Новый порядок использования побочных продуктов производства
0
1830
0
0

С 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 268-ФЗ).
Данный Закон вводит понятие побочного продукта производства (далее — ППП), а также определяет критерии его использования и основания для признания ППП отходом производства. Это является важным шагом по законодательному разграничению на уровне федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов ППП от отхода производства.
Определение «побочного продукта»
До 01.03.2023 г. в федеральных законах легального определения ППП не существовало.
Определение «побочного продукта» было только в ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Так, в данном ГОСТе под побочным продуктом понималась дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
ФЗ № 268-ФЗ дал определение ППП, которое схоже с определением «побочного продукта», устанавливаемого вышеуказанным ГОСТом.
Так, согласно ч. 1 ст. 51.1 Закона об отходах производства в редакции ФЗ № 268-ФЗ, к ППП могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Критерии для разграничения побочного продукта от отхода производства
Минприроды России и судебная практика до 01.03.2023 г. выработали критерии для разграничения побочного продукта от отхода производства.
Так, вещество должно было относится к побочному продукту, если:
- есть отражение в технической документации, что образуемые вещества относятся к побочному продукту;
- в отношении веществ разработаны технические условия и технологический регламент (проведена стандартизация);
- вещества реализуются третьим лицам или используются в собственном производстве (обладают потребительскими свойствами);
- отражение в хозяйственном и бухгалтерском учёте операций с веществами / идентификация их в качестве сырья; вещества не отражаются в экологической отчётности в качестве отходов (форма 2-ТП (отходы), НООЛР, декларация о плате за НВОС);
- технические операции с веществами не соответствуют понятию «размещение отходов» по смыслу Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- безопасность веществ подтверждена заключениями санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС) и протоколами исследований;
- вещество не складируется в объекте размещения отходов (ОРО), а хранится в целях обеспечения сохранения его потребительских свойств.>1
Дело АО «Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий» (дело № А60- 37040/2015)
Территориальный орган Росприроднадзора обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу о взыскании задолженности по плате за НВОС в сумме 293 801 131 руб. Дело три раза направлялось кассацией на новое рассмотрение и прошло четыре круга рассмотрения. Как итог, исковые требования надзорного органа были удовлетворены.
Основанием спора явилось то, что по итогам проверки органом Росприроднадзора был составлен акт, в котором в том числе зафиксировано несанкционированное размещение (хранение)
Обществом отходов солей (содосульфатной смеси) (далее — смесь) на открытом складе бокситов — в месте, не являющемся специально оборудованным сооружением, предназначенном для размещения отходов. Общество представило проверяющим инспекторам справку о том, что объём смеси, хранящейся на открытой площадке, составляет 63 250 т.
Постановлением о назначении административного наказания Общество было признано виновным в несанкционированном размещении рассматриваемого отхода на открытом складе бокситов. Надзорный орган предложил Обществу внести плату за НВОС в сумме 293 801 131 руб.
Суды в судебных актах указывали, что смесь относилась к одному из видов выпускаемой Обществом продукции.
В дело Обществом были представлены технические условия (ТУ) на смесь. Согласно ТУ, смесь должна была храниться в крытых чистых складских помещениях, предохраняя продукт от попадания влаги.
В связи с отказом потребителей от смеси Обществом было принято решение организовать временное хранилище смеси в районе открытого склада бокситов.
В подтверждение реализации данной смеси Общество представило договор, заключенный с третьим лицом, товарную накладную, согласно которым весь объём смеси продан как продукция за 63 250 руб. Также с этим третьим лицом Общество заключило договор на перевозку этой смеси.
Плата за услуги определена в сумме 4 427 500 руб. При этом доказательства перечисления исполнителю платы за перевозку груза (в 70 раз превышающую стоимость самого груза) Обществом не были представлены.
В итоге Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 07.10.2021 г. по делу № А60-37040/2015 сделал вывод о том, что:
Само по себе производство обществом сульфатно-содовой смеси в соответствии с ТУ и дальнейшая ее реализация иным организациям, в том числе с 1995 г. и ранее, не говорит о том, что выявленный в 2013 г. навал этой смеси на открытой складской площадке не может являться отходом.
Общество само признавало эту смесь отходом — нереализованным, утратившим свои потребительские свойства продуктом (в том числе с учетом приказа от 16.12.2002 г. № 574, в связи с отказом потребителей от сульфатно-содовой смеси); хранило ее как отход и, если и вывезло, то тоже как отход, поскольку по договору должно было заплатить за вывоз в несколько раз больше, чем цена, за которую продукт был реализован.
То, что Общество впоследствии наладило реализацию сульфатно-содовой смеси, не освобождает его от обязанности по внесению платы за загрязнение окружающей среды в результате хранения в 2013 г. отхода 4 класса опасности в непредназначенном для этого месте.
Дело АО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» (дело № А60- 61815/2021)
Приказом территориального органа Росприроднадзора Обществу было отказано в утверждении НООЛР.
В качестве оснований отказа указано, что Обществом не учтено образование отработанных масел и дальнейшие операции с ними. Общество обжаловало данный отказ в Арбитражный суд Свердловской области. Суды трёх инстанций удовлетворили исковые требования Общества.
При этом Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 04.10.2022 по делу № А60- 61815/2021 указал, что:
Согласно вышеприведенному определению отходов, имеет значение происхождение отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и их удаляемость.
…
Вопрос об относимости веществ к отходам или побочной продукции предприятия принимают самостоятельно. Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить, что именно в результате деятельности предприятия (исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия) является отходом, а что вторичным сырьем или продукцией, предназначенной для дальнейшего использования.
…
Судами также установлено, что продукция «масла отработанные» реализуется потребителям на основании договоров купли-продажи, из которых следует, что Общество продает продукцию, а не отходы. Реализация такой продукции осуществлялась и в 2020 г. (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры). Обществом с целью оформления решения о переводе масла, образующегося в процессе деятельности, разработаны и утверждены Технические условия на продукцию — «Масла отработанные» ТУ 38.12.25-001-00186938-2017 (далее — ТУ на масла), в которых указаны основные требования к данной продукции. Соответствие указанным ТУ на масла ежемесячно подтверждается протоколами испытаний аккредитованной лабораторией.
Дело АО «ЕВРАЗ КГОК» (дело № А60-60138/2021)
В отношении Общества территориальным органом Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения, в том числе в отчете по форме 2-ТП (отходы), и данных учета в области обращения с отходами за 2020 г. представлена неполная и недостоверная информация. Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Общество, не согласное с пунктами предписания, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными предписания надзорного органа.
Судами трёх инстанций было установлено, что масла, образующиеся в процессе деятельности общества, не являются отходом, а представляют собою продукцию, предназначенную для дальнейшего использования.
Для оформления решения о переводе масла, образующегося в процессе деятельности Общества, были разработаны и утверждены Технические условия на продукцию — «Масла отработанные» ТУ на масла, в которых указаны основные требования к данной продукции. Соответствие указанным ТУ на масла ежемесячно подтверждалось протоколами испытаний аккредитованной лабораторией.
Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 25.08.2022 по делу № А60-60138/2021 указал, что:
Вопрос об относимости веществ к отходам или побочной продукции предприятия принимают самостоятельно. Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить, что именно в результате деятельности предприятия (исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия) является отходом, а что вторичным сырьем или продукцией, предназначенной для дальнейшего использования.
…
…Продукция «масла отработанные» реализуется Обществом «ЕВРАЗ КГОК» потребителям на основании договоров купли-продажи, из которых следует, что продается продукция, а не отходы, что подтверждается представленными Обществом «ЕВРАЗ КГОК» документами первичного бухгалтерского учета (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры).
…Общество «ЕВРАЗ КГОК» определило полезные свойства и экономическую ценность вещества — «масла отработанные», нашло потребителей продукции «масла отработанные», разработало техническую документацию на продукцию «масла отработанные» и реализует данную продукцию потребителям, следовательно «Масла отработанные» являются продукцией в понимании пункта 3.2. ГОСТ Р 53691-2009, пункта 3.16 ГОСТ 30772-2001 и не подлежат учету на предприятии в качестве отхода производства и потребления, в том числе отражению в отчете по форме 2-ТП (отходы), в Данных учета в области обращения с отходами.
…
…Наличие у последнего лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе вышеуказанных масел, не свидетельствует о том, что в деятельности предприятия обязательно должны образовываться такие отходы. Лицензия предоставляет право (а не обязанность) на обращение с отходами, то есть предприятие имеет право на обращение с отработанными маслами как с отходом при переводе масла в отходы в случае минования надобности для собственных нужд и отсутствия потребительского спроса на данную продукцию.
Требования к побочным продуктам производства после 01.03.2023 г.
Нормами ФЗ № 268-ФЗ внесены изменения в Закон об отходах производства, которые устанавливают требования к ППП. Данные требования, в том числе позволяют разграничить ППП и отход производства.
К таким требованиям относится следующее:
- одно и то же вещество может быть отнесено в части соответствующих объёмов к ППП и отходам производства при условии отражения этого в учётной политике;>2
- не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов при обращении с ППП;
- не допускается передача юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем третьим лицам ППП, которые не соответствуют требованиям (стандартам), установленным к сырью либо продукции (ТУ, технологический регламент);
- если ППП используются в своём производстве, то стандартизация не нужна, если они предназначены для реализации третьим лицам, то нужна (сертификат соответствия, ТУ)>3
- нельзя размещать ППП на ОРО в отличие, например, от объёмов вскрыши, которые предназначены для использования (не является отходом производства);
- отражение информации о видах ППП, об объёмах и дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах такого использования либо передачи отражают в программе ПЭК и отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Минприроды России издало приказ от 24.03.2023 г. № 150, в котором ввело в ПЭК новый раздел «Сведения о побочных продуктах производства».
Также данный Приказ уточнил, какие сведения должен содержать этот раздел, а именно:
- перечень видов ППП, включающий наименование ППП;
- показатели, характеризующие объёмы образования ППП за год;
- периодичность (не реже одного раза в квартал) или даты образования ППП;
- планируемые сроки использования ППП в собственном производстве;
- планируемые сроки передачи ППП другим лицам (в случае передачи ППП другим лицам);
- сведения о результатах использования ППП в собственном производстве, включающие сведения о видах сырья и (или) продукции, полученных с использованием ППП, и их планируемом количестве за год, а также реквизиты документов, устанавливающих требования к получаемому сырью или продукции;
- сведения о планируемом использовании ППП в качестве сырья или в качестве продукции для потребления в случае их передачи другим лицам (при наличии информации от потребителя такой продукции).
Условия, при которых побочные продукты производства могут стать отходом производства после 01.03.2023 г.
ФЗ № 268-ФЗ внёс изменения в Закон об отходах производства, которые определяют условия, при которых ППП может превратиться в отход производства.
Такими условиями являются:
- размещение ППП на ОРО;
- неиспользования ППП в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.
В случае признания побочных продуктов отходами производства юридическое лицо, в результате деятельности которого образовалось такое вещество, обязано исчислить и внести плату за НВОС за размещение такого вещества (отхода).
При этом если у недропользователя будут отсутствовать утверждённые органом Росприроднадзора НООЛР на такие ППП, признанные отходами (НООЛР на такие вещества не будет, если лица уже изначально отражали такие вещества в своей отчётности, как ППП), то лицу будет нужно заплатить плату за НВОС (размещение отходов) с повышающими коэффициентами, как за сверхнормативное размещение отходов.
В расчёте платы нужно будет учитывать коэффициент 25 за сверхнормативное размещение отходов (если прошло не более 11 месяцев с даты образования таких ППП, признанных отходами) и 52 (если прошло более 11 месяцев с даты образования).>4
Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов в случае признания ППП отходами признается календарный год, в котором такие побочные продукты производства признаны отходами.
Следует выделить, что Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду>5 и Законом об отходах производства не предусмотрено взимание платы за накопление (образование) отходов производства, которые изначально признавались таковыми, в течение 11 месяцев. При этом коэффициент за сверхнормативное размещение таких отходов составляет 25.
То есть, законодатель вводит более жёсткую ответственность для тех лиц, которые признавали вещества ППП, а впоследствии они были признаны отходом производства. Такие лица должны будут уплатить платежи за сверхнормативное размещение ППП, признанных отходами с повышающими коэффициентами 25/52 при отсутствии у них утверждённых НООЛР.
В данном случае можно предположить, что законодатель говорит недропользователям о необходимости стопроцентной уверенности в том, что образуемые им вещества являются ППП и он сможет их реализовать в течение трёхлетнего периода. Если такой уверенности, то лучше признавать весь или часть объёма этих веществ в качестве отхода производства.
Что не может являться побочным продуктом производства
Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 г. № 4249-р был утверждён Перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства.
К таким веществам в том числе отнесены:
- отходы кучного выщелачивания руд серебряных и золотосодержащих (код ФККО 2 22 411 21 20 5);
- отходы (хвосты) цианирования руд серебряных и золотосодержащих обезвоженные (код ФККО 2 22 411 02 20 5);
- вещества и предметы, включенные в приложение I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989 г. за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III данной Конвенции.
- взрывоопасность;
- огнеопасность;
- способность самовозгораться;
- выделение огнеопасных газов при взаимодействии с водой;
- окисление;
- токсичность (ядовитость);
- инфицирование;
- коррозионность;
- выделение токсичных газов при контакте с воздухом или водой;
- органические пероксиды и т.д.
Всегда существуют риски, что при проведении плановых и внеплановых проверок органы Росприроднадзора теперь будут проводить силами территориальных ЦЛАТИ новые исследования на предмет выявления свойств, предусмотренных приложением III к указанной выше Конвенции, с целью переквалификации вещества, определяемого недропользователем в качестве ППП, в отход производства.
>1 См. письмо Минприроды РФ от 05.05.2016 г. № 04-12-27/9376. Постановление ВС РФ от 07.07.2016 г. № 44-АД16-16. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2021 г. по делу № А43-18442/2020. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2019 г. по делу № А07-21585/2018.
>2 См. письмо Минприроды России от 16.03.2023 г. № 25-47/9247.
>3 См. письмо Минприроды России от 31.03.2023 г. № 25-47/11570.
>4 См. постановление Правительства РФ от 07.12.2022 г. № 2244 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
>5 См. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255.br>
Опубликовано в журнале «Золото и технологии», № 3 (61)/сентябрь 2023 г.