10 сентября 2024, Вторник
МНЕНИЯ
arrow_right_black
29 июня 2018

ОЭРН нуждается в перезагрузке

messages_black
0
eye_black
1669
like_black
0
dislike_black
0
В.А. Кискин —  руководитель Северо-Западного территориального отделения ОЭРН,  Полиметалл УК
И.В. Эпштейн —  член Исполнительного Комитета ОЭРН, Полиметалл Инжиниринг

Общество экспертов России по недропользованию (ОЭРН) было создано по инициативе ФГУ ГКЗ в 2007 году как профессиональное сообщество квалифицированных специалистов, привлекаемых ГКЗ в качестве экспертов для экспертизы ТЭО разведочных и эксплуатационных кондиций, подсчёта запасов и других материалов, представляемых недропользователями в ГКЗ на государственную экспертизу. В этот период некоторые крупные российские добывающие компании уже начали привлекать зарубежные инвестиции через IPO на сырьевых биржах, используя для публичной отчетности зарубежные стандарты CRIRSCO, поскольку отечественного стандарта, признанного зарубежными биржами, в России на тот момент не существовало. Отечественный стандарт под названием «Кодекс НАЭН» был разработан в 2011 году по инициативе ФГУ ГКЗ совместно силами НАЭН, ОЭРН и CRIRSCO. Необходимо отметить, что эти инициативы со стороны ФГУ ГКЗ были безусловно весьма востребованы и своевременны. 

Однако, на протяжении 8 лет своего существования, Кодекс НАЭН ни разу не был применен, и российские публичные компании до сих пор вынуждены использовать зарубежные кодексы линейки CRIRSCO. Основные причины, на наш взгляд, приведены ниже.

1. Изначально, разработанный на основе «Руководства по гармонизации стандартов отчётности России и CRIRSCO», Кодекс НАЭН именно в части гармонизации между российскими  категориями (С1, С2 и т.д) и международными (Indicated, Inferred т.д.) включил в себя глубокие и неразрешимые противоречия, которые заключались практически в прямом переквалифицировании российских геологических запасов категории С2 в ресурсы категории Выявленные (Indicated) с дальнейшей возможной их конвертацией в Вероятные (Probable) запасы (п. 10 и рис. 2 Кодекса НАЭН). При этом запасы категории С2 действующей российской «Классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» характеризуются как запасы, у которых размеры, форма, внутреннее строение тел полезного ископаемого, условия их залегания, контур запасов полезного ископаемого которых оценены и определены по гео-логическим, геофизическим и геохимическим данным и подтверждены вскрытием полезного ископаемого ограниченным количеством скважин и горных выработок. (ст. 13 Классификации). 

В то же время, в соответствии с международными кодексами отчётности (рассмотрим на примере Кодекса JORC), минеральные ресурсы, для которых количество и содержание (или качество) полезного компонента оценены по ограниченному количеству геологических признаков и образцов, и геологической информации достаточно, чтобы предполагать, но недостаточно, чтобы подтвердить непрерывность минерализации и содержаний, относятся к Предполагаемым (Inferred) ресурсам, которые имеют более низкий уровень достоверности по сравнению с выявленными ресурсами и не могут быть переведены в рудные запасы ТПИ (п. 21 Кодекса JORC).

Вероятно, такое стало возможным потому, что соавторы Кодекса НАЭН со стороны России еще не имели тогда реального опыта публичной отчетности по CRIRSCO, а участники процесса со стороны CRIRSCO не имели опыта выполнения ТЭО кондиций и подсчета запасов по «стандартам» ГКЗ. Это и немудрено: до сих пор российские публичные компании в подавляющем большинстве для первичной оценки и ежегодного обновления биржевой публичной отчетности о ресурсах и запасах по CRIRSCO привлекают западные инжиниринговые компании, а не отечественных специалистов. Одно из редких исключений — компания Полиметалл, которая для публичной отчетности активно использует собственных компетентных лиц, сертифицированных в признанных биржами и CRIRSCO профессиональных организациях (RPO), к которым относится и ОЭРН.

Воспользоваться «гармонизацией», заложенной в действующем Кодексе НАЭН — значит обмануть инвестора, нарушить кодекс этики члена ОЭРН. Единственный, по нашему мнению, правильный выход из создавшейся ситуации — убрать из кодекса НАЭН «гармонизацию», оставить только общепринятые и понятные инвесторам во всем мире категории CRIRSCO, как это уже сделано в Казахстане, как это давно уже делается и в России всеми публичными компаниями, вынужденными существовать в условиях двойных стандартов. Это уже, пусть и частично, предусмотрено и в проекте новой классификации ТПИ, принятые международным сообществом наименования категорий по CRIRSCO в ней уже присутствуют.

2. Пунктом 21 Кодекса НАЭН предусмотрено следующее требование: «При любых обстоятельствах и условиях оценка Запасов месторождений полезных ископаемых, находящихся на территории Российской Федерации, представляемая в составе Публичного Отчета, должна базироваться на геологической информации Компании о «запасах», прошедших процедуру государственной экспертизы и утверждения в установленном законодательством порядке», что также создаёт практически неразрешимые противоречия с требованиями фондовых и сырьевых бирж.

Для проведения IPO срок давности оценки ресурсов и запасов составляет до полугода. 

Компании, уже прошедшие IPO, обязаны делать ежегодную переоценку ресурсов и запасов с указанием причин материальных изменений. На выполнение годового отчета по состоянию на конец года публичные компании имеют, как правило, не более одного, максимум двух месяцев (декабрь-январь), иначе будут нарушены биржевые требования.

В тоже время, чтобы выполнить требование п. 21 Кодекса НАЭН сначала потребуется переоценить запасы на актуальную дату в соответствии с требованиями ГКЗ, пройти государственную экспертизу и сделать сопоставление с оценкой по CRIRSCO.

На подготовку ТЭО кондиций и/или подсчет запасов и их госэкпертизу требуется минимум от полугода, зачастую и существенно больше.

Таким образом, в силу инерционности процедур подсчёта запасов и самой государственной экспертизы любая информация о «запасах» (первичная или вторичная), прошедшая процедуру государственной экспертизы к моменту подписания протокола ГКЗ, уже не пригодна для биржевых целей, так как она практически устаревает раньше, чем появляется на свет, что в свою очередь делает процедуры, требуемые пунктом 21 Кодекса НАЭН, технически невыполнимыми. 

Уместно так же вспомнить, что в период расцвета советской геологии (70–80-е годы прошлого века, когда ответственность за экономический результат была полностью за государством) категорию С2 в основном запрещалось использовать при проектировании добычи (в качестве исключения разрешалось использовать не более 20 % С2 для третьей группы сложности и не более 50 % для четвертой группы, доля которой нематериальна).

В настоящее время ОЭРН официально признана CRIRSCO в качестве признанной профессиональной организации Recognize Professional Organization (RPO) и признанной национальной организацией по публичной отчетности (National Reporting Organization — NRO). Таким образом, у ОЭРН есть все права и возможности для изменения своего основного документа — Кодекса публичной отчетности.

Идею удаления из кодекса положений о гармонизации поддержали все участники собрания Северо-Западного территориального отделения ОЭРН.

На вопросы «а как же тогда в рамках публичной отчетности учитывать результаты госэкспертизы?», «как и какие модифицирующие факторы надо использовать?» ответы могут быть следующие:
1. Факт наличия соответствующих разрешений на продолжение геологоразведочных работ и/или на ведение горных работ и план получения недостающих разрешений должен указываться в публичной отчетности в соответствии с кодексом НАЭН. 
2. Запрета на независимую публичную отчетность по любому из кодексов семейства CRIRSCO (кодекс JORC, кодекс НАЭН и т.д.) в России нет. 
3. При наличии существенного расхождения между результатами оценки по ГКЗ и публичной отчетности по Кодексу ОЭРН, или иному кодексу линейки CRIRSCO, когда, например, требуется изменить технологию добычи или переработки, или изменить масштабы отработки, публичная компания в случае острой необходимости всегда имеет возможность обратится в ГКЗ для переоценки балансовых запасов. 
4. Предлагаемая новая редакция кодекса НАЭН никаких конвертаций из отечественных категорий в категории CRIRSCO и наоборот не предусматривает. Соответственно, нет никакой необходимости и в применении каких-либо специфических модифицирующих факторов, и тем более коэффициентов пересчета, связанных с «гармонизацией» по действующей версии кодекса НАЭН. 
5. Наличие или отсутствие соответствующих разрешений на геолого-разведку и/или добычу учитывается при первичном IPO через стоимостную оценку актива по другим кодексам, — по кодексам стоимостной оценки (например, кодекс VALMIN; российского кодекса стоимостной оценки пока нет).

На собрании рассматривался так же вопрос получения членом ОЭРН статуса «компетентного лица» с правом подписи под публичным отчетом. По действующему уставу для получения этого статуса надо пройти специальную аккредитацию. 

Отмечено, что в настоящее время в условиях двойной отчетности с подавляющим преобладанием государственной, шансы получения опыта публичной отчетности имеет лишь весьма ограниченное количество специалистов, и в действующей редакции Устава будет продолжать иметь место искусственная дискриминация опытных по стандартам ГКЗ специалистов, вполне способных выступать в роли компетентных лиц, включая такие направления, как обогащение, геомеханика, экономика, экология, и т.д. В этой связи из требований к категории «профессиональный член» было предложено исключить обязательное требование участия в публичной отчетности по международным стандартам и исключить категорию 
«Эксперт», обладатели которой не имели статуса компетентного лица. 

Предложено оставить следующие категории членов общества: 
«Специалист» (альтернативно: «ассоциированный член», которым мог бы стать и студент); «Эксперт, профессиональный член»; «Эксперт, действительный (заслуженный) член»; «Почетный член» (без права подписи публичных отчетов о ресурсах и запасах по любому из кодексов семейства CRIRSCO). С учетом этих изменений отпадает необходимость в процедуре аккредитации на статус компетентного лица для всех новых и всех действующих членов общества, не успевших пройти эту процедуру ранее.

В качестве условий, исключающих выпуск экспертом некачественных публичных отчетов по какому-либо из Кодексов семейства CRIRSCO в качестве компетентного лица, считать достаточными следующие нормы:
а) необходимость исполнения экспертом требований Кодекса этики, гарантирующих, что требования к подготовке и составлению конкретного публичного отчета совпадают с компетенциями эксперта. Кодекс этики дополнить нормой: «Эксперт не должен брать на себя функции эксперта в тех областях недропользования и в тех методах и инструментах оценки, которые не входят в его компетенцию. В частности, эксперт-геолог или горный инженер, не владеющий методологией и/или инструментами современного трехмерного моделирования или оптимизации на основе этих моделей, должен отказываться от участия в составлении публичного отчета в качестве компетентного лица, но под руководством компетентного лица он может принимать участие в составлении публичного отчета в тех разделах и в том качестве, где его компетенции достаточно».
б) обязательное представление компетентным лицом в составе публичного отчета собственноручно подписываемого «Согласия», образец которого нужно добавить в Кодекс НАЭН. В «Согласии» обозначается соответствие эксперта конкретным требуемым компетенциям;
в) дисциплинарная ответственность, предусмотренная Уставом.

Собранием отделения решено направить откорректированные, с учетом обсуждения, проекты уставных документов и Кодекса в исполнительный комитет ОЭРН для размещения их на сайте Общества, с целью ознакомления и обсуждения всеми членами ОЭРН с последующим рассмотрением и утверждения на Общем собрании ОЭРН, проведение которого намечено исполнительным комитетом в текущем году.

На собрании СЗ ТО также отмечено, что все большую актуальность при оценке и планировании отработки месторождений ТПИ приобретает геомеханика. Учитывая важность развития этого направления и распространения соответствующих специализированных знаний, предложено создать в ОЭРН отдельную секцию геомеханики. Учитывая факт сосредоточения большого количества специалистов этой области в Санкт-Петербурге, секцию предложено создать на базе СЗ ТО ОЭРН. На роль руководителя секции утверждена кандидатура В.Б. Колпакова.  

Опубликовано в журнале "Золото и технологии" № 2/июнь 2018 г.

04.04.24
Экспортные пошлины на золото нанесут вред золотодобывающей отрасли России
27.12.23
Золото для задач БРИКС
27.12.23
Тёмные стороны законопроекта «О старательской деятельности»
01.10.23
Нужна ли России россыпная золотодобыча?
20.02.23
Резиновые футеровки отечественных марок на фоне ухода Metso
13.05.21
Уголовным кодексом по коронавирусу решили ударить в Магаданской области
24.12.20
Утилизационный сбор: будут ли возвращены собранные сотни миллиардов?
19.05.20
Опыт работы WAI в России с учетом некоторых особенностей межкультурной коммуникации
26.07.19
О платных дорогах на Крайнем Севере замолвите слово…
30.12.16
Оптимизация капитальных затрат при создании золотодобывающего предприятия
27.10.16
Ана­лиз ос­новных фак­то­ров при ос­во­ении гор­ных объ­ек­тов
27.11.15
Крас­но­яр­ский край: пер­спек­ти­вы раз­ви­тия ма­лого биз­не­са в об­ласти зо­лото­добы­чи.
27.10.15
Ре­фор­ма нед­ро­поль­зо­вания в Ка­зах­ста­не
30.06.15
К вопросу о выживании в непростой экономической обстановке
30.12.14
Частное мнение по ситуации 2014 года
30.06.14
Оптимизация в кризис
30.09.12
О том, как можно оскорбить целую отрасль
Смотреть все arrow_right_black



Яндекс.Метрика