Россия — полноправный член Объединенного комитета по международным стандартам отчетности о запасах твердых полезных ископаемых
Краткий анализ российского Кодекса публичной отчетности
о результатах геологоразведочных работ, ресурсах и запасов
твердых полезных ископаемых, утверждение которого обеспечило России полноправное членство в семействе ведущих
стран с развитым горнопромышленным бизнесом.
0
159
0
0
Ю.А. Подтуркин — к.э.н., генеральный директор ФБУ ГКЗ
В.А. Коткин — к.геол.-мин.н., член Общества экспертов России по недропользованию
Основным документом, определяющим состояние минерально-сырьевых активов горного или геологоразведочного предприятия при IPO, котировке акций на мировых торговых площадках, получении банковских кредитов и т.д., является Публичный Отчет (ПО) о находящихся в его распоряжении ресурсах и запасах твердых полезных ископаемых (ТПИ).
В зарубежной практике в подавляющем большинстве случаев такие отчеты формируются с использованием национальных кодексов (JORC — Австралазия, PERC — Европа, SAMREC — ЮАР, CIM — Канада, SME — США, кодекс Чили), в основу которых заложены требования Объединенного комитета по международным стандартам отчетности о запасах (CRIRSCO) к ПО о ресурсах и запасах ТПИ. Положения Шаблона CRIRSCO (см. http://www.crirsco.com/crirsco_template_v2.pdf), получившего широкое признание мирового горнопромышленного бизнеса в качестве международного стандарта публичной отчетности, обеспечивают формирование консолидированной версии всех национальных кодексов, отражающих международные аспекты их совместимости и создающих основу для сравнения с другими международными системами отчетности.
Российская классификационная система не входит в число обязательных биржевых документов, т.к. отдельные ее положения не отвечают требованиям Шаблона CRIRSCO. Отчеты о минеральных ресурсах и запасах российских горных компаний, сформированные на ее основе, остаются невостребованными на зарубежных фондовых и финансовых рынках. Российские недропользователи вынуждены привлекать для составления ПО зарубежных Компетентных Лиц (КЛ) и аудиторские компании, оценки которых, как показала практика, в отдельных случаях не соответствуют уровню геолого-экономической изученности минеральных активов российский горных предприятий.
Инвесторы на мировом рынке капитала, в целом не знакомые с российской классификационной системой подсчета и учета запасов и российским опытом разработки месторождений, относятся с недоверием к оценкам, выполненным на основе российских стандартов отчетности, вследствие чего аудиторы нередко страховочно снижают уровень категоризации ресурсов и запасов или переводят часть запасов в категорию ресурсов, тем самым занижая капитализацию предприятия.
В России сложилась, мягко говоря, абсурдная ситуация — страна с огромным минерально-сырьевым потенциалом и ведущей ролью в развитии мирового горнопромышленного бизнеса не имеет собственного института Компетентных Лиц, обладающих правом составления Публичных Отчетов о ресурсах и запасах как на территории России, так и за ее пределами.
Для решения этой проблемы в целях достижения взаимопонимания между российскими и зарубежными специалистами ФБУ ГКЗ выступило с инициативой по разработке российского Кодекса публичной отчетности для горнопромышленных и геологоразведочных компаний России, который учитывал бы и требования Шаблона CRIRSCO, и специфику существующей в нашей стране государственной системы организации недропользования, классификации и учета твердых полезных ископаемых.
Инициатива, поддержанная Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах, была реализована в два этапа. На первом — разработано и согласовано «Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO» в качестве методического документа по переводу запасов/ресурсов из одной системы в другую. На втором — разработан и утвержден российский Кодекс публичной отчетности (Кодекс НАЭН) в качестве правового документа, определяющего требования, выполнение которых обеспечивает признание отчетности о минерально-сырьевых активов российских компаний на зарубежных фондовых и финансовых рынках.
Кодекс НАЭН был разработан Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация по экспертизе недр» (НП НАЭН) совместно с Обществом экспертов России по недропользованию (ОЭРН) при участии ГКЗ и CRIRSCO. В основу Кодекса положены Шаблон публичной отчетности CRIRSCO и «Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO».
Кодекс НАЭН — это свод минимальных требований, предъявляемых к Публичным Отчетам о результатах ГРР, ресурсах и запасах ТПИ, обеспечивающим возможность листинга и IPO акций российских горнопромышленных и геологоразведочных компаний на зарубежных фондовых рынках. Кодекс НАЭН — это, по существу, алгоритм, на основе которого оценки запасов и ресурсов ТПИ, выполненные в соответствии с требованиями российской классификационной системы, могут быть отображены таким образом, чтобы быть совместимыми с кодексами отчетности стран, входящих в «семейство CRIRSCO», или иначе — это алгоритм перевода российской информации о запасах/ресурсах в формат классификационной системы шаблона CRIRSCO.
В Кодексе НАЭН:
Структура, принципы работы и аккредитации в ОЭРН полностью соответствуют принятым в аналогичных международных организациях (IMMM, Australasian Institute of Mining and Metallurgy, Associations of Professional Engineers of America и пр.), что позволит его членам выступать в роли Компетентных Лиц (при их соответствии требованиям, предъявляемым к КЛ) и обеспечит правом на составление Публичных Отчетов по результатам геологоразведочных работ и оценки месторождений по международным стандартам, как на территории России, так и за ее пределами.
Создание российской системы отчетности, направленной на сближение российских и международных стандартов отчетности, способствует:
Статья предоставлена журналом «Недропользование XXI век»
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (15)/февраль 2012 г.
В.А. Коткин — к.геол.-мин.н., член Общества экспертов России по недропользованию
Основным документом, определяющим состояние минерально-сырьевых активов горного или геологоразведочного предприятия при IPO, котировке акций на мировых торговых площадках, получении банковских кредитов и т.д., является Публичный Отчет (ПО) о находящихся в его распоряжении ресурсах и запасах твердых полезных ископаемых (ТПИ).
В зарубежной практике в подавляющем большинстве случаев такие отчеты формируются с использованием национальных кодексов (JORC — Австралазия, PERC — Европа, SAMREC — ЮАР, CIM — Канада, SME — США, кодекс Чили), в основу которых заложены требования Объединенного комитета по международным стандартам отчетности о запасах (CRIRSCO) к ПО о ресурсах и запасах ТПИ. Положения Шаблона CRIRSCO (см. http://www.crirsco.com/crirsco_template_v2.pdf), получившего широкое признание мирового горнопромышленного бизнеса в качестве международного стандарта публичной отчетности, обеспечивают формирование консолидированной версии всех национальных кодексов, отражающих международные аспекты их совместимости и создающих основу для сравнения с другими международными системами отчетности.
Российская классификационная система не входит в число обязательных биржевых документов, т.к. отдельные ее положения не отвечают требованиям Шаблона CRIRSCO. Отчеты о минеральных ресурсах и запасах российских горных компаний, сформированные на ее основе, остаются невостребованными на зарубежных фондовых и финансовых рынках. Российские недропользователи вынуждены привлекать для составления ПО зарубежных Компетентных Лиц (КЛ) и аудиторские компании, оценки которых, как показала практика, в отдельных случаях не соответствуют уровню геолого-экономической изученности минеральных активов российский горных предприятий.
Инвесторы на мировом рынке капитала, в целом не знакомые с российской классификационной системой подсчета и учета запасов и российским опытом разработки месторождений, относятся с недоверием к оценкам, выполненным на основе российских стандартов отчетности, вследствие чего аудиторы нередко страховочно снижают уровень категоризации ресурсов и запасов или переводят часть запасов в категорию ресурсов, тем самым занижая капитализацию предприятия.
В России сложилась, мягко говоря, абсурдная ситуация — страна с огромным минерально-сырьевым потенциалом и ведущей ролью в развитии мирового горнопромышленного бизнеса не имеет собственного института Компетентных Лиц, обладающих правом составления Публичных Отчетов о ресурсах и запасах как на территории России, так и за ее пределами.
Для решения этой проблемы в целях достижения взаимопонимания между российскими и зарубежными специалистами ФБУ ГКЗ выступило с инициативой по разработке российского Кодекса публичной отчетности для горнопромышленных и геологоразведочных компаний России, который учитывал бы и требования Шаблона CRIRSCO, и специфику существующей в нашей стране государственной системы организации недропользования, классификации и учета твердых полезных ископаемых.
Инициатива, поддержанная Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах, была реализована в два этапа. На первом — разработано и согласовано «Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO» в качестве методического документа по переводу запасов/ресурсов из одной системы в другую. На втором — разработан и утвержден российский Кодекс публичной отчетности (Кодекс НАЭН) в качестве правового документа, определяющего требования, выполнение которых обеспечивает признание отчетности о минерально-сырьевых активов российских компаний на зарубежных фондовых и финансовых рынках.
Кодекс НАЭН был разработан Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация по экспертизе недр» (НП НАЭН) совместно с Обществом экспертов России по недропользованию (ОЭРН) при участии ГКЗ и CRIRSCO. В основу Кодекса положены Шаблон публичной отчетности CRIRSCO и «Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO».
Кодекс НАЭН — это свод минимальных требований, предъявляемых к Публичным Отчетам о результатах ГРР, ресурсах и запасах ТПИ, обеспечивающим возможность листинга и IPO акций российских горнопромышленных и геологоразведочных компаний на зарубежных фондовых рынках. Кодекс НАЭН — это, по существу, алгоритм, на основе которого оценки запасов и ресурсов ТПИ, выполненные в соответствии с требованиями российской классификационной системы, могут быть отображены таким образом, чтобы быть совместимыми с кодексами отчетности стран, входящих в «семейство CRIRSCO», или иначе — это алгоритм перевода российской информации о запасах/ресурсах в формат классификационной системы шаблона CRIRSCO.
В Кодексе НАЭН:
- прописаны принципы и область его применения, а также требования к Компетентному Лицу;
- представлена схема конверсии ресурсов и запасов, выделенных в соответствии с требованиями российской классификационной системы, в категории CRIRSCO и приведены примерные их эквиваленты, которыми может воспользоваться Компетентное Лицо при оформлении Публичного Отчета;
- сформулированы требования к публичной отчетности с учетом специфики российской государственной системы организации недропользования и учета запасов ТПИ;
- представлен перечень основных факторов, которые должны анализироваться при подготовке Публичных Отчетов, разработанных в соответствии с существующими в России требованиями к стадийности геологоразведочных работ, качеству и достоверности исходных данных и результатов их интерпретации. Следует отметить, что детальность раскрытия факторов в Кодексе НАЭН несколько выше, чем в шаблоне CRIRSCO и национальных кодексах стран, входящих в семейство CRIRSCO.
- Кодекс не допускает включение в состав Публичного Отчета сведений о запасах, если их оценка базируются на материалах компании, не прошедших процедуру государственной экспертизы и утверждения запасов в установленном российским законодательством порядке, поскольку разработка месторождения без постановки запасов на государственный баланс запрещена российским законодательством о недропользовании (правовой модифицирующий фактор);
- в российской отчетности сырьевой потенциал минерализованных объектов, квалифицируемый по категориям Р2 и Р3, оценивается по тоннажу и качеству. В связи с этим в Кодексе НАЭН прописано, что «Компетентное Лицо должно ссылаться на вспомогательную информацию о ресурсах категорий Р2 и Р3, предоставленную ему Компанией, таким образом, чтобы в Публичном Отчете отсутствовали данные о количестве и качестве полезного ископаемого, а выявленная минерализация не квалифицировалась в качестве ресурсов»;
- сырьевой потенциал месторождения, квалифицируемый в российской системе по категории «забалансовые запасы», конвертируется в классификационную систему Кодекса в качестве «исчисленных» или «измеренных» ресурсов, в соответствии со степенью их геологической изученности. При изменении конъюнктуры рынка (повышении стоимости товарной продукции, снижении себестоимости, налоговых льготах и др.) эти категории могут быть переведены в категории «вероятных» или «доказанных» запасов;
- в российской классификации предусмотрена количественная оценка точности и достоверности оценки запасов. Для оценки уровня неопределенности Кодекс НАЭН рекомендует руководствоваться предельно допустимыми погрешностями оценки подсчетных параметров в объеме подсчетного блока и месторождения в целом, предложенными к применению решением ОЭРН. Кроме того, в Кодекс включена рекомендация по количественной оценке вероятности утраты проектом прибыльности и установлению верхних пределов зон допустимого, критического и катастрофического рисков, обусловленных интегральным влиянием совокупности погрешностей разведки и экономической оценки месторождения;
- в Кодексе конкретизированы требования к установлению граничных параметров (кондиций) для оконтуривания и оценки ресурсов, при этом надежность кондиций привязана к стадиям технико-экономических исследований, существующим в российской системе геолого-экономической оценки месторождений;
- для учета специфики законодательной системы в области недропользования в Кодексе НАЭН усилены требования к Компетентному Лицу. В частности, в Кодексе указано, что «Компетентное Лицо должно знать законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области недропользования в объеме, достаточном для учета правовых модифицирующих факторов при оценке категоризации ресурсов и запасов, а также желателен опыт в проведении аудита материалов по геолого-экономической оценке месторождений и подсчету запасов».
Структура, принципы работы и аккредитации в ОЭРН полностью соответствуют принятым в аналогичных международных организациях (IMMM, Australasian Institute of Mining and Metallurgy, Associations of Professional Engineers of America и пр.), что позволит его членам выступать в роли Компетентных Лиц (при их соответствии требованиям, предъявляемым к КЛ) и обеспечит правом на составление Публичных Отчетов по результатам геологоразведочных работ и оценки месторождений по международным стандартам, как на территории России, так и за ее пределами.
Создание российской системы отчетности, направленной на сближение российских и международных стандартов отчетности, способствует:
- взаимному обмену опытом и знаниями, выработке единых подходов к отчетности о запасах и ресурсах, получению более понятной для иностранных специалистов, специалистов финансовой сферы и инвесторов информации о запасах и ресурсах российских месторождений;
- получению приемлемой сходимости и сопоставимости получаемых результатов по российской и международной системам;
- исключению дублирующих трудоемких работ по оценке запасов за счет использования уже имеющихся результатов детальной работы российских специалистов;
- получению отчетности о запасах и ресурсах, удовлетворяющей в конечном итоге, как российским, так и международным требованиям;
- развитию отечественной системы аудита, доступного для средних и мелких российских компаний;
- созданию предпосылок для увеличения капитализации российских недр;
- осуществлению международного сотрудничества в области освоения запасов месторождений полезных ископаемых.
Статья предоставлена журналом «Недропользование XXI век»
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 1 (15)/февраль 2012 г.