Согласование как отдельный этап жизни проекта
В современных реалиях российского законодательства многие недропользователи начинают чувствовать себя все более уязвимыми. И речь идет не только о прямых нарушениях, которые могут быть выявлены надзорными органами, в ходе эксплуатации месторождения, но и о процессе подготовки к началу работ в части получения различных согласований. В статье приводится анализ сложившейся ситуации в сфере согласования проектной документации на различных уровнях. Описываются основные этапы согласования проектной документации и приводятся ключевые факторы, заслуживающие особого внимания.
Ключевые слова: золотодобыча, проектирование, экспертиза проектной документации, Главгосэкспертиза, экологическая экспертиза
Ключевые слова: золотодобыча, проектирование, экспертиза проектной документации, Главгосэкспертиза, экологическая экспертиза
0
8626
5
1
Я.В. Лушников — главный инженер проектов ООО «Геотехпроект», к.т.н.
В современных реалиях российского законодательства многие недропользователи начинают чувствовать себя все более уязвимыми. И речь идет не только о прямых нарушениях, которые могут быть выявлены надзорными органами, в ходе эксплуатации месторождения, но и о процессе подготовки к началу работ в части получения различных согласований.
В общем случае все согласования можно разделить на три блока:
1.Недра.
2.Экология.
3.Капитальное строительство.
Каждый блок имеет свои специфические особенности, и связано это прежде всего с тем, что законодательные акты в области недропользования, охраны окружающей среды и капитального строительства не согласованы, а местами даже противоречат друг другу.
Ну, пойдем по порядку. Для наглядности возьмем, как пример, довольно среднестатистическое предприятие, которое получило лицензию на разработку участка недр, имеющего статус горного отвода (т.е. имеется ТЭО постоянных разведочных кондиций и утвержденные запасы); полезное ископаемое — золото рудное; способ разработки — открытый; производительность по руде 300 тыс. т/г; способ переработки — гравитационное обогащение.
Согласно требованиям ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 23951 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. В контексте абз. «а» п. 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 в нашем случае речь идет о техническом проекте разработки месторождения и технологической схеме первичной переработки минерального сырья, требования к структуре которых установлены Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 г. № 218. Технический проект разрабатывается на основании решений, утвержденных в ТЭО, а технологическая схема на основании технологического регламента, разработанного специализированной организацией. По большому счету на данном этапе не требуется никаких сторонних согласований и разработки какой-либо смежной проектной документации. Оба разработанных документа проходят согласование в ТКР или ЦКР, в зависимости от объема балансовых запасов. Для рудного золота граничным значением является объем запасов в 10 т., если объем запасов меньше 10 т., то, как правило, такой участок недр является участком регионального значения, и защита технического проекта и технологической схемы осуществляется в региональных филиалах Роснедр.
Результатом согласования являются протоколы согласующие:
Большинство проектов горнодобывающих пр-тий являются объектами экологической экспертизы, поскольку попадают под условия, установленные пп. 7.2. ст. 11 Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174ФЗ «Об экологической экспертизе», ввиду необходимости формирования отвалов вскрышных пород и хвостов обогащения, которые согласно действующей классификации являются минимум отходами V класса опасности, а часто и выше.
Проектная документация в данном случае разрабатывается в составе и согласно требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87. Однако согласно требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация должна быть дополнена следующими материалами:
1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).
2. Материалы обсуждения объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (материалы общественных слушаний).
3. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (различного рода справки и согласия).
К сожалению, третий пункт действительно весьма размыт в своей формулировке и на практике может включать в себя абсолютно любые справки, список которых крайне изменчив от региона к региону. Существует практика предоставления согласования от Росавиации о том, что проектируемые отвалы не мешают следованию авиасудов по маршруту.
Состав материалов ОВОС по большому счету не регламентирован, но у многих проектировщиков есть свой образец, выверенный годами экспертиз. В общем виде ОВОС должен содержать описание существующей экологической ситуации, описание планируемой деятельности и оценку воздействия данной деятельности на окружающую среду. Также немаловажно, что в большинстве случаев именно проект ОВОС представляется гражданам на общественных слушаниях, поскольку является документом наиболее легким для восприятия людьми, не имеющими специфического образования.
Согласно действующему законодательству общественные слушания организуют органы местного самоуправления территории, на которой планируется хозяйственная деятельность, хотя на практике организует их предприятие при поддержке органов местного самоуправления. При подготовке к общественным слушаниям необходимо учесть, что информация о дате и месте их проведения должна быть размещена в средствах массовой информации федерального, регионального и местного уровня не менее чем за месяц до даты проведения. Результатом проведения общественных слушаний является протокол, в котором зафиксирован результат голосования общественности о согласии на строительство предприятия и ведения им планируемой деятельности.
Как правило, материалы общественных слушаний (включая протокол) приобщаются в качестве приложения к проекту ОВОС, который в качестве тома, входящего в состав проектной документации направляется на экологическую экспертизу. Возможность представления документации на экспертизу в электронном виде в настоящее время законодательно не установлена.
В своей работе экспертная комиссия, формируемая для проведения государственной экологической экспертизы, руководствуется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России от 06.05.2014 г. № 204. Одним из нюансов работы комиссии является то, что сводное положительное заключение может быть сформировано даже в случае, если не все члены комиссии согласны с его выводами, правда, таких должно быть не более одной трети списочного состава экспертной комиссии. В этом случае они должны подписать сводное заключение с представлением особого мнения в виде документа, который является неотъемлемой частью сводного заключения.
Вместе с тем надо быть готовым к тому, что в ходе проведения государственной экологической экспертизы технические решения, принятые на предыдущем этапе и ранее согласованные другими органами, могут быть кардинально пересмотрены и изменены. Разрешение образующихся в этом случае коллизий это всегда очень индивидуальная работа и требует плотной совместной деятельности проектировщика и недропользователя.
Наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы для большинства объектов горнодобывающего комплекса является неотъемлемым условием при подаче документов на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий (Главгосэкспертиза).
В связи с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, на данной стадии также должен быть разработан проект расчетной санитарно-защитной зоны, согласован с Роспотребнадзором и представлен на Главгосэкспертизу совместно с проектной документацией.
Главгосэкспертиза рассматривает проектную документацию комплексно, на предмет ее соответствия требованиям нормативной документации в различных областях, в том числе в области экологии. К сожалению, в связи с этим нередко возникают ситуации, когда решения, ранее согласованные государственной экологической экспертизой вызывают замечания на этапе Главгосэкспертизы, связано это в большинстве своем с тем, что законодательство в области экологии весьма неоднозначно и местами имеет расплывчатые формулировки, которые поразному трактуются экспертами-экологами Росприроднад зора и экспертами-экологами Минстроя России. Как следствие, некоторые ранее согласованные решения могут быть пересмотрены в ходе экспертизы. К счастью с 1 января 2019 г. вступила в силу редакция «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190ФЗ с изменениями, внесенными в ч. 5 ст. 49, в которой теперь указано, что если на проектную документацию получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, то Главгосэкспертиза не должна осуществлять оценку такой документации на предмет соответствия требованиям в области охраны окружающей среды. Однако вопросы правоприменения данных изменений пока остаются открытыми, и их эффективность будет заметна лишь спустя какое-то время.
Стоит также учитывать, что согласно приказу ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 22 августа 2016 г. № 51 полномочия по проведению экспертизы строго разграничены между центральным аппаратом и региональными филиалами Главгосэкспертизы. Так согласно данному документу большая часть проектной документации на строительство объектов горнодобывающего комплекса направляется на экспертизу в Красноярский филиал, за исключением отдельных случаев, когда экспертизу проводит центральный аппарат.
Также стоит отметить, что вот уже второй год подача документов на Главгосэкспертизу осуществляется в электронном виде. При этом проектная документация должна соответствовать требованиям, установленным приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр. В целом с переходом на проведение экспертизы в электронном виде данный процесс стал более открыт и местами даже упростился, в частности, в отношении процесса отработки замечаний экспертов и предоставления измененных версий проектной документации.
Результатом проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является положительное заключение, которое дает недропользователю право получить разрешение на строительство горнодобывающего предприятия.
Подводя итог, хотелось бы конечно отметить, что в данной статье приведены лишь самые значительные вехи согласования проектной документации с государственными органами, между которыми лежит огромный массив работы по формированию запросов, получению справок и разрешений, согласованию решений с различными профильными ведомствами и многое другое. И очень важно помнить, что пройти этот тернистый путь возможно лишь при очень плотной совместной работе недропользователя и проектировщика, в связи с чем стоит с особым вниманием относиться к выбору проектной организации, совместно с которой в дальнейшем предстоит все это пережить.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.
В современных реалиях российского законодательства многие недропользователи начинают чувствовать себя все более уязвимыми. И речь идет не только о прямых нарушениях, которые могут быть выявлены надзорными органами, в ходе эксплуатации месторождения, но и о процессе подготовки к началу работ в части получения различных согласований.
В общем случае все согласования можно разделить на три блока:
1.Недра.
2.Экология.
3.Капитальное строительство.
Каждый блок имеет свои специфические особенности, и связано это прежде всего с тем, что законодательные акты в области недропользования, охраны окружающей среды и капитального строительства не согласованы, а местами даже противоречат друг другу.
Ну, пойдем по порядку. Для наглядности возьмем, как пример, довольно среднестатистическое предприятие, которое получило лицензию на разработку участка недр, имеющего статус горного отвода (т.е. имеется ТЭО постоянных разведочных кондиций и утвержденные запасы); полезное ископаемое — золото рудное; способ разработки — открытый; производительность по руде 300 тыс. т/г; способ переработки — гравитационное обогащение.
Первый блок — недра
Наиболее знакомый всем читателям блок, связанный с согласованием документации на отработку запасов и их переработку. По мнению автора, процессы согласования, входящие в данный блок, имеют максимальную ясность и логичность относительно вопросов экологии и капитального строительства.Согласно требованиям ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 23951 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. В контексте абз. «а» п. 9 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 в нашем случае речь идет о техническом проекте разработки месторождения и технологической схеме первичной переработки минерального сырья, требования к структуре которых установлены Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 г. № 218. Технический проект разрабатывается на основании решений, утвержденных в ТЭО, а технологическая схема на основании технологического регламента, разработанного специализированной организацией. По большому счету на данном этапе не требуется никаких сторонних согласований и разработки какой-либо смежной проектной документации. Оба разработанных документа проходят согласование в ТКР или ЦКР, в зависимости от объема балансовых запасов. Для рудного золота граничным значением является объем запасов в 10 т., если объем запасов меньше 10 т., то, как правило, такой участок недр является участком регионального значения, и защита технического проекта и технологической схемы осуществляется в региональных филиалах Роснедр.
Результатом согласования являются протоколы согласующие:
- для технического проекта потери и календарный план отработки;
- для технологической схемы процент извлечения ценного компонента при переработке.
Второй блок — экологический
Согласования в данном блоке, к сожалению, являются самыми непредсказуемыми и затратными по силам и времени.Большинство проектов горнодобывающих пр-тий являются объектами экологической экспертизы, поскольку попадают под условия, установленные пп. 7.2. ст. 11 Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174ФЗ «Об экологической экспертизе», ввиду необходимости формирования отвалов вскрышных пород и хвостов обогащения, которые согласно действующей классификации являются минимум отходами V класса опасности, а часто и выше.
Проектная документация в данном случае разрабатывается в составе и согласно требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87. Однако согласно требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация должна быть дополнена следующими материалами:
1. Материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).
2. Материалы обсуждения объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (материалы общественных слушаний).
3. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (различного рода справки и согласия).
К сожалению, третий пункт действительно весьма размыт в своей формулировке и на практике может включать в себя абсолютно любые справки, список которых крайне изменчив от региона к региону. Существует практика предоставления согласования от Росавиации о том, что проектируемые отвалы не мешают следованию авиасудов по маршруту.
Состав материалов ОВОС по большому счету не регламентирован, но у многих проектировщиков есть свой образец, выверенный годами экспертиз. В общем виде ОВОС должен содержать описание существующей экологической ситуации, описание планируемой деятельности и оценку воздействия данной деятельности на окружающую среду. Также немаловажно, что в большинстве случаев именно проект ОВОС представляется гражданам на общественных слушаниях, поскольку является документом наиболее легким для восприятия людьми, не имеющими специфического образования.
Согласно действующему законодательству общественные слушания организуют органы местного самоуправления территории, на которой планируется хозяйственная деятельность, хотя на практике организует их предприятие при поддержке органов местного самоуправления. При подготовке к общественным слушаниям необходимо учесть, что информация о дате и месте их проведения должна быть размещена в средствах массовой информации федерального, регионального и местного уровня не менее чем за месяц до даты проведения. Результатом проведения общественных слушаний является протокол, в котором зафиксирован результат голосования общественности о согласии на строительство предприятия и ведения им планируемой деятельности.
Как правило, материалы общественных слушаний (включая протокол) приобщаются в качестве приложения к проекту ОВОС, который в качестве тома, входящего в состав проектной документации направляется на экологическую экспертизу. Возможность представления документации на экспертизу в электронном виде в настоящее время законодательно не установлена.
В своей работе экспертная комиссия, формируемая для проведения государственной экологической экспертизы, руководствуется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России от 06.05.2014 г. № 204. Одним из нюансов работы комиссии является то, что сводное положительное заключение может быть сформировано даже в случае, если не все члены комиссии согласны с его выводами, правда, таких должно быть не более одной трети списочного состава экспертной комиссии. В этом случае они должны подписать сводное заключение с представлением особого мнения в виде документа, который является неотъемлемой частью сводного заключения.
Вместе с тем надо быть готовым к тому, что в ходе проведения государственной экологической экспертизы технические решения, принятые на предыдущем этапе и ранее согласованные другими органами, могут быть кардинально пересмотрены и изменены. Разрешение образующихся в этом случае коллизий это всегда очень индивидуальная работа и требует плотной совместной деятельности проектировщика и недропользователя.
Наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы для большинства объектов горнодобывающего комплекса является неотъемлемым условием при подаче документов на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий (Главгосэкспертиза).
Третий блок — строительный
Согласно требованиям ч. 3.4. ст. 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190ФЗ практически все проекты строительства горнодобывающих предприятий являются объектами Главгосэкспертизы.В связи с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, на данной стадии также должен быть разработан проект расчетной санитарно-защитной зоны, согласован с Роспотребнадзором и представлен на Главгосэкспертизу совместно с проектной документацией.
Главгосэкспертиза рассматривает проектную документацию комплексно, на предмет ее соответствия требованиям нормативной документации в различных областях, в том числе в области экологии. К сожалению, в связи с этим нередко возникают ситуации, когда решения, ранее согласованные государственной экологической экспертизой вызывают замечания на этапе Главгосэкспертизы, связано это в большинстве своем с тем, что законодательство в области экологии весьма неоднозначно и местами имеет расплывчатые формулировки, которые поразному трактуются экспертами-экологами Росприроднад зора и экспертами-экологами Минстроя России. Как следствие, некоторые ранее согласованные решения могут быть пересмотрены в ходе экспертизы. К счастью с 1 января 2019 г. вступила в силу редакция «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190ФЗ с изменениями, внесенными в ч. 5 ст. 49, в которой теперь указано, что если на проектную документацию получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, то Главгосэкспертиза не должна осуществлять оценку такой документации на предмет соответствия требованиям в области охраны окружающей среды. Однако вопросы правоприменения данных изменений пока остаются открытыми, и их эффективность будет заметна лишь спустя какое-то время.
Стоит также учитывать, что согласно приказу ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 22 августа 2016 г. № 51 полномочия по проведению экспертизы строго разграничены между центральным аппаратом и региональными филиалами Главгосэкспертизы. Так согласно данному документу большая часть проектной документации на строительство объектов горнодобывающего комплекса направляется на экспертизу в Красноярский филиал, за исключением отдельных случаев, когда экспертизу проводит центральный аппарат.
Также стоит отметить, что вот уже второй год подача документов на Главгосэкспертизу осуществляется в электронном виде. При этом проектная документация должна соответствовать требованиям, установленным приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр. В целом с переходом на проведение экспертизы в электронном виде данный процесс стал более открыт и местами даже упростился, в частности, в отношении процесса отработки замечаний экспертов и предоставления измененных версий проектной документации.
Результатом проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является положительное заключение, которое дает недропользователю право получить разрешение на строительство горнодобывающего предприятия.
Подводя итог, хотелось бы конечно отметить, что в данной статье приведены лишь самые значительные вехи согласования проектной документации с государственными органами, между которыми лежит огромный массив работы по формированию запросов, получению справок и разрешений, согласованию решений с различными профильными ведомствами и многое другое. И очень важно помнить, что пройти этот тернистый путь возможно лишь при очень плотной совместной работе недропользователя и проектировщика, в связи с чем стоит с особым вниманием относиться к выбору проектной организации, совместно с которой в дальнейшем предстоит все это пережить.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 1/март 2019 г.