01 Апреля 2020, Среда04:55 МСК
Курсы на 01.04.2020
78,37 -0,88
Au 1 594 +0,11%
Ag 14,19 +0,35%
86,35 -0,99
Pt 723,10 +0,66%
Pd 2 260 +0,88%

Ре­фор­ма нед­ро­поль­зо­вания в Ка­зах­ста­не

«Когда, если не сейчас? Кто, если не мы?» — Рональд Рейган

Реформа советской системы регулиро­вания недропользования давно назре­ла. Одним из заметных показателей, подтверждающих данное утверждение, можно считать практически нулевой уровень воспроизводства минерально­сырьевой базы: объем инвестиций в поиск и разведку, количество открытых месторождений ТПИ. Однако, поток нефтедолларов позволял регулирую­щим органам России и Казахстана откладывать, или даже закрывать глаза на проблемы отрасли.

Ни в России, ни в Казахстане так и не начали появляться так называемые юниорские компании, занимающиеся исключительно поиском и разведкой месторождений, которые являются движущей силой развития отрасли (единичные примеры отчаянных пред­принимателей в расчёт брать не стоит); инвестиции в отраслевые исследова­ния и разработки находятся на около нулевом уровне.

К счастью, отношение к отрасли со стороны власть предержащих в наших странах начало меняться. При этом Казахстан вырвался в безусловные лидеры реформы со своими предложе­ниями по, без преувеличения, револю­ционным концепциям реформы недро­пользования.

В чем суть концепции?

Прежде всего, власти страны публич­но заявили, что моделью для нового законодательства будет являться зако­нодательство Западной Австралии, то есть идеи свободного доступа к инфор­мации, выдачи лицензий на основе принципа «первый пришёл — первый получил», контроль государства только за аспектами недропользования, свя­занными с охраной жизни, здоровья и окружающей среды.
Кроме того, были обозначены сроки: принятие концепции Кодекса о недро­пользовании летом 2015 года, приня­тие самого кодекса до конца 2016 года.

Для ознакомления с австралийским опытом, в Австралию были направлены чиновники министерств и ведомств, которые своими глазами увидели опыт использования либерального регулиро­вания (например, наличие 23 тысяч действующих лицензий на недрополь­зование на штат сравнимый по терри­тории с Казахстаном).
Таким образом, Казахстан находился в идеальной ситуации. Перефразирую В.И. Ленина — «Верхи не хотят, низы не могут жить по-старому».

Противоречия и ошибки в идеальной модели

Однако, учитывая революционность реформы, не могло обойтись и без слож­ностей и противоречий. Если кратко:

  • полная переработка существую­щей системы регулирования и создания Кодекса недропользо­вания.  Данный аспект подразуме­вает полное разрушение до основа­ния основ регулирования отрасли и строительство нового мира регули­рования, изложенного в Кодексе о недропользовании. При этом, ввиду особенностей и требований теории права, Кодекс будет включать как регулирование аспектов недро­пользования ТПИ, так и углеводо­родного сырья и прочих видов полезных ископаемых. Это было сделано несмотря на рекоменда­ции консультантов и международ­ных организаций, изложенных в публичных отчетах, о разделении данных аспектов в отдельные акты. Решением возможных противоре­чий может быть введение общей и специальных частей Кодекса;
  • защита «государственных инте­ресов» и обеспечение «рацио­нального недропользования».  До сих пор эта максима является одними из ярких примеров проти­воречий, которые выпячиваются в процессе реформы. При этом чёт­кой формулировки данных терми­нов не может предоставить ни одна из сторон (условно — сторонники и противники реформы). Особенно поразила автора модель мышления молодых специалистов министерств и ведомств, которые искренне защищали эти «государственные интересы», не понимая их сути. К счастью, увиденный опыт других стран, плюс советы консультантов, и собственные усилия по изучению данного вопроса привели к тектони­ческим сдвигам в мышлении коллег;
  • законодательство о недрополь­зовании не является исчерпыва­ющим в части регулирования деятельности предприятий отрасли. В частности, важным аспектом является регулирование отчётности, которую предоставляют недропользователи. К сожалению, автор не был вовлечён в вопросы реформы законодательства о контро­ле за иностранными инвестициями;
  • процесс реформы не управляет­ся как единый проект. По мнению автора, процесс проходит скорее хаотично, и базируется на личной инициативе нескольких высокопос­тавленных чиновников. При этом, совершенно четко можно видеть, что интересы различных групп могут идти вразрез друг с другом. Либо действия, которые направле­ны для достижения одной цели, при этом некоординированные, могут приводить к неоптимальным результатам. Одним из примеров таких промежуточных результатов может служить сам посыл рефор­мы: шаги 74 и 75, которые были озвучены президентом страны в программе 100 шагов. Безусловно, шаг 74 «Повышение прозрачности и предсказуемости сферы недро­пользования через ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ ОТЧЕТНОСТИ ПО ЗАПАСАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ CRIRSCO.» является важным, но никак не первоочеред­ным для решения вопросов повы­шения инвестиционной привлека­тельности отрасли;
  • невовлечение в процесс рефор­мы недропользователей. Одним из отличий данной реформы от идеала, по мнению автора, являет­ся довольно низкий уровень вовле­чения в процесс реформы недро­пользователей и профессионально­го сообщества. Круглый стол, про­ведённый в июне 2015 года в Астане, показал непонимание неко­торыми регулирующими органами требований инвесторов (в том числе, иностранных) и недрополь­зователей. Однако, нельзя не отме­тить самого факта проведения дан­ного круглого стола, который пока­зывает готовность реформаторов получать обратную связь извне.

В целом, изменения, которые назревают в отрасли недропользова­ния Казахстана, можно назвать по меньшей мере революционными. Полная и единовременная переработ­ка правил лицензирования и отчёт­ности а также общих аспектов регули­рования является беспрецедентным примером на просторах СНГ При этом реформа не проходит гладко, что ожи­даемо. По мнению автора, признание проблемы и попытка ее решить сами по себе являются прецендентами.Необходимо отметить, что материа­лом для данной заметки являются публичные источники, и любое вовлече­ние автора в процесс может подразуме­ваться, но не отражено в тексте статьи.

Алексей Цой — ведущий консультант CSA Global Rus LLC — Корпоративные услуги и Развитие Бизнеса

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», №3 (29)/сентябрь 2015 г.




О правовом статусе квоты на поставку минерального сырья
Льгота по НДПИ при добыче из техногенных месторождений
Актуальные судебные решения для деятельности российских золотодобывающих компаний (по сентябрь 2013 г.)
Не все то ДПИ, что золото.
^ Наверх