). Справочный документ Европейского союза по НДТ включает уже более 30 производств. В нашей стране разработка технических стандартов осуществляется в соответствии с законом «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002года N 184-ФЗ). Глава 2, ст. 6 устанавливает, что технические регламенты принимаются (в том числе) в целях:
Одной из задач в области экологии до 2030 года определено «…развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». Особенно актуален этот вопрос после вступления России в ВТО. Один из основополагающих принципов Маракешского соглашения о создании ВТО определяет, что члены этой организации, выражая стремление содействовать защите и сохранению окружающей среды, должны совершенствовать располагаемые для этих целей средства с учетом соответствующих потребностей и интересов, связанных с неодинаковым уровнем их экономического развития.
Членство России в ВТО обязывает выполнять международные требования и в сфере охраны окружающей среды. При внедрении в производственную деятельность предприятий государственных стандартов РФ по системе экологического менеджмента серии ИСО 14000, которые введены в действие на территории России в 1998 году, могут быть получены практические результаты по улучшению качества окружающей среды и соблюдению природоохранного законодательства. Стандарты ГОСТ Р 14000 являются аутентичным переводом международных документов серии ISO 14000 и носят рекомендательный характер. Все попытки по обязательному внедрению систем экологического менеджмента в практическую деятельность предприятий со стороны государства (преимущество при получении государственного заказа, внедрение СЭМ по отдельным министерствам и др.) значительного результата не дали. До настоящего времени системы экологического менеджмента (экологического аудита) внедрялись на российских предприятиях, работающих на внешнем рынке. Это связано с тем, что одним из важнейших показателей конкурентоспособности на международном рынке является наличие сертификата в системе экологического менеджмента. Еще в 2006 году было зарегистрировано более 111 тысяч предприятий в 138 странах, которые внедрили на производстве СЭМ.
К преимуществам серии стандартов ГОСТ Р 14000 можно отнести следующее:
Эффективность внедрения этой системы выражается:
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (22)/декабрь 2013 г.
В 2013 году в России проходит Год окружающей среды. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.
В связи с этим представляет интерес история развития природоохранной деятельности в международном масштабе и в России.
К первым историческим документам, имеющим отношение к охране окружающей среды, принято относить законы XVIII века до н.э, которые установил в древнем Вавилоне царь Хаммурапи, а первыми законами, непосредственно охраняющими природу, являлись опиравшиеся на религию законы, установленные в III веке до н. э индийским императором Ашокой. В тот же период по указу царя Деванампиятиссы был основан первый природный заповедник на Шри-Ланке. Заповедные территории учреждались до нашего летоисчисления отдельными правителями княжеств в Китае. Инки запрещали под страхом смертной казни появляться посторонним на Гуановых островах во время гнездования бакланов и олушей. Законы монгольского государя Хубилая, по свидетельству Марко Поло, запрещали охоту в период размножения птиц и зверей. В средние века короли и феодалы, любители охоты, объявляли заповедными территории для сохранения дичи. В ХV веке во Владимиро-Волынском княжестве на территории Беловежской пущи была ограничена охота на зубра, а затем полностью запрещена. Спасение зубров продолжил в XVI веке король Сигизмунд III, который объявил заповедником территорию их обитания.
В ХI веке в Киевской Руси была регламентирована добыча бобра, установлено наказание за разорение гнезд диких пчел. В XV веке на отдельных массивах была запрещена вырубка дубов. Петр I принял ряд указов об охране леса, почв, рыбных и животных запасов, началось степное лесоразведение, Екатерина II подписала закон об охоте, который устанавливал запрет убивать и ловить животных в период размножения, а Александр III утвердил «Правила об охоте», в которых запрещалась охота на зубров.
В середине XIX века группа художников, принадлежавших к знаменитой «барбизонской школе», положила начало созданию «художественных участков» (по выражению Александра Гумбольдта «памятников природы»), утверждая их эстетическую ценность. Первой заповедной зоной природного ландшафта, установленной декретом 1861 года, следует считать лесопарковую зону Фонтенбло недалеко от Парижа, где художники работали на пленере.
Вопрос о допустимом воздействии Человека на Природу при развитии общества обсуждался еще древними философами, которые рассматривали его с позиций справедливости, умеренности потребления, ограничения численности населения. Много внимания уделялось вопросам обеспечения стабильного социального развития на основе справедливости. В античном мире проповедовалась культура умеренности потребления, а также считалось, что у человека не должно быть «ничего в избытке».
Когда в период развития промышленного производства потребление природных ресурсов значительно увеличилось, стала утверждаться точка зрения о их неисчерпаемости. Концепция неограниченного экономического роста на основе технического прогресса и богатства природных ресурсов имеет хождение и в наше время.
Однако уже в конце XVIII века, когда появились экономические проблемы, такие, как например, опережение спроса на продовольствие его производства, английский священник Томас Р. Мальтус в своей книге «Эссе о принципах народонаселения» (1798) отметил противоречие между ограниченностью запасов природных ресурсов и неограниченным ростом населения (концепция ограниченности природных ресурсов).
Хотя отношение Человека к Природе менялось на протяжении времени, основные принципы ее охраны базировались на частнособственнических интересах, которые находили отражение в законах, устанавливаемых в государстве. Экономика развития общества, направленная на максимальное удовлетворение его потребностей без учета восстановительного потенциала Природы, стала приводить к ухудшению качества окружающей среды и истощению природных ресурсов . Одновременно с общим сокращением ресурсообеспеченности нарастали социально-экономические диспропорции с ростом нищеты широких слоёв населения, прежде всего в странах третьего мира.
В XIX–ХХ веках, когда процесс научных исследований воздействия Человека на Природу стал постоянным и активным, появился термин «ноосфера» (сфера Разума), предложенный французским ученым Э. Леруа и введенный в практическое использование русским учёным В.И. Вернадским. Термин подразумевает близкое к идеальному взаимоотношение Человека и Природы, при котором Человек сможет удовлетворять свои потребности не разрушая природной основы и сохраняя способность экосистем к самовосстановлению и поддержанию своих функций.
Несмотря на внимание учёных к вопросу охраны природы, деградация природной среды продолжалась, что в разное время объяснялось различными причинами:
- быстрым ростом населения;
- несовершенством социально-экономических систем;
- нерациональной эксплуатацией природных ресурсов;
- превалирование жизненных ценностей, приводящих к уничтожению природной среды.
Работы американских ученых — Д. Форрестера «Мировая динамика» (1971 год), и доклад клуба «Пределы роста», подготовленный Донеллой и Деннисом Медоуз (1972 год) обосновывали вывод о том, что дальнейшее развитие Человечества неизбежно приведёт к экологической катастрофе в 20-х годах XXI века.
Материалы «Римского клуба» вызвали отклик мировой общественности — необходимость решения все углублявшейся проблемы взаимоотношения Человек — Природа стала очевидной. Этой проблеме была посвящена конференция Организации объединенных наций, которая была проведена в Стокгольме в 1972 году. После этой конференции началась регулярная международная деятельность по разработке принципов отношения к Природе и планов действий по ее сохранению — Программа Организации объединенных наций по окружающей среде (ЮНЕП). В 1983 году при ООН была сформирована Комиссия по окружающей среде и развитию, которая начала разработку международных принципов, на основе которых экономическое развитие общества не приведет к необратимым негативным процессам в природе. В докладе комиссии 1987 года «Наше общее будущее» впервые было применено понятие устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни Человечества в гармонии с Природой.
Концепция устойчивого развития была принята Комиссией по окружающей среде как стратегия развития общества на основе положений, основой которых являются:
- право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с Природой;
- право на развитие, которое не должно причинять ущерб окружающей среде;
- право на развитие, удовлетворяющее потребности настоящего и будущего поколений;
- сотрудничество государств для устойчивого развития путем обмена научными и техническими знаниями, усовершенствования разработок, технологий;
- сотрудничество, поддерживающее международную экономическую систему, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах без ухудшения качества окружающей среды;
- предотвращение экологической деградации путем предупредительного подхода к защите окружающей среды.
С целью реализации принципов стратегии устойчивого развития рассматривались различные варианты деятельности, но наибольшее одобрение в европейских странах вызвала система экологического аудита. Еще в 1990 году Комиссия Европейских сообществ (КЕС) выступила с первым проектом обязательных Правил экологического управления, которые после доработки были утверждены в 1993 году директивой Европейского сообщества ЕС 1836/93.
Одновременно Международная организация по стандартизации разработала нормы экологического управления на предприятии ISO 14000, (система экологического менеджмента — СЭМ), которые содержат руководящие указания по организации системы управления качеством окружающей среды на предприятии, проведению экологического аудита, квалификационным критериям аудитора, терминологию и др.
Россия была в числе стран, подписавших Декларацию Рио-де-Жанейро и, выполняя договоренности, в апреле 1996 года указом президента РФ был введен в действие документ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», разработанный правительством. Концепция учитывает положения документов конференции в Рио-де-Жанейро и, руководствуясь ими,… «представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений»…
В 1995 г. в Москве прошёл первый Всероссийский съезд по охране природы, на котором обсуждалась Концепция перехода России на модель устойчивого развития.
Несмотря на то, что в основу российского законодательства по охране окружающей среды заложены требования международных документов, оно является консервативным, не успевает отреагировать на новые требования и, по сути, является неэффективным, так как не обеспечивает одно из главных положений концепции устойчивого развития — улучшение (поддержание) качества природной среды.
К системам экологического оздоровления, действующим на территории России в настоящее время, условно можно отнести:
- государственный экологический контроль;
- нормирование эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду;
- экономический механизм природопользования.
Система государственного контроля существует с момента возникновения государства для защиты прав собственности на природные ресурсы, а также налоговых и экономических интересов государства. Когда для сохранения промысла пушного зверя, птицы, рыбы появилась необходимость в регулировании их добычи, были введены указы о способах их добычи, о запрете отлова молодняка. По берегам рек было запрещено уничтожать леса, а лесные массивы особо ценных пород объявлялись заповедными. Ресурсный подход был основой природоохранного законодательства до конца 70-х годов двадцатого столетия. Проект первого закона, направленного на охрану природы на территории России, был разработан в 1915–1916 годах. При Академии наук предполагалось создать специальное учреждение для контроля за охраной природы, однако принять этот закон и ввести в практику его применение . не успели в связи с изменением исторической ситуации.
В начале 20-х годов прошлого века советской властью были приняты законы: регулировавшие использование национализированных природных ресурсов:
- декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР «О недрах земли» (1920);
- декрет СНК РСФСР «Об охоте» (1920);
- декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921);
- Земельный кодекс РСФСР (1922);
- Лесной кодекс РСФСР (1923);
- постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР» (1924).
Система нормирования эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду создавалась с конца семидесятых годов прошлого столетия с целью обеспечения качества природных сред в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических нормативов (ПДК). Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду должна была осуществляться на уровне каждого предприятия, а конечная — на уровне промышленной зоны, населенного пункта, особой природной зоны и пр. Важнейшей составляющей системы нормирования должны были быть планы природоохранных мероприятий, выполнение которых обеспечивало снижение эмиссий загрязняющих веществ до уровня, обеспечивающего нормативное качество окружающей среды .
Система экономического регулирования природопользования как официальный эксперимент была введена с 1992 года в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду для крупных промышленных предприятий. Платежи поступали на счет специально образованного фонда охраны природы, который должен был осуществлять из этих средств финансирование природоохранных мероприятий федерального, регионального и местного уровня.
К настоящему времени ни одна из систем не обеспечила эффективность охраны окружающей среды, как природной, так и искусственной (измененной человеком) вследствие следующих причин.
Система государственного контроля постоянно подвергается изменениям и реорганизациям, что не позволяет вести регулярную целенаправленную деятельность в этой сфере. В связи с введением в действие нового закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-фз в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ), периодичность плановых проверок предприятий составляет три года. Кроме того, уже вышло 10 руководящих документов, которые вносят изменения, дополнения и разъяснения по вопросу организации и проведения проверок. В основном состояние природоохранной деятельности предприятия проверяется при возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций, то есть когда факт загрязнения или гибели биологических видов уже свершился. Работа контролирующих органов в значительной степени сводится к рассмотрению и согласованию огромного количества документов различного вида, но по сути дублирующих друг друга. Частые изменения нормативно-методической базы по охране окружающей среды, реорганизации структуры природоохранных органов не обеспечивают формирование баз данных, необходимых для эффективной деятельности в сфере охраны окружающей среды от загрязнения.
Система нормирования утратила свой первоначальный смысл, так как оценка допустимости выброса, сброса загрязняющих веществ, размещения отходов в природной среде производится только на первом этапе, то есть на уровне конкретного природопользователя. Оценка существующего суммарного воздействия от хозяйственной деятельности в промышленной зоне, населенном пункте выполняется крайне редко даже при разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных районов населенных пунктов. Установление пределов выброса (его увеличения) с точки зрения допустимого воздействия на окружающую среду не выполняется. Нарушен принцип установления предельно-допустимых эмиссий загрязнения — оценка базируется не на прогрессивных научно-технических решениях, технологиях, методах, а на достигнутых (фактических) показателях.
Одним из главных условий эффективности системы нормирования, с точки зрения охраны окружающей среды от загрязнения, является постоянный (регулярный) аналитический контроль установленных норм, однако в настоящее время даже не все крупные предприятия имеют экологические лаборатории (именно природоохранные), осуществляющие систематический контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ. Такое положение является следствием постоянного увеличения эксплуатационных расходов на проведение замеров, жестких условий аккредитации в области аналитического контроля, низкой экологической ответственностью руководства.
Наиболее эффективной является система нормирования сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, так как обычно при стабильности технологических режимов природопользователь имеет установившийся сток с довольно постоянным загрязнением, которое регулярно контролируется в соответствии с отработанными методиками по отбору и анализу сточных вод, что обеспечивает достоверность данных контроля.
Аналитический контроль содержания загрязняющих веществ в отходящих технологических газах более трудоемкий по сравнению с контролем загрязненности стоков, особенно в части отбора проб (аэродинамические характеристики потоков), наличия большого количества специфических загрязнителей, их незначительного содержания в отходящих газах. (тонкость анализа, концентрирование проб). Кроме того, если для стоков можно говорить о постоянстве сброса загрязнений и достоверности анализа, то для выбросов загрязняющих веществ с технологическими газами достоверность измерений, в значительной мере, определяется аэродинамической характеристикой потока, которая может часто меняться, так как зависит от температурного режима процесса, состава сырья, работы тягодутьевой установки и др. В связи с этим для того, чтобы иметь достоверные данные о загрязненности отходящих газов (количестве выбросов), необходима система постоянного автоматизированного контроля.
При нормировании количества образования отходов ситуация еще хуже. Говорить о каком-то постоянстве образования отходов на длительный период бессмысленно. Ситуация на предприятии часто меняется — проводится внеплановый ремонт, списывается оборудование и автотранспорт, изменяется поставляемое сырье, выпускается небольшая партия товара, поставщик меняет упаковку сырья, изменяется численность персонала и т.д. Лимитирование образования 3 кг промасленной ветоши или 0,5 кг металлической пыли из аспирационной установки все равно не обеспечат эффективности, тем более, что главным вопросом предотвращения загрязнения окружающей среды отходами является не количество их образования, а максимальное их использование в качестве вторичного сырья.
Кроме того, для всех видов нормирования значительно снизились требования к разработке мероприятий по снижению эмиссий загрязняющих веществ в окружающую среду, так как изначально на предельно-допустимом уровне фиксируются имеющиеся показатели. Мероприятия, разрабатываемые в проектах нормативов, как правило, носят эксплуатационный характер и в большинстве случаев сводятся к разработке документации, составлению отчетности и ее согласования в контролирующих органах, что не может обеспечить фактического снижения загрязнения окружающей среды.
Система экономического механизма природопользования. Целью введения этой системы являлась задача побудить предприятия к выполнению природоохранных мероприятий. Предполагалось, что введение платы за негативное воздействие на окружающую среду будет стимулировать совершенствование технологии производства, оснащение очистными установками источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, выполнение реконструкций. Природопользователю, выполняющему природоохранные мероприятия, дающие значительный экологический (санитарно-гигиенический) эффект частично будут компенсировать затраты на его выполнение из экологического фонда или понижать плату за загрязнение. Но механизм получения компенсации затрат был таким «громоздким», требовал оформления большого количества бумаг и согласований, что это привело к нежеланию заявителей тратить силы и время на их получение, а соответственно, и выполнять мероприятия.
Постоянное повышение платы за негативное воздействие на ОС, не имеющее научного обоснования и грамотной юридической основы, привело к конфликтной ситуации, которую пришлось решать на уровне Верховного суда. Экологический фонд, в котором должны были накапливаться средства на природоохранные мероприятия различного уровня, был ликвидирован и экологические платежи стали поступать во внебюджетный фонд, где и «растворяются» в общей сумме поступлений в бюджет.
Если в 80-х годах основным направлением работы по охране окружающей среды являлась разработка и выполнение планов мероприятий, обеспечивающих реальное снижение количества загрязнений, попадающих в окружающую среду, то постепенно на первое место вышли вопросы разработки и согласования документации различного вида. В связи с этим можно сказать, что с практической точки зрения (охраны окружающей среды от загрязнения) экономический механизм природопользования также, не обеспечил реального улучшения качества окружающей среды, как и предыдущие рассмотренные примеры.
Нельзя считать существующие системы охраны окружающей среды от загрязнения эффективными, если исходить из концепции устойчивого развития — обеспечить экономический рост при сохранении окружающей среды, в которой будет обеспечено выживание не только нынешнего, но и последующих поколений — могут не бумаги, а конкретные природоохранные мероприятия.
В настоящее время экологическое законодательство России адаптируется к международному праву, разрабатывая и принимая новые законы и стандарты, устанавливающие требования как по охране окружающей среды от загрязнения, так и по рациональному использованию ресурсов и энергосбережению на основании документов, действующих за рубежом.
В апреле 2012 года президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Разработанный документ стал первым в истории России государственным документом высшего уровня, определяющим долгосрочную экологическую стратегию, в соответствии с которой будет совершенствоваться система управления и правового обеспечения в сфере охраны окружающей среды. Планируется создание новой системы регулирования деятельности промышленных предприятий на основе экономического стимулирования, повышение ответственности за экологические правонарушения, создание прозрачных условий работы надзорных органов, усовершенствование механизма сбора информации о состоянии окружающей среды.
Одним из важнейших направлений государственной политики будет «…внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций».
При этом система экологического нормирования будет осуществляться комплексно без разделения по воздействию на природные среды «…на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения».
Вопрос о переходе на систему комплексного нормирования был поставлен еще в 2008 году указом президента РФ от 4 июня № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Указ предписывал правительству РФ обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на основе технического регулирования. В настоящее время для оценки экологических показателей производств в международной практике все шире используются стандарты наилучших доступных технологий (НДТ). Справочный документ Европейского союза по НДТ включает уже более 30 производств. В нашей стране разработка технических стандартов осуществляется в соответствии с законом «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002года N 184-ФЗ). Глава 2, ст. 6 устанавливает, что технические регламенты принимаются (в том числе) в целях:
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Одной из задач в области экологии до 2030 года определено «…развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности». Особенно актуален этот вопрос после вступления России в ВТО. Один из основополагающих принципов Маракешского соглашения о создании ВТО определяет, что члены этой организации, выражая стремление содействовать защите и сохранению окружающей среды, должны совершенствовать располагаемые для этих целей средства с учетом соответствующих потребностей и интересов, связанных с неодинаковым уровнем их экономического развития.
Членство России в ВТО обязывает выполнять международные требования и в сфере охраны окружающей среды. При внедрении в производственную деятельность предприятий государственных стандартов РФ по системе экологического менеджмента серии ИСО 14000, которые введены в действие на территории России в 1998 году, могут быть получены практические результаты по улучшению качества окружающей среды и соблюдению природоохранного законодательства. Стандарты ГОСТ Р 14000 являются аутентичным переводом международных документов серии ISO 14000 и носят рекомендательный характер. Все попытки по обязательному внедрению систем экологического менеджмента в практическую деятельность предприятий со стороны государства (преимущество при получении государственного заказа, внедрение СЭМ по отдельным министерствам и др.) значительного результата не дали. До настоящего времени системы экологического менеджмента (экологического аудита) внедрялись на российских предприятиях, работающих на внешнем рынке. Это связано с тем, что одним из важнейших показателей конкурентоспособности на международном рынке является наличие сертификата в системе экологического менеджмента. Еще в 2006 году было зарегистрировано более 111 тысяч предприятий в 138 странах, которые внедрили на производстве СЭМ.
К преимуществам серии стандартов ГОСТ Р 14000 можно отнести следующее:
- система является актом «мягкого» международного права, так как носит рекомендательный характер;
- внедрение СЭМ в производственную деятельность предприятия осуществляется добровольно;
- система управления качеством окружающей среды отрабатывалась в течение длительного времени на международном уровне, в ней учтен опыт многих государств, заложены рациональные методы работы по охране окружающей среды;
- устанавливает конкретные цели на основе детального изучения производства и экологической ситуации;
- мероприятия по достижению поставленных целей и сроки их выполнения предприятие устанавливает само с учетом возможностей;
- система управления качеством окружающей среды является составляющей общей системы административного управления на предприятии и обеспечивает эффективность решения вопросов охраны окружающей среды, координируя деятельность административных и производственных подразделений;
- новая версия стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 полностью совместима со стандартами системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2008) и системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ГОСТ 12.0.230-2007).
Эффективность внедрения этой системы выражается:
- на государственном уровне в выполнении международных обязательств;
- на уровне предприятия — в действенной административной системе охраны окружающей среды, исключении нарушений экологического законодательства, постоянном выполнении мероприятий по охране окружающей среды, повышении имиджа предприятия и его конкурентоспособности;
- на уровне производственного персонала — в строгом соблюдении эксплуатационных правил и технологических режимов, исключении аварийных ситуаций;
- для населения — возможность проживать в экологически благополучной среде;
- для окружающей среды — реальное снижение антропогенной нагрузки, возможность сохранения потенциала самовосттановления.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (22)/декабрь 2013 г.