19 марта 2024, Вторник10:00 МСК
Вход/Регистрация

Ре­фор­ма нед­ро­поль­зо­вания в Ка­зах­ста­не

«Когда, если не сейчас? Кто, если не мы?» — Рональд Рейган

Реформа советской системы регулиро­вания недропользования давно назре­ла. Одним из заметных показателей, подтверждающих данное утверждение, можно считать практически нулевой уровень воспроизводства минерально­сырьевой базы: объем инвестиций в поиск и разведку, количество открытых месторождений ТПИ. Однако, поток нефтедолларов позволял регулирую­щим органам России и Казахстана откладывать, или даже закрывать глаза на проблемы отрасли.

Ни в России, ни в Казахстане так и не начали появляться так называемые юниорские компании, занимающиеся исключительно поиском и разведкой месторождений, которые являются движущей силой развития отрасли (единичные примеры отчаянных пред­принимателей в расчёт брать не стоит); инвестиции в отраслевые исследова­ния и разработки находятся на около нулевом уровне.

К счастью, отношение к отрасли со стороны власть предержащих в наших странах начало меняться. При этом Казахстан вырвался в безусловные лидеры реформы со своими предложе­ниями по, без преувеличения, револю­ционным концепциям реформы недро­пользования.

В чем суть концепции?

Прежде всего, власти страны публич­но заявили, что моделью для нового законодательства будет являться зако­нодательство Западной Австралии, то есть идеи свободного доступа к инфор­мации, выдачи лицензий на основе принципа «первый пришёл — первый получил», контроль государства только за аспектами недропользования, свя­занными с охраной жизни, здоровья и окружающей среды.
Кроме того, были обозначены сроки: принятие концепции Кодекса о недро­пользовании летом 2015 года, приня­тие самого кодекса до конца 2016 года.

Для ознакомления с австралийским опытом, в Австралию были направлены чиновники министерств и ведомств, которые своими глазами увидели опыт использования либерального регулиро­вания (например, наличие 23 тысяч действующих лицензий на недрополь­зование на штат сравнимый по терри­тории с Казахстаном).
Таким образом, Казахстан находился в идеальной ситуации. Перефразирую В.И. Ленина — «Верхи не хотят, низы не могут жить по-старому».

Противоречия и ошибки в идеальной модели

Однако, учитывая революционность реформы, не могло обойтись и без слож­ностей и противоречий. Если кратко:

  • полная переработка существую­щей системы регулирования и создания Кодекса недропользо­вания.  Данный аспект подразуме­вает полное разрушение до основа­ния основ регулирования отрасли и строительство нового мира регули­рования, изложенного в Кодексе о недропользовании. При этом, ввиду особенностей и требований теории права, Кодекс будет включать как регулирование аспектов недро­пользования ТПИ, так и углеводо­родного сырья и прочих видов полезных ископаемых. Это было сделано несмотря на рекоменда­ции консультантов и международ­ных организаций, изложенных в публичных отчетах, о разделении данных аспектов в отдельные акты. Решением возможных противоре­чий может быть введение общей и специальных частей Кодекса;
  • защита «государственных инте­ресов» и обеспечение «рацио­нального недропользования».  До сих пор эта максима является одними из ярких примеров проти­воречий, которые выпячиваются в процессе реформы. При этом чёт­кой формулировки данных терми­нов не может предоставить ни одна из сторон (условно — сторонники и противники реформы). Особенно поразила автора модель мышления молодых специалистов министерств и ведомств, которые искренне защищали эти «государственные интересы», не понимая их сути. К счастью, увиденный опыт других стран, плюс советы консультантов, и собственные усилия по изучению данного вопроса привели к тектони­ческим сдвигам в мышлении коллег;
  • законодательство о недрополь­зовании не является исчерпыва­ющим в части регулирования деятельности предприятий отрасли. В частности, важным аспектом является регулирование отчётности, которую предоставляют недропользователи. К сожалению, автор не был вовлечён в вопросы реформы законодательства о контро­ле за иностранными инвестициями;
  • процесс реформы не управляет­ся как единый проект. По мнению автора, процесс проходит скорее хаотично, и базируется на личной инициативе нескольких высокопос­тавленных чиновников. При этом, совершенно четко можно видеть, что интересы различных групп могут идти вразрез друг с другом. Либо действия, которые направле­ны для достижения одной цели, при этом некоординированные, могут приводить к неоптимальным результатам. Одним из примеров таких промежуточных результатов может служить сам посыл рефор­мы: шаги 74 и 75, которые были озвучены президентом страны в программе 100 шагов. Безусловно, шаг 74 «Повышение прозрачности и предсказуемости сферы недро­пользования через ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ ОТЧЕТНОСТИ ПО ЗАПАСАМ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ CRIRSCO.» является важным, но никак не первоочеред­ным для решения вопросов повы­шения инвестиционной привлека­тельности отрасли;
  • невовлечение в процесс рефор­мы недропользователей. Одним из отличий данной реформы от идеала, по мнению автора, являет­ся довольно низкий уровень вовле­чения в процесс реформы недро­пользователей и профессионально­го сообщества. Круглый стол, про­ведённый в июне 2015 года в Астане, показал непонимание неко­торыми регулирующими органами требований инвесторов (в том числе, иностранных) и недрополь­зователей. Однако, нельзя не отме­тить самого факта проведения дан­ного круглого стола, который пока­зывает готовность реформаторов получать обратную связь извне.

В целом, изменения, которые назревают в отрасли недропользова­ния Казахстана, можно назвать по меньшей мере революционными. Полная и единовременная переработ­ка правил лицензирования и отчёт­ности а также общих аспектов регули­рования является беспрецедентным примером на просторах СНГ При этом реформа не проходит гладко, что ожи­даемо. По мнению автора, признание проблемы и попытка ее решить сами по себе являются прецендентами.Необходимо отметить, что материа­лом для данной заметки являются публичные источники, и любое вовлече­ние автора в процесс может подразуме­ваться, но не отражено в тексте статьи.

Алексей Цой — ведущий консультант CSA Global Rus LLC — Корпоративные услуги и Развитие Бизнеса

Опубликовано в журнале «Золото и технологии», №3 (29)/сентябрь 2015 г.




Новый порядок использования побочных продуктов производства
Оспаривание и применение результатов экспертиз в спорах недропользователей
Практика налогообложения попутного серебра может измениться
Новый порядок использования и добычи отходов недропользования
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X