Результаты геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2022 году и планы на 2023 год
В 2022 г. на геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые (ТПИ) из средств федерального бю джета было предусмотрено 6979,8 млн руб., в т.ч. на геологическое изучение и оценку минерально-сырьевой базы дна Мирового океана — 1228,8 млн руб., из них:
- в рамках КПМ — 4879,8 млн руб., в т.ч. на работы по изучению дна Мирового океана — 528,8 млн руб.;
- в рамках ФП — 2100 млн руб., в т.ч. на работы по изучению дна Мирового океана — 700 млн руб.
Рис. 1. Динамика финансирования геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, проводимых за счет всех источников финансирования в 2018–2022 гг., и планы на 2023 г. (млрд руб.)
Геологоразведочные работы на ТПИ за счет средств федерального бюджета были направлены в основном на воспроизводство минерально-сырьевой базы высоколиквидных, а также стратегических видов минерального сырья — алмазы, благородные и цветные металлы, доля которых в общем объеме финансирования составила 73 %.
В структуре затрат на геологоразведку за счет средств недропользователей наибольший объем приходится на благородные металлы (золото, серебро, МПГ), цветные металлы (медь, никель, кобальт, полиметаллы) и алмазы.
Рис. 2. Распределение затрат федерального бюджета (слева) и недропользователей (справа) на ГРР на ТПИ в 2022 г.
Кроме того, работы проводились на приоритетных территориях Российской Федерации: Северо-Кавказский ФО и Иркутская область, доля финансирования которых составила 4 и 6 %, соответственно.
Рис. 3. Количество действующих объектов геологоразведочных работ, проводимых за счет средств федерального бюджета в 2018–2022 гг., и планы на 2023 г.
Работы завершились по 14 объектам, в т.ч. на 2 объектах по изучению дна Мирового океана.
По итогам геологоразведочных работ 2022 г. получены следующие значимые результаты:
- в пределах Шилкинско-Заводской площади (Забайкальский край), перспективной на серебро-золото-полиметаллическое оруденение, выявлены две минерализованные зоны Екатерининская и Сергеевская. Наиболее перспективной является Екатерининская рудная зона, ее протяженность по простиранию составляет 1600 м, по падению оруденение прослежено до глубины 100 м. Выявлено две рудных залежи со средней мощностью 2,7 м и содержаниями цинка — 0,67 %, свинца — 2,17 %, серебра — 66,9 г/т, золота — 1,32 г/т. В Сергеевской минерализованной зоне выделена одна золоторудная залежь с содержанием золота 1,1 г/т. В результате работ апробированы прогнозные ресурсы категорий Р1+Р2: золота — 16,3 т, серебра — 806 т, свинца — 261,9 тыс. т и цинка — 81 тыс. т.
- по результатам поисковых работ на рудное золото в пределах Ылэнского рудного узла (Республика Саха (Якутия)) локализовано девять рудопроявлений, сосредоточенных в пределах нескольких рудных зон. По шести рудопроявлениям Ылэнского рудного узла апробированы прогнозные ресурсы категорий Р1+Р2 золота — 24,4 т.
- по результатам поисковых работ на медно-колчеданные руды в пределах Мамбетовско-Карагайской площади (Республика Башкортостан) выявлено в скрытом залегании золотосодержащее медно-цинково-колчеданное оруденение. Оконтурено 31 локальное рудное тело, удовлетворяющее заданным оценочным параметрам, размерами в плане от 200 до 650 м и мощностью от 1 до 15 м. Апробированы прогнозные ресурсы категорий Р1+Р2 золота — 20,5 т, серебра — 67 т, меди — 361,2 тыс. т и цинка — 226,2 тыс. т.
- в пределах Новоникольской площади Змеиногорского рудного района Алтайского края, перспективной на серебро-золотосодержащее полиметаллическое оруденение выделены шесть колчеданно-полиметаллических проявлений, по четырем из которых апробированы прогнозные ресурсы категорий Р1+Р2 меди — 91,5 тыс. т, свинца — 251,9 тыс. т, цинка — 580,1 тыс. т, золота — 1,6 т и серебра — 101,4 т.
Рис. 4. Объекты геологоразведочных работ на ТПИ за счет средств федерального бюджета в 2022–2023 гг.
В 2022 г. в целях исполнения обязательств по международным контрактам, заключенным Российской Федерацией с МОМД, продолжены геологоразведочные работы в трех российских разведочных районах (РРР) Мирового океана: на железомарганцевые конкреции (ЖМК) рудной провинции Кларион-Клиппертон в Тихом океане, на глубоководные полиметаллические сульфиды (ГПС) Срединно-Атлантического хребта и кобальтоносные железомарганцевые корки (КМК) Магеллановых гор Тихого океана.
Рис. 5. Геологическое изучение и оценка ресурсов ТПИ дна Мирового океана. Результаты 2022 г. и планы на 2023 г.
- 3 объекта — по геологическому изучению ЖМК (2 — переходящих объекта, 1 — новый);
- 4 объекта — по геологическому изучению КМК (1 — завершающийся объект, 3 — новых);
- 4 объекта — по геологическому изучению ГПС (1 — завершающийся объект, 1 — переходящий объект, 2 — новых объекта).
Рис. 6. Наиболее значимые результаты геологоразведочных работ, проводимых за счет средств недропользователей в 2022 г
- ЖМК — 550,0 млн т;
- КМК — 269,1 млн т;
- ГПС — 147,0 млн т (ресурсы по по утвержденным рудным полям).
Практически все затраты направлены на воспроизводство высоколиквидных видов сырья на Дальнем Востоке, в меньшей степени — в Сибири. Получены существенные приросты запасов золота, серебра, меди, никеля, МПГ и др.
По результатам работ недропользователей на государственный баланс впервые поставлены запасы 131 месторождения, из них:
- золоторудных — 103 (в т.ч. россыпных — 90);
- неметаллических полезных ископаемых — 19;
- цветных металлов — 5;
- угля — 2;
- МПГ — 1;
- алмазов — 1.
- золото-медное Лугокан (Забайкальский край) — 603,7 тыс. т меди, 124,1 т золота, 1340,4 т серебра (по «заявительному принципу», присвоен статус участка недр федерального значения (УНФЗ));
- золоторудное Роман (Республика Саха (Якутия)) — 49,4 т золота и 210,8 т серебра (по «заявительному принципу», присвоен статус УНФЗ);
- золоторудное Светловское (Иркутская область) — 46,4 т золота и 10,6 т серебра;
- полиметаллическое Талман (Забайкальский край) — 541,1 тыс. т цинка, 438,9 тыс. т свинца, 1644,1 т серебра, 7,2 т золота, 48 тыс. т сурьмы, 2 тыс. т кадмия;
- золоторудное Восточный Двойной (Амурская область) — 34,9 т золота, 34,7 т серебра;
- комплексное благородно-металльное Куолисма (Республика Карелия) — 9,5 т платиноидов, 5 тыс. т меди, 0,7 т золота, 1,7 т серебра;
- золотополиметаллических руд Мичуринское (Челябинская область) — 14,7 т золота, 309,6 тыс. т цинка, 17,2 тыс. т меди, 103 т серебра, 1,4 тыс. т кадмия, 18 т индия;
- Шабуровское-Восточное (Алтайский край) — 151,4 млн т угля;
- участок Романовский Верхнекамского месторождения (Пермский край) — 799 млн т сильвинита.
- Трубка Мир (Республика Саха (Якутия) — 59,1 млн карат алмазов;
- Далдын (Республика Саха (Якутия) — 1,3 млн карат алмазов;
- Балаганнах (Республика Саха (Якутия) — 1,3 млн карат алмазов;
- Сухой Лог (Иркутская область) — 835,3 т золота;
- Федорова Тундра (Мурманская область) — 107,6 т платиноидов, 4,5 т золота, 63 тыс. т меди, 25,2 тыс. т никеля;
- Кочкарское (Челябинская область) — 21,8 т золота, 19,6 т серебра;
- Сафьяновское (Свердловская область) — 81,7 тыс. т меди, 34,5 тыс. т цинка, 103,5 т серебра, 2,5 т золота, 9,8 т индия, 182,7 т кадмия, 266,4 т селена, 40,7 т теллура, 849,1 тыс. т серы сульфидной;
- техногенных образований Восточно-Завитинского месторождения (Забайкальский край) — 5,8 тыс. т лития;
- участке Веретенинский Михайловского месторождения (Курская область) — 6,6 млрд т железных руд.
Приоритетные направления работ в 2022 году
Приоритетные направления работ Федерального агентства по недропользованию в 2022 г. и на ближайшую перспективу определены перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28.06.2022 г. № Пр-1130 (далее — Перечень поручений), нацеленным на разработку мер по снижению зависимости отечественной промышленности от импорта дефицитных видов стратегического минерального сырья.
1. Переориентация геологоразведочных работ на стратегические импортозависимые виды минерального сырья
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № 2473-р утвержден новый (расширенный) Перечень основных видов стратегического минерального сырья (исполнение пп. «в» п. 1 Перечня поручений). Вместе с тем определен перечень из 17 дефицитных (импортозависимых) видов сырья,>1 текущие потребности промышленности в которых в недостаточной мере или абсолютно не обеспечены внутренним производством. В связи с этим и в условиях сложившейся геополитической обстановки геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета переориентированы на стратегические дефицитные (импортозависимые) виды минерального сырья.
В рамках ГП «ВИПР» в 2022 г. подготовлены к постановке 10 объектов геологоразведочных работ со сроком реализации в 2023–2025 гг.
Рис. 7. Воспроизводство (доля приростов запасов к погашению (добыча+потери)) важнейших видов минерального сырья, в т.ч. стратегических, в период 2018–2022 гг., %
По итогам реализации планируется получить прирост прогнозных ресурсов: урана — 50 тыс. т; хромовых руд — 4,5 млн т; титана — 45 млн т; вольфрама — 140 тыс. т; марганцевых руд — 17,3 млн т; а также золота — 120 т и серебра — 3 тыс. т.
В рамках ФП «Геология: возрождение легенды» с 2022 г. реализуется 1 объект на дефицитный стратегический вид сырья — графит в Республике Карелия с суммарным объемом финансирования — 161,2 млн руб. По результатам работ в 2024 г. ожидается прирост прогнозных ресурсов в количестве 2 млн т крупночешуйчатого графита.
2. Проведение геолого-экономической переоценки учтенных государственных запасов
В Российской Федерации по большинству стратегических и дефицитных видов минерального сырья существует значительный нераспределенный фонд недр, преимущественно образованный месторождениями, разведанными в советский период.
Анализ минерально-сырьевой базы нераспределенного фонда недр выявил ряд факторов, сдерживающих его освоение:
- месторождения открыты преимущественно в советские годы (более 50 лет назад) и не соответствуют современным требованиям в части качества проведенных геологоразведочных работ и экономического обоснования их эксплуатации;
- технологические свойства руд не позволяют их перерабатывать в рамках существующих схем обогащения и переработки, при этом современные технологии на данных месторождениях не испытывались;
- отсутствие развитой транспортной и энергетической инфраструктуры;
- высокий стартовый размер разового платежа за пользование недрами для комплексных месторождений до недавнего времени. В целях устранения данного препятствия Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. № 68250 утверждена новая методика расчета стартового размера разового платежа за пользование недрами, которая позволит в значительной мере снизить данный показатель для месторождений с комплексными (многокомпонентными) рудами.
Во исполнение пп. «е» п. 1 Перечня поручений в 2022 г. за счет средств федерального бюджета начато проведение экспертной геолого-экономической переоценки по укрупненным показателям большой группы месторождений, содержащих стратегические дефицитные виды минерального сырья. Выбраны 100 приоритетных месторождений распределенного и нераспределенного фонда недр, разработка которых может покрыть собственные потребности в дефицитных видах сырья, таких как: редкоземельные металлы, алюминиевое сырье, титан, хром, марганец, цирконий, молибден, ниобий, литий, уран, рений, графит, тантал, плавиковый шпат, вольфрам. В 2022 г. предварительные результаты укрупненных геолого-экономических расчетов получены по 74 объектам. Завершение работы планируется в мае 2023 г.
По результатам укрупненных технико-экономических расчетов оцениваются объемы необходимых инвестиций для освоения месторождений в современных экономических условиях при текущей конъюнктуре рынка, себестоимость товарной продукции, наличие необходимых технологий переработки, бюджетная эффективность и окупаемость инвестиций.
Рис. 8. Участки недр на ТПИ, предоставленные в пользование по результатам конкурсов и аукционов в 2022 г.
- для месторождений нераспределенного фонда недр:
- определить очередность и условия включения объектов в программу лицензирования;
- для месторождений распределенного фонда:
- выработать предложения по стимулированию недропользователей к повышению эффективности и комплексности освоения месторождений с извлечением дефицитных товарных продуктов.
3. Предоставление в приоритетном порядке прав пользования участками недр на дефицитные стратегические ТПИ
В 2022 г. подготовлены перечни наиболее перспективных месторождений нераспределенного фонда недр, содержащих запасы стратегических и дефицитных видов минерального сырья, для предоставления в приоритетном порядке прав пользования участками недр с целью сокращения импортозависимости и обеспечения отраслей промышленности собственным сырьем. Для каждого месторождения определено наличие факторов, сдерживающих освоение, и разработаны меры по их скорейшему устранению. Выделены первоочередные объекты для подготовки к лицензированию. В 2023 г. согласно графику лицензирования предоставлено право пользования недрами на Колмозерское и Полмостундровское месторождения лития в Мурманской области.
4. Создание Центра технологий обогащения и переработки минерального сырья
С целью формирования единой технологической площадки для разработки, внедрения и промышленного применения современных технологий первичной и глубокой переработки труднообогатимых руд, в первую очередь стратегических дефицитных видов минерального сырья, ведется работа по созданию Центра технологий обогащения и переработки минерального сырья — Геотехцентра (исполнение пп. «в» п. 3 Перечня поручений).
Определены направления и основные виды деятельности, первоочередные задачи и объемы необходимого финансирования Геотехцентра, разработана его концепция. Формирование центра производится на базе ФГБУ «ВИМС».
Создание Геотехцентра позволит разработать и внедрить экономически эффективные технологии переработки руд урана, марганца, хрома, титана, лития и других видов минерального сырья, ранее невостребованных, прежде всего в силу отсутствия рентабельных технологий переработки.
Рис. 9. Порядок и сроки проведения экспертизы (ПП от 16.04.2022 г. № 674)
5. Вовлечение в промышленный оборот компонентов отходов горнодобывающей и перерабатывающей деятельности
Во исполнение пп. «б» п. 2 Перечня поручений принят Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающий в силу с 1 сентября 2023 г. Закон № 343-ФЗ регулирует отношения в области использования отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых и иных отходов).
Согласно новому порядку обращения с отходами недропользования право на использование отходов будет определено в техническом проекте на отработку; недропользователь сможет извлекать ценные компоненты из отходов, которые сформированы до получения прав на участок недр (предыдущим недропользователем). Новый порядок существенно упрощает добычу полезных компонентов из отходов.
Отходы недропользования на сегодняшний день составляют около 100 млрд м3 горной массы, ежегодно увеличиваясь на 1,5–2 млрд м3. Они содержат запасы целого ряда полезных ископаемых: олово, медь, вольфрам, платиноиды, золото, се ребро, редкоземельные металлы, алмазы. Потенциально отходы горного производства могут обеспечить до 25 % добычи стратегических видов минерального сырья.
6. Корректировка документов стратегического планирования по развитию МСБ и отраслей промышленности в части их взаимоувязки по целям, мероприятиям, показателям и срокам достижения
В 2022 г. начата работа по корректировке Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 г. с продлением срока ее действия до 2050 г. Актуализирована группировка твердых полезных ископаемых в соответствии с новым перечнем основных видов стратегического минерального сырья, утвержденным Распоряжением Правительством Российской Федерации от 30.08.2022 г. № 2473-р, прогнозными объемами потребления товарно-сырьевой продукции до 2050 г., по данным Минпромторга России, существующими объемами запасов и прогнозом добычи минерального сырья (исполнение пп. «и» п. 1 Перечня поручений).
7. Кроме того, в 2022 г. разработан проект Программы лицензирования участков недр твердых полезных ископаемых в Арктической зоне Российской Федерации на период до 2035 г.
Проект разработан с целью рационального и сбалансированного освоения сырьевой базы Арктики. Подготовлены перечни перспективных участков недр, включающих месторождения ТПИ нераспределенного фонда недр, содержащие запасы стратегических и дефицитных видов минерального сырья, с целью предоставления в приоритетном порядке прав пользования участками недр, а также перспективных площадей.
Основные принципы формирования перечня предлагаемых к лицензированию участков недр:
- приоритетное лицензирование объектов стратегических, в том числе дефицитных видов минерального сырья для стабильного долгосрочного обеспечения потребностей российской экономики;
- территориальная специализация лицензирования по видам полезных ископаемых с учетом экономических особенностей регионов;
- учет региональной металлогенической специализации и наличие в пределах региона месторождений-лидеров на определенные виды твердых полезных ископаемых;
- необходимость создания резервной сырьевой базы для действующих горнодобывающих производств, имеющих высокое социально-экономическое значение;
- приоритетное лицензирование объектов, расположенных в зоне влияния Северного морского пути.
В 2023 году планируется продолжение работ по приоритетным направлениям, определенным Перечнем поручений Президента Российской Феде рации от 28.06.2022 г. № Пр-1130.
Рис. 10. Результаты проведения экспертиз проектов на геологическое изучение недр ФГКУ «Росгеолэкспертиза» в 2015–2022 гг
В рамках КПМ в 2023 г. планируется проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета на сумму 3,9 млрд руб., в т.ч. 0,4 млрд руб. на работы по изучению дна Мирового океана.
Работы будут выполняться на 48 объектах, в т.ч. на территории России — 41 объект, в Мировом океане — 7 объектов.
На территории Российской Федерации работы будут выполняться на 31 переходящем объекте, в т.ч. на 24 объектах со сроком завершения в 2023 г. Планируются к постановке 10 новых объектов с объемом финансирования 0,77 млрд руб., из них 7 объектов по стратегическим дефицитным видам сырья на сумму 0,6 млрд руб.
Ожидается прирост прогнозных ресурсов категорий Р1+Р2:
- урана — 30 тыс. т;
- меди — 2420 тыс. т;
- свинца — 1305 тыс. т;
- цинка — 2160 тыс. т;
- титана — 20 млн т;
- сурьмы — 100 тыс. т;
- золота — 774 т;
- серебра — 1,65 тыс. т;
- светложгущихся огнеупорных и тугоплавких глин — 40 млн т.
В Мировом океане работы будут выполняться на 7 объектах: 3 объекта — на ЖМК (2 — завершающихся, 1 — новый), 2 объекта — на КМК (оба переходящие), 2 объекта — на ГПС (1 — завершающийся объект и 1 — переходящий). Планируемый объем финансирования по новому объекту в 2023 г. — 3 млн руб.
К концу 2023 г. в рамках 3-х завершаемых объектов планируется получить прирост ресурсов ЖМК в объеме 3 млн т.
В рамках ФП «Геология: возрождение легенды» в 2023 г. планируется проведение геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета на сумму 2,1 млрд руб., в т.ч. 0,7 млрд руб. на работы по изучению дна Мирового океана.
Работы будут проводиться по 18-ти переходящим объектам, из которых 3 объекта по изучению дна Мирового океана с объемом финансирования 0,7 млрд руб.
Объем финансирования геологоразведочных работ на ТПИ за счет средств недропользователей в 2023 г. прогнозируется на уровне 78 млрд руб., в т.ч. в рамках «заявительного принципа» лицензирования — 37 млрд руб.
Государственная система лицензирования пользования недрами
Для обеспечения рационального и комплексного использования недр Российской Федерации, соблюдения интересов и прав государства, граждан и недропользователей Роснедра обеспечивают работу государственной системы лицензирования пользования недрами.
В 2022 г. было проведено 138 аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи. Состоявшимися признаны 58 (42 %), при этом количество не состоявшихся аукционов в связи с наличием лишь одного участника, допущенного к аукциону, составляет 31 (22 %). По их результатам предоставлено в пользование 87 участков недр.
Общий объем итоговых разовых платежей составил 7,33 млрд руб. Наиболее крупными по размеру разового платежа являются следующие участки недр:
- Култуминское месторождение (медь, золото, серебро, железо, Забайкальский край);
- р. Малая Куобах-Бага с притоками (золото россыпное, Республика Саха (Якутия);
- Самыр (золото россыпное, Республика Саха (Якутия);
- Карафтитский увал и Николаевский руч. (Витимкан) (золото из россыпных месторождений, Республика Бурятия);
- Верхне-Хакчанское рудное поле (золото, серебро коренное, Магаданская область).
В рамках «заявительного принципа» в 2022 г. поступило 3330 заявок на получение прав пользования недрами, из них:
- находятся на рассмотрении — 757;
- возвращено — 1365;
- отклонено — 493;
- удовлетворено — 715, в т.ч. выдана 261 лицензия.
С начала действия «заявительного принципа» и по состоянию на март 2023 г. было подано 19300 заявок на получение права пользования участками недр на твердые полезные ископаемые.
Роснедрами и его территориальными органами в 2022 г. было принято решение о переоформлении 482 лицензий. Комиссиями центрального аппарата Роснедр и его территориальных органов по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами были направлены уведомления о нарушении условий пользования недрами по 603 лицензиям; досрочно прекращено право пользования недрами по 516 лицензиям; при остановлено, либо ограничено право пользования недрами по 37 лицензиям.
В 2023 г. планируется развитие «заявительного принципа» лицензирования с учетом положительного опыта его реализации и существенно большей успешности по сравнению с механизмом предоставления в пользование участков недр через перечни.
Действие данного механизма будет расширено на все участки недр, на которых возможно проведение геологического изучения (за исключением россыпного золота) на территории Сибирского ФО.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28.06.2022 г. № Пр-1130, планируется предоставление в пользование участков недр, содержащих стратегические виды минерального сырья, такие как титан, марганец, вольфрам, бериллий, редкоземельные металлы. Будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой основы недропользования, в т.ч. дальнейшее развитие «заявительного принципа» предоставления права пользования недрами.
Государственная экспертиза проектов на геологическое изучение недр
В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» работы по геологическому изучению недр проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется Роснедрами и проводится ФГКУ «Росгеолэкспертиза».
Проектная документация на геологическое изучение недр определяет методические, технические и технологические решения, обеспечивающие достижение цели геологического изучения недр и решение поставленных геологических задач, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Предметом экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр является проверка соответствия проектной документации требованиям законодательства о недрах, документам по техническому регулированию и стандартизации, а также лицензии на пользование недрами, государственному контракту или государственному заданию.
Экспертиза проектной документации на геологическое изучение недр является неотъемлемой частью механизма государственного управления фондом недр на ранних этапах освоения геологических объектов, позволяющей оценить обоснованность и достаточность методики, технологии, видов и объемов проектируемых геологоразведочных работ.
В 2022 г. приняты новые Правила проведения экспертизы проектной документации на осуществление регионального геологического изучения недр; геологического изучения недр, включающие поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки месторождений полезных ископаемых, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 г. № 674.
Правилами оптимизирован и цифровизирован весь процесс проведения экспертизы, начинающийся с подачи заявки посредством цифровых сервисов и завершающийся выдачей экспертного заключения в электронном виде. При рассмотрении заявочных материалов предусмотрено широкое использование электронных ресурсов. Также предусмотрено формирование и представление для проведения экспертизы ряда разделов проектной документации в электронной форме в виде файла формата XML с использованием сервисов, размещенных на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию.
Кроме того, сокращены сроки проведения экспертизы:
- 29 рабочих дней — общий срок;
- 20 рабочих дней — в случае проведения экспертизы проектной документации в отношении общераспространенных полезных ископаемых;
- 15 рабочих дней в случае проведения экспертизы календарного плана проведения работ по проекту.
Всего в 2022 г. проведено экспертиз проектной документации на геологическое изучение недр, ориентированное на:
- твердые полезные ископаемые — 2380 (37 %);
- общераспространенные полезные ископаемые — 1 581 (24 %);
- подземные воды — 1 442 (22 %);
- углеводородное сырье — 902 (14 %);
- прочие — 166 (3 %).
На заседаниях территориальных комиссий (ТКР-ТПИ) Роснедр было рассмотрено 1219 проектных документов, из которых 995 согласовано. Распределение по видам проектных документов следующее:
- технические проекты, а также изменения и дополнения, вносимые в технические проекты на разработку месторождений ТПИ — 960 (78,8 %);
- технические проекты консервации/ ликвидации горных выработок — 60 (4,9 %);
- проекты опытно-промышленной разработки месторождений ТПИ — 193 (15,8 %);
- проекты первичной переработки минерального сырья — 6 (0,5 %).
В 2022 г. в условиях увеличивающегося санкционного давления целый ряд российских компаний и отраслей столкнулись с угрозами и вызовами, связанными с запретами и ограничениями на ведение внешнеторговых операций со страны коллективного Запада и их союзниками.
Как подтверждает сложившаяся ситуация, позиция России в глобальной экономике и геополитике в значительной степени зависит от состояния минерально-сырьевого комплекса страны, в т.ч. от воспроизводства минеральных ресурсов и рационального недропользования. Вследствие этого возникла необходимость в кратчайшие сроки переориентировать направления работ на решение стратегических задач по обеспечению национальных отраслей промышленности собственным минеральным сырьем.
В 2022 г. начаты работы в рамках Федерального проекта «Геология: возрождение легенды», разработанного в целях расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации и долгосрочного устойчивого развития экономики страны. Впервые за последнее десятилетие выделено бюджетное финансирование на обновление основных средств (техническое перевооружение) и восстановление компетенций при проведении геологоразведочных работ в подведомственных Роснедрам государственных бюджетных учреждениях и АО «Росгео». Прежде всего, это позволит осуществить разработку промышленных технологий добычи и переработки труднообогатимых руд стратегических дефицитных (импортозависимых) видов минерального сырья.
В условиях новых реалий приоритетные направления работ Роснедр в 2022 г. были определены Перечнем поручений Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации от 28.06.2022 г. № Пр-1130, нацеленным на разработку мер по снижению зависимости от импорта дефицитных видов стратегического минерального сырья.
В первую очередь были переориентированы геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета именно на эти виды сырья.
Впервые за долгое время в рамках бюджета инициировано проведение укрупненной геолого-экономической переоценки месторождений стратегического дефицитного сырья нераспределенного фонда недр в целях подготовки к лицензированию и приоритетного получения права пользования.
Кроме того, принятие в 2022 г. нового упрощенного порядка добычи ценных компонентов из отходов горнодобывающего производства позволит существенно нарастить добычу стратегических дефицитных видов сырья.
В целях сокращения импортозависимости от зарубежных технологий геологоразведки, добычи и переработки сырья и обеспечения технологического суверенитета страны Роснедрами на протяжении всего года велась активная работа по созданию Центра технологий обогащения и переработки минерального сырья (Геотехцентра) на базе ФГБУ «ВИМС» и Парка Российских Инновационных Технологий под эгидой ЭТС ГКЗ.
С целью повышения эффективности освоения трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья Роснедрами в 2022 г. создана межведомственная рабочая группа. Начата разработка классификатора для расширения критериев залежей углеводородов и финансово-экономической модели для оценки рентабельности разработки месторождений, которую предлагается внедрять в проектные документы.
В сложившихся условиях недропользователи как никогда нуждаются в поддержке государства при проведении геологоразведочных и добычных работ. В 2022 г. Роснедрами продолжилась работа по совершенствованию нормативноправовой базы с целью повышения эффективности недропользования. В частности, продолжалось развитие «заявительного принципа». В результате впервые открыто два крупных месторождения золота и меди с запасами, соответствующими рангу участков недр федерального значения.
Утвержденная в 2022 г. методика расчета минимального (стартового) платежа за пользование недрами, позволившая значительно снизить размер разового платежа для комплексных редкометалльных месторождений, создала условия для инвестиционной активности недропользователей и лицензирования.
Принятые нововведения в регулировании недропользования привели также к снижению административных барьеров за счет сокращения сроков оказания государственных услуг, в том числе к переходу на оказание услуг в электронном виде.
В соответствии с Перечнем поручений и новыми вызовами, стоящими перед отраслью, одной из приоритетных задач Роснедр в 2022 г. была корректировка Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 г. с продлением срока ее действия до 2050 г. Новый документ будет нацелен прежде всего на решение стратегических задач во взаимоувязке с целями, мероприятиями, показателями и сроками их достижения со смежными отраслями промышленности.
Итоги 2022 г. свидетельствуют об успешном выполнении Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) задач по обеспечению минерально-сырьевой независимости страны. Прошедший год продемонстрировал, что несмотря на сложную геополитическую ситуацию и санкционное давление минерально-сырьевой комплекс по-прежнему вносит решающий вклад в развитие экономики страны, являясь фундаментом межотраслевого развития и основным источником пополнения федерального бюджета.
>1 Марганцевые руды, хромовые руды, уран, титан, цирконий, бокситы, вольфрам, молибден, ванадий, рений, литий, бериллий, ниобий, тантал, РЗМ, плавиковый шпат, графит.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 2 (60)/июнь 2023 г.