О проблемах развития минерально-сырьевой базы драгоценных металлов в РФ
Действующая российская Классификация ТПИ 2006 г. не имеет алгоритма перевода прогнозных ресурсов в шаблон CRIRSCO и Кодекс НАЭН, поэтому без проведения полной переоценки месторождений включение их в состав МСБ России не обосновано. Согласно установленным правилам, факт открытия месторождений определяется при условии представления разведанных запасов кат. С1 и С2 и заключения государственной экспертизы о самостоятельном промышленном значении (СПЗ) месторождений.
В связи с чем, для получения лицензии на разведку первооткрыватель вынужден нести дополнительные расходы, уплачивая т.н. «штраф за открытие месторождений». Многоуровневая оценка прогнозных ресурсов для участков недр (УН), не имеющих СПЗ и подготавливаемых к аукционам, вынуждает недропользователей нести дополнительные расходы, уплачивая т.н. «штраф за приобретение лицензий на поиск и оценку месторождений», в размере стартового разового платежа плюс прибавочной стоимости от молотка аукциониста. Стратегические задачи по развитию юниорного движения и вовлечению в хозяйственный оборот техногенных россыпей не решаются.
Ключевые слова: стратегия, прогнозные ресурсы, запасы, геологоразведочные работы, золото, юниоры,
открытие месторождений, аукционы, оборот прав пользования недрами, шаблоны CRIRSCO, Кодекс НАЭН.
«Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи»>1
Одним из показателей экономической безопасности государства согласно Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ (МСБ РФ) до 2035 г. (далее — Стратегия)>2 является соотношение прироста запасов к их погашению при добыче. Для золота этот показатель принят 100 %. По факту за 25-летний период (2007–2021 гг.) с учетом ограничений «ураганных» значений в 2008, 2011, 2015, 2016 и 2018 гг. в среднем он составил 109 % (рис. 1).
С целью совершенствования основных правовых и экономических механизмов, способствующих росту инвестиционной привлекательности российских недр на первом этапе Стратегии (2018– 2024 гг.), ставились следующие задачи:
- увеличить государственное финансирование региональных и прогнозно-минерагенических исследований на территории РФ для восстановления и развития фонда объектов «поискового задела»;
- привлечь внебюджетные источники финансирования региональных геолого-разведочных работ (ГРР);
- установить порядок проведения многоуровневой оценки прогнозных ресурсов распределенного и нераспределённого фонда недр;
- обеспечить приоритет поисковых и последующих стадий ГРР с целью открытий новых месторождений полезных ископаемых;
- актуализировать к современному научно-техническому уровню методическое обеспечение ГРР по этапам и стадиям;
- организовать систему мониторинга прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых в качестве основы для актуализации оценки состояния минерально-сырьевой базы (МСБ), состоящей из совокупности разведанных и оценённых запасов, а также локализованных прогнозных ресурсов;
- разработать и внедрить современные геолого-экономические методики ускоренной переоценки запасов полезных ископаемых на условиях рынка;
- сформировать российский горно-геологический аудит с созданием института экспертов (компетентных лиц) и аудиторских организаций, признаваемых финансовыми институтами;
- вовлечь в хозяйственный оборот вскрышные и вмещающие породы, а также другие отходы первичной переработки минерального сырья с извлечением из них полезных ископаемых;
- совершенствовать заявительный принцип лицензирования и порядок предоставления прав пользования недрами, актуализировать выданные лицензии по условиям перехода, прекращения и приостановления прав пользования участками недр.
Рис. 1. Отношение прироста запасов к их погашению при добыче, %. Источник. Ежегодные государственные доклады о состоянии
и использовании МСР РФ в период 2007–2021 гг. www.mnr.gov.ru
- развитие юниорного движения в отрасли;
- формирование специальных информационно-торговых (биржевых) площадок оборота акций компаний малого и среднего бизнеса, владеющих лицензиями на геологическое изучение недр;
- установление упрощенного порядка добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями.
Рис. 2. Основные элементы системы стратегического планирования в сфере геологии и недропользования>3
По поручениям Президента РФ:
- об установлении порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (ПИ), апробации и учета её результатов (Пр-1130, п. 1, пп. «ж»);
- об установлении порядка добычи полезных компонентов из отходов недропользования, а также вовлечении в хозяйственный оборот вскрышных и вмещающих горных пород (Пр-1130, п. 2б);
- о проведении юридическими лицами работ по региональному геологическому изучению недр (Пр-1969, п. 1, пп. «е-2»);
- об установлении возможности перехода права пользования недрами для геологического изучения недр (Пр-1969, п. 1, пп. «е-4»);
- были приняты Федеральные законы от 25.12.2023 г. — «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и в ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 677-ФЗ и «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» № 656-ФЗ.
Согласно Стратегии МСБ РФ представляет собой совокупность разведанных и оцененных запасов, а также локализованных и прогнозных ресурсов. Это понятие объединяет четыре этапа, составляющих отрасль ГРР:
1. Региональную локализацию минеральных проявлений в минерагенических таксонах при государственном геологическом изучении недр (новая редакция ст. 36.1 Закона РФ «О недрах»).
2. Региональное геологическое изучение недр (РГИН), включающее поиски и оценку месторождений.
3. Разведка месторождений и подготовка их к освоению.
4. Эксплуатация месторождений.
На первых двух этапах мониторировать ресурсы можно, но ценность в них липовая. Так что, «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Обеспеченность МСБ горнодобывающих предприятий и страны в целом исходит из категорий ресурсов и запасов, подготовленных для промышленного освоения.
Проблема в том, что неприлично относить участки недр с необнаруженными месторождениями к МСБ. Может поэтому ресурсы называются «прогнозными», а не «минеральными». Последние можно пощупать, осязать, разведать и добыть. Поэтому важнейшей задачей оценки состояния МСБ РФ является актуализация двух нормативно-правовых документов: положения о порядке проведения ГРР по этапам и стадиям ТПИ>5 и действующей классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ 2006 г.>6
Рис. 3. Процедура получения лицензий по «заявительному» принципу. Источник: статья главного геолога ФБУ ГКЗ Бурдина Д.Б.>10
Региональное геологическое изучение недр (восстановление и развитие «поискового задела»)
С целью стимулирования внебюджетного финансирования на этапе РГИН в Закон РФ «О недрах» внесены следующие изменения и дополнения.
Федеральным законом № 656-ФЗ от 25.12.2023 г.
- федеральному органу государственной власти (ФОГВ) передаются полномочия на подготовку перечней участков недр для РГИН, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и недропользователей (п. 6.4 ч. 1 ст. 3), а также предложений в Правительство РФ о включении в такой перечень участков недр федерального значения (п. 2 ч. 2 ст. 16);
- статус геологического отвода придается участку недр, предоставляемому по решению федерального органа управления государственным фондом недр (ФО УГФН) или его территориальных органов в соответствии с лицензией для РГИН (ч. 5 ст. 7);
- пользователями недр могут быть бюджетные или автономные государственные учреждения, а также юридические лица, которые имеют опыт геологического изучения недр не менее пяти лет и два года не нарушали право пользования недрами (ч. 11 и 12 ст. 9);
- возникновение права пользования недрами без проведения аукциона по заявительному принципу лицензирования оформляется решением ФО УГФН или его территориальных органов на срок до 3 лет (п. 1.1 ч. 2 ст. 10) и порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами (новая ст. 13.2);
- участки недр для РГИН предоставляются по решению комиссии ФО УГФН или его территориальных органов (п. 4 ч. 1 ст. 10.1);
- участки недр для РГИН не предоставляются в случае неуплаты победителем аукциона окончательного размера разового платежа (ч. 15 ст. 13.1). Основанием для отказа в приёме заявки на участие в аукционе и на предоставление лицензии без проведения аукциона является: нарушение условий аукциона, недостоверные сведения о себе, отсутствие квалифицированных специалистов (новая редакция ст. 14);
- ФО УГФН определяет порядок совместного пользования недрами для РГИН государственными учреждениями и иными пользователями недр в границах геологического отвода (ч. 8 ст. 22);
- геологическую информацию, полученную при проведении РГИН, пользователи недр имеют право использовать в течение одного года, а интерпретированная информация может использоваться, в том числе в коммерческих целях, в течение одного года с момента представления в геолфонд. Федеральное учреждение имеет право использовать геологическую информацию, обладателем которой является пользователь недр, осуществлявший РГИН (ч. 14 ст. 27).
- лицензия содержит срок подготовки и утверждения проектной документации и срок начала работ на РГИН (пп. 6 и 7 ч. 1 ст. 12);
- в случае досрочного прекращения РГИН в ФО УГФН направляется письменное уведомление об устранении допущенных нарушений в срок от 3 до 12 месяцев. В случае, если пользователь недр не устранил нарушения в сроки, указанные в письменном уведомлении, право пользования недрами прекращается (в новой редакции ч. 4 ст. 21);
- РГИН, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, которая до ее утверждения подлежит экспертизе. Требования к составу и содержанию проектной документации определяются правилами, устанавливаемыми ФО УГФН. Порядок проведения экспертизы проектной документации и размер платы за ее проведение устанавливаются Правительством РФ (новая ст. 23.6).
На встрече с модераторами сессий ВЭФ в 2021 г. Президент РФ В.В. Путин поддержал комплекс мер, предложенный компанией Полюс, на ранних стадиях ГРР, а именно:
- свободный оборот поисковых лицензий, что должно способствовать развитию в России юниорных геологоразведочных компаний, ориентирующихся на открытие месторождений;
- стимулирование инвестиций за счет собственных и (или) привлеченных средств недропользователей в самую раннюю и самую рискованную стадию геологоразведки;
- регулирование «заявительного принципа» лицензирования недр с тем, чтобы компании, осуществляющие РГИН получали лицензии на разведку и добычу, если оно окажется успешным;
- исключить отказ в приёме заявок на РГИН, если потом они используются для идентификации перспективных участков, выставляемых на аукционы.>11
Пакет подзаконных нормативно-правовых актов Минприроды России готовят к 1 сентября 2024 г.>12 Создание юниорного движения — это важнейшая стратегическая задача для развития МСБ РФ.
Надежда на «заявительный» принцип лицензирования угасла, даже не начавшись. Для получения поисковых лицензий составлены проекты, оплачены услуги госэкспертизы, и теперь они гнездятся на учете ФГИС АСЛН до окончания сроков этих лицензий. Недропользователи ждут, что будет, если ненароком они вдруг «откроют» месторождение. Отобрать лицензию у них могут за несоблюдение условий по срокам начала работ и по их объемам. Процедура «первооткрывательства» сложна и требует дополнительных затрат на разведку запасов кат. С1 и С2 и обоснования самостоятельного промышленного значения (СПЗ) месторождений.
Рис. 4. Связующий алгоритм перевода запасов кат. С2 в Ресурсы и Запасы семейства CRIRSCO.
Источник: Российский кодекс публичной отчетности о результатах ГРР,
ресурсах и запасах ТПИ. Национальная ассоциация по экспертизе недр (НАЭН),
ноябрь 2013 г.
Необходимо учитывать, что используя внебюджетные средства на РГИН, нельзя ориентироваться на результат в виде «локализации прогнозных ресурсов». Единственно приемлемым для них геологическим заданием может являться выявление месторождений полезных ископаемых с определением перспективности их дальнейшего геологического изучения. Рассуждая по русской пословице, «не хвались, идучи на рать, а хвались, идучи с рати…».
Пока поисковыми работами на ранних стадиях ГРР в основном занимались крупные горнодобывающие компании (мейджоры). Они участвуют в торгах по контрактам, финансируемым из федерального бюджета — АК Алроса, УДС Голден Групп и др.; по «заявительному» принципу за счет собственных средств на гринфилдпроекты — Полюс, Highland Gold Mining, Nordgold, Прииск Соловьёвский и др.
Полиметалл отбирал на конкурсах отдельные гринфилд-проекты — так были отобраны Правочипчакская площадь в Магаданской области, Южно-Кристифенсенская и Пекинская площади на Таймыре и др.
Собственно юниорные компании только начинают работать на этом рынке: ООО «АрктикГеолДобыча» и ООО «Голдарктика» — в Чукотском АО, ООО «Аурум Аспект» — в Республике Бурятия, ООО «КСП Майнинг» — в Красноярском крае, ООО «Юрях Золото» — в Магаданской области, ООО «ЗДК Сибирь» — в Республике Хакасия и др. Поисковые работы на ТПИ за счет бюджета по федеральному проекту «Геология. Возрождение легенды» в 2024 г. ведутся на 15 объектах. По результатам этих работ могут планироваться аукционы.>13
О вовлечении в хозяйственный оборот промышленных отходов, образованных на месте добычи россыпных месторождений золота
С 2022 г. регулирование отношений, возникающих в области использования вскрышных и вмещающих горных пород и других промышленных отходов, образованных на месте добычи россыпных месторождений золота, стало частью законодательства о недрах.>14 Установленный в настоящее время порядок допускает извлечение золота только после подсчета запасов, проведения государственной экспертизы запасов, геологических проектов и проектной документации на разработку таких отходов.
Рис. 5. Сопоставление оценок тоннажа по двум стандартам.
Источник: Эпштейн И.В.
Сравнение результатов оценки по действующей классификации ГКЗ и CRIRSCO
на примере месторождения, прошедшего государственную экспертизу>25
- собственных производственных и технологических нужд;
- строительства дорог и других инфраструктурных сооружений;
- рекультивации земель, восстановления окружающей природной среды;
- передачи иному пользователю недр в целях использования для обустройства зон отдыха, туристических баз, парков, садов и многое другое, что не будет связано с пользованием недрами.
Роснедра, ссылаясь на законодательство, выдаёт временные разрешения на эти работы сроком на 1 год с требованием выполнять установленный порядок разведки, подсчёта, экспертизы запасов и постановки их на госбаланс до начала добычных работ.>15
Этап I. Работы общегеологического и минерагенического назначения Стадия 1. Региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных ископаемых. |
|
Площадные работы в масштабах: 1:1500000 и мельче — сводное и обзорное геокартографирование |
|
1:1000000 (1:500000) — мелкомасштабное геокартографирование | |
1:200000 (1:100000) — среднемасштабное геокартографирование |
Прогнозные ресурсы кат. Р3 при площадном среднемасштабном региональном геологическом изучении недр (этап 1, стадия 1, ГСР-200) определяют закономерность локализации, основанную на благоприятных геологических разноранговых минерагенических таксонов — рудоносные зоны (десятки тыс. км2) и рудные районы (тыс. км2). Количественная оценка прогнозных ресурсов этой категории производится на основе обоснованных аналогий с одноранговыми металлогеническими таксонами, в которых известны разведанные месторождения того же рудно-формационного типа. Прогнозные ресурсы кат. Р3 служат основанием для постановки геологического картографирования масштаба 1 : 50 000 (этап I, стадия 1, ГСР-50) |
1:50000 (1:25000) — крупномасштабное геокартографирование |
Прогнозные ресурсы кат. Р2 при площадном крупномасштабном региональном геологическом изучении недр (этап 1, стадия 1, ГСР-50) определяют возможность обнаружения потенциально рудных полей (десятки км2) по результатам поисковых работ масштаба 1 : 50 000 на основе прямых признаков рудоносности, геофизических и геохимических аномалий, природа которых установлена единичными выработками и по аналогии с известными месторождениями того же рудно-формационного типа. |
Этап II. Поиски и оценка месторождений | |
Стадия 2. Поисковые работы масштаба 1:10000 и крупнее |
Прогнозные ресурсы кат. Р1 определяют выявление новых рудопроявлений при проведении поисковых работ масштаба 1 : 10 000 (этап II, стадия 2) и рудных тел на флангах и глубоких горизонтах разведанных или разведываемых месторождений. Для количественной оценки прогнозных ресурсов этой категории используются отдельные пересечения и экстраполяция. |
Стадия 3. Оценочные работы |
Прогнозные ресурсы кат. Р1 и запасы кат. С2 составляют количественную и качественную оценку предварительно-оценённых месторождений (этап II, стадия 3). Результатом оценочных работ может быть выявление (открытие) месторождения с предоставлением компании прав на разведку и добычу>16 с правом передачи его стратегическому инвестору по соглашению сторон. |
Этап III. Разведка и освоение месторождения Стадия 4. Разведка месторождения Стадия 5. Эксплуатационная разведка |
Количественная оценка прогнозных ресурсов кат. Р2 и Р3 для классификации ресурсов и запасов месторождений полезных ископаемых значения не имеет. |
Табл. 1. Система прогнозных ресурсов ТПИ в сравнении со стадийностью ГРР
Федеральным законом «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 25.12.2023 г. № 677-ФЗ внесены следующие изменения и дополнения:
- наличие в отходах вскрышных и вмещающих горных пород полезных ископаемых, не указанных в лицензии, является основанием для внесения изменений в такую лицензию (п. 4 ч. 5 ст. 121);
- если пользователями недр установлено наличие в отходах вскрышных и вмещающих горных пород, не указанных в лицензии полезных ископаемых, то они имеют право обратиться в ФО УГФН с заявкой о внесении изменений в такую лицензию. Основные права и обязанности пользователя недр по осуществлению добычи из отходов вскрышных и вмещающих горных пород осуществляются в соответствии с техническими проектами (ч. 6 и 7 ст. 22);
- вскрышные и вмещающие горные породы при их использовании для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами, признаются отходами производства и потребления (п. 1 ч. 7 ст. 23.5);
- при изменении границ участка недр, предоставленного в пользование, а также при внесении изменений в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых или добычи полезных ископаемых из вскрышных и вмещающих горных пород пользователем недр уплачивается разовый платеж за пользование недрами в размере, который определяется в порядке, установленном Правительством РФ (дополнение к ч. 3 ст. 40).
- в случае признания вскрышных и вмещающих горных пород отходами производства и потребления в соответствии со ст. 23.5 Закона РФ «О недрах» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются:
2. Пользователи недр, лица, право пользования недрами которых было досрочно прекращено в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О недрах», иные лица, которым вскрышные и вмещающие горные породы были переданы в целях использования для собственных производственных и технологических нужд, — в случае неиспользования таких пород в целях, предусмотренных п. 6 и 7 ч. 1 ст. 23.5 Закона РФ «О недрах» (п. 5 ст. 16.1).
Принятые федеральные законы характеризуют промышленные отходы, как бы не замечая, что в них отсутствуют следы природного образования россыпей.
Наиболее верную оценку значения добычи золота из техногенных образований дают профессионалы: «практика показывает, что на крупных объектах общий объём золотодобычи может быть в полтора-два раза больше, чем первоначально поставленные балансовые запасы. Что это значит для государства? А это значит, что недропользователь пополнит государственную казну, заплатив налог на добычу полезных ископаемых в полтора-два раза больше. Сегодня недропользователей толкают на то, чтобы они вкладывали деньги в геологоразведку объектов, на которых они готовы работать и без дополнительных исследований. Что происходит? Вложили мы 100 млн в геологоразведку, поставили на баланс запасы, а затем их отрабатываем. Но эти 100 млн ложатся на себестоимость производства золота. Соответственно, прибыль снижается на эту же сумму, а предприятие не выплачивает налог на прибыль. А это значит, что 20 млн государство не дополучит и предприятие свои 80 млн потеряет. Действительно, понять чиновников сложно. Ведь когда государственные люди не заботятся о государственном интересе, который очевиден для любого специалиста, это необъяснимо».>17
О порядке проведения многоуровневой оценки прогнозных ресурсов ТПИ
Понятие «прогнозные ресурсы» для перспективного планирования ГРР вошло в обиход с 1981 г. во Временном положении о классификации прогнозных ресурсов ТПИ,>18 в котором определено, что «прогнозными считаются ресурсы неразведанных и необнаруженных месторождений полезных ископаемых, наличие которых в пределах оцениваемого объекта или площади земной коры предполагается на основании благоприятной геологической обстановки, положительных поисковых признаков и известных закономерностей образования и размещения определенных генетических и промышленных типов месторождений. Прогнозные ресурсы отличаются от предварительно оцененных запасов категории С2 тем, что параметры оценки по объектам прогнозирования (месторождения, проявления, перспективные площади и участки) являются предположительными, устанавливаются косвенно и могут определяться без привязки к конкретным телам полезных ископаемых».>19
Рис. 6. Результаты аукционов на ДМДК в 2022–2023 гг.
- установление порядка и сроков проведения апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (п. 5.1 ч. 1 ст. 3);
- оценка прогнозных ресурсов проводится пользователями недр в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы. Результаты оценки включаются в геологические отчеты, представляемые в геолфонд, и подлежат апробации и их соответствия классификациям запасов и прогнозных ресурсов по видам полезных ископаемых. Комиссия Роснедр по итогам апробации составляет заключение о достоверности оценки прогнозных ресурсов, их соответствии классификациям запасов и прогнозных ресурсов с включением в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (новая ст. 29.1);
- количество и качество прогнозных ресурсов вносится в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (дополнение к части второй ст. 30).
На основе прогнозных ресурсов выстраивается система оценки и учета результатов региональных, прогнозно-минерагенических и поисковых работ, выполненных за счет всех источников финансирования, используемых при передаче объектов в систему государственного лицензирования.>21 Образно говоря, «что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить!».
Рис. 7. Результаты аукционов в 2022–2023 гг. по месторождениям ДМДК, имеющим СПЗ
Категории российской Классификации | Категории шаблона CRIRSCO |
Прогнозные ресурсы кат. P3 и P2 | Результаты геологических исследований
(exploration results) (в отчет включаются только фактические данные, но НЕ оценки количеств и качества ресурсов ТПИ) |
Прогнозные ресурсы кат. P1 | Предполагаемые ресурсы (lnferred) |
«Запасы кат. С2» на месторождениях всех групп сложности
и «запасы кат. С1» на месторождениях 4-й группы сложности | Исчисленные ресурсы (lndicated) |
Запасы категории С1 (А, В) на месторождениях 1, 2 и 3-й групп сложности с геологическими запасами категорий А и В на участках детализации | Измеренные ресурсы (measured) |
Примечание: таблица не может быть использована для механического конвертирования категорий; необходимо во всех случаях проводить полный сопоставительный анализ каждого конкретного набора оценок. Следует отметить, что Федеральным законом от 30.04.2021 г. № 123-ФЗ исключена ст. 23.1 Закона РФ «О недрах» о разработке методики геолого-экономической и стоимостной оценок. Означает ли это исключение, что методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утверждённая в 2022 г.,>22 станет документом, определяющим оценку стоимости любых участков недр, безотносительно есть там месторождение или нет?
Для оценки прогнозных ресурсов кат. Р3 количественная оценка объекта устанавливается по аналогии с известным геолого-промышленным типом месторождений, волшебным образом рассчитывается продуктивность, вводятся с потолка поправочные коэффициенты подобия и составляется паспорт в государственный реестр.
Для кат. Р2 и Р1 применяется геолого-экономическая оценка по укрупнённым показателям. Объем и качество руды принимаются по косвенным данным, подсчет запасов с применением коэффициента рудоносности. Объект становится оценённым по показателю внутренней нормы доходности.
К чему вся эта бутафория?
О российской Классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ 2006 г.
Недра РФ являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые — частной. Геологическое изучение недр на условиях аренды производится в основном за счет частных инвестиций. Возникают противоречия в терминологии: факт открытия месторождений устанавливается при наличии запасов С1 и С2 и обоснований их самостоятельного промышленного значения (СПЗ) — по нормативным документам,>23 а первичная геолого-экономическая оценка — на запасах кат. С2 и прогнозных ресурсах кат. Р1.
Первичная геолого-экономическая оценка (предварительно-оценённые), ТЭО временных кондиций (разведываемые) и ТЭО постоянных разведочных кондиций (разведанные) запасы — всё это составляет геологический этап изучения месторождений. В отличие от классификаций, действовавших в советское время, геологические запасы месторождений не обеспечивают квалификацию их как подготовленных для промышленного освоения. Цель разведки передать стратегическому инвестору геологические запасы или не передавать, если владелец лицензии захочет осваивать их сам.
Законом РФ «О недрах» к полномочиям ФОГВ относится разработка и утверждение классификации запасов и прогнозных ресурсов по видам полезных ископаемых (п. 3 ч. 1 ст. 3). В настоящее время действующей является «единая» классификация запасов и прогнозных ресурсов ТПИ 2006 г., которая объединила, с одной стороны, прогнозные ресурсы, количественно характеризующие перспективность геологического изучения минерагенических таксонов (рудных районов, поясов, узлов и полей), с другой, — запасы категорий А, В, С1 и С2, отражающие степень геологической изученности месторождений.
Понятно, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Прогнозные ресурсы в контексте научных исследований лишь выявляют закономерности размещения полезных ископаемых и их минерагеническую специализацию. Открытие месторождений по результатам поисковых работ, оценка ресурсов и разведка запасов в процессе ГРР создают и увеличивают капитализацию материальных активов, обеспечивающих развитие МСБ РФ.
К 1 сентября 2024 г. готовятся подзаконные акты в связи с принятием федеральных законов от 25.12.2023 г. № 656-ФЗ и 677-ФЗ об изменениях и дополнениях в Закон РФ «О недрах». В этом пакете основным документом должна стать новая классификация ресурсов и запасов месторождений ТПИ, близкая по содержанию с международно-признанным Кодексом НАЭН, входящим в семейство CRIRSCO.
Попытки гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO
Проблему различных требований к оценкам категорий запасов и ресурсов и механизма признания между ФБУ ГКЗ и CRIRSCO пытались решить в 2006–2010 гг. Руководством по гармонизации стандартов и отчетности России и CRIRSCO>24 эта проблема не была решена. Не удалось создать связующий документ с алгоритмом перевода российской классификации 2006 г. в формат CRIRSCO без проведения полной переоценки месторождений (табл. 2).
В новой классификации ресурсов и запасов месторождений ТПИ предлагается:
- исключить прогнозные ресурсы всех категорий, полученные по результатам научных исследований закономерностей размещения полезных ископаемых (ПИ);
- факт открытия месторождений полезных ископаемых устанавливать по результатам первичной оценки на стадии поисковых. Утвержденные ранее требования к установлению этого факта при наличии запасов кат. С1 и С2 и об оснований об их самостоятельном промышленном значении отменить;
- по степени изучения месторождений ПИ выделить геологический этап, состоящий из трех категорий ресурсов;
- на этапе подготовки месторождений к промышленному освоению с учетом изучения модифицирующих факторов конвертировать ресурсы в запасы.
Ресурсы категории indicated (выявленные) по Кодексу НАЭН идентифицируются с запасами кат. С2 российской классификации ТПИ 2006 г. Предлагается, что часть из них, которая участвует в первичной геолого-экономической оценке месторождений на поисковой стадии ГРР, идентифицируемая с прогнозными ресурсами кат. Р1, коррелируется с категорией ресурсов «предполагаемых» (inferred) и не может быть конвертирована в категорию запасов probable (вероятные) по Кодексу НАЭН. Другая часть кат. С2, идентифицируемая с ресурсами категории «выявленные» (indicated), может конвертироваться в запасы probable (вероятные) по Кодексу НАЭН (рис. 4).
Из-за выбора «плавающего» параметра бортового содержания для оконтуривания рудных тел, рекомендуемого ФБУ ГКЗ в целях полноты извлечения ПИ при добыче, комиссия завышает тоннаж и снижает качество руды. Предлагается применять показатель безубыточного содержания к минимальной выемочной единице, который окупает затраты на переработку руды, защищая госбаланс от нерентабельных запасов (рис. 5).
Открытые и прозрачные аукционы
Доход от аукционов за предоставление прав пользования недрами в период 2004–2024 гг. складывается из минимального (стартового) размера разового платежа и «прибавочной стоимости» от ударов молотка аукциониста. Превышения молотка над расчётами в 20–30 раз первоначально объяснялись недостаточной величиной поправочных коэффициентов, принятых методикой расчета стартовых платежей. На вопрос бывшему тогда министру природных ресурсов РФ Ю.П. Трутневу: «Значит ли это, что нужно радоваться, хлопать в ладоши оттого, что стало больше порядка на аукционах, больше реальной конкуренции и меньше сговора, участия административного ресурса, раз цены пошли вверх?». Ответ: «Да, но, если цены превышают стартовые платежи настолько, значит — мы стартовые платежи считать не умеем».>26 За прошедшие 20 лет стартовая цена повышалась 11 раз, последнее обновление этой методики было в 2022 г.
В 2023 г. по сравнению с предыдущим годом превышение между расчётными ценами и «прибавочной стоимостью» увеличилось ещё больше. Шесть победителей аукционов за предоставление им права пользования УН уплатили суммы в размере, превышающем всю выручку, ожидаемую за 20 лет добычи, а 18 — внесли «предоплату» за реализацию продукции «предприятия будущего» в размере 5–20 лет реализации продукции (рис. 6).
Рис. 8. Результаты аукционов в 2022–2023 гг. по участкам недр ДМДК, не имеющим СПЗ
Параметры | 2022 г | 2023 г | Изменение | + –, % | Сумма 2022–2023 гг. |
Месторождения, имеющие СПЗ | |||||
Стартовая цена | 123,4 | 138,94 | +15,54 | +13 | 262,34 |
Прибавочная стоимость | 836,24 | 145,96 | -690,28 | -82 | 982,2 |
Итоговый бонус | 959,64 | 284,9 | -674,74 | -70 | 1244,54 |
Участки недр, не имеющие СПЗ | |||||
Стартовая цена | 130,32 | 2868,21 | +2737,89 | +2100 | 2998,53 |
Прибавочная стоимость | 313,94 | 1475,24 | +2396,05 | +763 | 1789,18 |
Итоговый бонус | 444,26 | 4343,45 | +3899,19 | +878 | 4787,71 |
Минерагенические таксоны, не имеющие СПЗ | |||||
Стартовая цена | 3107,28 | 557,61 | -2549,67 | -82 | 3664,89 |
Прибавочная стоимость | 1222,44 | 1514,22 | +291,78 | +24 | 2736,66 |
Итоговый бонус | 4329,72 | 2071,83 | -2257,89 | -52 | 6401,55 |
Размеры бонусов на аукционах зависят не только от степени геологической изученности, интегральных поправочных коэффициентов и других умственных достижений создателей методик расчета стартовых разовых платежей, но и от «прибавочной стоимости», создаваемой молотком аукционистов. Проведение аукционов имело смысл до тех пор, пока в нераспределённом фонде ещё оставались разведанные месторождения. В настоящее время на балансе остались не распределёнными запасы кат. С1 и С2, требующие переоценки или не имеющие СПЗ участки недр.
Был проведен анализ аукционов на ДМДК, состоявшихся в 2022–2023 гг. Предмет аукционов разделён на три группы: 1) коренные и россыпные месторождения ДМДК, имеющие СПЗ на площади не более 10 и 5 км2 соответственно; 2) участки недр коренного и россыпного ДМДК, не имеющие СПЗ, площадь которых не превышает 10 и 5 км2 соответственно; 3) минерагенические таксоны (в размере рудных районов площадью более 10 км2) и россыпных узлов и бассейнов площадью более 5 км2 (рис. 7, 8 и 9, рис. 8 и 9 на с. 68).
Доход, направляемый в бюджет от безосновательно завышенной стартовой цены и «прибавочной стоимости», наносит непоправимый ущерб частным инвестициям в ГРР.
Доход от аукционов за предоставление прав пользования месторождениями, имеющими СПЗ, в 2023 г. по сравнению с 2022 г. снизился на 70 %. Свидетельство того, что в нераспределённом фонде иссякли ресурсы и запасы, составлявшие «задел» разведанных месторождений с времен плановой экономики. Настало время, не словом, а делом стимулировать частные инвестиции в ГРР.
Из таблицы 3 следует, что за два года от передачи в аренду участков недр, не имеющих СПЗ, через аукцион в бюджет поступило 11,2 млрд руб., в том числе: 6,7 (60 %) — исходя из расчетных размеров стартовых разовых платежей и 4,5 (40 %) — из «прибавочной стоимости» молотка аукционистов. Парадокс состоит в том, что на словах ФО УГФН боролись за стимулирование частных инвестиций в ГРР, а на деле от проведения аукционов за 20 лет изъято в доход бюджета только от отрасли ДМДК около 100 млрд руб.
Заключение
Соотношение прироста запасов золота к их погашению в среднем 109 % за период 2007–2021 гг., этого недостаточно для восполнения МСБ золота в РФ. Так как применение технологий (РЭП, ОПР, кучное выщелачивание), в которых разведка совмещена с эксплуатацией, а прирост запасов и их погашение производится одновременно по итогам отчетного года. Роснедра по-прежнему разрешает только на временный срок (1 год), предупреждая о запрете добычи россыпного золота из техногенных образований без проведения ГРР, подсчета запасов, постановки их на госбаланс, ссылаясь на Федеральный закон о ДМДК. Понятие добычи там представляется как извлечение золота из техногенных «месторождений», что является ошибочным, так как месторождение — это природное скопление минерального вещества в недрах, а не в отходах промышленного производства. Предлагается относить их к техногенным образованиям антропогенного происхождения.
Госбалансом учитываются запасы, не имеющие СПЗ, требующие доразведки и переоценки. По состоянию на 01.01.2022 г. таких «неактивных» запасов насчитывалось около 790 т золота в россыпном, собственно коренном и комплексном геолого-промышленных типах.>27 Предлагается предоставлять участки недр с такими запасами по «заявительному» принципу лицензирования юниорным компаниям для геологического изучения и переоценки.
Обновлённое федеральными законами (№ 656-ФЗ и 677-ФЗ) законодательство о недрах исходит из того, что МСБ РФ является совокупностью разведанных и оцененных запасов, а также прогнозных ресурсов. Вводится дополнительный порядок оценки прогнозных ресурсов, апробации их госкомиссиями, разрешается оборот поисковых лицензий и допускаются частные инвестиции в РГИН. Но при всём этом обновлении остаётся без изменений действующая Классификация 2006 г. «В чужом глазу соринку видим, а в собственном бревна не замечаем».
Новая Классификация ресурсов и запасов ТПИ, освобождённая от прогнозных ресурсов всех категорий и дополненная на геологическом и подготовительном этапах, может образовать с кодексом НАЭН общее семейство российских стандартов публичной отчетности о результатах ГРР, ресурсах и запасах ТПИ. Локализация прогнозных ресурсов относится к этапу общегеологического и минерагенического назначения, предшествующим открытию месторождений.
Факт открытия новых месторождений должен устанавливаться по результатам первичной геолого-экономической оценки. Дальнейшее его геологическое изучение может оказаться нецелесообразным, но это издержки производства. В то же время порядок, установленный в соответствии со ст. 33.1 Закона РФ «О недрах» (месторождение считается открытым, если запасы квалифицируются по кат. С1 и С2 и по заключению госэкспертизы имеет СПЗ>28), является серьёзным препятствием частным инвестициям в ГРР.
Геологическим заданием поисковых проектов на стадии РГИН, финансируемых за счет собственных средств недропользователей, должно стать открытие новых месторождений. Подготовка перечней участков недр для поисковых проектов РГИН совершенно бессмысленное занятие. Пользователи недр сами выберут перспективные участки и применят современные методики поисков, обеспечивающих успех.
Обновление законодательства о недрах портят традиционные добавки: составление перечней участков недр, экспертиза проектов, выдача лицензий со сроками и объёмами ГРР — все это не только мешает творческой деятельности геологов, но и увеличивает риски лишения лицензий за нарушение таких условий. Почему, например, установлен кабальный срок предоставления лицензий на поисковые работы на стадии РГИН — 3 года, а на поисковые работы по «заявительному» принципу — 5 лет?
Порядок проведения многоуровневой оценки прогнозных ресурсов ТПИ расширяет границы стоимостной оценки от месторождений до минерагенических таксонов разных уровней. Возникает вопрос, похожий на крылатую фразу Хоботова из фильма «Покровские ворота»: «Савва, ты объясни, зачем тебе нужно, чтоб я у вас жил?». Уровни ГРР, связанные с геологическим изучением месторождений и изучением закономерностей размещения полезных ископаемых, не со единимы в семействе CRIRSCO. Предметом капитализации служат геологические ресурсы и подготовленные запасы для промышленного освоения.
Развитие юниорного движения невозможно по правилу, предложенному Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев»: «Утром деньги — вечером стулья. А можно наоборот? Можно, но деньги вперёд». Созданы отношения, при которых победить на аукционе по участку недр, не имеющему СПЗ, означает уплатить «штраф за приобретение лицензий на поиск, оценку и разведку месторождений». «За что боролись, на то и напоролись».
Рис. 9. Результаты аукционов в 2022–2023гг. по минерагеническим таксонам ДМДК, не имеющим СПЗ
Вовлечение в хозяйственный оборот вскрышных и вмещающих горных пород, содержащих россыпное золото, регулируется законодательством о недрах, которое не учитывает нарушений природной целостности россыпей. Ежегодно, начиная с 2016 г., возникают бюрократические барьеры при представлениях на госэкспертизу проектов на производство добычных работ. Возможным решением этой проблемы по земельному законодательству является передача полномочий на региональный уровень, объединив участки техногенных образований антропогенного происхождения с деятельностью по восстановлению окружающей среды, старательской и сопутствующей добычей россыпного золота системами разведки, совмещённой с эксплуатацией.
>1 Владимир Маяковский. Октябрьская поэма «Хорошо!», 1927 г.
>2 Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2018 г. № 2914-р.
>3 Тетенькин Д.Д., Германханов А.А., Каспаров О.С., Герт А.А., Романюк В.Б. Федеральный проект «Геология-возрождение легенды» — управление реализацией и оценка эффективности. Недропользование XXI век, № 11 (93), февраль 2022 г.
>4 Постановление Правительства РФ «О системе управления государственными программами РФ» от 26.05.2021 г. № 786
>5 Положение о порядке проведения ГРР по этапам и стадиям ТПИ, распоряжение Минприроды России от 05.07.1999 г. № 83-р
>6 Классификация запасов и прогнозных ресурсов ТПИ, приказ Минприроды России от 11.12.2006 г. № 278.
>7 Новая российская классификация запасов и прогнозных ресурсов ТПИ и вопросы её гармонизации с зарубежными системами отчетности Саганюк В.Б., ФБУ ГКЗ, доклад на конференции НАЭН, 2018 г.
>8 Новая классификация запасов и прогнозных ресурсов ТПИ и положение о стадийности ГРР: проблемы, связанные с введением в действие. Иванов С.Н., Кушнарёв П.И., Казанов О.В., Анненкова Т.Е. Недропользование ХХI век, № 2, 2018 г.
>9 Российский Кодекс публичной отчетности о результатах ГРР, ресурсах и запасах ТПИ (Кодекс НАЭН), в ред. 2012 г. Национальная ассоциация по экспертизе недр.
>10 Бурдин Д.Б. Анализ применения и вопросы совершенствования представления права пользования недрами для геологического изучения недр по заявительному принципу в РФ. Недропользование ХХI век, № 3(95), 2022 г.
>11 Путин одобрил упрощение законодательства для золотодобытчиков. ВЭФ 3 сентября 2021 г. www rbc.ru.
>12 «Геология. Возрождение легенды» выходит на аукционы. www.mnr.gov.ru/press/. 8 февраля 2024 г.
>13 «Геология. Возрождение легенды» выходит на аукционы. www.mnr.gov.ru/press/. 8 февраля 2024 г.
>14 О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ.
>15 Гермаханов А.А. О некоторых особенностях освоения техногенных (ранее нарушенных добычей) объектов россыпного золота. Письмо Роснедр от 29.12.2023 г
>16 Совместный приказ Минприроды России и Роскомнедра от 26.10.2021 г. № 796/19 с поправкой в ч. 1 п. 3 — «выявлен новый объект, запасы которого квалифицированы по категории С1 и С2, а по заключению госэкспертизы имеет самостоятельное промышленное значение» заменить на «выявлен новый объект с предварительно-оценёнными ресурсами».
>17 А.Н.Чугунов. Интервью бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток», 07 (147), июль 2019 г
>18 Временное положение о классификации прогнозных ресурсов ТПИ, приказ министра геологии СССР от 03.07.1981 г. № 289.
>19 Контарь Е.С. «О прогнозных ресурсах и стадийности ГРР (ТПИ)». Региональная геология и металлогения, № 58, 2014 г
>20 Методическое руководство по оценке прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых. ВСЕГЕИ, 1989 г
>21 Принципы, методы и порядок оценки прогнозных ресурсов ТПИ, под редакцией Кравцова А.И. ФГУП ЦНИГРИ, Москва, 2010 г
>22 Совместный приказ Минприроды России № 242 и Роснедр № 01 «Об установлении методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами» от 31 марта 2022 г.
>23 Приказ Минприроды № 796, Роснедр № 19 «Об утверждении Порядка установления факта открытия месторождения …» от 26.10.2021 г.
>24 Руководство по гармонизации стандартов отчетности России и CRIRSCO. ФБУ ГКЗ — CRIRSCO. Москва, 28 сентября 2010 г
>25 Эпштейн И.В. Сравнение результатов оценки по действующей классификации ГКЗ и CRIRSCO на примере месторождения, прошедшего государственную экспертизу. Недропользование XXI век, № 1 (58), февраль 2016 г
>26 Трутнев Ю.П. ответил на вопросы журнала «Мировая энергетика». Версия для печати, 10.02.2005 г. www.ecoindustry.ru.
>27 Иванов В.Н. Состояние сырьевой базы золота. Золото и технологии, № 3 (61), 2023 г
>28 Приказ Минприроды России № 796, Роснедр № 19 от 26.10.2021 г. «Об утверждении Порядка установления факта открытия месторождения…».
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (64)/июнь 2024 г.