20 мая 2025, Вторник
МНЕНИЯ
arrow_right_black
18 апреля 2025

Чиновники против бюджета. Как чиновники способствуют уменьшению «золотых» прибылей государства

Золотодобывающая промышленность России — одна из немногих отраслей страны, которая успешно развивалась и последовательно наращивала объёмы производства на протяжении последних лет. По сравнению с 1991 г. добыча золота возросла в 2,4 раза; производство увеличилось в 2,1 раза. В отрасли занято свыше 60 тысяч квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых регионах нашей страны — в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах до одного миллиона человек. Отрасль производит продукцию на сумму свыше 18 млрд долл. и обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов
рублей ежегодно. Даже введение многочисленных международных санкций не смогло пошатнуть российскую золотодобычу и не остановило её развития.

Однако чувствительные удары по золотодобытчикам наносят российские чиновники, которые адекватно не оценивают результатов принимаемых ими мер, направленных якобы на повышение эффективности отрасли, собираемости
налогов, укрепление бюджета и роста объёмов Фонда национального благосостояния. Самое главное заключается в том, что облечённые властью государственные люди не хотят прислушиваться к мнению тех, кто непосредственно занят разведкой и добычей золота. В результате принятые документы приходится отменять, а экономические последствия несбалансированных решений становятся плачевными. За примерами далеко ходить не надо.
messages_black
0
eye_black
185
like_black
0
dislike_black
0
П.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего СевераП.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего Севера.




Покупка золота в государственные резервы

Современной России от СССР достался золотой запас весом 290 т. Стабильно он стал расти только после 2007 г. Особенно значительные пополнения начались с 2014 г. За период с 2014 по 2019 г. было закуплено 1312 т золота и на 1 марта 2020 г. запасы золота в ЦБ составляли 2290 т. Высокие показатели международных резервов позволяют гражданам страны более уверенно смотреть в завтрашний день. Это снижает вероятность дефолта или девальвации национальной валюты, а значит, и обеднения населения страны. В конце 1990-х, когда у России не было резервов, произошло и то и другое. Кроме того, финансовая подушка безопасности государства служит опорой для пенсионной системы. Даже в сложных экономических условиях резервы позволяют не оставить пенсионеров без средств к существованию. Однако в 2020 г. чиновники объявили, что Банк России с 01.04.2020 г. приостанавливает покупки золота на внутреннем рынке. В своём решении руководитель ЦБ Э. Набиуллина ориентировалась на указку Международного валютного фонда, который заявил, что золото не должно составлять более одной пятой от общего объёма госрезервов. Однако данные рекомендации логичны для государств, которые покупают драгметаллы за валюту. Россия же сама производит золото, и потому приобретала его за рубли. Стоит отметить, что доля золота в резервах ЦБ ведущих мировых держав (США, Германии, Италии, Франции) по данным Всемирного совета по золоту превышает 65 %. Остановка Банком России покупок золота на внутреннем рынке послужила мощным стимулом для вывоза российского золота за границу. Только за 2020–2021 гг. из нашей страны было вывезено 622,4 т золота, выручка от продажи которых составила 35,9 млрд долл. Эти деньги в связи с заморозкой российских активов остались у наших недругов. Получается, что вся золотодобывающая промышленность страны, десятки тысяч специалистов благодаря недальновидной политике финансовых властей целых 2 года трудилась на благо своих врагов!

Ведущие экономисты страны, Союз старателей России, Союз золотопромышленников, Торгово-промышленная палата, Совет Федерации многократно обращались к Президенту России, в Правительство, Центробанк с просьбами всё добываемое в стране золото закупать в золотовалютные резервы, Фонд развития промышленности и Фонд национального благосостояния. Золотопромышленникам интересно, чтобы закупки были стабильные: не нужно искать, кто купит золото и по какой цене. А закупки ЦБ такую стабильность обеспечивали. Вопросы по поводу странностей золотой политики Банка России, которые стали замечаться с 2020 г., возникали у многих независимых экспертов. На эту ситуацию от реагировали депутаты Госдумы РФ. 21 декабря 2021 г. российский парламент обращался с запросом к ЦБ и правительству с вопросом о том, почему все добываемое в стране золото вывозится за ее пределы и почему Банк России прекратил накапливать золото в составе международных резервов РФ. По мнению экспертов, мораторий на закупку золота Банком России — результат лоббирования финансового мегарегулятора «золотым интернационалом», осуществляющим грабёж России. В письме ЦБ РФ от 14.04.2022 г. № 09-19-4/3092 отмечалось, что «проведение операций по покупке золота рассматривается Банком России в контексте стоящих перед ним задач по поддержанию финансовой стабильности и реализации денежно-кредитной политики. Итоги такой «финансовой стабильности» налицо: национальная валюта девальвировалась более чем на 60 % с начала 2023 г., стабильно растут цены на все ресурсы, продукты, товары народного потребления и услуги.

В своих обоснованиях отказа от закупки золота в резервы представители ЦБ доходили до полного абсурда: так, господин А. Заботкин, курировавший в ЦБ денежно-кредитную политику, заявил 18 октября 2022 г. в Совете Федерации: «С точки зрения накопления золота в золотовалютных резервах, это то, что на текущий момент нецелесообразно в силу того, что создаст дополнительный импульс к росту денежной массы». Лукавит здесь господин Заботкин: практика того же ЦБ в 2014–2019 гг. по покупке более 1200 т золота (свыше 200 т ежегодно в среднем) не разогнала инфляцию. Также Центробанк мотивировал приостановки покупки золота «в целях создания условий для удовлетворения спроса населения», который в потенциале не превышал 50 т в год при годовом производстве свыше 340 т.

Отказ ЦБ РФ и государства от гарантированных закупок добываемого в России золота в 2022 г. создал дополнительную серьёзную угрозу существованию более 400 небольших старательских артелей и предприятий с добычей до 100 кг золота в год. Вдобавок к низкой учётной цене на золото, падавшей ниже 3000 руб./г, коммерческие банки ввели на эту цену дисконты до 15 %. Золотодобытчиков вынуждали сдавать драгоценный металл по цене 2600– 2700 руб./г при себестоимости производства золота на россыпных предприятиях от 3200 руб./г (в центральных районах страны) до 4500 руб./г (в северных и арктических регионах). Вместо того, чтобы поддержать золотую отрасль в трудное для неё время, банкиры решили её добить при полном попустительстве государства. И только благоприятная конъюнктура, сложившаяся с началом 2023 г. (девальвация национальной валюты, рост мировых цен, наработка новых каналов сбыта российского золота) позволила отечественной золотодобыче не только выжить, но и продолжить поступательное движение вперёд.

Сегодня золотая отрасль реально является «золотой курицей», которая несет «золотые яйца» и могла бы откладывать их в подушку безопасности страны. Однако маловразумительная политика Центрального банка России и российских чиновников не позволяет это сделать. Упущенная выгода от отсутствия закупок золота в государственные резервы исчисляется сотнями миллиардов рублей. Так, в случае покупки в 2022 г. 300 т золота (которое в основном ушло за рубеж при средневзвешенной годовой учётной цене Центробанка 3983 руб./г и продаже этого золота в 2023 г. по цене 5700 руб./г золотовалютные резервы России могли бы пополниться на сумму более 600 млрд руб.

А пополнение «золотой кубышки» в 2019–2023 гг. в объёме не менее 1000 т с учётом резко возросшей среднегодовой цены золота с 1393 долл./унц. в 2019 г. до 2402 долл. в 2024 г. могло увеличить золотовалютные резервы на 1,85 трлн руб.!

НДС на золото

Не один год длилась борьба золотодобытчиков с чиновниками за отмену НДС на инвестиционное золото. Министр финансов А. Силуанов говорил, что мы этого не можем сделать, не можем отменить НДС, потому что казна лишится пополнений. Спрос на золотые слитки был минимальным, потому что при покупке золотого слитка в банке необходимо было уплачивать НДС в размере 20 %. Вместе с тем при его обратной продаже банку сумма налога не возвращалась. Выдающийся экономист профессор В. Катасонов приводил в пример опыт Китая. Там НДС на операции с инвестиционным золотом был упразднён в 2004 г., после чего произошёл взрывной рост добычи драгметаллов. И налоги, которые уплачивают золотодобытчики, теперь являют ся важным источником попол нения бюджета страны. В итоге Госдума приняла закон об отмене НДС на инвестиционное золото для физических лиц с 1 марта 2022 г. Также банкам разрешили продавать инвестиционное золото за наличную иностранную валюту. Спрос на золотые слитки сразу многократно возрос. По словам зам. министра финансов РФ А. Моисеева, в 2022 г. россияне купили около 100 т инвестиционного золота в слитках, что в 20 раз больше показателя за 2021 г., а в 2023 г. — 95 т. К слову сказать, Минфин, который целый ряд лет тормозил отмену НДС на инвестиционное золото, в итоге его отмену… поставил себе в заслугу!

Экспортные пошлины на золото

Российское государство пыталось заработать на возможных сверхприбылях производственников, правительство РФ Постановлением от 21 сентября 2023 г. № 1538 установило новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в число которых включено золото. Пошлина на экспорт золота составила 7 % при стоимости доллара выше 95 руб.

Между тем участники золотого рынка были уверены, что ничем, кроме потерь для бюджета, нововведение не обернется. В России уже был негативный опыт введения подобной фискальной нагрузки на золотодобытчиков, когда Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. № 17 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации» была введена 5-процентная вывозная пошлина на золото. В 2001 г. эта пошлина была отменена по главной причине — власти оказались неспособны её собрать. В те годы по правилам Таможенного союза российский экспорт в Белоруссию пошлинами не облагался. Белоруссия, в свою очередь, могла реэкспортировать золото в третьи страны беспошлинно. Реэкспортом российского золота занимался Национальный Банк Белоруссии. В этой ситуации российское правительство вынуждено было принять политическое решение об отмене пошлины.

Союз старателей России в своём обращении к Минфину отметил, что в настоящее время в России ещё меньше условий для введения гибкой экспортной пошлины на золото, что не позволит её собирать в желаемых для пополнения бюджета размерах по следующим причинам:
1. В России сформировалась значительная прослойка инвестиционных игроков, которые будут покупать золото внутри страны, но не будут экспортировать его до отмены пошлины.
2. Серые экспортеры продолжат вывозить золото без уплаты пошлины.
3. Сохраняется возможность беспошлинно вывозить из России золото в страны Евразийского экономического союза.

Как показала жизнь, золотодобытчики оказались правы, и пошлины государство не смогло собрать, а поток серого экспорта резко возрос: золото за рубеж без всяких пошлин повезли сотни «челноков» якобы для личного потребления. В итоге пошлину пришлось отменять. Пошлину заменили дополнительным коэффициентом при добыче золота к НДПИ в размере 78 тыс. руб. за 1 кг, что позволит по расчётам Минфина пополнить бюджет на 15 млрд руб. (на самом деле 24 млрд руб. при годовой добыче 320 т). Цифра смехотворно маленькая по сравнению с вышеупомянутой суммой в 600 млрд руб., которую государство могло получить при покупке 300 т золота, добытого в 2022 г. и последующей его продажей по значительно более высоким ценам в 2023–2024 гг.

 Годы    Производство
золота
в России, т  
   Объёмы закупок золота,
т/млн унц.
 Среднегодовая
цена,
долл./унц.  
   Стоимость 250 т золота,
млрд долл. в ценах:
  Разница
в ценах,
млрд долл. 
  Курс рубля
к доллару 
  Разница в ценах
текущего года
и 2024 г.,
млрд руб. 
 Фактические  Возможные   текущего года      2024 года
 2019  343  158,05  250/8,038   1393      11,20  19,31  8,11  69,47  563
 2020  342   27,98      250      1770  14,23  19,31      5,08      61,07      310
 2021   346      -      250  1799  14,46  19,31  4,85   73,88  358
 2022   341      3,1       250      1835  14,75  19,31  4,56  74,29      339
 2023  334*      -       250   1943   15,62  19,31   3,69      70,34  260
     2024      -  34,21       250      2402      19,31  19,31      -   89,69      -
 2019–2023   1706  223,34  1250/40,19       26,29        1830

Табл. 1. Потери бюджета из-за отсутствия покупок золота в госрезервы
* Оценка.

Чиновники «припасли» для производственников целый ряд нерешённых проблем, тормозящих развитие золотодобывающей отрасли. Вопросов, которые не решаются многие годы, скопилось немало. Оценить потери промышленности из-за бездействия чиновников достаточно сложно.

Кадровый вопрос

Дефицит кадров — комплексная, глобальная проблема, возникшая на фоне смены государственной идеологии: после распада СССР она перестала быть нацеленной на прославление человека труда и создание положительного имиджа рабочей профессии. Если в советские времена чествовали рекордсменов по сбору урожая или ударников шахтерского труда, то сейчас прославляют наиболее эффективные способы быстрого обогащения и низменные стороны человеческого бытия. Кроме того, в массовом сознании людей изменились требования к организации не только труда, но и быта. Сегодня трудящиеся уже не желают жить в малоприспособленных для жилья избушках, построенных из подручных материалов (называемых «балками») без водоснабжения, отопления и канализации, питаться абы как и не иметь хороших условий для межсменного отдыха. Важное значение стал иметь фактор доступности качественных медицинских услуг. Оторванность от семьи и привычной биосферы всё более влияют на выбор места работы.

Решение кадрового вопроса распадается на целый ряд составляющих, одной из которых является нерешённость вопроса о стаже сезонников. Парадокс в том, что когда говорят о сезонности работ, в первую очередь на ум приходит именно работа старателей, но их-то и нет в списке профессий, которые позволяют полностью учесть трудовой стаж за фактически отработанное время. В итоге трудящийся, отработавший за промывочный сезон в режиме 12-часового рабочего дня годовую норму часов, получает запись в трудовой книжке по факту пребывания на участке всего 7–8 мес., а это значительно увеличивает сроки выхода на пенсию. Этот фактор серьёзно повлиял на обеспеченность кадрами золотодобывающих артелей — с 2023 г. многие небольшие предприятия начали снижать добычу драгоценного металла из-за отсутствия специалистов, падает россыпная добыча и в целом по России.

Много лет у россыпников идёт борьба с Министерством труда и социальной защиты (прибавка в названии о социальной защите выглядит в этом случае как насмешка) о необходимости дополнения Постановления Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498 пунктом 10 «Промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней (работы, связанные с добычей драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, добычей драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности)». Проснутся чиновники, очевидно, с большим опозданием, когда остановятся десятки и сотни предприятий, которые добывают россыпное золото из небольших месторождений. Напомню, что сегодня почти четверть добываемого в России золота приходится на россыпи, а число россыпных предприятий, участвующих в золотодобыче, превышает 550.

Техногенные образования

Техногенные образования и непромышленные отложения, в условиях постепенного истощения минерально-сырьевой базы россыпных месторождений, приобретают все более важное значение для будущего небольших предприятий и старательских артелей, развития Дальнего Востока и Крайнего Севера. В России, однако, на текущий момент не создано законодательного механизма, который бы позволил включить такие объекты в полноценную отработку.

Федеральный Закон № 343-ФЗ и разработанный Роснедрами «Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород» не решили проблем полноты отработки техногенных образований, приравняв их не к отходам горного производства, а к обычным месторождениям, с полной бюрократической схемой вовлечения их в оборот, и предлагают выполнять весь цикл подготовительных работ как для первичных месторождений, с поисками, разведкой, подсчетом запасов, технико-экономическим обоснованием кондиций, экспертизой и утверждением запасов. Однако при этом не учитывается то, что техногенные образования — это, как правило, мелкие объекты, и выполнение полного цикла подготовительных работ на них экономически не оправдано. Соответственно, добыча золота на большинстве участков с техногенными отложениями вестись не будет.

ГИИС ДМДК

Важное бюрократическое достижение чиновников — внедрение ГИИС ДМДК — Государственной интегрированной информационной системы по контролю за оборотом драгоценных металлов (ДМ) и драгоценных камней (ДК).

Законодательно создание ГИИС ДМДК было закреплено Федеральным законом от 20.06.2020 г. № 188-ФЗ. Цель создания — получение, обработка, хранение и предоставление информации о происхождении и об обращении ДМДК и изделий из них, а также контроль и организация специального учета, а проще говоря, обеспечение прослеживаемости ДМДК. Также предусмотрено формирование аналитической информации о состоянии отрасли ДМДК. Правила функционирования ГИИС ДМДК утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 г. № 270. Согласно действующим Правилам, первичный ввод в оборот минерального сырья и продуктов его переработки в ГИИС ДМДК предусматривался при их первичной передаче другому лицу, т.е. сплава Доре, шлихового золота или самородков, информация здесь была достаточно достоверная с очень небольшими отклонениями, которые устранялись при аффинаже. Такое положение устраивало все предприятия.

Однако Минфин предложил внести изменения в Постановление Правительства РФ № 270, которые полностью меняют данный подход. Разработчиком акта предлагается вводить в оборот минеральное сырье с момента его добычи. Такой подход противоречит положениям действующих Правил функционирования ГИИС ДМДК. Во-вторых, предлагаемая мера приведет к непосильной нагрузке на отчётность золотодобывающих предприятий. В-третьих, в силу специфики технологических процессов добычи предлагаемая к вводу в ГИИС ДМДК информация не будет являться объективной и достоверной и не позволит повысить прослеживаемость цепочки производства драгметаллов, а расчетные сведения о добытом минеральном сырье, содержащем драгоценные металлы, за вычетом потерь драгоценных металлов при извлечении минерального сырья из недр, не будут нести объективную информацию, что в конечном итоге приведет к ненадлежащему функционированию ГИИС ДМДК. Учитывая, что достоверность подсчёта запасов для рудных месторождений, согласно государственных нормативных документов, для категории С2 составляет не более 40 %, а для категории С1 не более 60 %, то уровень оценки содержания золота за вычетом потерь в «минеральном сырье» никогда не будет соответствовать точному определению.

 Параметры  2014  2015  2016  2017  2018  2019  2020      2021      2022  2023  2024
         Резервы ЦБ РФ  1035,21   1208,19   1414,54  1615,19  1838,22  2111,93  2270,56  2298,55   2301,66   2298,55   2332,76
 Закупки ЦБ РФ      171  208,39      200,65   223,02      275,15      158,05  27,98      -      3,1      -      34,21
 Экспорт Au РФ  75,6      39,4  22,4      56,6  17,0  123,6   320,2      302,2  н/д  н/д  н/д
 Выручка млрд долл.                5,74      18,5      17,4  н/д  н/д  н/д
 Производство Au РФ, т      288,47   293,38  297,41   317,65      314,43  343,88   342,09  346,42  341  334,7*      -
Табл. 2. Экспорт золота из России в 2014–2023 гг.
* Оценка.

При этом действующим законодательством предусмотрена ответственность за недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней или непредставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, в ГИИС ДМДК на всех этапах этого оборота.

При обсуждении нормативного акта совершенно не была учтена позиция золотодобывающих предприятий и Министерства экономического развития, специалисты которого провели тщательный анализ предложений Минфина и дали отрицательное заключение. Поражает беззубое мнение Министерства природы и экологии, которые согласились с предложениями Минфина. Очевидно, что готовили такое заключение специалисты, далёкие от проблем золотодобычи. А специалисты Департамента металлургии и материалов Минпромторга, ответственные за сферу добычи драгоценных металлов, к оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта вообще НЕ ПРИВЛЕКАЛИСЬ.

Можно отметить, что совершенно не затронутой в ГИИС ДМДК осталась тема прослеживания конфискованной продукции, содержащей драгоценные металлы: органы правопорядка (МВД, ФСБ) не вовлечены в систему учёта. В России нет единой системы фиксации и отчётности изъятой у нарушителей продукции. А это как минимум сотни килограммов золота. Теоретически конфискованный металл должен поступать в ГОХРАН, но до этой организации доходит далеко не вся конфискованная продукция. Естественно, вводить данные о конфискате органы правопорядка не будут — им надо зарегистрироваться и создать систему, которая не входит в их структуры, да и специалистов у них нет. Так что из ГИИС ДМДК выпадает определённая часть оборота драгметаллов.

Объединённая статистика выявленных хищений золота в России не предназначена для широкого пользования, но по многочисленным публикациям в интернете и СМИ можно судить, что теневой оборот только по выявленным случаям оценивается значительными цифрами. Так, в 1999 г. в Магаданской области органами правопорядка было конфисковано 269 кг золота, в Красноярском крае в 2014 г. — 110 кг, в 2015 г. в Забайкальском крае изъяли 28 кг золота, в Республике Саха (Якутия) — 41 кг драгоценного металла. Но в целом чаще всего задерживают небольшие партии, которые потом складываются в сотни килограммов. Известно, что за 1998–2016 гг. в Магаданской области у нелегалов конфисковано 710 кг золота, в Красноярском крае за 2010–2016 гг. — 212 кг.

Но эти цифры меркнут перед хищениями драгоценных металлов на Колымском аффинажном заводе (КАЗ) — в 2013 г. оказалось, что завод задолжал предприятиям свыше 2-х тонн золота и 16 т серебра, которые буквально испарились с баланса КАЗа. В результате мутных схем предприятиям не было возвращено драгоценных металлов на сумму свыше 4 млрд руб. Поразительно то, что история о бесследном исчезновении драгметаллов на колоссальную сумму старательно замалчивалась, а виновные так и не были установлены.

Видимо, что чиновникам Минфина надо думать о создании действенного инструмента обеспечения прослеживаемости драгоценного сырья, недопущении легализации контрафакта, сокрытии доходов в целях налогообложения, а не создавать ненужную никому отчётность.

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 4 (66)/декабрь 2024 г.
04.04.24
Экспортные пошлины на золото нанесут вред золотодобывающей отрасли России
27.12.23
Золото для задач БРИКС
27.12.23
Тёмные стороны законопроекта «О старательской деятельности»
01.10.23
Нужна ли России россыпная золотодобыча?
20.02.23
Резиновые футеровки отечественных марок на фоне ухода Metso
13.05.21
Уголовным кодексом по коронавирусу решили ударить в Магаданской области
24.12.20
Утилизационный сбор: будут ли возвращены собранные сотни миллиардов?
19.05.20
Опыт работы WAI в России с учетом некоторых особенностей межкультурной коммуникации
26.07.19
О платных дорогах на Крайнем Севере замолвите слово…
29.06.18
ОЭРН нуждается в перезагрузке
30.12.16
Оптимизация капитальных затрат при создании золотодобывающего предприятия
27.10.16
Ана­лиз ос­новных фак­то­ров при ос­во­ении гор­ных объ­ек­тов
27.11.15
Крас­но­яр­ский край: пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ма­лого биз­не­са в об­ласти зо­лото­добы­чи.
27.10.15
Ре­фор­ма нед­ро­поль­зо­вания в Ка­зах­ста­не
30.06.15
К вопросу о выживании в непростой экономической обстановке
30.12.14
Частное мнение по ситуации 2014 года
30.06.14
Оптимизация в кризис
30.09.12
О том, как можно оскорбить целую отрасль
Смотреть все arrow_right_black



Яндекс.Метрика