Экспортные пошлины на золото нанесут вред золотодобывающей отрасли России
0
511
0
0
П.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего Севера.
Золотодобывающая промышленность России — одна из немногих отраслей страны, которая развивалась успешно и последовательно наращивала объёмы производства на протяжении последних 22 лет. За это время по сравнению с 1991 г. добыча золота возросла в 2,4 раза; производство увеличилось в 2,1 раза. В отрасли занято свыше 60 тыс. квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых регионах нашей страны — в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах до одного миллиона человек. Отрасль производит продукцию на сумму свыше 18 млрд долл. и обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов рублей ежегодно. Даже введение многочисленных международных санкций не смогло пошатнуть российскую золотодобычу и не остановило её развития. Однако удар по золотодобытчикам вполне может быть нанесен с нашей стороны, те решения, которые принимаются во внутреннем контуре, не просчитаны на предмет результатов принимаемых мер, направленных якобы на повышение эффективности отрасли, собираемости налогов, укрепление бюджета и роста объёмов Фонда национального благосостояния.
Политика государства и Центрального банка России в отношении золотодобычи в последние годы отличается полной непредсказуемостью и неопределённостью. Так, прекращение закупок золота в государственные резервы в 2020 г. привело к экспорту добытого золота в количестве 622 т за рубеж, а полученные за него 36 млрд долл. были практически конфискованы — получается, что вся золотодобывающая промышленность страны — десятки тысяч специалистов, 2 года трудилась не на благо своей Родины!
С началом спецоперации на Украине в 2022 г. отказ ЦБ РФ и государства от гарантированных закупок добываемого в России золота создал дополнительную серьёзную угрозу не только дальнейшему развитию золотодобычи, но и существованию более 400 небольших старательских артелей и предприятий с добычей до 100 кг золота в год, в которых занята основная масса трудящихся (до 40 тыс. специалистов). Большое количество этих компаний являются градообразующими в отдалённых регионах. Вдобавок к низкой учётной стоимости золота, падавшей ниже 3 тыс. руб./г, коммерческие банки ввели на эту цену дисконты до 15 %. Золотодобытчиков вынуждали сдавать драгоценный металл по цене 2,6– 2,7 тыс. руб./г при себестоимости производства золота на россыпных предприятиях от 3,2 тыс. руб./г (в центральных районах страны) до 4,5 тыс. руб./г (в северных и арктических регионах).
Вместо того, чтобы поддержать золотую отрасль в трудное для неё время, банкиры решили её добить при полном молчании государства. И только благоприятная конъюнктура, сложившаяся с началом 2023 г. (девальвация национальной валюты, рост мировых цен, наработка новых каналов сбыта российского золота), позволила отечественной золотодобыче не только выжить, но и продолжить поступательное движение вперёд.
Сегодня золотая отрасль реально является «золотой», она несет «золотые яйца» и могла бы откладывать их в подушку безопасности страны. Однако безграмотная политика Центрального банка России и других не позволяет это сделать. Союз старателей России, Союз золотопромышленников, Торгово-промышленная палата, Совет Федерации многократно обращались к Президенту России, в Правительство, Центробанк с просьбами всё добываемое в стране золото закупать в золотовалютные резервы, Фонд развития промышленности и Фонд национального благосостояния. При закупке в 2022 г. 300 т золота при средневзвешенной годовой учётной цене Центробанка 3983 руб./г и продаже этого золота в 2023 г. по цене 5,7 тыс. руб./г золотовалютные резервы России могли бы пополниться на сумму более 600 млрд руб.
Наращивание золота в российских резервах обеспечивает иммунитет по отношению к экономическим санкциям Запада. Золото в резервах ЦБ на начало 2022 г. составляло всего 19,1 %, в то время как (по данным Всемирного совета по золоту) в США на золото приходится более 79,1 %, в Германии — 75; Нидерландах — 71,5; Италии — 70,5; Франции — 65. Есть впечатляющие данные и по некоторым постсоветским странам: в Казахстане — 68 %; Узбекистане — 59 %.
Вопросы по поводу странностей золотой политики Банка России, которые стали замечаться в последние три года, возникали у многих независимых экспертов. На эту ситуацию отреагировали депутаты Государственной думы РФ, а 21.12.2021 г. российский парламент обращался с запросом к ЦБ и правительству с вопросом о том, почему все добываемое в стране золото вывозится за ее пределы и почему Банк России прекратил накапливать золото в составе международных резервов РФ. По мнению экспертов, мораторий на закупку золота Банком России — результат лоббирования финансового мегарегулятора «золотым интернационалом», осуществляющим грабёж России.
Сильно отощавший бюджет чиновники стремятся наполнить любыми путями. Одним из примеров могут служить противозаконные попытки Росприроднадзора содрать с предприятий штрафы по взиманию платы за отходы недропользования, которых за последние несколько десятков лет накопились миллиарды тонн. Одному из успешных предприятий насчитали 1,8 млрд руб. штрафов по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду. При желании под такие штрафы можно подвести практически любое из предприятий, которое работает на золотодобыче многие десятки лет! Не стесняясь, нам заявляют: «Вам нужны подписанные акты, а нам нужны деньги!».
Новую попытку «наехать» на золотодобытчиков предприняло Правительство Российской Федерации, которое своим Постановлением от 21 сентября 2023 г. № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза», установило новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в число которых включено золото. Между тем участники золотого рынка уверены, что ничем, кроме потерь для бюджета, нововведение не обернется.
В России уже был негативный опыт введения подобной фискальной на грузки на золотодобытчиков, когда Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. № 17 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации» была введена 5-процентная вывозная пошлина на золото. В 2001 г. эта пошлина была отменена по главной причине — власти оказались неспособны собрать эту пошлину. В те годы по правилам Таможенного союза российский экспорт в Белоруссию пошлинами не облагался. Белоруссия, в свою очередь, могла реэкспортировать золото в третьи страны беспошлинно. Реэкспортом российского золота занимался Национальный Банк Белоруссии. В этой ситуации российское правительство вынуждено было принять политическое решение об отмене пошлины.
В настоящее время в России ещё меньше условий для введения гибкой экспортной пошлины на золото, что не позволит её собирать в желаемых для пополнения бюджета размерах по следующим причинам:
1. Коммерческие банки, как основные посредники на золотом рынке, вводят большие дисконты для золотодобывающих предприятий и будут брать золото на баланс банков, и не будут его экспортировать, чтобы впоследствии при отмене пошлин получить серьёзную прибыль.
2. В России сформировалась значительная прослойка инвестиционных игроков, которые будут также покупать золото внутри страны, но не будут экспортировать его до отмены пошлины.
3. Серые экспортеры продолжат вывозить золото и без уплаты пошлины.
4. Сохраняется возможность беспошлинно вывозить из России золото в страны Евразийского экономического союза.
Введение фискальной нагрузки на золотодобычу приведёт к негативным последствиям для отрасли, которая и так испытывает колоссальные нагрузки в связи с международными санкциями:
1. Снизится рентабельность предприятий, что приведёт к снижению капиталовложений в наиболее значимые проекты.
2. Уменьшатся объёмы вложений в геологоразведочные и поисковые работы. Следует отметить, что все 100 % прироста запасов россыпного золота за последние 30 лет обеспечивали только действующие предприятия в связи с отказом государства от финансирования поисково-оценочных и геологоразведочных работ. Россыпное золото составляет 25 % от общероссийской добычи, а из добытых в современной России 2361 т золота из россыпей прирост запасов не менее 50 % был обеспечен добывающими предприятиями.
3. Следует учесть, что все небольшие золотодобывающие предприятия и старательские артели (в России работают 568 компаний с добычей до 500 кг) вкладывают всю полученную прибыль в развитие золотодобычи и регионов, в которых они работают. С введением пошлин уменьшение прибыли золотодобытчиков неминуемо снизит размеры добровольных отчислений для поддержки местных бюджетов.
Введение экспортных пошлин на золото уже нанесло первый удар золотодобывающим предприятиям: коммерческие банки ввели дисконты на покупку золота в размере 5–10 % учётной цены Центрального банка.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (62)/декабрь 2023 г.
Золотодобывающая промышленность России — одна из немногих отраслей страны, которая развивалась успешно и последовательно наращивала объёмы производства на протяжении последних 22 лет. За это время по сравнению с 1991 г. добыча золота возросла в 2,4 раза; производство увеличилось в 2,1 раза. В отрасли занято свыше 60 тыс. квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых регионах нашей страны — в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах до одного миллиона человек. Отрасль производит продукцию на сумму свыше 18 млрд долл. и обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов рублей ежегодно. Даже введение многочисленных международных санкций не смогло пошатнуть российскую золотодобычу и не остановило её развития. Однако удар по золотодобытчикам вполне может быть нанесен с нашей стороны, те решения, которые принимаются во внутреннем контуре, не просчитаны на предмет результатов принимаемых мер, направленных якобы на повышение эффективности отрасли, собираемости налогов, укрепление бюджета и роста объёмов Фонда национального благосостояния.
Политика государства и Центрального банка России в отношении золотодобычи в последние годы отличается полной непредсказуемостью и неопределённостью. Так, прекращение закупок золота в государственные резервы в 2020 г. привело к экспорту добытого золота в количестве 622 т за рубеж, а полученные за него 36 млрд долл. были практически конфискованы — получается, что вся золотодобывающая промышленность страны — десятки тысяч специалистов, 2 года трудилась не на благо своей Родины!
С началом спецоперации на Украине в 2022 г. отказ ЦБ РФ и государства от гарантированных закупок добываемого в России золота создал дополнительную серьёзную угрозу не только дальнейшему развитию золотодобычи, но и существованию более 400 небольших старательских артелей и предприятий с добычей до 100 кг золота в год, в которых занята основная масса трудящихся (до 40 тыс. специалистов). Большое количество этих компаний являются градообразующими в отдалённых регионах. Вдобавок к низкой учётной стоимости золота, падавшей ниже 3 тыс. руб./г, коммерческие банки ввели на эту цену дисконты до 15 %. Золотодобытчиков вынуждали сдавать драгоценный металл по цене 2,6– 2,7 тыс. руб./г при себестоимости производства золота на россыпных предприятиях от 3,2 тыс. руб./г (в центральных районах страны) до 4,5 тыс. руб./г (в северных и арктических регионах).
Вместо того, чтобы поддержать золотую отрасль в трудное для неё время, банкиры решили её добить при полном молчании государства. И только благоприятная конъюнктура, сложившаяся с началом 2023 г. (девальвация национальной валюты, рост мировых цен, наработка новых каналов сбыта российского золота), позволила отечественной золотодобыче не только выжить, но и продолжить поступательное движение вперёд.
Сегодня золотая отрасль реально является «золотой», она несет «золотые яйца» и могла бы откладывать их в подушку безопасности страны. Однако безграмотная политика Центрального банка России и других не позволяет это сделать. Союз старателей России, Союз золотопромышленников, Торгово-промышленная палата, Совет Федерации многократно обращались к Президенту России, в Правительство, Центробанк с просьбами всё добываемое в стране золото закупать в золотовалютные резервы, Фонд развития промышленности и Фонд национального благосостояния. При закупке в 2022 г. 300 т золота при средневзвешенной годовой учётной цене Центробанка 3983 руб./г и продаже этого золота в 2023 г. по цене 5,7 тыс. руб./г золотовалютные резервы России могли бы пополниться на сумму более 600 млрд руб.
Наращивание золота в российских резервах обеспечивает иммунитет по отношению к экономическим санкциям Запада. Золото в резервах ЦБ на начало 2022 г. составляло всего 19,1 %, в то время как (по данным Всемирного совета по золоту) в США на золото приходится более 79,1 %, в Германии — 75; Нидерландах — 71,5; Италии — 70,5; Франции — 65. Есть впечатляющие данные и по некоторым постсоветским странам: в Казахстане — 68 %; Узбекистане — 59 %.
Вопросы по поводу странностей золотой политики Банка России, которые стали замечаться в последние три года, возникали у многих независимых экспертов. На эту ситуацию отреагировали депутаты Государственной думы РФ, а 21.12.2021 г. российский парламент обращался с запросом к ЦБ и правительству с вопросом о том, почему все добываемое в стране золото вывозится за ее пределы и почему Банк России прекратил накапливать золото в составе международных резервов РФ. По мнению экспертов, мораторий на закупку золота Банком России — результат лоббирования финансового мегарегулятора «золотым интернационалом», осуществляющим грабёж России.
В письме ЦБ РФ от 14.04.2022 г. № 09-19-4/3092 отмечалось, что «проведение операций по покупке золота рассматривается Банком России в контексте стоящих перед ним задач по поддержанию финансовой стабильности и реализации денежно-кредитной политики». Итоги такой «финансовой стабильности» налицо: национальная валюта девальвировалась более чем на 60 % с начала 2023 г., стабильно растут цены на все ресурсы, продукты, товары народного потребления и услуги.
Сильно отощавший бюджет чиновники стремятся наполнить любыми путями. Одним из примеров могут служить противозаконные попытки Росприроднадзора содрать с предприятий штрафы по взиманию платы за отходы недропользования, которых за последние несколько десятков лет накопились миллиарды тонн. Одному из успешных предприятий насчитали 1,8 млрд руб. штрафов по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду. При желании под такие штрафы можно подвести практически любое из предприятий, которое работает на золотодобыче многие десятки лет! Не стесняясь, нам заявляют: «Вам нужны подписанные акты, а нам нужны деньги!».
Новую попытку «наехать» на золотодобытчиков предприняло Правительство Российской Федерации, которое своим Постановлением от 21 сентября 2023 г. № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза», установило новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в число которых включено золото. Между тем участники золотого рынка уверены, что ничем, кроме потерь для бюджета, нововведение не обернется.
В России уже был негативный опыт введения подобной фискальной на грузки на золотодобытчиков, когда Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. № 17 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации» была введена 5-процентная вывозная пошлина на золото. В 2001 г. эта пошлина была отменена по главной причине — власти оказались неспособны собрать эту пошлину. В те годы по правилам Таможенного союза российский экспорт в Белоруссию пошлинами не облагался. Белоруссия, в свою очередь, могла реэкспортировать золото в третьи страны беспошлинно. Реэкспортом российского золота занимался Национальный Банк Белоруссии. В этой ситуации российское правительство вынуждено было принять политическое решение об отмене пошлины.
В настоящее время в России ещё меньше условий для введения гибкой экспортной пошлины на золото, что не позволит её собирать в желаемых для пополнения бюджета размерах по следующим причинам:
1. Коммерческие банки, как основные посредники на золотом рынке, вводят большие дисконты для золотодобывающих предприятий и будут брать золото на баланс банков, и не будут его экспортировать, чтобы впоследствии при отмене пошлин получить серьёзную прибыль.
2. В России сформировалась значительная прослойка инвестиционных игроков, которые будут также покупать золото внутри страны, но не будут экспортировать его до отмены пошлины.
3. Серые экспортеры продолжат вывозить золото и без уплаты пошлины.
4. Сохраняется возможность беспошлинно вывозить из России золото в страны Евразийского экономического союза.
Введение фискальной нагрузки на золотодобычу приведёт к негативным последствиям для отрасли, которая и так испытывает колоссальные нагрузки в связи с международными санкциями:
1. Снизится рентабельность предприятий, что приведёт к снижению капиталовложений в наиболее значимые проекты.
2. Уменьшатся объёмы вложений в геологоразведочные и поисковые работы. Следует отметить, что все 100 % прироста запасов россыпного золота за последние 30 лет обеспечивали только действующие предприятия в связи с отказом государства от финансирования поисково-оценочных и геологоразведочных работ. Россыпное золото составляет 25 % от общероссийской добычи, а из добытых в современной России 2361 т золота из россыпей прирост запасов не менее 50 % был обеспечен добывающими предприятиями.
3. Следует учесть, что все небольшие золотодобывающие предприятия и старательские артели (в России работают 568 компаний с добычей до 500 кг) вкладывают всю полученную прибыль в развитие золотодобычи и регионов, в которых они работают. С введением пошлин уменьшение прибыли золотодобытчиков неминуемо снизит размеры добровольных отчислений для поддержки местных бюджетов.
Введение экспортных пошлин на золото уже нанесло первый удар золотодобывающим предприятиям: коммерческие банки ввели дисконты на покупку золота в размере 5–10 % учётной цены Центрального банка.
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (62)/декабрь 2023 г.