09 сентября 2024, Понедельник
МНЕНИЯ
arrow_right_black
26 июля 2019

О платных дорогах на Крайнем Севере замолвите слово…

Почти 30-летний опыт законотворческой деятельности в нашей стране далеко не всегда приводит к качественным изменениям в ее жизни. Большое количество принимаемых законов только ухудшает условия работы промышленных предприятий.
messages_black
0
eye_black
3604
like_black
0
dislike_black
0

П.Д. Луняшин — советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего СевераПавел Луняшин, советник председателя Союза старателей России, ветеран Крайнего Севера

В начале 1990-х годов уже через 5–6 месяцев после получения лицензии недропользователь мог приступать к добыче полезных ископаемых. В последние годы некачественные, не прошедшие обкатку у непосредственных исполнителей законы и подзаконные акты привели к тому, что на оформление документов уходит от 3-х до 5–6 лет! 

Беда в том, что как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти исчезают профессионалы, прошедшие многолетнюю жизненную школу производственной деятельности, а заменившие их «эффективные менеджеры», обученные в лондонских университетах и на различных ярких общественных форумах, думают не о том, как обеспечить поступательное движение вперёд, а о том, как эффективнее проявить и показать себя.

В 2018 г. Министерство транспорта Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект «О возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда».

Этот законопроект был подготовлен в соответствии с обращением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросу реализации проекта строительства моста через реку Пур.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, отмена обязательного альтернативного проезда в районах Крайнего Севера позволит решить проблему привлечения частных инвестиций для обеспечения ускоренного развития их транспортной инфраструктуры. Отмечается также, что приоритетной формой реализации инвестиционных проектов в транспортной сфере является государственночастное партнёрство (ГЧП), и улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе.

В преамбуле к предлагаемому проекту сказано, что «развитие транспортной инфраструктуры для освоения Арктической зоны РФ является государственным приоритетом». Пустить частное лицо в государственное дело стало возможным благодаря специальному механизму ГЧП. Затея не случайно названа партнерством. Слово должно избавить скептиков от настороженности, поскольку оно явно хорошее, и дело за ним гарантированно доброе, и звучит красиво, но выходит по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…».

Поскольку долг платежом красен, государство вынуждено разрешить частникам ввести плату за проезд. Ведь они вложили личные средства и должны как-то получить их обратно. Поэтому северные трассы станут платными, а тарифы на них назначат частники, а не государство.

Строительство дорог на Крайнем Севере — дело дорогое, а окупаемость вложений растянется на десятки лет. А российский бизнес, как показала 28-летняя история современного капитализма, никак не идёт туда, где не пахнет быстрыми и лёгкими деньгами. Скорее, глубокий смысл этого законопроекта в том, чтобы в рамках государственно-частного партнёрства вытащить из государства побольше денег и по быстрому «распилить» их. Имея хорошее «лобби» в высших эшелонах, получить деньги на действительно нужный проект на Крайнем Севере вполне возможно. Дело-то необходимое, и народ должен встретить его с пониманием. Попутно можно порадоваться, что в стране появились не просто богатые, но и ответственные люди, желающие своим рублем принести стране пользу. Они могли бы вывести эти средства за рубеж, купить на них райский островок, но вместо этого люди урезали свои расходы и отдали все до копейки на важное дело. Однако, как всегда, есть нюансы...

У частного партнера, допущенного к строительству дороги или моста на том основании, что у него есть недостающие государству деньги, на самом деле этих средств нет. Они все заемные, взятые в банках. Может быть, именно в этом кроется основной риск партнера, на который не отважилось государство? Частник сам ищет банки, вступает с ними в переговоры, вымаливает деньги, уговаривает снизить проценты? Нет. За деньгами партнер идет в государственные банки — Сбербанк, Внешэкономбанк, Промсвязьбанк и другие. И получает их под засекреченный процент на грандиозный срок в 15–20 лет. Складывается нелогичная ситуация. Денег у государства нет, поэтому оно зовет на помощь частника, у которого денег тоже нет, и он берет их у государства, у которого они специально для этого отложены в собственном банке на огромный период. Но и это еще не все.

Государство выдает частнику дополнительные миллиарды из нашего народного инвестиционного фонда. Без процентов. То есть дает их просто так, без компенсации, чтобы у частного партнера вовсе не возникло трудностей. В результате частный партнер не тратит ни одного собственного рубля, оперируя государственными средствами, но все равно получает дороги и мосты в пользование. Не напоминает ли эта схема бандитские залоговые аукционы 1990-х годов на новом, современном уровне и под красивой вывеской?

К чему приводят подобные «маневры», хорошо видно на примере строительства автомагистрали Москва– Санкт-Петербург. Небольшой участок трассы от кольцевой автодороги до аэропорта Шереметьево должен был разгрузить многокилометровые пробки на Ленинградском шоссе. Первоначальный тариф был вроде как приемлемым — 100 руб. за несколько километров пути. Но потом «СевероЗападная концессионная компания» назначила проезжему народу оглушительный тариф — сегодня это 300– 400 руб. в одну сторону. Кто только не критиковал этот шаг — и губернатор Московской области, и мэр Москвы, и депутаты Госдумы. А уж когда в ситуацию с критикой тарифов в конце января 2016 г. вмешался Президент России Путин В.В., все были уверены — теперь стоимость изменится! Но прошло время, и ничего не изменилось — цены также продолжают свой неестественный рост, грабёж населения продолжается, обогащая приближенных к бюджету особ. Пробки как были, так и остались, а прекрасная 10-полосная трасса большого наплыва желающих проехать по ней не встречает: только единичные отчаянные автомобилисты да чиновники и другой государственный люд, отвыкший считать народные деньги… И не пройдёт и 100 лет, как проезд по ней по закону станет бесплатным…в 2110 году.

Так кто же выиграет от строительства безальтернативных платных дорог на Крайнем Севере? Кто поедет по этим дорогам и какие тарифы, неподвластные даже воле Президента России, будут назначены «для успешной деятельности добывающих компаний»?

Послесловие. В 2019 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 557735-7 «О внесении изменений в ст. 37 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда)».

Глядишь, со временем действие нового законодательного акта «эффективные собственники» распространят и на автозимники, что окончательно поставит крест на развитии северных и арктических регионов, из которых отток населения так и не прекратился, несмотря на старательные потуги правительства.

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, №2(44)/июнь 2019 г.

04.04.24
Экспортные пошлины на золото нанесут вред золотодобывающей отрасли России
27.12.23
Золото для задач БРИКС
27.12.23
Тёмные стороны законопроекта «О старательской деятельности»
01.10.23
Нужна ли России россыпная золотодобыча?
20.02.23
Резиновые футеровки отечественных марок на фоне ухода Metso
13.05.21
Уголовным кодексом по коронавирусу решили ударить в Магаданской области
24.12.20
Утилизационный сбор: будут ли возвращены собранные сотни миллиардов?
19.05.20
Опыт работы WAI в России с учетом некоторых особенностей межкультурной коммуникации
29.06.18
ОЭРН нуждается в перезагрузке
30.12.16
Оптимизация капитальных затрат при создании золотодобывающего предприятия
27.10.16
Ана­лиз ос­новных фак­то­ров при ос­во­ении гор­ных объ­ек­тов
27.11.15
Крас­но­яр­ский край: пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ма­лого биз­не­са в об­ласти зо­лото­добы­чи.
27.10.15
Ре­фор­ма нед­ро­поль­зо­вания в Ка­зах­ста­не
30.06.15
К вопросу о выживании в непростой экономической обстановке
30.12.14
Частное мнение по ситуации 2014 года
30.06.14
Оптимизация в кризис
30.09.12
О том, как можно оскорбить целую отрасль
Смотреть все arrow_right_black



Яндекс.Метрика