Реформа недропользования в Казахстане
«Когда, если не сейчас? Кто, если не мы?» — Рональд Рейган
Реформа советской системы регулирования недропользования давно назрела. Одним из заметных показателей, подтверждающих данное утверждение, можно считать практически нулевой уровень воспроизводства минеральносырьевой базы: объем инвестиций в поиск и разведку, количество открытых месторождений ТПИ. Однако, поток нефтедолларов позволял регулирующим органам России и Казахстана откладывать, или даже закрывать глаза на проблемы отрасли.
Ни в России, ни в Казахстане так и не начали появляться так называемые юниорские компании, занимающиеся исключительно поиском и разведкой месторождений, которые являются движущей силой развития отрасли (единичные примеры отчаянных предпринимателей в расчёт брать не стоит); инвестиции в отраслевые исследования и разработки находятся на около нулевом уровне.
К счастью, отношение к отрасли со стороны власть предержащих в наших странах начало меняться. При этом Казахстан вырвался в безусловные лидеры реформы со своими предложениями по, без преувеличения, революционным концепциям реформы недропользования.
В чем суть концепции?
Прежде всего, власти страны публично заявили, что моделью для нового законодательства будет являться законодательство Западной Австралии, то есть идеи свободного доступа к информации, выдачи лицензий на основе принципа «первый пришёл — первый получил», контроль государства только за аспектами недропользования, связанными с охраной жизни, здоровья и окружающей среды.
Кроме того, были обозначены сроки: принятие концепции Кодекса о недропользовании летом 2015 года, принятие самого кодекса до конца 2016 года.
Для ознакомления с австралийским опытом, в Австралию были направлены чиновники министерств и ведомств, которые своими глазами увидели опыт использования либерального регулирования (например, наличие 23 тысяч действующих лицензий на недропользование на штат сравнимый по территории с Казахстаном).
Таким образом, Казахстан находился в идеальной ситуации. Перефразирую В.И. Ленина — «Верхи не хотят, низы не могут жить по-старому».
Противоречия и ошибки в идеальной модели
Однако, учитывая революционность реформы, не могло обойтись и без сложностей и противоречий. Если кратко:
- полная переработка существующей системы регулирования и создания Кодекса недропользования. Данный аспект подразумевает полное разрушение до основания основ регулирования отрасли и строительство нового мира регулирования, изложенного в Кодексе о недропользовании. При этом, ввиду особенностей и требований теории права, Кодекс будет включать как регулирование аспектов недропользования ТПИ, так и углеводородного сырья и прочих видов полезных ископаемых. Это было сделано несмотря на рекомендации консультантов и международных организаций, изложенных в публичных отчетах, о разделении данных аспектов в отдельные акты. Решением возможных противоречий может быть введение общей и специальных частей Кодекса;
- защита «государственных интересов» и обеспечение «рационального недропользования». До сих пор эта максима является одними из ярких примеров противоречий, которые выпячиваются в процессе реформы. При этом чёткой формулировки данных терминов не может предоставить ни одна из сторон (условно — сторонники и противники реформы). Особенно поразила автора модель мышления молодых специалистов министерств и ведомств, которые искренне защищали эти «государственные интересы», не понимая их сути. К счастью, увиденный опыт других стран, плюс советы консультантов, и собственные усилия по изучению данного вопроса привели к тектоническим сдвигам в мышлении коллег;
- законодательство о недропользовании не является исчерпывающим в части регулирования деятельности предприятий отрасли. В частности, важным аспектом является регулирование отчётности, которую предоставляют недропользователи. К сожалению, автор не был вовлечён в вопросы реформы законодательства о контроле за иностранными инвестициями;
- процесс реформы не управляется как единый проект. По мнению автора, процесс проходит скорее хаотично, и базируется на личной инициативе нескольких высокопоставленных чиновников. При этом, совершенно четко можно видеть, что интересы различных групп могут идти вразрез друг с другом. Либо действия, которые направлены для достижения одной цели, при этом некоординированные, могут приводить к неоптимальным результатам. Одним из примеров таких промежуточных результатов может служить сам посыл реформы: шаги 74 и 75, которые были озвучены президентом страны в программе 100 шагов. Безусловно, шаг 74 «Повышение прозрачности и предсказуемости сферы недропользования через ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ ОТЧЕТНОСТИ ПО ЗАПАСАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ CRIRSCO.» является важным, но никак не первоочередным для решения вопросов повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
- невовлечение в процесс реформы недропользователей. Одним из отличий данной реформы от идеала, по мнению автора, является довольно низкий уровень вовлечения в процесс реформы недропользователей и профессионального сообщества. Круглый стол, проведённый в июне 2015 года в Астане, показал непонимание некоторыми регулирующими органами требований инвесторов (в том числе, иностранных) и недропользователей. Однако, нельзя не отметить самого факта проведения данного круглого стола, который показывает готовность реформаторов получать обратную связь извне.
В целом, изменения, которые назревают в отрасли недропользования Казахстана, можно назвать по меньшей мере революционными. Полная и единовременная переработка правил лицензирования и отчётности а также общих аспектов регулирования является беспрецедентным примером на просторах СНГ При этом реформа не проходит гладко, что ожидаемо. По мнению автора, признание проблемы и попытка ее решить сами по себе являются прецендентами.Необходимо отметить, что материалом для данной заметки являются публичные источники, и любое вовлечение автора в процесс может подразумеваться, но не отражено в тексте статьи.
Алексей Цой — ведущий консультант CSA Global Rus LLC — Корпоративные услуги и Развитие Бизнеса
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», №3 (29)/сентябрь 2015 г.