04 Августа 2021, Среда18:05 МСК
Курсы на 04.08.2021
73,07 +0,14
Au 1 812 -0,14%
Ag 25,54 -0,33%
86,54 -0,12
Pt 1 034,00 -1,07%
Pd 2 657 +0,40%

О проблемах новой Классификации запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых

Рассмотрены проблемы Классификации запасов и ресурсов месторождений твердых полезных ископаемых (далее Классификация ТПИ), возникшие в условиях перехода России к рыночной экономике. Использование прогнозных ресурсов категорий Р1 , Р2 и Р3, дающие комплексные оценки перспективности территорий на этапе их общегеологического изучения, увеличивает неналоговые доходы федерального бюджета и уменьшает объемы частных инвестиций на поисковые работы. Понятие «открытие месторождения» характеризует результат начальной геолого-экономической оценки с применением известного принципа геологических аналогий. Переход к последующим стадиям геологического изучения на новых месторождениях может решать недропользователь, осуществляющий ГРР за счет собственных средств. Проект новой Классификации ТПИ, рассматриваемый в настоящее время, не отвечает требованиям рыночной экономики. С этой целью наиболее приемлемым является Кодекс НАЭН.

Ключевые слова: запасы и ресурсы, Классификация ТПИ, открытие месторождений, частные инвестиции, решения о целесообразности изучения новых месторождений, Кодекс НАЕН, гильотинирование

В.Н. Иванов.jpgВ.Н. Иванов —  советник председателя Союза золотопромышленников, эксперт России по недропользованию (секция ТПИ), к.г.-м.н.

Действующая в России Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых>1 (далее — Классификация ТПИ) объединила, с одной стороны, прогнозные ресурсы трех категорий (Р1, Р2 и Р3), которые характеризуют результат прогнозно-минерагенических исследований территории страны по их перспективности, с другой, запасы категорий С2, С1, В — различающиеся по степени геологической изученности месторождений, достоверности, содержащихся в них ТПИ и подготовленности к промышленному освоению. В советское время это были два самостоятельных направления отрасли геология, финансируемые за счет бюджета. В условиях рыночной экономики эти направления расходятся по источникам финансирования, поэтому объединять их в одной Классификации ТПИ было бы неправильно. «Если скрестить ужа и ежа, то может получиться кусок колючей проволоки».

Проблема действующей Классификации ТПИ в том, что данные о запасах по российским месторождениям, представляемые на аудит в соответствии с требованиями международной системы отчетности, зарубежными компетентными лицами существенно занижаются, в основном из-за перевода запасов категории С1 в категорию ресурсов. 

Процесс гармонизации нашей Классификации ТПИ и стандартов отчетности CRIRSCO, выполненный рабочей группой GKZ-CRIRSCO в 2006–2010 гг. привел к парадоксальным результатам:
  • прогнозные ресурсы категорий Р2 и Р3 российской Классификации ТПИ не получили эквивалентных аналогов в кодексах семейства CRIRSCO;
  • категория прогнозных ресурсов P1 признана эквивалентом категории Inferred («предполагаемые ресурсы»);
  • запасы категории С2 не признаны как запасы, а возвращены обратно в ресурсы Indicated («исчисленные»);
  • запасы категорий С1, В и А также не признаны как запасы и тоже возвращены в ресурсы measured («измеренные»).>2
Если в стандартах CRIRSCO по мере изучения модифицирующих факторов ресурсы конвертируются в запасы, то наши запасы, подсчитанные по параметрам кондиций с учетом модифицирующих факторов и определяющие промышленную значимость месторождений, в результате гармонизации «возвращены обратно» — в ресурсы? Против установленных правил во взаимоотношениях между запасами и ресурсами: повышение уровня геологической изученности происходит в направлении сверху-вниз, а уровня изученности модифицирующих факторов — слева-направо (рис. 1).

Рис. 1. Взаимоотношения категорий.png

Рис. 1. Взаимоотношения категорий Ресурсов и Запасов ТПИ классификационных систем России и CRIRSCO

Российский Кодекс Публичной Отчетности о Результатах ГРР, Ресурсах и Запасах ТПИ>3 (далее — Кодекс НАЭН), разработанный на основе публичной отчетности CRIRSCO и Руководства по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO, определил ресурсы как реалистически оцененный объем полезного ископаемого в недрах (in situ), который при обоснованно принятых технико-экономических условиях мог бы полностью или частично явиться объектом рентабельного извлечения. Установлены три категории ресурсов (mineral resources) — «предполагаемые» (inferred), «выявленные» (indicated) и «измеренные» (measured). Ресурсы оцениваются главным образом на основе геологической информации. Запасы представлены как часть ресурсов с учетом достижений ряда смежных дисциплин, оказывающих влияние на извлечение ТПИ («модифицирующих факторов»).

Перевод ресурсов в запасы выделен штрихом на рисунке 2.

Рис. 2. Взаимоотношение между.png

Рис. 2. Взаимоотношение между Ресурсами и Запасами ТПИ

Вместе с тем Кодекс НАЭН в алгоритме гармонизации допускает, что эквивалентом «предполагаемых», «выявленных» и «измеренных» ресурсов могут служить прогнозные ресурсы российской категории Р1, запасы категорий С2 и С1 (В и А) соответственно. Это смешение разных понятий, принятых в российской Классификации и стандартах CRIRSCO превращает т.н. гармонизацию в абсурд. Да и актуальности в ней уже нет. Советский мощный «задел запасов» практически закончился.

В 2016 году на обсуждение был предложен проект новой Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, разработанный Минприроды России>4 (далее — проект новой Классификации ТПИ), в котором в отличие от действующей Классификации выделены три категории геологических запасов (В, С1 и С2), повышены требования к запасам категории С2 и вводятся категории «извлекаемых запасов» (табл. 1 и 2).

  Степень изученности Категория Экономическая значимость
Запасы Разведанные А Балансовые Забалансовые
В
С1
Предварительно оценённые С2
Ресурсы Прогнозные Р2 Перспективные
Р3 Прогнозные
Р3
Табл. 1. Действующая Классификация 2006 года

  Категория Экономическая значимость
Запасы Подсчитанные в ТЭО в составе технического проекта отработки R1 Извлекаемые Доказанные
R2 Вероятностные
Подсчитанные по результатам оценочных, разведочных или эксплуатационных работ B Геологические Балансовые Забалансовые
C1
C2
Ресурсы Прогнозные Р1 Перспективные
Р2 Выявленные
Р3 Предполагаемые
Табл. 2. Проект новой Классификации 2016 года

Наряду с указанными нововведениями, проект новой Классификации ТПИ пролонгировал «старые» прогнозные ресурсы категорий Р1, Р2 и Р3, сохраняя за ними прежние комплексные оценки перспективности территорий, тем самым допуская абсурдное смешение понятий, характеризующих результаты работ на разных уровнях организации геологоразведочной деятельности. В то же время категории ресурсов, оценивающие объем полезного ископаемого по месторождениям (открытым, оцениваемым, разведываемым и подготавливаемым к промышленному освоению), в данном проекте отсутствуют.

В настоящее время частные геологические фирмы и другие юниорские компании приобретают через аукционы права на пользование участками недр с комплексной оценкой их прогнозных ресурсов всех категорий. Оплачивая бонус, они затем вновь изыскивают дополнительные средства на проведение собственно геологоразведочных работ, которые несут в себе многочисленные факторы рисков, чтобы выполнить главную цель — открыть месторождение. Таким образом, оплаченные бонусы за разрешение поисковых работ, по сути, становятся неналоговыми доходами от геологоразведочной деятельности.

Новая Классификация ТПИ должна характеризовать категории Запасов и Ресурсов применительно к условиям рыночной экономики, начиная с открытия месторождений и оценок целесообразности их дальнейшего геологического изучения (ресурсы) до проектирования и разработки технических проектов освоения и добычи (запасы). И этой цели в настоящее время лучше всего отвечает Кодекс НАЭН, хотя в доработке он тоже нуждается.

Камнем преткновения между проектом новой Классификации ТПИ, с одной стороны, и Кодексом НАЭН, с другой, является государственная собственность на недра. Государство регламентирует частную геологоразведочную деятельность до такой степени, что, устанавливая факт открытия месторождения, недропользователь обязан представлять на госэкспертизу разведанные запасы категорий С1 и С2 с обоснованием их самостоятельного промышленного значения. Неудиви тельно, что заявок на установление факта открытия месторождений становилось всё меньше, а по отрасли золота их практически нет.

При переходе от оценки к разведке месторождений недропользователь вновь просит разрешение на дальнейшее изучение этого месторождения за счет собственных средств. При этом дополнительные расходы на госэкспертизу и бонусы также становятся неналоговыми доходами от геологоразведочной деятельности.

Наглядный пример, что российский Кодекс НАЭН у нас также может быть востребован, показало Министерство природных ресурсов Китая, которое с 1 мая 2020 г. отказалось от непрактичной и запутанной старой классификации минеральных ресурсов и запасов (от 1999 г.) в пользу классификации, схожей с JORC и NI 43-101. Впервые в китайской классификации ресурсы и резервы стали взаимодополняемыми. Это символизирует то, что Китай соблюдает международные нормы в области добычи полезных ископаемых.>5

С введением Кодекса НАЭН предстоит разработать новый комплекс нормативно-правовых документов в системе горно-геологического аудита запасов и ресурсов, требований к геолого-экономической оценке месторождений и др., а также гильотинировать множество ведомственных приказов и постановлений Правительства РФ в сфере недропользования (см. приложение).

Новая Классификация ТПИ могла бы значительно снизить затраты на геологоразведочные работы, которые ранее предъявлялись при подсчете запасов категорий С2, С1, В и А, поскольку требования к категории ресурсов ниже, а учет модифицирующих факторов будет нарастать по мере использования достижений ряда смежных дисциплин.

Выводы

Усилия, затраченные на гармонизацию действующей Классификации ТПИ и стандартов отчетности CRIRSCO, были напрасными, так как они не учитывали конкретные формы общественного строя. В условиях, когда собственность на недра государственная, в одной Классификации ТПИ могли совмещаться прогнозные ресурсы категорий Р1, Р2 и Р3 и запасы категорий С2, С1, В и А. Но в условиях перехода к рыночной экономике продукция геологоразведочной деятельности стала частной собственностью и по экономической значимости различаться на Ресурсы в процессе открытия и геологического изучения месторождений и Запасы с учетом изучения модифицирующих факторов.

Кодекс НАЭН является тем документом, который позволяет отказаться от непрактичной и запутанной Классификации ТПИ (от 2006 года) и проекта новой предлагаемой Классификации ТПИ (от 2016 года) в пользу классификации, схожей со стандартами семейства CRIRSCO. За исключением примерных эквивалентов: «предполагаемых» (inferred) ресурсов и прогнозных ресурсов категории Р1; «выявленных» (indicated) ресурсов и запасов категории С2 и «измеренных» (measured) ресурсов и запасов категорий С1, В и А.

К ресурсам относится реалистически оцененный объем ТПИ в недрах (in situ), который при обоснованно принятых технико-экономических условиях мог бы полностью или частично явиться объектом рентабельного извлечения. Запасы представляют собой часть ресурсов с использованием достижений ряда смежных дисциплин, оказывающих влияние на извлечение ТПИ («модифицирующих факторов»). 

Ввод в действие новой Классификации ТПИ необходимо ускорить, так как по заявительному принципу для геологического изучения только в 2019 г. было предоставлено 1169 лицензий и, начиная с 2014 г., их образовалось уже несколько тысяч.

Приложение

Примерный перечень нормативных документов, подлежащих гильотинированию в связи с введением в действие новой Классификации ТПИ (Кодекса НАЭН)

1. Приказ МПР РФ от 11.12.2006 г. № 278 Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых.
2. Приказ МПР России от 11 ноября 2004 г. № 689 Об утверждении инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых (в ред. Приказа МПР России от 02.07.2007 г. № 166, Приказов Минприроды России от 16.07.2008 г. № 152, от 19.05.2010 г. № 171, от 02.08.2012 г. № 224).
3. ПРИКАЗ МПР России от 30 сентября 2008 г. № 232 Об утверждении методики по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами (в ред. Приказов Минприроды РФ от 14.05.2009 г. № 128, от 27.04.2011 г. № 240, от 22.06.2011 г. № 553, от 03.02.2012 г. № 20).
4. Приказ МПР России от 6 сентября 2012 г. № 265 Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса
5. Приказ МПР России от 14.06.2016 г. № 352 Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
6. Приказ МПР России от 23.09.2016 г. № 490 Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение.
7. Приказ Минприроды России от 23.05.2011 г. № 378 Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых.
8. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 г. № 193 Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
9. Приказ Минприроды России от 10.01.2018 г. № 4 Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых 
в пользование участках недр.
10. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. Приложения 1–44 к Распоряжению МПР РФ от 05.06.2007 г. № 37-р.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 94 О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 г. № 899 Об утверждении правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 921 Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
15. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение. 

>1 Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом МПР России от 11.12.2006 г. № 278.
>2 Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO, согласованное ФГУ «ГКЗ» и CRIRSCO 28 сентября 2010 г. (Москва) в редакции 2012 г.
>3 Кодекс НАЭН, издание 2014 г.
>4 Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых» (подготовлен Минприроды России 16.03.2016 г.).
>5 АЭИ Прайм, Вестник золотопромышленника, 30 (696), 24 августа 2020 SEG: Геологоразведочные тренды и COVID-19.

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 3/сентябрь 2020 г.

Ответственность недропользователей за загрязнение водного объекта
Применение недропользователями стимулирующих коэффициентов при расчёте платы за размещение отходов
Правовое регулирование вывоза аффинированного драгоценного металла или сырья, содержащего драгоценные металлы, из Таможенного союза ЕврАзЭС
Шестисоткратное увеличение платежей за размещение недропользователями отходов добычи с 1 января 2020 года
^ Наверх