26 апреля 2024, Пятница03:36 МСК
Вход/Регистрация

Проблемы, существующие в горно-добывающей отрасли, и пути их решения.

По материалам доклада на конференции и выставке МАЙНЕКС Дальний Восток 2017, Магадан, 5–6 июля 2017 г.

В.И. Митькин.pngВ.И. Митькин — Министр природных ресурсов и экологии Магаданской области

Как известно, горно-добывающая отрасль составляет основу экономики Магаданской области. По добыче золота Магаданская область является одним из лидеров в России, по добыче серебра уже много лет занимает первое место в России, по добыче россыпного золота также является бесспорным лидером в стране. Вот почти уже десять лет, начиная с 2009 года, ежегодно повышается уровень добычи золота. За это время добыча золота возросла почти в два раза — с 14,6 т в 2008 году до 27,9 т в 2016 году. 2017 год также не будет исключением, плановый показатель на 2017 год составляет по золоту 30,9 т, то есть на 3 т больше, чем в 2016 году (на 10,8 %). И я надеюсь, что недропользователи справятся с поставленной задачей.

Проблема 1. Недропользователи, которые занимаются россыпной золотодобычей, знакомы с письмом заместителя руководителя ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.08.2016 г. №ЛЛ-02/2233 о том, что разведочные открытые полигоны, представляющие собой поверхностную горную выработку и предназначенные для разведки россыпных месторождений, не подлежат к включению в проекты на производство геолого-разведочных работ. Пользователям недр предлагается проводить геолого-разведочные работы траншейным способом, предназначенным для проведения геолого-разведочных работ на целиковых площадях, где имеется закономерность в распределении металла по площади. Предприятиям предлагается оценивать запасы полезного ископаемого на таких месторождениях с проведением экспертизы с оценкой по категории С2 с последующей разведкой и постановкой на баланс. Отказ от применения РЭПов приведёт к снижению объёмов добычи россыпного золота, банкротству многих мелких предприятий, дальнейшему оттоку специалистов из Магаданской области и других субъектов ДФО, значительному снижению налоговых поступлений от золотодобычи. Для примера скажу, что в Магаданской области из неучтенных Госбалансом запасов извлекается более 50 % россыпного золота. Если вместо 16 т добыча составит только 8 т россыпного золота, то выпадающая часть НДПИ федерального бюджета при цене золота 2300 руб. за 1 г составит 441,6 млн руб., а областного — 662,4 млн руб. Суммы значительные, тем более для дотационного пока бюджета Магаданской области. Кроме этого, бюджеты недополучат НДФЛ и налог на прибыль. Возникает вопрос: «Ради чего это сделано?». Эту проблему недропользователи обозначили на уровне Полномочного представителя Президента РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, Министра природных ресурсов и экологии РФ, руководителя Роснедр. Эта же проблема была озвучена на совместной конференции Магаданской области и Чукотского автономного округа в апреле 2017 г. в Москве. Руководитель Роснедр предложил по этому вопросу провести совещание в Москве с участием недропользователей. Такое совещание состоялось 23 мая. Совещание проводил заместитель руководителя Роснедр, в совещании также приняли участие представители ЦНИГРИ, Росгеолэкспертизы, ГКЗ, представители крупнейших предприятий, разрабатывающих россыпные месторождения золота, Союза золотопромышленников Якутии, Союза старателей России. Всех нас выслушали, наши предложения отразили в Протоколе совещания, но в решении Протокола наши предложения не учтены, а только приняты к сведению.Собираются ли те, кто создал проблему, решать ее или планируется обойтись отписками? 

Проблема 2 связана с упрощенной схемой лицензирования и отработки техногенных россыпей. В принципе это звенья одной цепи с первой проблемой. Если мы решим вопрос лицензирования и отработки техногенных россыпей по упрощенной схеме — без экспертизы запасов, без постановки их на баланс, а только затем отработки. То есть на основе предпринимательского риска разведка совмещается с отработкой методом разведочно-эксплуатационных полигонов (РЭП). Запасы ставятся на оперативный учет и по окончании сезона списываются. Казалось бы все просто. Но федеральные органы не стремятся упростить освоение техногенных россыпей, безосновательно приравнивая их к запасам на целиковых площадях.

Чрезмерное администрирование производственной деятельности, не имеющее под собой здравого обоснования и противоречащее правилам рынка, постоянно ухудшает условия хозяйствования на золотодобывающих предприятиях.

Рис. 1. Динамика добычи.png

Рис. 1. Динамика добычи золота и серебра в Магаданской области

Проблема 3. Уже не один год Колыма выступает инициатором законопроекта, направленного на снятие запрета на частную добычу россыпного золота гражданами Российской Федерации, или, как его еще называют, законопроекта о «вольном приносе». Принятие проекта этого закона было поддержано на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 9 октября 2015 года. Там же было решено распространить действия норм этого закона на территорию Магаданской области в качестве пилотного проекта. Тогда же, в 2015 году, была начата подготовка поправок в проект закона с учетом предложений федеральных ведомств. Сейчас уже 2017 год, а законопроект на рассмотрение в первом чтении Государственной Думы до сих пор не поступил.

Четвертая проблема касается освоения рудных объектов. Она связана с согласованием проектной документации для горно-добывающих предприятий и вводом в эксплуатацию рудников и карьеров. Ее озвучил заместитель генерального директора ООО «Кинросс Дальний Восток» Н.В. Григорьев на конференции «Северо-Восток. Территория развития. 2017», которая прошла 27 апреля 2017 г. в Москве.

При существующем порядке подготовка и согласование проектной документации и ввод объектов в эксплуатацию составляют от 3 до 5 лет. Необходимо внести соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ и в ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В случае внесения таких изменений подготовка и согласование проектной документации и ввод объектов в эксплуатацию составят от 1,5 до 2 лет. 

Проблема 5. Еще одна проблема связана с исключением необходимости многократного переоформления лицензий на отдельные виды деятельности (обращение взрывчатых материалов, производство маркшейдерских работ, эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности и т.д.), связанного с расширением мест осуществления деятельности, подлежащих лицензированию, под которыми понимаются объекты (здание, сооружение, помещение).

Рис. 2. Добыча россыпного.png

Рис. 2. Добыча россыпного золота на одном из полигонов Магаданской области

Проблема 6. Необходимо решить вопрос признания победителем аукциона на право пользования недрами одного участника в случае отсутствия заявок иных участников. Как показывает практика, не всегда есть два заявителя, желающих участвовать в аукционе на получение права пользования участком недр, что приводит к искусственно создаваемой и формально состязательной форме распределения недр. Поправки к Закону РФ «О недрах», позволяющие признать победителем аукциона на право пользования недрами одного участника в случае отсутствия заявок иных участников, были разработаны Роснедрами еще в 2015 году, но до сих пор не поступили в Государственную Думу.

Проблема 7. В настоящее время средства, полученные от проведения аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения, в полном объеме поступают в федеральный бюджет. Существующее положение, когда аукционы проводятся на территории региона на месторождения, находящиеся на его территории, но весь доход от их проведения поступает в федеральный бюджет, не отвечает интересам субъектов Российской Федерации. В связи с этим предлагаем законодательно закрепить распределение средств, полученных по результатам аукционов, в пропорции 50/50 (50 % — в бюджет субъекта Российской Федерации и 50 % — в федеральный бюджет).

В заключение хочу сказать, что задача нашей конференции в том числе — оказать поддержку в решении существующих в отрасли проблем. Особенно проблем, которые я обозначил в начале своего доклада и которые являются жизненно необходимыми для россыпной золотодобычи Колымы и других субъектов РФ. 

Всем золотодобытчикам желаю выполнения всех намеченных планов в 2017 г. и в последующие годы. 

Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 3 (37)/сентябрь 2017 г.
Юридическая фирма «Маклауд Диксон». Комментарии к изменениям в российском законодательстве
Система законодательства о недрах и основные тенденции его развития
Добыча драгоценных камней и драгоценных металлов: некоторые спорные вопросы применения НДПИ
Добыча драгоценных камней и драгоценных металлов: некоторые спорные вопросы применения НДПИ
Заказать журнал
ФИО
Телефон *
Это поле обязательно для заполнения
Электронный адрес
Введён некорректный e-mail
Текст сообщения *
Это поле обязательно для заполнения
Пройдите проверку:*
Поле проверки на робота должно быть заполнено.

Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

X