О проблемах новой Классификации запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых
Рассмотрены проблемы Классификации запасов и ресурсов месторождений твердых полезных ископаемых (далее Классификация ТПИ), возникшие в условиях перехода России к рыночной экономике. Использование прогнозных ресурсов категорий Р1 , Р2 и Р3, дающие комплексные оценки перспективности территорий на этапе их общегеологического изучения, увеличивает неналоговые доходы федерального бюджета и уменьшает объемы частных инвестиций на поисковые работы. Понятие «открытие месторождения» характеризует результат начальной геолого-экономической оценки с применением известного принципа геологических аналогий. Переход к последующим стадиям геологического изучения на новых месторождениях может решать недропользователь, осуществляющий ГРР за счет собственных средств. Проект новой Классификации ТПИ, рассматриваемый в настоящее время, не отвечает требованиям рыночной экономики. С этой целью наиболее приемлемым является Кодекс НАЭН.
Ключевые слова: запасы и ресурсы, Классификация ТПИ, открытие месторождений, частные инвестиции, решения о целесообразности изучения новых месторождений, Кодекс НАЕН, гильотинирование
Ключевые слова: запасы и ресурсы, Классификация ТПИ, открытие месторождений, частные инвестиции, решения о целесообразности изучения новых месторождений, Кодекс НАЕН, гильотинирование
0
12622
3
2
В.Н. Иванов — советник председателя Союза золотопромышленников, эксперт России по недропользованию (секция ТПИ), к.г.-м.н.
Действующая в России Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых>1 (далее — Классификация ТПИ) объединила, с одной стороны, прогнозные ресурсы трех категорий (Р1, Р2 и Р3), которые характеризуют результат прогнозно-минерагенических исследований территории страны по их перспективности, с другой, запасы категорий С2, С1, В — различающиеся по степени геологической изученности месторождений, достоверности, содержащихся в них ТПИ и подготовленности к промышленному освоению. В советское время это были два самостоятельных направления отрасли геология, финансируемые за счет бюджета. В условиях рыночной экономики эти направления расходятся по источникам финансирования, поэтому объединять их в одной Классификации ТПИ было бы неправильно. «Если скрестить ужа и ежа, то может получиться кусок колючей проволоки».
Проблема действующей Классификации ТПИ в том, что данные о запасах по российским месторождениям, представляемые на аудит в соответствии с требованиями международной системы отчетности, зарубежными компетентными лицами существенно занижаются, в основном из-за перевода запасов категории С1 в категорию ресурсов.
Процесс гармонизации нашей Классификации ТПИ и стандартов отчетности CRIRSCO, выполненный рабочей группой GKZ-CRIRSCO в 2006–2010 гг. привел к парадоксальным результатам:
Российский Кодекс Публичной Отчетности о Результатах ГРР, Ресурсах и Запасах ТПИ>3 (далее — Кодекс НАЭН), разработанный на основе публичной отчетности CRIRSCO и Руководства по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO, определил ресурсы как реалистически оцененный объем полезного ископаемого в недрах (in situ), который при обоснованно принятых технико-экономических условиях мог бы полностью или частично явиться объектом рентабельного извлечения. Установлены три категории ресурсов (mineral resources) — «предполагаемые» (inferred), «выявленные» (indicated) и «измеренные» (measured). Ресурсы оцениваются главным образом на основе геологической информации. Запасы представлены как часть ресурсов с учетом достижений ряда смежных дисциплин, оказывающих влияние на извлечение ТПИ («модифицирующих факторов»).
Перевод ресурсов в запасы выделен штрихом на рисунке 2.
Вместе с тем Кодекс НАЭН в алгоритме гармонизации допускает, что эквивалентом «предполагаемых», «выявленных» и «измеренных» ресурсов могут служить прогнозные ресурсы российской категории Р1, запасы категорий С2 и С1 (В и А) соответственно. Это смешение разных понятий, принятых в российской Классификации и стандартах CRIRSCO превращает т.н. гармонизацию в абсурд. Да и актуальности в ней уже нет. Советский мощный «задел запасов» практически закончился.
В 2016 году на обсуждение был предложен проект новой Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, разработанный Минприроды России>4 (далее — проект новой Классификации ТПИ), в котором в отличие от действующей Классификации выделены три категории геологических запасов (В, С1 и С2), повышены требования к запасам категории С2 и вводятся категории «извлекаемых запасов» (табл. 1 и 2).
Табл. 1. Действующая Классификация 2006 года
Табл. 2. Проект новой Классификации 2016 года
Наряду с указанными нововведениями, проект новой Классификации ТПИ пролонгировал «старые» прогнозные ресурсы категорий Р1, Р2 и Р3, сохраняя за ними прежние комплексные оценки перспективности территорий, тем самым допуская абсурдное смешение понятий, характеризующих результаты работ на разных уровнях организации геологоразведочной деятельности. В то же время категории ресурсов, оценивающие объем полезного ископаемого по месторождениям (открытым, оцениваемым, разведываемым и подготавливаемым к промышленному освоению), в данном проекте отсутствуют.
В настоящее время частные геологические фирмы и другие юниорские компании приобретают через аукционы права на пользование участками недр с комплексной оценкой их прогнозных ресурсов всех категорий. Оплачивая бонус, они затем вновь изыскивают дополнительные средства на проведение собственно геологоразведочных работ, которые несут в себе многочисленные факторы рисков, чтобы выполнить главную цель — открыть месторождение. Таким образом, оплаченные бонусы за разрешение поисковых работ, по сути, становятся неналоговыми доходами от геологоразведочной деятельности.
Новая Классификация ТПИ должна характеризовать категории Запасов и Ресурсов применительно к условиям рыночной экономики, начиная с открытия месторождений и оценок целесообразности их дальнейшего геологического изучения (ресурсы) до проектирования и разработки технических проектов освоения и добычи (запасы). И этой цели в настоящее время лучше всего отвечает Кодекс НАЭН, хотя в доработке он тоже нуждается.
Камнем преткновения между проектом новой Классификации ТПИ, с одной стороны, и Кодексом НАЭН, с другой, является государственная собственность на недра. Государство регламентирует частную геологоразведочную деятельность до такой степени, что, устанавливая факт открытия месторождения, недропользователь обязан представлять на госэкспертизу разведанные запасы категорий С1 и С2 с обоснованием их самостоятельного промышленного значения. Неудиви тельно, что заявок на установление факта открытия месторождений становилось всё меньше, а по отрасли золота их практически нет.
При переходе от оценки к разведке месторождений недропользователь вновь просит разрешение на дальнейшее изучение этого месторождения за счет собственных средств. При этом дополнительные расходы на госэкспертизу и бонусы также становятся неналоговыми доходами от геологоразведочной деятельности.
Наглядный пример, что российский Кодекс НАЭН у нас также может быть востребован, показало Министерство природных ресурсов Китая, которое с 1 мая 2020 г. отказалось от непрактичной и запутанной старой классификации минеральных ресурсов и запасов (от 1999 г.) в пользу классификации, схожей с JORC и NI 43-101. Впервые в китайской классификации ресурсы и резервы стали взаимодополняемыми. Это символизирует то, что Китай соблюдает международные нормы в области добычи полезных ископаемых.>5
С введением Кодекса НАЭН предстоит разработать новый комплекс нормативно-правовых документов в системе горно-геологического аудита запасов и ресурсов, требований к геолого-экономической оценке месторождений и др., а также гильотинировать множество ведомственных приказов и постановлений Правительства РФ в сфере недропользования (см. приложение).
Новая Классификация ТПИ могла бы значительно снизить затраты на геологоразведочные работы, которые ранее предъявлялись при подсчете запасов категорий С2, С1, В и А, поскольку требования к категории ресурсов ниже, а учет модифицирующих факторов будет нарастать по мере использования достижений ряда смежных дисциплин.
Кодекс НАЭН является тем документом, который позволяет отказаться от непрактичной и запутанной Классификации ТПИ (от 2006 года) и проекта новой предлагаемой Классификации ТПИ (от 2016 года) в пользу классификации, схожей со стандартами семейства CRIRSCO. За исключением примерных эквивалентов: «предполагаемых» (inferred) ресурсов и прогнозных ресурсов категории Р1; «выявленных» (indicated) ресурсов и запасов категории С2 и «измеренных» (measured) ресурсов и запасов категорий С1, В и А.
К ресурсам относится реалистически оцененный объем ТПИ в недрах (in situ), который при обоснованно принятых технико-экономических условиях мог бы полностью или частично явиться объектом рентабельного извлечения. Запасы представляют собой часть ресурсов с использованием достижений ряда смежных дисциплин, оказывающих влияние на извлечение ТПИ («модифицирующих факторов»).
Ввод в действие новой Классификации ТПИ необходимо ускорить, так как по заявительному принципу для геологического изучения только в 2019 г. было предоставлено 1169 лицензий и, начиная с 2014 г., их образовалось уже несколько тысяч.
2. Приказ МПР России от 11 ноября 2004 г. № 689 Об утверждении инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых (в ред. Приказа МПР России от 02.07.2007 г. № 166, Приказов Минприроды России от 16.07.2008 г. № 152, от 19.05.2010 г. № 171, от 02.08.2012 г. № 224).
3. ПРИКАЗ МПР России от 30 сентября 2008 г. № 232 Об утверждении методики по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами (в ред. Приказов Минприроды РФ от 14.05.2009 г. № 128, от 27.04.2011 г. № 240, от 22.06.2011 г. № 553, от 03.02.2012 г. № 20).
4. Приказ МПР России от 6 сентября 2012 г. № 265 Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса
5. Приказ МПР России от 14.06.2016 г. № 352 Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
6. Приказ МПР России от 23.09.2016 г. № 490 Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение.
7. Приказ Минприроды России от 23.05.2011 г. № 378 Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых.
8. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 г. № 193 Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
9. Приказ Минприроды России от 10.01.2018 г. № 4 Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых
в пользование участках недр.
10. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Приложения 1–44 к Распоряжению МПР РФ от 05.06.2007 г. № 37-р.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 94 О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 г. № 899 Об утверждении правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 921 Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
15. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение.
>1 Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом МПР России от 11.12.2006 г. № 278.
>2 Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO, согласованное ФГУ «ГКЗ» и CRIRSCO 28 сентября 2010 г. (Москва) в редакции 2012 г.
>3 Кодекс НАЭН, издание 2014 г.
>4 Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых» (подготовлен Минприроды России 16.03.2016 г.).
>5 АЭИ Прайм, Вестник золотопромышленника, 30 (696), 24 августа 2020 SEG: Геологоразведочные тренды и COVID-19.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентябрь 2020 г.
Действующая в России Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых>1 (далее — Классификация ТПИ) объединила, с одной стороны, прогнозные ресурсы трех категорий (Р1, Р2 и Р3), которые характеризуют результат прогнозно-минерагенических исследований территории страны по их перспективности, с другой, запасы категорий С2, С1, В — различающиеся по степени геологической изученности месторождений, достоверности, содержащихся в них ТПИ и подготовленности к промышленному освоению. В советское время это были два самостоятельных направления отрасли геология, финансируемые за счет бюджета. В условиях рыночной экономики эти направления расходятся по источникам финансирования, поэтому объединять их в одной Классификации ТПИ было бы неправильно. «Если скрестить ужа и ежа, то может получиться кусок колючей проволоки».
Проблема действующей Классификации ТПИ в том, что данные о запасах по российским месторождениям, представляемые на аудит в соответствии с требованиями международной системы отчетности, зарубежными компетентными лицами существенно занижаются, в основном из-за перевода запасов категории С1 в категорию ресурсов.
Процесс гармонизации нашей Классификации ТПИ и стандартов отчетности CRIRSCO, выполненный рабочей группой GKZ-CRIRSCO в 2006–2010 гг. привел к парадоксальным результатам:
- прогнозные ресурсы категорий Р2 и Р3 российской Классификации ТПИ не получили эквивалентных аналогов в кодексах семейства CRIRSCO;
- категория прогнозных ресурсов P1 признана эквивалентом категории Inferred («предполагаемые ресурсы»);
- запасы категории С2 не признаны как запасы, а возвращены обратно в ресурсы Indicated («исчисленные»);
- запасы категорий С1, В и А также не признаны как запасы и тоже возвращены в ресурсы measured («измеренные»).>2
Рис. 1. Взаимоотношения категорий Ресурсов и Запасов ТПИ классификационных систем России и CRIRSCO
Российский Кодекс Публичной Отчетности о Результатах ГРР, Ресурсах и Запасах ТПИ>3 (далее — Кодекс НАЭН), разработанный на основе публичной отчетности CRIRSCO и Руководства по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO, определил ресурсы как реалистически оцененный объем полезного ископаемого в недрах (in situ), который при обоснованно принятых технико-экономических условиях мог бы полностью или частично явиться объектом рентабельного извлечения. Установлены три категории ресурсов (mineral resources) — «предполагаемые» (inferred), «выявленные» (indicated) и «измеренные» (measured). Ресурсы оцениваются главным образом на основе геологической информации. Запасы представлены как часть ресурсов с учетом достижений ряда смежных дисциплин, оказывающих влияние на извлечение ТПИ («модифицирующих факторов»).
Перевод ресурсов в запасы выделен штрихом на рисунке 2.
Рис. 2. Взаимоотношение между Ресурсами и Запасами ТПИ
Вместе с тем Кодекс НАЭН в алгоритме гармонизации допускает, что эквивалентом «предполагаемых», «выявленных» и «измеренных» ресурсов могут служить прогнозные ресурсы российской категории Р1, запасы категорий С2 и С1 (В и А) соответственно. Это смешение разных понятий, принятых в российской Классификации и стандартах CRIRSCO превращает т.н. гармонизацию в абсурд. Да и актуальности в ней уже нет. Советский мощный «задел запасов» практически закончился.
В 2016 году на обсуждение был предложен проект новой Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, разработанный Минприроды России>4 (далее — проект новой Классификации ТПИ), в котором в отличие от действующей Классификации выделены три категории геологических запасов (В, С1 и С2), повышены требования к запасам категории С2 и вводятся категории «извлекаемых запасов» (табл. 1 и 2).
Степень изученности | Категория | Экономическая значимость | ||
Запасы | Разведанные | А | Балансовые | Забалансовые |
В | ||||
С1 | ||||
Предварительно оценённые | С2 | |||
Ресурсы | Прогнозные | Р2 | Перспективные | |
Р3 | Прогнозные | |||
Р3 |
Категория | Экономическая значимость | ||||
Запасы | Подсчитанные в ТЭО в составе технического проекта отработки | R1 | Извлекаемые | Доказанные | |
R2 | Вероятностные | ||||
Подсчитанные по результатам оценочных, разведочных или эксплуатационных работ | B | Геологические | Балансовые | Забалансовые | |
C1 | |||||
C2 | |||||
Ресурсы | Прогнозные | Р1 | Перспективные | ||
Р2 | Выявленные | ||||
Р3 | Предполагаемые |
Наряду с указанными нововведениями, проект новой Классификации ТПИ пролонгировал «старые» прогнозные ресурсы категорий Р1, Р2 и Р3, сохраняя за ними прежние комплексные оценки перспективности территорий, тем самым допуская абсурдное смешение понятий, характеризующих результаты работ на разных уровнях организации геологоразведочной деятельности. В то же время категории ресурсов, оценивающие объем полезного ископаемого по месторождениям (открытым, оцениваемым, разведываемым и подготавливаемым к промышленному освоению), в данном проекте отсутствуют.
В настоящее время частные геологические фирмы и другие юниорские компании приобретают через аукционы права на пользование участками недр с комплексной оценкой их прогнозных ресурсов всех категорий. Оплачивая бонус, они затем вновь изыскивают дополнительные средства на проведение собственно геологоразведочных работ, которые несут в себе многочисленные факторы рисков, чтобы выполнить главную цель — открыть месторождение. Таким образом, оплаченные бонусы за разрешение поисковых работ, по сути, становятся неналоговыми доходами от геологоразведочной деятельности.
Новая Классификация ТПИ должна характеризовать категории Запасов и Ресурсов применительно к условиям рыночной экономики, начиная с открытия месторождений и оценок целесообразности их дальнейшего геологического изучения (ресурсы) до проектирования и разработки технических проектов освоения и добычи (запасы). И этой цели в настоящее время лучше всего отвечает Кодекс НАЭН, хотя в доработке он тоже нуждается.
Камнем преткновения между проектом новой Классификации ТПИ, с одной стороны, и Кодексом НАЭН, с другой, является государственная собственность на недра. Государство регламентирует частную геологоразведочную деятельность до такой степени, что, устанавливая факт открытия месторождения, недропользователь обязан представлять на госэкспертизу разведанные запасы категорий С1 и С2 с обоснованием их самостоятельного промышленного значения. Неудиви тельно, что заявок на установление факта открытия месторождений становилось всё меньше, а по отрасли золота их практически нет.
При переходе от оценки к разведке месторождений недропользователь вновь просит разрешение на дальнейшее изучение этого месторождения за счет собственных средств. При этом дополнительные расходы на госэкспертизу и бонусы также становятся неналоговыми доходами от геологоразведочной деятельности.
Наглядный пример, что российский Кодекс НАЭН у нас также может быть востребован, показало Министерство природных ресурсов Китая, которое с 1 мая 2020 г. отказалось от непрактичной и запутанной старой классификации минеральных ресурсов и запасов (от 1999 г.) в пользу классификации, схожей с JORC и NI 43-101. Впервые в китайской классификации ресурсы и резервы стали взаимодополняемыми. Это символизирует то, что Китай соблюдает международные нормы в области добычи полезных ископаемых.>5
С введением Кодекса НАЭН предстоит разработать новый комплекс нормативно-правовых документов в системе горно-геологического аудита запасов и ресурсов, требований к геолого-экономической оценке месторождений и др., а также гильотинировать множество ведомственных приказов и постановлений Правительства РФ в сфере недропользования (см. приложение).
Новая Классификация ТПИ могла бы значительно снизить затраты на геологоразведочные работы, которые ранее предъявлялись при подсчете запасов категорий С2, С1, В и А, поскольку требования к категории ресурсов ниже, а учет модифицирующих факторов будет нарастать по мере использования достижений ряда смежных дисциплин.
Выводы
Усилия, затраченные на гармонизацию действующей Классификации ТПИ и стандартов отчетности CRIRSCO, были напрасными, так как они не учитывали конкретные формы общественного строя. В условиях, когда собственность на недра государственная, в одной Классификации ТПИ могли совмещаться прогнозные ресурсы категорий Р1, Р2 и Р3 и запасы категорий С2, С1, В и А. Но в условиях перехода к рыночной экономике продукция геологоразведочной деятельности стала частной собственностью и по экономической значимости различаться на Ресурсы в процессе открытия и геологического изучения месторождений и Запасы с учетом изучения модифицирующих факторов.Кодекс НАЭН является тем документом, который позволяет отказаться от непрактичной и запутанной Классификации ТПИ (от 2006 года) и проекта новой предлагаемой Классификации ТПИ (от 2016 года) в пользу классификации, схожей со стандартами семейства CRIRSCO. За исключением примерных эквивалентов: «предполагаемых» (inferred) ресурсов и прогнозных ресурсов категории Р1; «выявленных» (indicated) ресурсов и запасов категории С2 и «измеренных» (measured) ресурсов и запасов категорий С1, В и А.
К ресурсам относится реалистически оцененный объем ТПИ в недрах (in situ), который при обоснованно принятых технико-экономических условиях мог бы полностью или частично явиться объектом рентабельного извлечения. Запасы представляют собой часть ресурсов с использованием достижений ряда смежных дисциплин, оказывающих влияние на извлечение ТПИ («модифицирующих факторов»).
Ввод в действие новой Классификации ТПИ необходимо ускорить, так как по заявительному принципу для геологического изучения только в 2019 г. было предоставлено 1169 лицензий и, начиная с 2014 г., их образовалось уже несколько тысяч.
Приложение
Примерный перечень нормативных документов, подлежащих гильотинированию в связи с введением в действие новой Классификации ТПИ (Кодекса НАЭН)
1. Приказ МПР РФ от 11.12.2006 г. № 278 Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.2. Приказ МПР России от 11 ноября 2004 г. № 689 Об утверждении инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых (в ред. Приказа МПР России от 02.07.2007 г. № 166, Приказов Минприроды России от 16.07.2008 г. № 152, от 19.05.2010 г. № 171, от 02.08.2012 г. № 224).
3. ПРИКАЗ МПР России от 30 сентября 2008 г. № 232 Об утверждении методики по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами (в ред. Приказов Минприроды РФ от 14.05.2009 г. № 128, от 27.04.2011 г. № 240, от 22.06.2011 г. № 553, от 03.02.2012 г. № 20).
4. Приказ МПР России от 6 сентября 2012 г. № 265 Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса
5. Приказ МПР России от 14.06.2016 г. № 352 Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
6. Приказ МПР России от 23.09.2016 г. № 490 Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение.
7. Приказ Минприроды России от 23.05.2011 г. № 378 Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых.
8. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 г. № 193 Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
9. Приказ Минприроды России от 10.01.2018 г. № 4 Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых
в пользование участках недр.
10. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Приложения 1–44 к Распоряжению МПР РФ от 05.06.2007 г. № 37-р.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 94 О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 г. № 899 Об утверждении правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 921 Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
15. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение.
>1 Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом МПР России от 11.12.2006 г. № 278.
>2 Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO, согласованное ФГУ «ГКЗ» и CRIRSCO 28 сентября 2010 г. (Москва) в редакции 2012 г.
>3 Кодекс НАЭН, издание 2014 г.
>4 Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых» (подготовлен Минприроды России 16.03.2016 г.).
>5 АЭИ Прайм, Вестник золотопромышленника, 30 (696), 24 августа 2020 SEG: Геологоразведочные тренды и COVID-19.
Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентябрь 2020 г.